Законодательная основа местного самоуправления в Российской Федерации (Кировской области). 2
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретические и правовые основы формирования местного самоуправления в России |
6 |
1.1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ |
6 |
1.2. Понятие и принципы местного самоуправления |
9 |
2. Роль администрации муниципального образования «Город Киров» по формированию правовых основ местного самоуправления |
13 |
2.1. Общая
характеристика структуры |
13 |
2.2. Основные
направления деятельности |
17 |
2.3. Взаимодействие МО «Город Киров» с предприятиями, общественными организациями и органами территориального самоуправления (ТОС) |
22 |
3. Проблемы правового
обеспечения местного |
26 |
Заключение |
32 |
Библиографический список |
33 |
Приложения |
36 |
Введение
Изучение возможностей
совершенствования
В свете проводимой реформы местного самоуправления становится актуальным вопрос о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установление особенностей российской модели, определение путей ее реформирования. Новое федеральное законодательство, регулирующее местное самоуправление, должно быть подвергнуто тщательному исследованию с точки зрения определения тех или иных элементов, влияющих на эволюцию модели взаимоотношений государства и местного самоуправления.
Новый Закон о местном самоуправлении существенным образом изменяет основы организации местного самоуправления, формы, методы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, и эти изменения могут вступить в коллизию и с нормами Конституции РФ, и с решениями Конституционного Суда РФ.
Федеральный закон о местном самоуправлении принципиальным образом изменяет взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления, трансформирует систему местного самоуправления, устанавливает новые принципы территориального устройства муниципальных образований, реформирует экономические основы местного самоуправления, а также устанавливает новые принципы взаимодействия в экономической сфере, особенно в области межбюджетных отношений. Вводятся все эти изменения, как представляется, без достаточной теоретической проработки, без детального исследования последствий принятия такого рода изменений. Отсутствие юридического анализа данных вопросов может привести к ряду весьма негативных последствий.
Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. Законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. Практическая реализация Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ проходит крайне сложно. В Закон уже внесено множество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается. Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.
Целью данной работы является изучение системы местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
- изучить нормативно-правовую базу системы местного самоуправления, проанализировать современное состояние системы местного самоуправления в России;
- выявить основные причины реформы местного самоуправления в России;
- показать в сравнении существующую систему местного самоуправления и её новую модель.
Объектом изучения курсовой работы является местное самоуправление.
Предметом исследования является современное состояние системы местного самоуправления.
В качестве методов в работе использовались структурно функциональный метод, диалектико-материалистический метод, а так же сравнительный анализ нормативно-правовой базы. Данный метод использовался с целью выявления изменений формальных рамок моделей местного самоуправления.
Методической и теоретической основой при написании работы послужили: инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных авторов; периодические издания; а также появившиеся в последнее время работы, авторы которых занимаются не только теорией, но и практикой местного самоуправления.
1. Теоретические и правовые основы формирования местного самоуправления в России
1.1. Конституционные
основы местного
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Под правовой основой местного самоуправления понимается совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление, из которых в последние годы сложилась новые отрасли российского права - муниципальное право и государственное муниципальное управление. Именно оно вместе с конституционным правом является той фундаментальной основой, на которой возводится ныне муниципальное здание.
Статья 72 Конституции РФ относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации [19].
Конституция РФ определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Конституция Российской Федерации, которая закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. ст. 130 - 133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления:
- население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
- экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
- система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительны
е, контрольные и т.д.); - местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
- органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
- местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;
- местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
- устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии
со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление
в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
Первая часть развивает
положения о местном
В этой сущностной функциональной характеристике местного самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван субъект местного самоуправления – население. Ему как сообществу граждан, проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право на осуществление местного самоуправления непосредственно и через своих представителей, причем не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Указанное право конкретизируется
через систему специальных
Второе: в общем виде сформулировано поле деятельности местного самоуправления – «вопросы местного значения», под которым понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Законом о местном самоуправлении, законами субъектов РФ. В их перечень конституция включает жилищное строительство и распределения жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка и др.
Третье: установлена экономическая основа местного самоуправления с наделением населения правами собственника – владения, пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с другими формами собственности.
Конституцией РФ право населения, местных сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности.
1.2. Понятие
и принципы местного
В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и в первую очередь от участия в этих процессах граждан Российской Федерации. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.
Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.).
Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает" [17].
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:
- самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;
- организационное
обособление местного
- соответствие
материальных и финансовых
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
- многообразие
организационных форм осуществл
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность в организации и деятельности местного самоуправления;
- гласность
деятельности местного
- сочетание
коллегиальности и
- государственные
гарантии местного
Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К ним он относит:
- различие в
характере власти. Местное самоуправление
- власть подзаконная,
- разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграничении круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
- самостоятельные
источники средств. Нельзя
- территориально ограниченный выборный принцип.
Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.
Таким образом, местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Признание местного
самоуправления особой формой власти
и особым общественным институтом означает
признание того, что наряду с личным
интересом каждого человека и
государственным интересом
Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин "муниципалитет" происходит от латинских слов munis - тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio - беру, принимаю. Иными словами, самоуправление - бремя общественных дел.
В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Ведь население и выбранные им органы местного самоуправления лучше знают, как успешнее организовать свою жизнь и как лучше вести дела, чем государственные органы в случае централизованного управления местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.
2.
Роль администрации
2.1. Общая характеристика структуры администрации МО «Город Киров»
Муниципальное образование «Город Киров» - городское поселение, наделенное статусом городского округа законом Кировской области «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения».
В соответствии со ст.7 Устава муниципального образования «Город Киров» структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования (городская Дума);
- глава муниципального образования (глава города Кирова);
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (администрация города Кирова);
- контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата города Кирова).
Для осуществления полномочий
по решению вопросов местного значения,
определенных настоящим Уставом, в муниципальном
образовании создается исполнительно-распорядительный
орган. Официальное название исполнительно-
Таким образом, администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом города Кирова полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области (Глава 6 Устава, ст.29).
Администрацией города на принципах единоначалия руководит глава администрации города.
Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Кировской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями главы города и иными правовыми актами муниципального образования.
Структура администрации муниципального образования «Город Киров» состоит из (Приложение 1):
- главы администрации города;
- заместителей главы администрации города;
- отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города и их подразделений.
Для выполнения настоящих полномочий администрацией города создаются отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города.
Органы администрации города могут создаваться в форме управлений, отделов, комитетов и др., возглавляемых руководителями (начальниками управлений, заведующими (начальниками) отделами, председателями комитетов и др.).
В качестве совещательных
органов при главе
Администрация города Кирова подотчетна населению и городской Думе, подконтрольна населению, главе города, городской Думе и Контрольно-счетной палате города.
Администрация города Кирова является юридическим лицом.
Глава администрации города назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города сроком на 5 лет.
Глава администрации города издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением).
В рамках рассмотрения структуры
администрации муниципального образования
«Город Киров» уместно рассмотреть
особенности структуры и
Управление подотчетно главе администрации города и непосредственно подчиняется начальнику правового управления. Положение об Управлении и штатное расписание утверждаются распоряжением главы администрации города.
Информационное, документационное, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления осуществляют органы администрации города, на которые возложены соответствующие функции.
Управление имеет следующую структуру:
- отдел правовой экспертизы;
- отдел по обеспечению участия в судах.
Начальник правового управления согласно штатному расписанию имеет одного заместителя начальника управления.
Отделы Управления действуют в соответствии с положениями об отделах, утверждаемыми начальником правового управления, и возглавляются начальниками отделов, назначаемыми и освобождаемыми от должности приказом первого заместителя главы администрации города по представлению начальника правового управления.
Изменение штатной численности, структуры Управления производится в соответствии с распоряжением главы администрации города.
Отдел по обеспечению участия в судах является структурным подразделением правового управления администрации города Кирова и создан в целях выполнения возложенных на правовое управление задач.
В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:
- Обеспечивает защиту прав и законных интересов муниципального образования «Город Киров» и администрации г. Кирова в судебных органах.
- Обеспечивает подготовку исковых заявлений в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Город Киров» и администрации г. Кирова по делам, отнесенным к компетенции отдела.
- Проводит анализ судебной практики по судебным делам Отдела.
- Оказание методической и иной помощи управлениям, отделам, комиссиям, действующим при администрации, работникам администрации, муниципальным предприятиям и учреждениям при подготовке к участию в судебных заседаниях по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.
- Ведение учета судебных дел с участием Отдела.
Отдел правовой экспертизы является структурным подразделением правового управления администрации города Кирова и создан в целях выполнения возложенных на правовое управление задач.
Отдел в своей деятельности подчинен непосредственно начальнику правового управления.
Разработка самостоятельно
или совместно с другими
Подготовка заключений на проекты правовых актов Кировской городской Думы (их визирование), поступившие на рассмотрение главе администрации города, о соответствии их действующему законодательству, муниципальным правовым актам города Кирова. Обеспечение единой и согласованной правовой позиции администрации города при взаимодействии с Кировской городской Думой.
Правовое обеспечение по поручению главы администрации города, начальника правового управления деятельности совещательных органов при администрации города Кирова.
2.2. Основные
направления деятельности
Администрация города обладает следующей компетенцией:
- осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- разрабатывает проект местного бюджета на очередной финансовый год, а также проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования;
- обеспечивает исполнение
местного бюджета и программ
социально-экономического
- осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в порядке и пределах полномочий, установленных городской Думой;
- организует в границах муниципального образования электро-, тепло, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом;
- осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
- создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования;
- организует освещение улиц
и установку указателей с
- участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;
- организует охрану
- Законодательная основа по учету прибыли
- Законодательная основа регулирования внешнеторговой деятельности в РФ. Таможенные режимы
- Законодательная основа системы аграрного права
- Законодательная основа управления качеством
- Законодательная отрасль в Швейцарии
- Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы
- Законодательная система Киевской Руси
- Законодательная и нормативная регламентация документирования организационно-распределительной деятельности
- Законодательная и нормативная регламента-ция документирования трудовых право-отношений
- Законодательная и нормативная регламентация документирования трудовых правоотношений
- Законодательная и нормативная регламентация документирования трудовых правоотношений
- Законодательная метрология
- Законодательная основа местного самоуправления в Российской Федерации (Кировской области)
- Законодательная основа местного самоуправления в Российской Федерации (Кировской области)