Законодательное и нормативное регулирование налогообложения доходов физических лиц.
Введение
Налоги - это неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства.
Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги - один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными агрегатами», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимания налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяется уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой наконец, при третьем, современном этапе государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов, а региональные и местные органы власти стали играть роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. А вообще, налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
Налог на доходы физических лиц — это единственный налог с фонда оплаты труда, который работодатель удерживает из заработной платы сотрудника. Он является одним из основных налогов. Впервые он был велен в Англии в 1798 г. В виде устроенного налога на роскошь и действовал до 1816 г. В 1842 г. Налог был введен вторично с существенными изменениями, отвечающими основным идеям подоходного обложения. В других странах подоходный налог странах подоходный налог стали применять с конца 19- начала 20 века(в Пруссии- с 1991 г., во Франции- с 1914 г.).В России закон о подоходном налоге был принят в 1916 г., а сам налог должен был вступить в действие с 1917 г. Но в связи с революционными преобразованиями закон о подоходном налоге введен только в 1943 г.
Основы
подоходного налогообложения
Важнейшим
принципом действующего в настоящее
время Налога на доходы с физических
лиц (НДФЛ), вступившего в силу с 2001
г., стало равенство
Крайне важной явилось такая новация: принцип обложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода, действовавший в СССР, был заменен обложением совокупного годового дохода. Такой подход сохранен и в Налоговом кодексе. Вместе с тем остался неизмененным с советских времен принцип первичного взимания налога у источника получения доходов, предусматривающий возложение на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов выплачиваемых им своим или привлеченным работником.
Задачами являются следующие:
- описать правовое регулирование налогообложения граждан Российской Федерации,
- рассмотреть
направления реформирования
- рассмотреть
налогоплательщиков налога на доходы
физических лиц, налоговых резидентов
и нерезидентов,
- изучить состав
доходов физических лиц,
- раскрыть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц,
- рассмотреть льготы по налогу на доходы физических лиц,
- охарактеризовать
ФГОУ СПО «Оренбургский
- описать особенности
и проблемы исчисления и
- изучить отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по начислению и уплате налога на доходы физических лиц,
- рассмотреть вопросы налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц,
- на основе
проведенного анализа
Данная тема является актуальной, так как каждый из нас является физическим лицом и должен знать о налогах, взимаемых с него. Также в настоящее время законодательство Российской Федерации постоянно меняется и, на мой взгляд, важным является рассмотрение именно этого вопроса.
Предметом исследования является налог на доходы физических лиц.
Объектом исследования выступает ФГОУ СПО «Оренбургский аграрный колледж».
Согласно поставленным цели и задачам, структура работы включает три главы, последовательно раскрывающие тему исследования.
В первой главе
рассмотрены теоретические
Вторая глава содержит анализ обложения НДФЛ на примере ФГОУ СПО «Оренбургский аграрный колледж».
В третьей главе проведена оценка перспектив развития налогообложения налогов на доходы физических лиц.
В
данной работе я хотела бы более предметно
и подробно рассмотреть особенности налога
на доходы с физических лиц. На примере
ФГОУ СПО «Оренбургский аграрный колледж».
Глава I. Законодательное и нормативное регулирование налогообложения доходов физических лиц. Ставки НДФЛ, удержания и вычет
1.1.Налогоплательщики налога на доходы физических лиц. Налоговые резиденты и нерезиденты
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица являющиеся резидентами Российской Федерации, а так же физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывало на период его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.
Независимо
от фактического времени нахождения
в Российской Федерации налоговыми
резидентами Российской Федерации
признаются российские военнослужащие,
проходящие службу за границей, а так же
сотрудники органов государственной власти
и органов местного самоуправления, командированные
за пределы Российской Федерации.
1.2.Состав
доходов физических
лиц. Объект налогообложения.
Доходы, не подлежащие
налогообложению
К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
1)
дивиденды и проценты, полученные
от российской организации, а
также проценты, полученные от
российских индивидуальных
2)
страховые выплаты при
3)
доходы, полученные от использования
в Российской Федерации
4)
доходы, полученные от сдачи в
аренду или иного
5) доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6)
вознаграждение за выполнение
трудовых или иных
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
8) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации. Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:
1)
поставка товара
2) к операции не применяются положения пункта 3 статьи 40 настоящего Кодекса;
3)
товар не продается через
1)
дивиденды и проценты, полученные
от иностранной организации,
2)
страховые выплаты при
3)
доходы от использования за
пределами Российской
4)
доходы, полученные от сдачи в
аренду или иного
5)
доходы от реализации:
6)
вознаграждение за выполнение
трудовых или иных
7)
пенсии, пособия, стипендии и иные
аналогичные выплаты,
8) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.4. Если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками(у физических лиц является доход, полученный в календарном году):
1)
от источников в Российской
Федерации и (или) от
2)
от источников в Российской
Федерации - для физических лиц,
не являющихся налоговыми
При
налогообложении учитывается
Доходы, не подлежащие налогообложению
1.
В целях налогообложения в
доход, полученный физическими
лицами в налогооблагаемый
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком);
все виды пенсий, назначаемых в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;
суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;
выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также все виды денежной компенсации, выплачиваемой высвобождаемым работникам при их увольнении с предприятий, из учреждений и организаций в соответствии с законодательством о труде;
компенсационные выплаты работникам, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, при переезде на работу в другую местность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;
выигрыши по лотереям, проводимым в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации;
алименты, получаемые физическими лицами;
страховые выплаты, получаемые физическими лицами по обязательному государственному страхованию или по договорам добровольного страхования, за исключением тех случаев, когда страховые взносы по добровольному страхованию осуществляются за счет средств предприятия, учреждения или организации, а также других работодателей;
доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
суммы стипендий, выплачиваемые студентам и аспирантам учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования;
У физических лиц, не относящихся к льготным категориям, совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на:
суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов, суммы страховых платежей, перечисленные на противопожарное страхование, а также удержанные в Пенсионный фонд Российской Федерации;
суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц, в течение которого получен доход: на каждого ребенка в возрасте до 18 лет; на студентов и учащихся дневной формы обучения до 24 лет; на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода.
Уменьшение облагаемого налогом дохода физических лиц на сумму расходов на содержание иждивенцев производится на основании справок из соответствующего жилищно-эксплуатационного органа или органов местного самоуправления, а в отношении физических лиц, проживающих в городской местности в домах, принадлежащих им на праве частной собственности, справки, заверенной председателем уличного (квартального) комитета.
суммы, направленные в течение отчетного календарного года, но не более чем в течение трех лет, физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, из личных доходов по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство или приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации. Эти суммы не могут превышать размера совокупного дохода физических лиц за отчетный календарный год.
Это положение не применяется в случаях, когда оплата указанных расходов за физических лиц производится предприятиями, учреждениями и организациями за счет своих средств;
суммы
документально подтвержденных физическим
лицами (кроме лиц, не имеющих постоянного
места жительства в Российской Федерации)
расходов, непосредственно связанных
с извлечением дохода от выполнения ими
работ по гражданско-правовым договорам
и дохода от предпринимательской деятельности;
1.3.
Порядок исчисления
и уплаты налога на доходы
физических лиц
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регулируется ст.224 НК РФ.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, процентная доля налоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговыми ставками, - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, определяемых отдельно как соответствующие налоговые ставки процентные доли соответствующих налоговых баз.
Сумма налога определяется в
полных рублях. Сумма налога менее
50 копеек отбрасывается, а 50 копеек
и более округляются до
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, не применяются.5. Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 218 - 221 настоящего Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
Налоговым периодом признается – календарный год. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему периоду.
Порядок
и сроки уплаты имеют некоторые
особенности для налоговых
Налоговые агенты исчисляют сумму налога.
-
Нарастающим итогом с начала
налогового периода по итогам
каждого месяца применительно
ко всем начисленным
-
Отдельно по каждой сумме
-
Без учета доходов, полученных
налогоплательщиком от других
налоговых агентов и
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (таб .1) При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключение договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Налоговые
агенты, являющиеся источником выплаты
дохода, совокупную сумму налога уплачивают
по месту своего учета в налоговом органе.
Налоговые агенты –российские организации,
имеющие обособленные подразделения,
уплачивают налог как по месту своего
нахождения, так и по месту нахождения
каждого своего обособленного подразделения
исходя из суммы, дохода, подлежащего
налогообложению, начисляемого и выплачиваемого
работникам этих обособленных подразделений.
Таблица 1.
Перечисления суммы налога в бюджет налоговыми агентами
Виды выплат налогоплательщиком | Срок |
|
Не позднее для фактического получения средств в банке |
|
Непозднее дня перечисления дохода с банковского счета налогового агента |
|
Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиков дохода |
|
Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога |
- Законодательное обеспечение системы коррекционного образования в средней школе
- Законодательное оформление крепостных отношений в Русском государстве в XV- сер. XVII вв
- Законодательное регулирование адвокатской деятельности
- Законодательное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в Российской федерации и в соответствии с МСФО
- Законодательное регулирование вопросов гражданства детей
- Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации
- Законодательное регулирование гражданства РФ
- Законодательная отрасль в Швейцарии
- Законодательная поддержка президентской нанотехнологической инициативы
- Законодательная система Киевской Руси
- Законодательная эволюция представлений об организованной преступности в российском праве
- Законодательнное обеспечение инвестиционной деятельнности РК
- Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Законодательное и нормативное регулирование импортных операций в России