Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО Волгоградский  государственный университет

Факультет управления и  региональной экономики

Кафедра экономики предприятия  и инновационной деятельности

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа на тему: законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.ЭУП-091

Змеёва Е.В.

Проверила: Азмина Ю.М.

 

 

 

 

 

Волгоград,2011

Развитие нанотехнологий в России.

 

Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся. Анализ нормативно-правовых актов российского законодательства позволяет выделить основные этапы развития государственной политики в области нанотехнологий, На начальном этапе (1996–2004 гг.) развитию нанотехнологий отводилась скромная роль в процессе реализации государственной научно-технической политики. До 2000 г. не существовало системных государственных программ по поддержке и развитию данных технологий, хотя еще в 1950-е гг. в СССР было налажено производство нанопорошков. Данное направление было обозначено как «ультрадисперсные системы». В 1996 г. в Перечень критических технологий федерального уровня впервые вошли: «сверхбольшие интегральные схемы и наноэлектроника», «материалы для микро- и наноэлектроники», «керамические материалы и нанокерамика». В 2002 г. – «материалы для микро- и наноэлектроники», «прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля»; «элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров». Разработка и внедрение критических технологий были признаны одним из приоритетов инновационного развития государства. Период 2004–2007 гг. характеризуется осознанием необходимости ускоренного развития нанотехнологий и формированием основ государственной политики в данной области, включая разработку программных документов, в которых были обозначены цели, задачи и направления государственной политики. Впервые о развитии нанотехнологий как приоритетной области исследований было заявлено в конце 2004 г. в рамках «Кон- цепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 г.», определявшей основные направления деятельности в области нанотехнологий, приоритеты, принципы и направления развития наноиндустрии. Следующим этапом стало создание в мае 2005 г. Межведомственного научно-технического совета по проблеме нанотехнологий и наноматериалов – совещательного органа, образован-

ного с целью рассмотрения вопросов развития работ в области нанотехнологий на период до 2010 года. В качестве дополнения в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 гг.» было введено направление «Индустрия наносистем и материалов» с объемом государственного финансирования 70 млн долл. – в 2005 г. и 80 млн долл. – в 2006 году. В январе 2006 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 210600 Нанотехнология, установивший перечень специальностей: «Нанотехнология в электронике» и «Наноматериалы», квалификацию выпускника – «инженер». С введением стандарта в государственную политику поддержки наноиндустрии была включена и сфера образования. Однако эффективной подготовку специалистов в области нанотехнологий назвать трудно – по состоянию на август 2009 г. по указанным специализированным программам обучаются немногим более 3 000 человек во всей стране. Потребность в специализированных кадрах ГК «Роснанотех» оценивается в 150 000 человек к 2015 г., из них две трети должны будут иметь высшее образование. Налицо несоответствие между потребностями в специалистах и их предложением. Почти за три года, прошедших со времени введения стандарта по направлению «Нанотехнология», специальности «Нанотехнология в электронике», получили лицензии на ведение образовательной деятельности лишь 18 вузов, а по направлению «Нанотехнология», специальности «Наноматериалы», – 26. В связи с этим 4 августа 2009 г. в ГК «Роснанотех» принята «Концепция образовательной деятельности», нацеленная на решение трех основных задач:

  • создание образовательных программ дополнительного образования для наноиндустрии, в первую очередь для сотрудников компаний, получивших поддержку корпорации (далее – проектные компании), в целях своевременного обеспечения инвестиционных проектов корпорации необходимыми кадрами;
  • содействие формированию рынка квалифицированных специалистов для наноиндустрии посредством разработки профессиональных стандартов и сертификации образовательных программ;
  • поддержка образовательных проектов, способствующих решению первых двух задач и связанных с развитием образовательного контента и современных образовательных технологий.

