Налоговое администрирование в России

Содержание:

Введение

Теоретическая часть

Расчетная часть

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью курсовой работы является получение теоретических знаний по 1-й части НКРФ, а именно участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и рассмотрение элементов налогообложения, а именно экономической сущности акцизов.

          Задачами курсовой работы является:

  1. Обоснование теоретических основ налогообложения;
  2. Овладение понятным аппаратом по налогам и сборам;
  3. Ознакомление с общими условиями установления налогов и сборов;
  4. Основная черта косвенного налога
  5. Определение налоговой базы
  6. Ознакомление с общими условиями налоговых агентов
  7. Налоговые вычеты по акцизам

 

Теоретическая часть

 

1.Участники отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах

Участниками налоговых правоотношений выступают субъекты хозяйственной  деятельности и государственные  органы. Права и обязанности составляют основу правового статуса участников налоговых правоотношений и являются основанием для выделения их категорий.  
Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают прежде всего в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков, налоговых агентов. Банки как расчетно-кассовые центры выполняют ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Законодательство может налагать отдельные обязанности, связанные с налогообложением, и на другие категории лиц.  
Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере (органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, органы Государственного таможенного комитета Российской Федерации), и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов).

Налоговый агент — в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов  и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего  уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Налоговые агенты исполняют  свои обязанности по исчислению, удержанию  и перечислению налога вне зависимости  от того, являются ли они сами налогоплательщиками  уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
  • письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;
  • вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;
  • в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие  денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ),налог на прибыль организаций.

2.Экономическая  сущность акцизов

Акцизы относятся к  косвенным налогам, сущность и природа  которых сходна с налогом на добавленную  стоимость. Отличительной особенностью индивидуальных акцизов является то, что ими облагается вся стоимость  реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или  полученной продукции в натуральном  выражении). Причем перечень подакцизных  товаров устанавливается государством.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питой мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов  на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления.

Основная черта косвенного налога состоит в том, что никакая  индивидуальная характеристика налогоплательщика, за исключением количества выпускаемого или потребляемого товара, не влияет на сумму налогового платежа.

Это свойство акцизов - как  косвенных налогов, используется государством для воздействия на поведение  экономических субъектов — производителей, а фактически — на потребление  конкретных видов товаров путем  налогообложения в размере, соответствующем  части издержек общества, компенсируемых государством. Таким образом, создается  ситуация, когда в нормальных условиях (без предоставления каких-либо льгот  или при безубыточной продаже) товар  не может стоить ниже определенной величины — установленного акциза.

В соответствии с некоторыми исследованиями термин «акцизы» - англоязычное слово «excise», происходит от средненемецкого слова «exijs», который может быть модификацией старо французского «assise», означающего некое заседание, урегулирование, оценивание. Кроме того, есть латинское слово «excisere»: делать насечки на дереве, отрезать, относящееся к насечкам на мерной линейке, служащей для измерения количества пива или вина в бочке.

Таким образом, на протяжении веков акцизы играли важную роль в  налоговой системе России, прежде всего как крупный фискальный источник.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве  развитых стран регулирующая функция  акцизов является главенствующей, так  основной упор при налогообложении  делается на налоги с дохода, что  объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют  регрессивный характер и поэтому  их широкое применение считается  нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство  методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения.

Акциз считается налогом, имеющим важное социальное значение. Это объясняется рядом причин, во-первых, акциз устанавливается  на товары, вредные для здоровья, к примеру, на табачную и алкогольную продукция. Во-вторых, акцизом облагаются предметы роскоши, предполагая, что граждане, приобретающие столь дорогие вещи, способны заплатить цену с включенной в него суммой акциза. В-третьих, акцизами облагаются товары, ввозимые на территорию России для поддержки отечественного производителя.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных  товаров. Здесь необходимо пояснить, что именно следует относить  к подакцизным товарам. Так,  подакцизными товарами признаются:

а) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

б) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. Но при этом важно  отметить, что в качестве подакцизных  товаров не рассматривается  следующая  спиртосодержащая продукция:

лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

препараты ветеринарного  назначения внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов;

парфюмерно-косметическая  продукция, прошедшая государственную  регистрацию и разлитая в емкости  не более 270 мл;

в) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая  продукция с объемной долей этилового  спирта более 1,5 процента, за исключением  виноматериалов);

г) пиво;

д) табачная продукция;

е) автомобили легковые и  мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

ж) автомобильный бензин;

з) дизельное топливо;

и) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

к) прямогонный бензин. (Прямогонный  бензин – это бензиновые фракции, полученные в результате переработки  нефти, газового конденсата, попутного  нефтяного газа, природного газа, горючих  сланцев, угля и другого сырья, а  также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.)

