Законодательное регулирование гражданства РФ

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

       

Глава 1.  Понятие института гражданства РФ…………………………  6

1.1.  Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6

1.2.   Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11

1.3 Нормативная основа  гражданства в РФ…………………………………....15

 

Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19

 

Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20                   

 

2.1. Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства………………………………………………………………………20

2.2.  Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30

2.3 Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве………………………………………………………………………33

 

Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36

 

Заключение…………………………………………………………………….. 38                                                                                                

 

Библиография………………………………………………………………..... 40                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение вопросов гражданства связано как с правами и свободами человека и гражданина, так и с суверенитетом государства. Необходимость углубленной разработки взаимоотношений личности и государства вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции РФ демократическим правовым государством.

Актуальность темы не вызывает сомнений. Важнейшей юридической  предпосылкой правового положения  личности в обществе является состояние  гражданства. Право человека на гражданство  является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения  личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Только посредством гражданства  возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным  лицом, дающая лицу и государству  право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства  отдельное лицо может воспользоваться  максимальным объемом прав, гарантируемых  этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.

В Российской Федерации основополагающие принципы института гражданства  отнесены к основам конституционного строя (ст.6 Конституции Российской Федерации), однако в настоящее время  процесс формирования института  гражданства в нашей стране, да и в бывших союзных республиках  нельзя признать завершенным.

Наличие собственного гражданства  республик в составе Российской Федерации порождает несогласованность  и противоречия между законодательствами Российской Федерации и республик  по проблемам гражданства. Таким  образом, объективно назрела необходимость  приведения законодательства республик, относительно гражданства в соответствие с Конституцией РФ и федеральным  законодательством о гражданстве.

 В аспекте взаимоотношений  России с другими странами, и,  прежде всего, со странами ближнего  зарубежья, особое значение приобрела  проблема двойного гражданства,  поскольку в результате распада  СССР и возникновения новых  независимых государств на его  территории прежнее единое союзное  гражданство перестало существовать. В этих условиях необходима  соответствующая разработка правового  регулирования отношений, связанных  с двойным гражданством. Динамичность  института гражданства, его многогранность  и наличие проблем, связанных  с его развитием, свидетельствуют  об актуальности и важности  данной темы.

Вопросы гражданства в  международном и внутригосударственном  праве исследовались в трудах таких отечественных ученых-юристов, как Ю.Р. Боярс, Д.Л. Златопольский, С.С. Кишкин, Р.И. Кулик, В.В. Полянский, В.М. Сафронов, Г.И. Тункин, СВ. Черниченко, М.А. Шафир, B.C. Шевцов.

Как часть правового статуса  и как государственно-правовое явление  гражданство изучалось такими современными учеными-юристами, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Дмитриев, В Л. Кикоть, И.Ш. Килясханов, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, С.С. Маилян, ВЛ. Малахов, Г.В. Мальцев, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.В. Мицкевич, А.С. Прудников, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев.

Объектом  являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.

Предметом является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства.

Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,

Для достижения указанной  цели в курсовой работе ставятся и  решаются следующие задачи:

  • дать определение понятию гражданства;
  • рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
    • охарактеризовать основные принципы института гражданства;
    • проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
    • изучить  основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
    • рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Нормативной основой курсовой работы явилась совокупность правовых актов, в числе которых следует назвать международно-правовые соглашения по вопросам гражданства и прежде всего Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., международно-правовые соглашения в сфере гражданства Российской Федерации. В сфере внутригосударственного законодательства использовались в качестве основы положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона о гражданстве Российской Федерации, подзаконных актов о гражданстве России. Использовались нормы конституций республик в составе России, иное федеральное законодательство Российской Федерации, а также конституции и законодательство о гражданстве стран ближнего и дальнего зарубежья. Также были использованы базовые учебные пособия по Конституционному праву России: Баглай М.В., Воеводин Л.Д., Козлова Е.И., Лукашева Е.А. и т.д, привлекались материалы и публикации периодической печати.

В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания, а также метод сравнения. Теоретические выводы проиллюстрированы примерами из судебной практики.

 

Глава 1.  Понятие института гражданства РФ

 

    1. Развитие законодательства о гражданстве

Российской Федерации

Под гражданством в науке  конституционного права принято  понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в  соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так  и вне его границ1. Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство.

Необходимым условием глубокого  познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его  содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования  различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом2:

1) природные подданные,  в составе которых, в свою  очередь, выделялись: а) дворяне  (потомственные и личные); б) духовные  лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались  на группы: почетные граждане, купцы,  мещане и цеховые); г) сельские  обыватели;

2) инородцы (евреи и восточные  народы);

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных  подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного  состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской  власти по вопросам гражданства был  Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.3

В нем провозглашалось, что  все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления  граждан, сословные привилегии и  ограничения, сословные организации  и учреждения, все гражданские  чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее  для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял  Декрет "О приобретении прав  российского гражданства"4. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

С образованием Союза ССР  было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для  граждан союзных республик.

29 октября 1924 г. было  утверждено Положение о союзном  гражданстве. В соответствии с  ним правом принятия в союзное  гражданство обладали ЦИК союзных  республик. 

  Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г 5.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные  с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство  и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза  ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин  СССР является гражданином той союзной  республики, в пределах которой постоянно  проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает  себя связанным с другой союзной  республикой, то может избрать гражданство  этой республики.

Конституция СССР 1936 г., как  и предшествующая, закрепила принцип  единого союзного гражданства. Она  сохранила отнесение к ведению  Союза ССР законодательства о  союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве  Союза ССР. Сохраняя сложившиеся  принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все  лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые  приобрели гражданство СССР в  установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и  порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства6.

В последующие годы принимались  многочисленные акты, связанные с  решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся  указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских  Социалистических Республик" (1940 г.), "О восстановлении в гражданстве  СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР подданных  бывшей Российской империи, а также  лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных  последнему, в отношении лиц, проживающих  на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии7.

Конституция СССР 1977 г. более  широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Получил  конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и  покровительством советского государства.

Согласно Конституции 1977 г., принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства  и о его лишении входило  в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с конституциями  союзных республик 1978 г. право принимать  в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов  союзных республик.

На основании ст. 33 Конституции  СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый  Закон о гражданстве СССР, что  вызывалось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством.

Закон по-иному сформулировал  условие принадлежности к гражданству  СССР, применив так называемый нулевой  вариант.

Исходным началом в  определении принадлежности лица к  гражданству СССР признавалось его  состояние в гражданстве Союза  на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи). Такое изменение  было закономерным, ибо за прошедшее  время выросло несколько поколений  людей, родившихся после октября 1917 года. Число лиц, бывших ранее подданными Российской империи, составляло незначительный процент населения.

Новый этап развития государства, охарактеризованный как перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали  необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 г. был принят Закон о гражданстве  СССР, знаменовавший некоторые шаги вперед по пути демократизации правового  регулирования отношений гражданства.

В нем появились разделы  об органах, принимающих решения  по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений  по этим вопросам, об исполнении и обжаловании  решений. Тем самым Закон восполнил  некоторые пробелы, имевшиеся в  прежнем законодательстве и оставлявшие  широкий простор для произвольного  применения правовых установлений.

Полномочия принятия решений  по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР8.

Таково в основных чертах правовое регулирование отношений  гражданства в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Принятие Декларации о  государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные  с российским гражданством9.

 

    1.  Принципы гражданства Российской Федерации

Конституция РФ и Закон  о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство Российской  Федерации является единым. В  силу федеративного устройства  России этот принцип - один  из важнейших и закрепляется в Конституции.

Единое гражданство в  федеративном государстве - необходимое  условие его суверенного статуса, сохранения целостности10.

2. Гражданство Российской  Федерации является равным независимо  от оснований приобретения. Законодательство  не устанавливает никаких особенностей  в правовом статусе лиц, ставших  гражданами Российской Федерации  по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство,  восстановлением в гражданстве,  усыновлением и др. Не имеет  правового значения и время  приобретения гражданства11.

3. Гражданство Российской  Федерации имеет открытый и  свободный характер. Во-первых, это  выражается в том, что, согласно  Закону, в РФ каждый человек  имеет право на гражданство;  в наличии такой формы приобретения  гражданства, как прием, осуществляемый  к тому же на доступных для  человека основаниях. В соответствии  с международными документами  о правах человека, призывающими  государства стремиться к сокращению  числа лиц без гражданства,  Российская Федерация проводит  в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что  ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации  выражается в том, что Конституция  и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права  никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его  свободу.

4. Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  своего гражданства.

Все предшествующее советское  законодательство, вплоть до Закона о  гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму  его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских  связей по инициативе государства, в  одностороннем порядке, не предусматривающее  в качестве условия согласие гражданина.

Запрет в Конституции  РФ и в Законе о гражданстве  лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего  характера связи между человеком  и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию12.

5. Гражданин Российской  Федерации может иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство). Такая возможность  предоставляется в соответствии  с федеральным законом или  международным договором Российской  Федерации .

Ранее такое право в  Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также  иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной  или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами13.

6. Российское законодательство  исходит из принципа сохранения  гражданства Российской Федерации  лицами, проживающими за ее пределами.  Такого рода принцип вытекает  из естественного права человека  избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы  Российской Федерации и беспрепятственно  возвращаться, что закреплено в  ст. 27 Конституции. Отрицание этой  свободы в прошлом являлось  грубым ущемлением прав и свобод  человека.

7. Гражданство Российской  Федерации основано на отрицании  автоматического его изменения  при заключении или расторжении  брака гражданином Российской  Федерации с лицом, не принадлежащим  к ее гражданству, а также  при изменении гражданства другим  супругом. Этот принцип отражает  сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с  государством, недопустимость автоматического  прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за ее пределами. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе14.

9. Принцип приоритета  норм международного права и  международных договоров над  национальным законодательством.

Закрепляя многолетнюю практику, Конституция РФ содержит важное правило  об уважении норм международного права  во взаимоотношениях между государствами.

Общепризнанные нормы  и принципы международного права  и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. « Если международный договор  РФ устанавлитвает иные правила, чем  предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора»15.

Согласно ст.9 Закона о  гражданстве РФ, при решении вопросов гражданства наряду с настоящим  законом подлежат применению международные  договора РФ, регулирующие эти вопросы: « Если международный договор  РФ предусматривает иные правила, чем  те, которые содержатся в настоящем  законе, применяются правила этого  договора.

 

    1. Нормативная основа гражданства в РФ

Нормативной основой гражданства  в Российской Федерации является совокупность правовых актов, в числе  которых имеются и международно-правовые соглашения по вопросам гражданства16:

1. Всеобщая декларация  прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря  1948 г.), согласно которой каждый  человек имеет право на гражданство.  Никто не может быть произвольно  лишен своего гражданства или  права изменить свое гражданство.

2. Конвенция о сокращении  безгражданства, принятая 30 августа  1961 г. конференцией полномочных  представителей, созванной в соответствии  с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи  ООН от 4 декабря 1954 г., установила, что договаривающееся государство  предоставляет свое гражданство  лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы  гражданства.

3. Международный пакт  о гражданских и политических  правах, принятый Генеральной Ассамблеей  ООН 16 декабря 1966 г., где устанавливается, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну. Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или других прав и свобод и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.

4. Исключительно важную  роль в регулировании вопросов  гражданства играет Европейская  конвенция о гражданстве. 6 ноября 1997 г. в Страсбурге Министерством  иностранных дел России от  имени Российской Федерации была  подписана Европейская конвенция  о гражданстве. 

Конвенция - единственный многосторонний документ, регулирующий практически  все важнейшие аспекты гражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты и восстановления; процедурные  права, множественное гражданство, гражданство в условиях правопреемства государств, воинская обязанность в  случаях множественного гражданства, сотрудничество государств в области  гражданства.

Она разработана с учетом современных тенденций в развитии национального законодательства стран - членов Совета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем  в области гражданства, возникающих  у государств в результате политических изменений в Европе на рубеже 80 - 90-х гг.

Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более  благоприятным для обеспечения  прав человека в данной сфере. Конвенция  является серьезным инструментом воздействия  на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо  или косвенно, дискриминационный  характер по отношению к некоренному населению.

Отношения гражданства для  развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института  является одним из условий развития государства, то есть повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства - и государства по защите своих граждан.

Законодательное регулирование гражданства РФ