Cущностm ВВП и методов его измерения

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………………..3

1. Теоретические  подходы к измерению общественного  продукта………….. ……4

2. Сравнение  уровня ВВП в России и на  Западе……………………...…………….11

3. Основные  тенденции роста ВВП в России………………………………… ……19

Заключение ……………………………………………………………………………26

Список  литературы ……………………………………………………………...........28     
 

 

      Введение

      В течение уже  более 15 лет в России функционирует рыночная экономика. Еще недавно нельзя было предположить, что можно достичь экономического прогресса такими быстрыми темпами. В историческом и глобальном контексте российские реформы во многом похожи на те, которые проводились в других странах мира. Сейчас экономика России находится на этапе подъема.

      Мировая экономика  также укрепляет свои позиции, она уже способна отвечать на некоторые вызовы времени. Например, замедление темпов роста экономики в 2001 и 2002 годах было незначительным, по сравнению с предыдущими периодами, но в то же время по-прежнему существуют такие риски как геополитическая неопределенность, рост цен на нефть, глобальный дисбаланс и т.п.

      Однако  для того, чтобы сравнение темпов экономического роста России и других стран мира было адекватным необходимо использовать систему национальных счетов. В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений.

      Все основные аспекты экономической  и социальной политики государства  находят отражение в показателях  этой системы (экономический рост, институциональная и отраслевая структура экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышение внешнеэкономических связей и др.). Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработке стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.

      СНС как метод исследования и информационная база расчетов необходима научно-исследовательским  организациям, центрам в их аналитической  и методологической работе, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения молодежи конкретным приемам анализа в условиях рыночной экономики. Наконец, в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество.

      В центре этой системы взаимосвязанных  блоков информации находятся данные о наиболее важных макроэкономических показателях, таких как: валовой  внутренний продукт (ВВП), национальный доход и наиболее важные их компоненты. По этой причине рассмотрение этих показателей, выяснение их сути, сущности и представляется наиболее важным для эффективной политики государства, так как именно ВВП выражает результат функционирования экономики за определенный период развития, характеризует готовую продукцию и произведенные услуги в стране.

      Поэтому целью работы является изучение сущности ВВП и методов его измерения.

      Задачи  работы:

      - Рассмотреть теоретические подходы  к измерению общественного продукта.

      - Провести сравнительный анализ  уровня ВВП в России и Европе.

      - Выявить особенности наметившиеся  тенденции роста ВВП в России.

      Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

    1. Теоретический подход к измерению общественного продукта

      СНС возникла в ряде развитых стран в  конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики – после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских странах). Построение СНС – результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах – статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики. Первое направление связано с именами таких крупных ученых экономистов-статистиков, как К.Кларк, С.Кузнец, А.Маршалл. Второе – с полным основанием ассоциируется прежде всего с Дж.Кейнсом – одним из крупнейших экономистов XX века. По мнению ряда специалистов в области макроэкономического анализа, Кейнс является «теоретическим отцом» национального счетоводства.

      Большой вклад в непосредственную работу СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р.Стоун (ученик Кейнса), Дж.Хикс, лауреаты Нобелевской премии Я.Тиберген, Р.Фриш, В.Леонтьев (создатель разновидности  балансовых построений – методы «затраты - выпуск», в отечественной литературе названного межотраслевым балансом.) В настоящее время межотраслевой баланс рассматривается как составная часть СНС и является основой для расчета ВВП.

      В течении многих лет вопросами  разработки унифицированных схем СНС  и ее внедрения в национальную практику стран активно занимаются международные экономические организации. Международные стандарты по СНС и прежде всего СНС ООН (первая версия 1952-1953гг., вторая – 1968г., третья -1993 г.) – основа стандартизации международной и национальной статистики, международных сопоставлений сводных экономических показателей.

      В России СНС осваивается с 1993 г. Здесь  в ведении отдельных ее статей есть особенности. Пока не все разделы  СНС применяются в полном объеме. Методы российского национального счетоводства несколько отличаются от международных стандартов, что связано с переходным характером экономики. Используемая в настоящее время в России СНС основывается на методологических принципах, разработанных совместно ООН, МВФ, Мировым банком и ОЭСР

      Командно-административная экономика СССР использовала для  учета баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ стал первой в мировой  статистике системой макроэкономических расчетов. А первый баланс народного  хозяйства был составлен в  СССР за 1923-1924гг. Он включал таблицу, послужившую прообразом межотраслевых балансов, разработанных позже В. Леонтьевым. В отличии от СНС в БНХ существует неравноправие отраслей экономики. Общественное производство отождествляется с материальным производством, а непроизводственная сфера деятельности (образование, здравоохранение, услуги, управление и т.д.) не является производящей, а только потребляющей то, что создано в материальном производстве (с/х, промышленность и т.д.).

      Существенно различаются концепции, объясняющие  источники происхождения стоимости. Согласно современной теории стоимости, последняя образуется за счет факторов производства – труда, капитала, земли (иногда добавляют предпринимательскую деятельность). Эта концепция легла в основу СНС, в БНХ реализовалась другая идея – трудовая теория стоимости, ограничительный характер которой для экономики с рыночными отношениями очевиден.

     Несмотря  на принципиальные расхождения в  концепциях и категориях, между СНС  и БНХ есть много общего, так  как обе системы представляют собой балансовые построения, предназначенные для комплексной характеристики воспроизводственных процессов. Именно это обстоятельство стало решающим, когда на первом этапе освоения СНС в нашей стране разрабатывались специальные «переходные ключи» от показателей БНХ.

     «Измеряй все поддающееся измерению и сделай таковым все, не поддающееся измерению», - говорил в свое время Галилей. И действительно, современная экономическая наука не может обойтись без измерений и сопоставлений важнейших макроэкономических показателей, характеризующих такие параметры, как темпы экономического роста, отраслевые и воспроизводственные пропорции, производительность труда, народнохозяйственный кругооборот, уровень реального потребления и жизни населения и т.д.

     Имеющаяся система взаимосвязанных и взаимосогласованных макроэкономических показателей, которая называется системой национальных счетов, служит базой для систематического количественного измерения практически всех основных аспектов и параметров экономики и экономических процессов, происходящих в отдельных  странах, регионах и мировой экономике в целом. Такие измерения лежат в основе не только многих научных выводов, но и государственного регулирования экономики.

     Систему национальных счетов можно определить как систему расчетов макроэкономических показателей, представленную в виде комплекса взаимосвязанных балансовых таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода.

     СНС была создана более 60 лет тому назад в странах запада с наиболее развитой рыночной экономикой для анализа ее структуры, институтов и механизмов функционирования на макроэкономическом уровне. Первые попытки составления системы национальных счетов были предприняты в Великобритании (1946 г.), в США (1947 г. ), во Франции (1949 г.).

       В бывшем СССР для описания и анализа макроэкономики использовалась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ), предназначенный прежде всего для анализа модели экономики, основанной на трудовой теории стоимости, т.е. на общественной собственности и централизованном планировании. Переход к рыночной экономике вызвал потребность перехода от БНХ к системе национальных счетов (1993 г.), первые показатели которой стали рассчитываться с 1988 года.

     Практическая  разработка СНС, продолжается и до сих  пор, базируется на работах классика политэкономии, великого французского экономиста Франсуа Кенэ, а также  лауреата Нобелевской премии, известного американского экономиста российского происхождения Саймона Кузнеца и известного английского экономиста Ричарда Стоуна. Сам термин национальное счетоводство, которое базируется на модели народнохозяйственного кругооборота, предложил голландский экономист Ван Клифф.

     Существует  ряд систем национальных счетов. Среди них известны норвежская система REFL (RE – real, FL-financial) и английская SAM (social accounting matrix), разработанная Р. Стоуном, на основе которой ООН приняла упрощенную стандартную систему национальных счетов, которая используется сейчас более чем в 120 странах. Новая стандартная СНС, принятая ООН в 1993 году, включает кроме финансовых потоков таблицу «затраты - выпуск», а также балансы имущества в реальной и денежной формах.

     Основным  и главным макроэкономическими показателем в СНС является валовой внутренний продукт, который используется для реального статистического измерения производства и потребления национального продукта, распределения и конечного использования доходов, т.е. отражает конечные результаты экономической деятельности по стране в целом.

     Валовой внутренний продукт представляет собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год) всеми производителями независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

     Валовой внутренний продукт также дублирует показатель валового национального продукта, но с некоторым отклонением.

     Валовой национальный продукт – это макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.

     В закрытой экономике ВВП=ВНП. В открытой экономике ВНП отличается от ВВП величиной чистых факторных доходов (разность между доходами иностранцев внутри страны и доходами граждан страны за рубежом): ВНП=ВВП + ЧФД.

     ВНП больше ВВП, если доходы собственников  факторов, применяемых за рубежом, превышают доходы иностранцев от применения принадлежащих им факторов производства в экономике данной страны.

     Под валовым внутренним продуктом понимается сумма добавленных стоимостей, означающая разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на выпуск и реализацию продукции. Он исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая налоги на продукты и все торгово-транспортные наценки и исключая субсидии.

     Из  аксиомы кругооборота следует, что  ВВП может быть определен в любой из фаз воспроизводственного процесса. В настоящее время существует три способа измерения как ВВП, так и ВНП:

     а) по добавленной стоимости (производственный метод)

     б) по доходам (распределительный метод)

     в) по расходам (метод конечного использования)

      ВВП по добавленной стоимости  рассчитывается как сумма стоимостей добавленных на каждой стадии производства конечного продукта. Этот метод дает возможность определить вклад различных фирм и отраслей в производство ВВП. Сумма добавленных стоимостей равна стоимости конечных товаров и услуг.

      В стоимость ВВП, однако, не включаются непроизводственные сделки, которые не являются результатом производства:

         1. Чисто финансовые  сделки:

             а) трансфертные  выплаты из бюджета (по социальному  страхованию, пенсии, пособия, стипендии);

            б) частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами от родителей и др.);

            в) сделки  с ценными бумагами.

         2. Операции с поддержанными  вещами.

         3. Стоимость товаров и услуг, которые производятся в домашних хозяйствах не за деньги.

      ВВП по доходам определяется как сумма  всех первичных доходов и материальных затрат субъектов экономики. При  подсчете на этой стадии  хозяйственного кругооборота ВВП состоит из трех компонентов :

    1. доходов владельцев факторов производства;
    2. амортизационных отчислений;
    3. косвенных налогов.

      К первичным доходам владельцев факторов производства относятся :

    • оплата труда наемных  работников (заработная плата, премии, доплаты, надбавки) плюс отчисления работодателей на социальное страхование;
    • валовая прибыль и валовые смешанные доходы (или чистая прибыль и чистые смешанные доходы)

      В СНС расходная часть должна равняться  доходной :

      Денежный  доход, полученный от производства продукции  данного года = ВВП =объем расходов на покупку товаров и услуг, произведенных в данном году, или

      Y=C+I+G+NE.

       (Доход равен сумме расходов, основное  макроэкономическое тождество.

      При расчете ВВП по расходам суммируются  расходы всех экономических субъектов: 

         ВВП = C +I +G + NE,  

         где C –личное потребление; I – валовые частные внутренние инвестиции; G – государственные закупки товаров и услуг; NE – чистый экспорт.

      Эта формула особенно важна тем, что не только характеризует потребление, но и описывает структуру макроэкономического спроса, т.к. в рыночной экономике могут быть потреблены только оплаченные блага.

      Самым большим компонентом в структуре  потребления ВВП является личное потребление. Под ним понимаются расходы домашних хозяйств на товары длительного, кратковременного пользования  и на услуги, не включая расходы на приобретение жилья. Это наиболее устойчивая и консервативная часть ВВП. Люди, как правило, стремятся сохранить привычный уровень потребления, несмотря на самые разнообразные политические и экономические катаклизмы. Поэтому, спрос, предъявляемый домашними хозяйствами на предметы потребления, является своего рода стабилизатором ВВП.

      Валовые частные внутренние инвестиции  представляют собой капиталовложения в основные производственные и непроизводственные фонды либо изменение материальных запасов. По стоимости валовые инвестиции – это сумма чистых амортизационных отчислений, соответствующих износу основного капитала, и чистых инвестиций, являющихся капиталовложениями, направленными на расширение производства. Это весьма динамичный и изменчивый компонент, т.к. величина вложений связана с наличием прибыльных сфер применения капитала, которых в периоды расцвета и кризиса экономики разное количество.

      Государственные закупки товаров и услуг связаны  с выполнением тех политических, экономических и социальных функций, которые осуществляет современное государство. Это расходы государства на производство общественных благ, стоимость товаров и услуг, покупаемых правительством и заработная плата всех его уровней.

      Чистый  экспорт представляет собой разницу  между экспортом и импортом или сальдо внешней торговли.

      ВВП рассчитывается как в текущих (действующих) ценах, так и в неизменных (базисных) ценах базисного года.

      ВВП, рассчитываемый в текущих рыночных ценах, называется номинальным, а рассчитанный в  постоянных ценах – реальным ВВП.

      Номинальный ВВП может увеличиваться как  за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста  уровня цен. На реальный ВВП уровень  цен не влияет. Поэтому реальный ВВП выступает основным показателем  физического объема товаров и услуг.

      Сравнивая номинальный и реальный ВВП, можно получить дефлятор ВВП, который используется для определения уровня инфляции в стране и ее изменения. Также их сравнивают, чтобы исключить влияние изменения цен на изменение величины ВВП.

      Общую характеристику ВВП мы уже представили, теперь следует определить для каких целей экономистами используется этот показатель.

      Во  – первых, именно ВВП является исходным показателем всей системы национальных счетов. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом: путем прибавления к нему или вычитания из него определенных компонентов. И именно поэтому ВВП обычно подсчитывается более оперативно, чем иные макроэкономические показатели. Для экономиста-практика это обстоятельство имеет важное значение, поскольку для принятия верных решений очень важно знать, что происходит в экономике страны в данный момент, а любая задержка поступления информации грозит ошибками.

      Во – вторых, динамика ВВП является важнейшим показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины структурных и иных кризисов и т.п. По существу падение или рост ВВП служат основным критерием перехода экономики от кризиса к подъему и наоборот. В частности, практиками давно замечено, что о перемене тенденций в экономике можно уверенно говорить, если объем ВВП три квартала подряд изменяется в одном и том же направлении (три квартала растет или три квартала падает).

      В – третьих, ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции. Нормальное выполнение функции денег как средства обращения возможно только при наличии определенных пропорций между размерами денежной массы и массы товаров и услуг в экономике. Из всех показателей системы национальных счетов именно ВВП больше других приспособлен для оценки массы товаров и услуг, произведенных в стране.

      В – четвертых, ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения.

      Но  следует отметить, что наиболее употребляемый не значит самый лучший. Для названных целей целесообразней использовать показатели располагаемого дохода и национального богатства, но они подсчитываются далеко не во всех странах и не так регулярно как, ВВП, а потому менее удобны для текущих международных сопоставлений.

      Помимо  этого почти все рейтинги основываются на пересчете ВВП в доллары по действующему валютному курсу, а такой пересчет не учитывает разницы мировых и внутренних цен. Поэтому в 60-е годы прошлого столетия под эгидой ООН была произведена программа «Международные экономические сопоставления». Для обеспечения достоверности и сопоставимости данных в основу международных подсчетов был положен паритет покупательной способности, т.е. особый, специально подсчитываемый курс перевода национальных денежных единиц в доллары, при использовании которого в любой стране на один «расчетный доллар» можно купить одинаковое количество товаров и услуг. С тех пор подобные расчеты повторяются каждые пять лет. 

 

     2. Сравнение уровня ВВП в России и на Западе

     Одним из важнейших аспектов измерения  макроэкономических показателей являются их международные сопоставления. Естественно, что в центре таких сопоставлений находится показатель ВВП. Сегодня методика таких сопоставлений детально отработана,  сопоставления объемов ВВП, производимые различными международными организациями (ООН, МВФ, ВБ, ОЭСР и др.), охватывают десятки стран и используются не только в целях экономического анализа, но и для разработки внешней и внешнеторговой политики.

     Рост  российского ВВП в 2007 г. составил 7,4%. Очевидно, одной из причин стало замедление промышленного роста: сегодня вклад промышленности в ВВП составляет 27% (в постоянных ценах 2002 г.). Можно расценивать это как признак снижения конкурентоспособности российской промышленности – и сократить предположения об объемах промышленного производства в 2008 г. до 4.3%, а прогноз роста ВВП – до 6.6%

     Жесткая бюджетная политика привела к  сокращению доли госсектора. Тот факт, что в расширенном бюджете 2007 г. государственные расходы составили 29% ВВП, объясняется стремлением правительства сдержать рост инфляции. Тем не менее, сокращение бюджетного финансирования таких сфер, как ЖКХ, образование и здравоохранение, ударило по темпам роста госсектора. Вклад последнего в ВВП сократился до 11% (против 13% в 2002 г.).

     Доля  чистого экспорта сократилась до рекордно низкого уровня. Важнейшим сдвигом в структуре ВВП в 2007 г. стало значительное сокращение доли чистого экспорта. Сегодня он составляет менее 1% ВВП (в фиксированных ценах), против рекордных 16% в 1999 г. Рост потребления вызвал увеличение импорта, который в реальном выражении стал равен экспорту. Это указывает на слабую структуру ВВП - проблема, которую придется решать Правительству. В случае перехода чистого экспорта в сферу отрицательных значений ему в ближайшие годы следует нацелить экономические планы на поиск средств финансирования роста потребления и инвестиций.

     В 2007 г. структура ВВП указала на негативные изменения. Рост российского ВВП в 2007 г. составил 7,4%. Ускорения темпов роста инвестиций до 13.5% в 2007 г. (максимальный показатель с 2000 г.) хватило лишь на то, чтобы поддерживать производственные мощности на существующем уровне( Приложение 1).

     За  прошедший год промышленное производство (при острой конкуренции с импортом и под влиянием снижения темпов роста производительности в обрабатывающих отраслях) выросло лишь на 3.9%. Это является следствием снижения конкурентоспособности российской экономики, обусловленного укреплением рубля и слабой поддержкой отечественных производителей средствами налоговой и структурной политики.

     Наибольшая  озабоченность при анализе структуры  ВВП связана с устойчивостью роста. Отраслевая структура ВВП все еще определяется преимущественно динамикой потребления (таблица 1).

     Таблица 1

       

     Доля  отраслей, обеспечивающих это потребление, увеличилась до 32.5% ВВП, однако промышленный сектор и госсектор продолжают сокращаться. Сокращение доли госсектора отражает жесткую финансовую политику правительства. Ожидается, что в 2008 г. расходы (пересмотренного в сторону увеличения) бюджета составит лишь 29% ВВП (самый низкий уровень за весь постсоветский период). [21]

     Изменения в структуре производства ВВП  предполагают увеличение роли потребления домохозяйств, однако вопрос – в том, сможет ли Россия обеспечить такую структуру роста. Как выясняется, рост потребления в 2006 г. привел к тому, что вклад статьи «чистый экспорт» в объем ВВП упал ниже 1% (исторический минимум). После девальвации 1998 г. доля чистого экспорта возросла до 16%, что и обусловило, в конечном счете, восстановление уровня потребления.

     Очевидно, что до тех пор, пока цены на нефть  остаются высокими, российские банки смогут – при нынешнем росте кредитования – финансировать потребительский бум. При этом рост финансового сектора обусловлен гигантскими доходами от экспорта энергоносителей, так что бум потребления косвенно финансируется за счет нефтяных денег. Учитывая, что чистый экспорт составляет лишь 0.4% ВВП, у России в долгосрочном плане не хватит ресурсов, чтобы финансировать национальное потребление.

     Вместе  взятые эти изменения в структуре  ВВП предполагают увеличение зависимости от топливного сектора - проблема, которую правительству России придется решать в ближайшие годы. Одним из естественных способов ее решения могло бы стать финансирование (в данный момент сокращающегося) чистого экспорта за счет движения капиталов (т.е. за счет увеличения ПИИ). Другим способом могла бы стать поддержка отечественных производителей и повышение качества государственных услуг (путем стимулирования роста инвестиций). Если эти структурные проблемы не будут решены, то, несмотря на наличие Стабилизационного фонда и значительных резервов ЦБР, риск ухудшения экономического положения вследствие снижения цен на нефть останется значительным.

     В США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста  ВВП равняются примерно 2,7 %. Однако в 1990-е экономика Соединенных  Штатов демонстрировала более высокие  темпы, составлявшие порядка 4 % в среднем  в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8 %. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70 % темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2 %.

Cущностm ВВП и методов его измерения