2) продажа лицами переданных  им на основании приговоров  или решений судов, арбитражных  судов или других уполномоченных  на то государственных органов  конфискованных и (или) бесхозяйных  подакцизных товаров, подакцизных  товаров, от которых произошел  отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную и (или) муниципальную  собственность;

3) передача на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими из давальческого  сырья (материалов) подакцизных товаров,  за исключением операций по  передаче нефтепродуктов, собственнику  указанного сырья (материалов) либо  другим лицам, в том числе  получение указанных подакцизных  товаров в собственность в  счет оплаты услуг по производству  подакцизных товаров из давальческого  сырья (материалов);

4) передача в структуре  организации произведенных подакцизных  товаров для дальнейшего производства  неподакцизных товаров;

5) передача на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных  товаров  для собственных нужд;

6) передача на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных  товаров  в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды  кооперативов, а также в качестве  взноса по договору простого  товарищества (договору о совместной  деятельности);

7) передача произведённых  подакцизных товаров на переработку  на давальческой основе;

8) ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации.

Не подлежат налогообложению  следующие операции:

1) передача подакцизных  товаров одним структурным подразделением  организации, не являющимся самостоятельным  налогоплательщиком, для производства  других подакцизных товаров другому  такому же структурному подразделению  этой организации;

2) реализация подакцизных  товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим  экспорта, за пределы территории  Российской Федерации;

3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных  подакцизных товаров, подакцизных  товаров, от которых произошел  отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную и (или) муниципальную  собственность, на промышленную  переработку под контролем таможенных  и (или) налоговых органов либо  уничтожение;

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных  (переданных) подакцизных товаров  в натуральном выражении - по  подакцизным товарам, в отношении  которых установлены твердые  (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу  измерения);

2) как стоимость реализованных  (переданных) подакцизных товаров,  исчисленная исходя из цен  без учета акциза, налога на  добавленную стоимость - по подакцизным  товарам, в отношении которых  установлены адвалорные (в процентах)  налоговые ставки.

3) как объем ввозимых  подакцизных товаров в натуральном  выражении для исчисления акциза  при применении твердой налоговой  ставки и как расчётная стоимость  ввозимых подакцизных товаров,  исчисляемая исходя из максимальных  розничных цен, для исчисления  акциза при применении адвалорной  налоговой ставки – по подакцизным  товарам в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. 

При определении налоговой  базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается  в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налогообложение подакцизных  товаров осуществляется по следующим  налоговым ставкам:

 

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка

(в процентах  и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

25 руб. 15 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с  объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

173 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с  объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением  вин)

110 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением  шампанских, игристых, газированных, шипучих)

2 руб. 35 коп. за 1 литр

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового  спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

2  руб. 74 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового  спирта свыше 8,6 процента

8 руб. 94 коп. за 1 литр

табак трубочный, курительный, за исключением табака, используемого  в качестве сырья для производства табачной продукции

300 руб. 00 коп. за 1 кг

Сигары

17 руб. 75 коп. за 1 штуку

Сигариллы

232 руб. 00 коп. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

120 руб. 00 коп. за 1000 штук + 5,5 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 142 руб. 00 коп. за 1000 штук.

Сигареты без фильтра, папиросы

55 руб. 00 коп. за 1000 штук + 5,5 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 72 руб. 00 коп. за 1000 штук.

Автомобили легковые с  мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

19 руб. 26 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с  мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

194 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Бензин автомобильный  с октановым числом до "80" включительно

2657 руб. 00 коп. за 1 тонну

Бензин автомобильный  с иными октановыми числами

3629 руб. 00 коп. за 1 тонну

Дизельное топливо

1080 руб. 00 коп. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2951 руб. 00 коп. за 1 тонну

Прямогонный бензин

2657 руб. 00 коп. за 1 тонну


 

Порядок исчисления акциза

Сумма акциза по подакцизным  товарам (в том числе при ввозе  на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным  товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным  товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены  комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых  ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и  объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном  выражении и как соответствующая  адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих  подакцизных товаров.

Налоговые вычеты по акцизам

Налогоплательщик имеет  право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам:

1. Вычетам подлежат суммы  акциза, предъявленные продавцами  и уплаченные налогоплательщиком  при приобретении подакцизных  товаров, в дальнейшем использованных  в качестве сырья для производства  подакцизных товаров.

2. При передаче подакцизных  товаров, произведенных из давальческого  сырья (материалов), в случае, если  давальческим сырьем (материалами)  являются подакцизные товары, вычетам  подлежат суммы акциза, уплаченные  собственником указанного давальческого  сырья (материалов) при его приобретении.

3. Вычетам подлежат суммы  акциза, уплаченные на территории  Российской Федерации по спирту  этиловому, произведенному из  пищевого сырья, использованному  для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных  для производства алкогольной  продукции.

4. Вычетам подлежат суммы  акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем  подакцизных товаров или отказа  от них.

5 Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму  акциза по подакцизным товарам  на сумму акциза, исчисленную  налогоплательщиком с сумм авансовых  и (или) иных платежей, полученных  в счет оплаты предстоящих  поставок подакцизных товаров.

6. Вычетам подлежат суммы  акциза, начисленные при получении  денатурированного этилового спирта  налогоплательщиком, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур и других документов.

Вычетам подлежат только суммы  акциза, фактически уплаченные.

В случае оплаты подакцизных  товаров, использованных в качестве сырья для производства других товаров, третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

Сроки и порядок уплаты акциза

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции признаваемые объектом налогообложения, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые  вычеты сумма акциза.

Если сумма налоговых  вычетов в каком-либо налоговом  периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным  товарам, налогоплательщик в этом налоговом  периоде акциз не уплачивает

Сумма превышения налоговых  вычетов над суммой акциза, исчисленной  по операциям, признаваемым объектом налогообложения подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведённых  ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации товаров  за истекший налоговый период равными  долями не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным месяцем, и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным месяцем. 

 

Расчетная часть

 Задача:

АО «Дагэтанол» является плательщиком в бюджет налога на прибыль, акцизов и НДС. По данным учета и отчетности за первый квартал 2011 года имеются следующие данные для исчисления налогов:

     1.  О реализации водки с крепостью 40%

 

Период

Стоимость реализованной  водки в ценах без НДС (млн.руб.)

Объем реализованной водки  в натуральном выражении (тыс.л.)

с 1 по 31 января

12,6

420

с 1 по 28 февраля

11,3

390

с 1 по 31 марта

13,1

430


 

Рассчитаем сумму акциза для водки крепостью 40%:

 

420

39010239 780 000 руб.

430

            Общая сумма акцизов составляет:

 

 

Рассчитаем налоговую  базу по НДС:

 

 

13100000 + =   56 960 000 руб.

Теперь определим суммы НДС:

 руб

 

 

Общая сумма НДС: 
++=29 426 400 руб.

 

 

2. О поступлении  от спиртзавода 96% этилового спирта для производства водки:

Период

Поступило и оприходовано на склад (тыс.л.)

Стоимость поступившего спирта (тыс.руб.)

В т.ч. НДС (т.р.)

В т.ч. акциз (т.р.)

Дата оплаты счета

Израсходовано в производстве водки (тыс.л.)

Янв.

80

7600

1043

2470

19.01.10

81

Фев.

70

6453

928

2013

10.02.10

66

Март

85

7134

998

2378

14.03.10

78


 

В соответствии со ст. 193  НКРФ акциз на 96%- го этилового спирта составляет 30,5 руб. на 1 литр, отсюда найдем суммы акцизов:

60000

 

70000

22200096%=213120

240500096%=2308800

259000096%=2486400

 

213120=42626880:2=21313440

39780000-2308800=37421200:2=18735600

2486400=41013600:2=16918560

Общая сумма акцизов  равна:

2131340

Налоговые вычеты по НДС:

 

 

 

Теперь рассчитаем общую сумму НДС:

1043000

         3. О других показателях деятельности АО за 1 квартал 2011 года:

         Затраты на производство и  реализацию продукции в том  числе:

    • Материальные расходы 18,6 млн. руб. в том числе сверх норм и нормативов 55 тыс. руб.
    • Расходы на оплату труда:

Кол-во работников

Начислено в январе

Начислено в феврале

Начислено в марте

36

8,5

7,5

8,7

7

35,0

38,0

44,0

4

56,0

56,0

56,0

1

93,0

92,0

123


 

Рассчитаем расходы на оплату труда за январь:

 

         Рассчитаем расходы на оплату  труда за февраль:

 

 Теперь рассчитаем расходы на оплату труда за март:

 

          Отсюда расходы на оплату труда  за квартал составляют:

1151+1022+532

 

  • Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды:

Страховые платежи составляют 30% от фонда оплаты труда:

 

 

  • На балансе организации числятся следующие транспортные средства:

Вид и марка транспортных средств

Мощность транспортных средств

количество

ЗИЛ 130,431610, бензовоз

150

3

ЗИЛ 157

110

2

ГАЗ 53 А

115

4

Волга ГАЗ 31029, легковой

95

2

Кран МАЗ 500

180

5

КАМАЗ 5410

210

2

ТАЗ 330210, легковой

100

4

УАЗ 3151

92

3


 

Зная ставки транспортного  налога из статьи 361 НКРФ, мы можем определить сумму транспортного налога:

150

110 руб.

115руб.

95руб.

180руб.

210

100 руб.

92 руб.

Общая сумма транспортного  налога =1800+880+1840+475+4500+2730+1000+690=13915

13915:4=3479

  • Также имеется амортизируемое имущество:

Количество единиц

Первоначальная стоимость (тыс. руб.)

Срок полезного использования (лет)

5

720

14

4

380

10

10

400

3

1

30

5

Налоговое администрирование в России