Для реализации Концепции 2004 г. Правительством РФ в августе 2006 г. была принята Программа координации работ в области наноматериалов и нанотехнологий в Российской Федерации [15], координационно-коллегиальным органом которой стал Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. Принятый для реализации Программы план работ предполагал конкретные сроки, действия и ответственных. Кроме того, были определены субъекты инновационной системы, формирующейся в целях реализации Программы, и требования к ним: главная научная организация Программы; главные организации отраслей; научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов страны; центры коллективного пользования научным оборудованием; центры трансферта технологий; венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии; негосударственные организации – участники Программы. Настоящий этап (с 2007 г.) характеризуется значительным усилением государственной поддержки развития нанотехнологий. Начинается:

  • разработка специализированного законодательного, нормативно-правового и методического обеспечения различных аспектов деятельности в сфере нанотехнологий;
  • создание специализированных структур и инструментов поддержки;
  • формирование инфраструктуры наноиндустрии;
  • выделение значительных финансовых средств на исследования и разработки в области нанотехнологий.

С 2007 г. также происходит увеличение финансирования исследований и разработок, связанных с нанотехнологиями в рамках общих федеральных научно-технических  целевых программ (например, Программа  фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг., «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» и др.). Начало новому этапу положила опубликованная в 2007 г. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии», в которой обозначены приоритетные задачи развития наноиндустрии, основные инструменты и этапы реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, механизмы создания инфраструктуры наноиндустрии. Придание Стратегии статуса Президентской инициативы подчеркивает особую важность и актуальность развития нанотехнологий для России. Необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий была также обозначена в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 26.04 2007 года.

В «Стратегии развития наноиндустрии» обозначены следующие этапы (стратегические горизонты) развития наноиндустрии  в России:

  • увеличение объемов производства продукции нанотехнологий,

насыщение соответствующих  рынков в ближайшие 3–4 года;

  • разработка и внедрение в производство новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через 3–5 лет;
  • развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий для создания перспективных отраслей экономики в течение 10–20 лет.

В 2008 г. была законодательно утверждена «Концепция национальной системы  мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий». В соответствии с логикой стратегического менеджмента, основными формами реализации Президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», с комплексами целей и центров ответственности, необходимых методов и инструментов, источников и средств, каналов движения решений и ресурсов, должны стать:

1) Программа  развития наноиндустрии в Российской

Федерации до 2015 года.

Проект Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. был представлен в конце 2007 г. Министерством образования и науки РФ в Правительство, которое одобрило его на заседании 17.01 2008 г. с учетом доработок. Документ предполагает формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии к 2011 г. – для поддержания научно-технического паритета России с экономически развитыми странами мира, а к 2015 г. намечается формирова- ние условий для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. При этом отечественный рынок нанотехнологий к этому времени, по прогнозам, должен составить 900 млрд руб. – около 3 % мирового рынка высоких технологий.

  Эта рамочная Программа является также логическим продолжением Программы координации работ в области наноматериалов и нанотехнологий в Российской Федерации, «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 г.», обеспечивая переход к формированию конкурентного рынка нанопродукции в России. Статус этой Программы – промежуточный между стратегией и целевой программой, что повышает неопределенность ее проектных параметров (субъекты, объекты, цели, процессы, результаты, механизм реализации), снижая, тем самым, ее эффективность;

2) Федеральная целевая  программа «Развитие инфраструктуры  наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы».

Эта первая Федеральная целевая  программа (ФЦП), разработанная исключительно  в целях развития наноиндустрии  в России,была утверждена 02.08 2007 г. постановлением Правительства РФ № 498 – с объемом  финансирования 27,733 млрд рублей.

  Инфраструктуру российской наноиндустрии планируется создавать в виде Национальной нанотехнологической сети (ННС),представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, участвующих в процессах коммерциализации технологий, ведущих подготовку кадров для наноиндустрии . Список субъектов инновационной структуры, входящих в ННС, обозначен в «Стратегии развития наноиндустрии». Деятельность организаций ННС контролируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне. ННС, таким образом, обеспечивает межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности в сфере нанотехнологий в национальном масштабе. Инфраструктура наноиндустрии включает научнообразовательные и исследовательские организации, материально-техническое обеспечение разработок, квалифицированные кадры для осуществления научных открытий и менеджмента нанотехнологий, производственные предприятия в составе венчурных компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов. ННС имеет многоуровневую, многомерную структуру и состоит из организационно самостоятельных подсетей по приоритетным направлениям развития наноиндустрии в Российской Федерации. По каждому из приоритетных направлений определяется головная организация (участник ННС второго уровня), которая разрабатывает концепцию и формирует соответствующую подсеть ННС, структурируя ее по участникам ННС третьего и четвертого уровней с уче-

том вышеперечисленных основ деятельности ННС. Победителем в конкурсе по определению головной научной организации этой сети (головной центр ответственности) стал Российский научный центр «Курчатовский институт».

Начиная с 2007 г., когда была утверждена «Стратегия развития наноиндустрии», во все федеральные целевые и  другие программы включены мероприятия, направленные на поддержку исследований в области нанотехнологий. Примерами таких программ являются: ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»; ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007–2011 гг.; Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы; Государственная программа вооружения на 2007–2015 гг.; Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2006–2010 гг.; специализированные программы Российской академии наук и Российской академии медицинских наук; программы Российского фонда фундаментальных исследований; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг.; ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы;

3) целевые программы  второго эшелона, или мезоэкономического  уровня (региональные, отраслевые и  ведомственные – РЦП, ОЦП и  ВЦП), предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства.

  В России число направлений исследований в области нанотехнологий ограничено 9 тематическими направлениями, утвержденными в Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные наноматериалы и высокочистые вещества; функциональные наноматериалы для энергетики; функциональные наноматериалы для космической техники; нанобиотехнологии; конструкционные наноматериалы; композитные нано-

материалы; нанотехнологии для систем безопасности. При десятилетнем опоздании  включения России в «нанотехнологическую гонку» государственное финансирование разработок в этой области до 2005 г. исчислялось несколькими десятками миллионов долларов в год . После 2005 г. расходы на нанотехнологии значительно выросли, а в будущем на реализацию Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. планируется выделять от 40 до 60 млрд руб. в год, что сопоставимо с текущими инвестициями в наноиндустрию развитых стран. Однако этого недостаточно с учетом произведенных за рубежом инвестиций в более ранний период и эффекта от их накопления. Недостаточно вовлеченным в процесс инвестирования нанотехнологий остается частный сектор отечественной экономики. Крупные ТНК, базирующиеся в России, как и многие национальные компании, опасаются распыления капитала, повышения риска, непрофильных вложений, недостаточно используют диверсификацию на основе высоких технологий, не спешат помогать государству в решении общих стратегических задач нанотехнологического прогресса. Они рассчитывают на то, что государство будет основным вкладчиком в нанотехнологические разработки и оборудование, возьмет на себя груз финансирования фундаментальных и отчасти прикладных научных исследований, подготовку профессиональных кадров, а также расходы на сопутствующие институциональные, организационные и информационные нормы и правила, структуры и сети, сведения и базы данных.

  Особенностью российского подхода к поддержке нанотехнологий можно назвать реализацию с помощью созданной в 2007 г. государственной специализированной российской корпорации нанотехнологий (ГК «Роснанотех»), в функции которой входит организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. Основными направлениями ее деятельности были определены поддержка развития исследований и разработок в области нанотехнологий и содействие коммерциализации разработок. Государственная корпорация, принимая часть рисков, призвана устранить основные барьеры на пути коммерциализации нанотехнологий (отсутствие навыков ведения бизнеса и значительных финансовых средств у ученых-разработчиков). В деятельности корпорации можно выделить следующие основные составляющие: реализация государственной политики в области нанотехнологий; формирование инфраструктуры наноиндустрии; реализация проектов внедрения продуктов наноиндустрии. Для достижения целей государственной политики развития и поддержки нанотехнологических исследований корпорация участвует в инвестиционных проектах на начальной стадии коммерциализации, то есть в тот период, когда интерес частных инвесторов к проектам обычно еще недостаточен . Важным моментом является то, что корпорация планирует финансировать проекты лишь для повышения их привлекательности для частных инвесторов и выходить из них, когда частный капитал будет готов финансировать проект самостоятельно. Предполагается, что на этом этапе корпорация сможет вернуть свои инвестиции. В 2008 г. в ГК «Роснанотех» были приняты решения о финансировании 7 инвестиционных проектов на общую сумму 10,3 млрд руб. (средства корпорации 5,5 млрд рублей) . При этом была существенно недовыполнена закрепленная в «Стратегии деятельности государственной корпорации “Российская корпорация нанотехнологий” до 2020 года» задача на этот период – произвести финансирование проектов в объеме 14 млрд рублей. Всего за 2 года работы ГК «Роснанотех» поддержала 36 проектов и начала финансирование только 8 из них. Кроме того, государственные корпорации не стали ни вертикально, ни горизонтально интегрированными компаниями, то есть остались без собственной структуры предприятий и субъектов хозяйствования. Это доказывает основательность всевозрастающей критики российских государственных корпораций (в настоящее время их 8) как организационной формы проведения масштабной инвестиционной политики и реализации стратегических национально-государственных интересов. Действительно, их государственно-монополистическая природа и бюрократические изъяны очевидны, а активность, качество работы и эффективность явно недостаточны, что подтверждает и практика ГК «Роснанотех» на начальном этапе существования. В хозяйственном механизме России в качестве эффективных методов, со специальными инструментами привлечения частного капитала для предприятий, занимающихся производством продукции с использованием нанотехнологий, могут быть:

  • предоставление дотаций и субвенций из государственного и/или регионального бюджета;
  • передача прав собственности на объекты производственного назначения;
  • сокращение и пролонгация платежей за ресурсы;
  • выделение грантов и стипендий на исследования и образование;
  • введение выгодных экспортных и импортных таможенных платежей;
  • установление налоговых льгот и государственных гарантий по кредитам.

В конце 2008 г. правительством был утвержден Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5; в него вошли и нанотехнологии и наноматериалы . Чтобы преодолеть тенденции торможения и придать новые импульсы интенсификации развития наноиндустрии, ГК «Роснанотех» планирует в 2009 г. начать финансирование 36 уже поддержанных проектов на общую сумму 93,8 млрд руб. (в том числе средства корпорации – 52,4 млрд руб.) по данному стратегическому направлению развития страны. Планируется, что выручка от реализации этих проектов к 2015 г. составит 155 млрд рублей. Кроме того, планируется, что Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы» будет продлена еще на год. Об этом сообщил 19.08 2009 г. премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам наноиндустрии. Особое внимание было обращено на необходимость привлечения частных инвестиций и расширение сфер исследований и применения нанотехнологий, формирование широкого фронта работ по созданию многоотраслевой конкурентоспособной отечественной наноиндустрии.Дальнейшая реализация государственной политики по развитию нанотехнологий в РФ предполагает:

  • формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии;
  • наращивание объемов уже выпускаемой с использованием нанотехнологий продукции;
  • разработку и доведение до промышленного производства новых видов нанотехнологической продукции;
  • создание эффективной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области нанотехнологий.

В период 2012–2015 гг. предполагается создать институциональные условия  для масштабного наращивания  объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. Для системного обеспечения масштабного производства продукции наноиндустрии и завоевания конкурентных позиций на формирующемся рынке нанотехнологий необходимы детальная разработка и внедрение механизмов коммерциализации разработок. Эта система в первую очередь должна включать институциональные, организационные и информационные меры: частно-государственное венчурное партнерство; систему льгот и преференций; поддержку взаимодействия научно-образовательных, исследовательских учреждений с бизнесом; создание специальных научно-технологических зон. Требуется дальнейшее развитие и поддержка инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации наноиндустрии (инкубаторы бизнеса, технологические парки и интеллектуальные центры, лизинговые и коммерческие структуры). Это будет способствовать: созданию в РФ новых высокотехнологичных отраслей промышленности; выходунамежрегиональные и международные рынки сбыта нанотехнологической продукции; обеспечению России конкурентных преимуществ в мировой экономике. Кроме того, коммерциализация разработок в области нанотехнологий создаст предпосылки повышения конкурентоспособности и снижения издержек в производстве продукции традиционных отраслей экономики, осуществления перехода к новому технологическому укладу.

 

Перспективные задачи развития наноиндустрии.

 

Исходя из современного уровня разработок в области нанотехнологий, перспектив фундаментальных научных  исследований, можно сформулировать три основные задачи развития наноиндустрии.

На первом этапе стоит задача кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения соответствующих рынков в ближайшие три-четыре года.

В результате в течение  указанного периода будет реализован комплекс социально-экономических  целей:

- создано значимое в масштабах экономики страны количество новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличена капиталоемкость производства;

- повышено качество  медицинского обслуживания населения  за счет широкого внедрения  принципиально новых диагностических  средств (биочипы);

- улучшена экологическая  ситуация (повышено качество очистки  и переработки отходов производства  и снижено их количество, повышено  качество питьевой воды за  счет массового использования  новых высокоэффективных мембран  и мембранно-каталитических систем);

- достигнуто значимое  в масштабах экономики страны  снижение материало- и энергоемкости  продукции отечественной промышленности (массовое использование новых  наноструктурированных материалов, светодиодов).

 

Задача второго этапа - разработка и доведение до промышленного производства новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через три - пять лет.

Результатами реализации данной задачи наряду с расширением  масштабов уже достигнутых социально-экономических  целей, в частности, станут:

- увеличение продолжительности  и повышение качества жизни  за счет внедрения принципиально  новых видов медицинского обслуживания (системы адресной доставки лекарств, медицинские микроробототехнические  системы, медицинские нано- и микросенсорные  системы для телемедицины);

- повышение уровня  индивидуальной безопасности, безопасности  объектов транспорта, объектов промышленного,  общественного и бытового назначения  за счет широкого использования  принципиально новых нано- и микросенсорных  систем дистанционного контроля и управления.

 

Задача третьего этапа - опережающее развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий, обеспечивающих создание в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды в перспективе на ближайшие 10-20 лет.

Главным содержанием  этого этапа станут разработка и  создание:

- продукции нанобиотехнологий; 

- гибридных устройств  и приборов бионического типа;

 

- нанобиосистем и устройств,  включая принципиально новые  гибридные системы очувствления  бионического типа;

- биоробототехнических  систем.

Реализация задачи третьего этапа приведет к созданию принципиально  нового технологического базиса экономики  в Российской Федерации.

 

Нанотехнологии: от идеи к практическому применению.

 

Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ.

Основной проблемой  является разрыв между высоким качеством  осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране.

Для развития наноиндустрии  необходимо создать современные  кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг.

Основными инструментами  государственной политики в сфере нанотехнологий должны стать:

- программа развития  наноиндустрии в Российской Федерации  до 2015 года;

- федеральная целевая  программа «Развитие инфраструктуры  наноиндустрии в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы»; 

- иные федеральные целевые, региональные, отраслевые и ведомственные программы, предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства.

 

Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологии.

В состав национальной нанотехнологической  сети войдут:

- национальный исследовательский  центр нанотехнологий, наносистем  и наноматериалов на базе федерального  государственного учреждения Российский  научный центр «Курчатовский институт», осуществляющий научную координацию деятельности по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии»;

- российская корпорация  нанотехнологий, решающая задачи  организационной и финансовой  поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий;

- организации, осуществляющие  финансирование проектов развития  нанотехнологий, включая венчурные  фонды; 

- научные, образовательные,  проектные и промышленные центры  и лаборатории, созданные на  базе вузов, Российской академии наук и других научных организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности, осуществляющие исследования, разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции.

 

Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых  условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети, включающих в себя:

- оснащение вузов,  научных организаций и исследовательских  центров современным научно-исследовательским,  технологическим и учебным оборудованием,  создание приборно-инструментальной базы передового уровня;

- создание национальной  информационно-аналитической системы,  обеспечивающей подготовку и  принятие управленческих решений  в сфере нанотехнологий; эффективность  определения и согласования приоритетов  и областей ответственности исполнительных органов; согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, тематики НИОКР; формирование единого реестра заказов, единого перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции; обмен достигнутыми результатами; формирование высокоскоростной вычислительной сети;

- совершенствование системы  управления интеллектуальной собственностью (создание нормативно-правовой базы  патентно-лицензионной деятельности, оформление исключительных прав, обеспечение создания организационно-правовых механизмов трансферта нанотехнологий);

- разработка национальной  системы стандартов и сертификации  в сфере нанотехнологий и наноматериалов, гармонизированной с международной  системой;

- создание системы  содействия продвижению продукции наноиндустрии российского производства на внутренний и внешний рынок.

Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы