Законодательная метрология

ИЗ ИСТОРИИ  РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИИ

 

Метрология как наука  и область практической деятельности имеет древние корни. На протяжении развития человеческого общества измерения  были основой взаимоотношений людей  между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались определенные представления о размерах, формах, свойствах предметов и  явлений, а также правила и  способы их сопоставления. Раздробленность  территорий и населяющих их народов  обуславливала индивидуальность этих правил и способов. Поэтому появлялось множество единиц для измерения  одних и тех же величин.

Наименования единиц и  их размеров в давние времена давались чаще всего в соответствии с возможностью определения их без специальных  устройств, т.е. ориентировались на те, что были "под руками и под  ногами". В России в качестве единиц длины были пядь, локоть. Первоначально под пядью понимали максимальное расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев взрослого человека. В XYIa. мерную пядь прировняли к четверти аршина, а в дальнейшем пядь как мера длины постепенно вышла из употребления.

Локоть как мера длины  применялась в древние времена  во многих государствах (на Руси, в Вавилоне, Египте и др.странах) и определялась как расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца среднего пальца вытянутой руки (или большого пальца, или сжатого кулака). Естественно, размер локтя был различным.

Одной из основных мер длины  в России долгое время была сажень (упоминается в летописях начала Хв.). Размер ее также был не постоянен. Применялись: простая сажень, косая сажень, казенная сажень и др. При Петре 1 по его Указу русские меры длины были согласованы с английскими мерами. Так одна сажень должна была равняться семи английским футам. В 1835 г. Николай 1 своим "Указом правительствующему Сенату" утвердил сажень в качестве основной меры длины в России. В соответствии с этим Указом за основную единицу массы был принят образцовый фунт, как кубический дюйм воды при температуре 13,3 градуса Реомюра в безвоздушном пространстве (фунт равнялся 409,51241 грамм).

Кроме перечисленных мер  длины в России использовались и  другие меры длины: аршин (0,7112 м), верста (в разные времена размер версты был различным). 
Для поддержания единства установленных мер еще в древние времена применялись эталонные (образцовые) меры, которые хранились в Церквях, т.к. Церкви являлись наиболее надежными местами для хранения ценных предметов. В принятом в 1134-1135г. уставе говорилось, что переданные на хранение епископу меры надлежало "блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати". Таким образом, уже в те времена производилась операция, которая позже стала называться поверкой.

За умышленно неправильное измерения, обман, связанные с применением мер, предусматривались строгие наказания («казнити близко смерти»).

По мере развития промышленного  производства повышались требования к  применению и хранению мер, стремление к унификации размеров единиц. Так, в 1736 г. российский Сенат образовал  комиссию мер и весов. Комиссии предписывалось разработать эталонные меры, определить отношения различных мер между  собой, выработать проект Указа по организации  поверочного дела в России. Архивные материалы свидетельствуют о  перспективности замыслов, которые  предполагала реализовать комиссия. Однако из-за отсутствия средств, эти  замыслы в то время не были реализованы.

В 1841 году в соответствии с принятым Указом "О системе  Российских мер и весов", узаконившим  ряд мер длины, объема и веса, было организовано при Петербургском  монетном дворе Депо образцовых мер  и весов - первое государственное  поверочное учреждение. Основными задачами Депо являлись: хранение эталонов, составление таблиц русских и иностранных мер, изготовление менее точных по сравнению с эталонами образцовых мер и рассылка последних в регионы страны. Поверка мер и весов на местах была вменена в обязанность городским думам, управам и казенным палатам. Были организованы "ревизионные группы", включающие представителей местных властей и купечества, имеющие право изымать неверные или неклейменные меры, а владельцев таких мер привлекать к ответственности. Таким образом, в России были заложены основы единой государственной метрологической службы.

В начале ХVШв. появились книги, в которых содержалось описание действующей русской метрологической системы:

Л.Ф.Магницкого "Арифметика" (1703г.), "Роспись полевой книги" (1709г.). Позже, в 1849г. была издана первая научно-учебная книга Ф.И. Петрушевского "Общая метрология" (в двух частях), по которой учились первые поколения  русских метрологов.

Важным этапом в развитии русской метрологии явилось подписание Россией метрической конвенции 20 мая 1875г. В этом же году была создана  Международная организация мер  и весов (МОМВ). Место пребывания этой организации- Франция (Севр). Ученые России принимали и принимают активное участие в работе МОМВ. В 1889г. в Депо образцовых мер и весов поступили эталоны килограмма и метра. 
В 1893 г. в Петербурге на базе Депо была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И.Менделеев. В это время начали проводиться серьезные метрологические исследования. Д.И.Менделеев вложил много сил в развитие и совершенствование поверочного дела; была образована сеть поверочных палаток, осуществляющих поверку, клеймение и ремонт мер и весов, контроль за их правильным применением. В 1900 г. при Московском окружном пробирном управлении состоялось открытие Поверочной палатки торговых мер и весов. Так было положено начало организации метрологического института в Москве (в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы - ВИНИМС).

В годы советской власти метрология получила дальнейшее развитие. В 1918г. был принят декрет правительства  Российской Федерации "О введении международной метрической системы мер и весов".

В 1930г. произошло объединение  метрологии и стандартизации. Была проведена большая работа по изучению состояния метрологической деятельности. Опыт, полученный в эти годы, оказался полезным во время Великой Отечественной  войны, когда потребовалось быстрое  восстановление измерительного хозяйства  на эвакуированных предприятиях и приспособление его к задачам военного производства. После окончания войны сеть поверочных и метрологических организаций  начала быстро восстанавливаться. Были созданы новые метрологические  институты.

В 1954г. был образован Комитет  стандартов, мер и измерительных  приборов при СМ СССР (в дальнейшем Госстандарт СССР). После распада СССР управление метрологической службой России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

В отличие от зарубежных стран управление метрологической службой в РФ осуществляется в рамках единой сферы  управления, включающей и стандартизацию. Однако между этими видами деятельности существуют различия, которые углубляются  по мере развития рыночных отношений. Если руководство метрологией и  государственный метрологический  надзор сохраняется в качестве важнейшей  функции государственного управления, то стандартизация, в основу которой, судя по опыту стран с рыночной экономикой, положен диктат производителя, может претерпеть существенные изменения.

 

 

 

 

КРАТКИЕСВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ  РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИИ

Метрология как наука  и область практической деятельности имеет древние корни. На протяжении развития человеческого общества измерения  были основой взаимоотношений людей  между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались определенные представления о размерах, формах, свойствах предметов и  явлений, а также правила и  способы их сопоставления. Раздробленность  территорий и населяющих их народов  обуславливала индивидуальность этих правил и способов. Поэтому появлялось множество единиц для измерения  одних и тех же величин.

Наименования единиц и  их размеров в давние времена давались чаще всего в соответствии с возможностью определения их без специальных  устройств, т.е. ориентировались на те, что были "под руками и под  ногами". В России в качестве единиц длины были пядь, локоть. Первоначально под пядью понимали максимальное расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев взрослого человека. В XYIa. мерную пядь прировняли к четверти аршина, а в дальнейшем пядь как мера длины постепенно вышла из употребления.

Локоть как мера длины  применялась в древние времена  во многих государствах (на Руси, в Вавилоне, Египте и др.странах) и определялась как расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца среднего пальца вытянутой руки (или большого пальца, или сжатого кулака). Естественно, размер локтя был различным.

Одной из основных мер длины  в России долгое время была сажень (упоминается в летописях начала Хв.). Размер ее также был не постоянен. Применялись: простая сажень, косая сажень, казенная сажень и др. При Петре 1 по его Указу русские меры длины были согласованы с английскими мерами. Так одна сажень должна была равняться семи английским футам. В 1835 г. Николай 1 своим "Указом правительствующему Сенату" утвердил сажень в качестве основной меры длины в России. В соответствии с этим Указом за основную единицу массы был принят образцовый фунт, как кубический дюйм воды при температуре 13,3 градуса Реомюра в безвоздушном пространстве (фунт равнялся 409,51241 грамм).

Кроме перечисленных мер  длины в России использовались и  другие меры длины: аршин (0,7112 м), верста (в разные времена размер версты был различным).

Для поддержания единства установленных мер еще в древние  времена применялись эталонные (образцовые) меры, которые хранились в Церквях, т.к. Церкви являлись наиболее надежными  местами для хранения ценных предметов. В принятом в 1134-1135г. уставе говорилось, что переданные на хранение епископу меры надлежало "блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати". Таким образом, уже в те времена производилась операция, которая позже стала называться поверкой.

За умышленно неправильное измерения, обман, связанные с применением мер, предусматривались строгие наказания («казнити близко смерти»).

По мере развития промышленного  производства повышались требования к  применению и хранению мер, стремление к унификации размеров единиц. Так, в 1736 г. российский Сенат образовал  комиссию мер и весов. Комиссии предписывалось разработать эталонные меры, определить отношения различных мер между  собой, выработать проект Указа по организации  поверочного дела в России. Архивные материалы свидетельствуют о  перспективности замыслов, которые  предполагала реализовать комиссия. Однако из-за отсутствия средств, эти  замыслы в то время не были реализованы.

В 1841 году в соответствии с принятым Указом "О системе  Российских мер и весов", узаконившим ряд мер длины, объема и веса, было организовано при Петербургском монетном дворе Депо образцовых мер и весов - первое государственное поверочное учреждение. Основными задачами Депо являлись: хранение эталонов, составление таблиц русских и иностранных мер, изготовление менее точных по сравнению с эталонами образцовых мер и рассылка последних в регионы страны. Поверка мер и весов на местах была вменена в обязанность городским думам, управам и казенным палатам. Были организованы "ревизионные группы", включающие представителей местных властей и купечества, имеющие право изымать неверные или неклейменные меры, а владельцев таких мер привлекать к ответственности. Таким образом, в России были заложены основы единой государственной метрологической службы.

В начале ХVШв. появились книги, в которых содержалось описание действующей русской метрологической системы:

Л.Ф.Магницкого "Арифметика" (1703г.), "Роспись полевой книги" (1709г.). Позже, в 1849г. была издана первая научно-учебная книга Ф.И. Петрушевского "Общая метрология" (в двух частях), по которой учились первые поколения  русских метрологов.

Важным этапом в развитии русской метрологии явилось подписание Россией метрической конвенции 20 мая 1875г. В этом же году была создана  Международная организация мер  и весов (МОМВ). Место пребывания этой организации- Франция (Севр). Ученые России принимали и принимают активное участие в работе МОМВ. В 1889г. в Депо образцовых мер и весов поступили эталоны килограмма и метра.

В 1893 г. в Петербурге на базе Депо была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И.Менделеев. В это время начали проводиться  серьезные метрологические исследования. Д.И.Менделеев вложил много сил  в развитие и совершенствование  поверочного дела; была образована сеть поверочных палаток, осуществляющих поверку, клеймение и ремонт мер  и весов, контроль за их правильным применением. В 1900 г. при Московском окружном пробирном управлении состоялось открытие Поверочной палатки торговых мер и весов. Так было положено начало организации метрологического института в Москве (в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы - ВИНИМС).

В годы советской власти метрология получила дальнейшее развитие. В 1918г. был принят декрет правительства  Российской Федерации "О введении международной метрической системы  мер и весов".

В 1930г. произошло объединение  метрологии и стандартизации. Была проведена большая работа по изучению состояния метрологической деятельности. Опыт, полученный в эти годы, оказался полезным во время Великой Отечественной  войны, когда потребовалось быстрое  восстановление измерительного хозяйства  на эвакуированных предприятиях и приспособление его к задачам военного производства. После окончания войны сеть поверочных и метрологических организаций  начала быстро восстанавливаться. Были созданы новые метрологические  институты.

В 1954г. был образован Комитет  стандартов, мер и измерительных  приборов при СМ СССР (в дальнейшем Госстандарт СССР). После распада СССР управление метрологической службой России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

В отличие от зарубежных стран управление метрологической  службой в РФ осуществляется в  рамках единой сферы управления, включающей и стандартизацию. Однако между этими  видами деятельности существуют различия, которые углубляются по мере развития рыночных отношений. Если руководство  метрологией и государственный  метрологический надзор сохраняется  в качестве важнейшей функции  государственного управления, то стандартизация, в основу которой, судя по опыту стран  с рыночной экономикой, положен диктат производителя, может претерпеть существенные изменения.

Государственный метрологический надзор

Государственный метрологический  надзор (ГМН) осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными  Президентом Российской Федерации  или Правительством Российской Федерации  на осуществление данного вида надзора  в установленной сфере деятельности.

      Порядок  осуществления государственного  метрологического надзора, взаимодействия  федеральных органов исполнительной  власти, осуществляющих государственный  метрологический надзор, а также  распределение полномочий между  ними устанавливается Президентом  Российской Федерации или Правительством  Российской Федерации в пределах  их компетенции. 

При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный  метрологический надзор, не допускается  одновременное возложение полномочий по проверке соблюдения одних и тех  же требований у одного субъекта проверки на два и более федеральных  органа исполнительной власти.

В соответствии с Законом  РФ "Об обеспечении единства измерений"  от 26.06.2008 N 102-ФЗ ст. 3  сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных  частью 1 настоящей статьи, установлены  обязательные требования и которые  выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций;

9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

          К сфере государственного регулирования  обеспечения единства измерений  относятся также измерения, предусмотренные  законодательством Российской Федерации  о техническом регулировании.

      Сфера государственного  регулирования обеспечения единства  измерений распространяется также  на единицы величин, эталоны  единиц величин, стандартные образцы  и средства измерений, к которым  установлены обязательные требования.

      Обязательные  требования к измерениям, эталонам  единиц величин, стандартным образцам  и средствам измерений устанавливаются  законодательством Российской Федерации  об обеспечении единства измерений  и законодательством Российской  Федерации о техническом регулировании.  Обязательные требования к единицам  величин, выполнению работ и  (или) оказанию услуг по обеспечению  единства измерений устанавливаются  законодательством Российской Федерации  об обеспечении единства измерений.

         Особенности обеспечения единства  измерений при осуществлении  деятельности в области обороны  и безопасности государства устанавливаются  Правительством Российской Федерации. 

2. Государственный метрологический  надзор осуществляется за:

1) соблюдением обязательных  требований в сфере государственного  регулирования обеспечения единства  измерений к измерениям, единицам  величин, а также к эталонам  единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их  выпуске из производства, ввозе  на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

2) наличием и соблюдением  аттестованных методик (методов)  измерений;

3) соблюдением обязательных  требований к отклонениям количества  фасованных товаров в упаковках  от заявленного значения.

  Государственный метрологический  надзор распространяется на деятельность  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих:

1) измерения, относящиеся  к сфере государственного регулирования  обеспечения единства измерений;

2) выпуск из производства  предназначенных для применения  в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;

3) расфасовку товаров.

   Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о данной деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору, не позднее трех месяцев со дня ее осуществления. Порядок уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

  Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.

ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами  единиц величин, соблюдением метрологических  правил и норм. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов  такого надзора определен правилами  по метрологии ПР 50.2.002-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм".

Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений   (МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.

ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях  определения массы, объема, расхода  или других величин, характеризующих  количество товаров, отпускаемых продавцом  покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами  по метрологии ПР 50.2.003-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций".

ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие  количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок  подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен  правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже".


 
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Государственный метрологический  контроль и надзор осуществляют должностные  лица Госстандарта России - главные  государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

При выявлении нарушений метрологических  правил и норм государственный инспектор  имеет право:

- Запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

- Гасить поверительные клейма и аннулировать свидетельства о поверке в случаях, когда средства измерений дают неправильные показания или просрочены межповерочные интервалы;

- При необходимости изымать средства измерений из эксплуатации;

- Представлять предложения по аннулированию лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

- Давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

- Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический  контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения  нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор (контроль) за соблюдением и

информация  о нарушении требований технических  регламентов 

Регламентация государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов  и информация о нарушении требований технических регламентов отражены в главах 6 и 7. Глава 6 включает 4 статьи, касающиеся функционирования государственного контроля (надзора): органы (ст.32), объекты (ст.33), полномочия (ст.34), ответственность (35). Глава 7 включает 7 статей. 4 статьи касаются несоответствия продукции требованиям технических регламентов: ответственность (ст.36), информация (ст.37), обязанности изготовителя (ст.38), права органов государственного контроля (надзора) (ст. 39). 3 статьи касаются принудительного отзыва продукции (ст.40), ответственности за нарушение правил сертификации (ст.41) и ответственности аккредитованной испытательной лаборатории(центра) (ст.42).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (ст. 32) осуществляется органами исполнительной власти федеральными и субъектов РФ, подведомственными  им государственными учреждениями, уполномоченными  на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ (далее органы государственного контроля (надзора). Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора), в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, или связанных  с требованиями к ней процессов  проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и утилизации (ст. 33).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется на основе

контрольных исследований (испытаний), измерений, проверки сертификатов и деклараций и др. согласно п.11 ст.7.

ФЗ «О техническом регулировании» определяет полномочия органов государственного контроля (надзора) (ст. 34) - право требовать  от изготовителя документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям  технических регламентов, проводить  исследования (испытания) и измерения  и на основе их результатов принимать  решения. Возможные варианты решений  – предписание об устранении нарушения  в установленный срок; запрет передачи продукции, полное или частичное  приостановление производства, эксплуатации, хранения и утилизации; направлять информацию о необходимости приостановления  или прекращения действия сертификата  соответствия в выдавший его орган  по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; в случае существенных нарушений материалы проверок направлять в общественные организации, органы исполнительной власти или правоохранительные органы для привлечения изготовителя к ответственности и принимать другие меры согласно законодательству РФ.

ФЗ определяет ответственность и обязанности  органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Представители  органов государственного контроля (надзора) должны проводить разъяснительную работу по законодательству о техническом регулировании, соблюдать коммерческую или иную охраняемую законом тайну, соблюдать порядок осуществления мероприятий по контролю (надзору) и др.

Законодательная метрология