Законодательное регулирование гражданства РФ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие института гражданства РФ………………………… 6
1.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11
1.3 Нормативная основа
гражданства в РФ………………………………….
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19
Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20
2.1. Правовое регулирование
признания и приобретения российского
гражданства…………………………………………………
2.2. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30
2.3 Полномочия государственных
органов, ведающих делами о гражданстве…………………………………………………
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Изучение вопросов гражданства связано как с правами и свободами человека и гражданина, так и с суверенитетом государства. Необходимость углубленной разработки взаимоотношений личности и государства вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции РФ демократическим правовым государством.
Актуальность темы не вызывает
сомнений. Важнейшей юридической
предпосылкой правового положения
личности в обществе является состояние
гражданства. Право человека на гражданство
является одним из важнейших неотъемлемых
прав, основа правового положения
личности как внутри любого государства,
так и в международном общении.
Только посредством гражданства
возникает прочная и устойчивая
в пространстве и времени правовая
связь между государством и отдельным
лицом, дающая лицу и государству
право на полное использование всех
преимуществ, вытекающих из их взаимных
прав и обязанностей. Только на основе
гражданства определенного
В Российской Федерации основополагающие принципы института гражданства отнесены к основам конституционного строя (ст.6 Конституции Российской Федерации), однако в настоящее время процесс формирования института гражданства в нашей стране, да и в бывших союзных республиках нельзя признать завершенным.
Наличие собственного гражданства
республик в составе Российской
Федерации порождает
В аспекте взаимоотношений
России с другими странами, и,
прежде всего, со странами
Вопросы гражданства в
международном и
Как часть правового статуса и как государственно-правовое явление гражданство изучалось такими современными учеными-юристами, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Дмитриев, В Л. Кикоть, И.Ш. Килясханов, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, С.С. Маилян, ВЛ. Малахов, Г.В. Мальцев, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.В. Мицкевич, А.С. Прудников, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев.
Объектом являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.
Предметом является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
- дать определение понятию гражданства;
- рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
- охарактеризовать основные принципы института гражданства;
- проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
- изучить основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
- рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Нормативной основой курсовой работы явилась совокупность правовых актов, в числе которых следует назвать международно-правовые соглашения по вопросам гражданства и прежде всего Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., международно-правовые соглашения в сфере гражданства Российской Федерации. В сфере внутригосударственного законодательства использовались в качестве основы положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона о гражданстве Российской Федерации, подзаконных актов о гражданстве России. Использовались нормы конституций республик в составе России, иное федеральное законодательство Российской Федерации, а также конституции и законодательство о гражданстве стран ближнего и дальнего зарубежья. Также были использованы базовые учебные пособия по Конституционному праву России: Баглай М.В., Воеводин Л.Д., Козлова Е.И., Лукашева Е.А. и т.д, привлекались материалы и публикации периодической печати.
В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания, а также метод сравнения. Теоретические выводы проиллюстрированы примерами из судебной практики.
Глава 1. Понятие института гражданства РФ
- Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации
Под гражданством в науке конституционного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ1. Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство.
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом2:
1) природные подданные,
в составе которых, в свою
очередь, выделялись: а) дворяне
(потомственные и личные); б) духовные
лица (делились по вероисповеданиям)
2) инородцы (евреи и восточные народы);
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.3
В нем провозглашалось, что
все существовавшие доныне в России
сословия и сословные деления
граждан, сословные привилегии и
ограничения, сословные организации
и учреждения, все гражданские
чины, всякие звания (дворянина, купца,
мещанина и т.д.), титулы и наименования
гражданских чинов
1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства"4. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.
29 октября 1924 г. было
утверждено Положение о
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г 5.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства6.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик" (1940 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных последнему, в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии7.
Конституция СССР 1977 г. более
широко урегулировала сферу отношений,
связанных с гражданством СССР. Получил
конституционное выражение
Согласно Конституции 1977 г., принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.
В соответствии с конституциями союзных республик 1978 г. право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.
На основании ст. 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР, что вызывалось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством.
Закон по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант.
Исходным началом в
определении принадлежности лица к
гражданству СССР признавалось его
состояние в гражданстве Союза
на день вступления в силу настоящего
Закона (а не в подданстве бывшей
Российской империи). Такое изменение
было закономерным, ибо за прошедшее
время выросло несколько
Новый этап развития государства,
охарактеризованный как перестройка,
учреждение поста Президента СССР вызвали
необходимость изменений
В нем появились разделы
об органах, принимающих решения
по вопросам гражданства, о производстве
по рассмотрению заявлений и представлений
по этим вопросам, об исполнении и обжаловании
решений. Тем самым Закон восполнил
некоторые пробелы, имевшиеся в
прежнем законодательстве и оставлявшие
широкий простор для
Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР8.
Таково в основных чертах правовое регулирование отношений гражданства в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством9.
- Принципы гражданства Российской Федерации
Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции.
Единое гражданство в
федеративном государстве - необходимое
условие его суверенного
2. Гражданство Российской
Федерации является равным
3. Гражданство Российской
Федерации имеет открытый и
свободный характер. Во-первых, это
выражается в том, что,
В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.
Во-вторых, свободный характер
гражданства Российской Федерации
выражается в том, что Конституция
и Закон закрепляют право гражданина
изменить гражданство. Этого права
никто не может быть лишен. Присущая
гражданству устойчивость связей лица
и государства не означает насильственного,
принудительного удержания
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.
Все предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Запрет в Конституции
РФ и в Законе о гражданстве
лишать человека гражданства вытекает
из права человека на гражданство, двустороннего
характера связи между
5. Гражданин Российской
Федерации может иметь
Ранее такое право в
Советском государстве
Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами13.
6. Российское законодательство
исходит из принципа
7. Гражданство Российской
Федерации основано на
8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе14.
9. Принцип приоритета
норм международного права и
международных договоров над
национальным
Закрепляя многолетнюю практику, Конституция РФ содержит важное правило об уважении норм международного права во взаимоотношениях между государствами.
Общепризнанные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. « Если международный договор РФ устанавлитвает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»15.
Согласно ст.9 Закона о гражданстве РФ, при решении вопросов гражданства наряду с настоящим законом подлежат применению международные договора РФ, регулирующие эти вопросы: « Если международный договор РФ предусматривает иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила этого договора.
- Нормативная основа гражданства в РФ
Нормативной основой гражданства
в Российской Федерации является
совокупность правовых актов, в числе
которых имеются и
1. Всеобщая декларация
прав человека (принята на третьей
сессии Генеральной Ассамблеи
ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря
1948 г.), согласно которой каждый
человек имеет право на
2. Конвенция о сокращении
безгражданства, принятая 30 августа
1961 г. конференцией полномочных
представителей, созванной в соответствии
с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи
ООН от 4 декабря 1954 г., установила,
что договаривающееся
3. Международный пакт
о гражданских и политических
правах, принятый Генеральной
4. Исключительно важную
роль в регулировании вопросов
гражданства играет
Конвенция - единственный многосторонний
документ, регулирующий практически
все важнейшие аспекты
Она разработана с учетом
современных тенденций в
Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению.
Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, то есть повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства - и государства по защите своих граждан.
- Законодательное регулирование деятельности в сфере обеспечения акушерско-гинекологической помощи населению
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение Российского и Мирового опыта
- Законодательное регулирование и подготовка к PR деятельности
- Законодательное регулирование картелей в России и за рубежом
- Законодательное регулирование лоббизма
- Законодательное и нормативное регулирование налогообложения доходов физических лиц.
- Законодательное обеспечение системы коррекционного образования в средней школе
- Законодательное оформление крепостных отношений в Русском государстве в XV- сер. XVII вв
- Законодательное регулирование адвокатской деятельности
- Законодательное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в Российской федерации и в соответствии с МСФО
- Законодательное регулирование вопросов гражданства детей
- Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации