Законодательное регулирование и подготовка к PR деятельности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика И.Г.Петровского
Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью
Кафедра социологии, рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки: Реклама и связи с общественностью (031600.62)
Профиль подготовки – общий
Курсовая работа
по дисциплине: «Социология массовых коммуникаций»
на тему: «Законодательное регулирование и подготовка к PR деятельности»
Выполнила:
студентка 3 курса дневного отделения
Васильева А.В.
Подпись_______________________
Дата «___»_________________2013 г.
Научный руководитель:
К.и.н., доцент:
Разгонова А.В.
Подпись_______________________
Дата «___»__________________2013г.
Брянск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование законодательного регулирования PR-деятельности и подготовки к ней………………...……………………...6
1.1. Правовое регулирование PR-деятельности………………………………6
1.2. Лицензирование и сертификация PR-компаний и PR-специалистов как подготовка к осуществлению PR-деятельности………………………………10
1.3. Этический аспект
Глава 2. Эмпирическое исследование процесса законодательного и добровольного регулирования PR-деятельности………………………..20
2.1. Анализ устава, как
основного регулирующего
2.2. Контент-анализ профессиональных
кодексов PR-специалиста…….…..23 Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Законодательное регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм.
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.
Деятельность российских PR-агентств остается непрозрачной. Количество агентств растет, но качество обслуживания и профессионализм многих из них все еще продолжает вызывать сомнения. И не только по причине их слабой квалификации, но, и, главным образом, из-за все еще довольно свободно трактуемых понятий профессиональной этики.
По этой причине страдает авторитет и репутация «PR-специалистов» в обществе. В связи с появлением в избирательных практиках так называемых черных технологий, черного PR и прочего инструментария, присутствием на рынке недобросовестных исполнителей, выдающих себя за профессионалов, в PR-сообществе появилось желание регулировать рынок PR-услуг.
При современном развитии информационного пространства резко возросло внимание к циркулированию информационных потоков. И это не случайно: если двадцатый век можно было назвать веком индустриального общества, то двадцать первый, безусловно, будет веком информационным.
Информационное общество можно определить как общество, в котором информация приобретает ведущее значение, и ее влияние на развитие государства становится более эффективным, чем политическое, экономическое и военное.
Информационные ресурсы в таком социуме занимают один ряд с природными, трудовыми, финансовыми, составляя основной потенциал страны.
Происходит создание специфической информационно-социальной среды, которая нуждается в высокой степени регулирования законом. Этим вызвано зарождение новой самостоятельной отрасли права - информационного.
В результате интенсивного развития рынка рекламы и связей с общественностью информация стала активно использоваться для создания паблицитного капитала, таким образом, экономика начала осваивать информационный ресурс как товар, как объект производства, как равноценного участника коммерческих отношений.
Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы.
Воздействие связей с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации. Таким образом, нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права - информационной.
Объект исследования: PR-деятельность.
Предмет исследования: законодательное регулирование PR-деятельности.
Цель исследования: изучение процесса законодательного регулирования PR-деятельности и подготовки к ней.
Задачи исследования:
- Исследовать законодательное регулирование PR-деятельности и подготовку к ней.
- Изучить процедуру лицензирования и сертификации.
- Провести контент-анализ кодексов этического поведения в PR.
- Проанализировать процесс саморегулирования в PR-деятельности.
Гипотеза исследования: для обеспечения прозрачной и честной работы в сфере PR-услуг, необходимо их законодательно и этически регулировать.
В данной работе использовались вторичные методы исследования, а именно метод анализа документов, а также метод сравнительного анализа.
Теоретической основой работы выступили научные работы авторов: Шаркова Ф. И., Почепцова Г. Г., Киселева А. Г., Ромата Е. В., Весанто Е., Шадриной О., Вартановой Е. Л. и других исследователей данного вопроса.
Также использовались материалы Интернет-порталов, посвященных PR, рекламе и консалтингу.
Глава 1. Теоретическое обоснование законодательного регулирования PR-деятельности и подготовки к ней
1.1. Правовое регулирование PR-деятельности
PR-деятельность в России
не имеет своего
Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы PR-специалистов.
По причине отсутствия единого законодательного акта, правовое поле в сфере PR заключает в себе несколько государственных нормативных актах. Вот основные из них:
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;
- Закон «О государственной тайне»
3. Закон «О рекламе»;
4. Закон «Об авторском праве и смежных правах»;
5. Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».
Рассмотрим отношение данных законов к деятельности PR-компаний.
1. Федеральный закон N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Был принят 20 февраля 1995 г. Главное, чем оперирует в своей деятельности PR-специалист, это информация. И одна из задач PR-службы любой организации – накапливать всевозможные сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права физических и юридических лиц «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
2. При этом Федеральный закон «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 года содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых запрещены.
Несомненно, информация о привычках,
увлечениях, вкусах топ - менеджеров сторонних
организаций может и должна использоваться
в ходе переговоров, организации презентаций,
лоббировании, других
3. Закон «О рекламе» 1995 года и Новый закон «О рекламе» 2006 года. Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Федеральный закон «О рекламе» регулирует часть объектов рекламы, таких как:
1) рекламная деятельность в целом;
2) реклама товаров, представляющих потенциальную опасность для потребителей;
3) использование необоснованных утверждений;
4) охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;
5) правовая защита товарных
знаков и других форм
6) реклама, вводящая в заблуждение и содержащая "исчезающую приманку»;
7) сравнительная реклама;
8) реклама, направленная на детей.
Закон так же затрагивает ряд этических моментов, например, дает понятие ненадлежащей рекламы и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы).
Значительная часть закона устанавливает полномочия контрольных органов в сфере рекламы и определяет права и обязанности участников рекламного процесса, сроки хранения рекламных материалов, обязанность представления документальных подтверждений достоверности рекламной информации, лицензий и сертификатов, а также ответственности за уклонение выполнения условий рекламы, выступающей в качестве публичной оферты.
4. Закон «Об авторском праве и смежных правах» (принят 20 июля 2004 года). Пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и тому подобное являются произведениями, охраняемыми Законом «Об авторском праве и смежных правах». Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца.
Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании. Таким образом, компания заказчик потерпит убытки, а специалист в сфере PR может потерять репутацию2.
4.Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров» от 23 сентября 1992 года. В PR-сфере важны все аспекты, в том числе и способ придания индивидуальности организации, ее товарам и услугам. Здесь не обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного знака. На первый взгляд кажется, что все тут во власти дизайнера. Однако Федеральный Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров» содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знаков аналогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или иной фирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на патентную чистоту.
Это лишь малая доля правовых норм, непосредственно определяющих рамки тех или иных PR-действий. Большое число норм права содержится в других законах Российской Федерации, имеющих межотраслевой характер: «О сертификации продукции и услуг», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других.
Таким образом, PR-специалисты рассчитывают на то, что при возникновении правовых коллизий они могут обратиться к корпоративному или стороннему юристу. Однако правоведов, способных оказать квалифицированную помощь в решении всех вопросов, возникновение которых вероятно в процессе многогранной PR- деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законов может привести к тому, что PR-специалист и не заметит, как нарушит какую-либо правовую норму и окажется, что консультироваться поздно. Поэтому так важно знание основ правового регулирования PR в Российской Федерации для практиков отрасли.
1.2. Лицензирование и сертификация PR-компаний и PR-специалистов как подготовка к осуществлению PR-деятельности
Лицензия является официальным документом, который разрешает ее обладателям - юридическим, физическим лицам или индивидуальными предпринимателями осуществление указанного в нем вида деятельности на территории РФ в течение установленного срока. Согласно Федеральному Закону РФ от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании3.
Таким образом, лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Только те, кто проходят жесткие экзамены и проверку личной честности, могут именовать себя консультантами в сфере PR. Тем, кто не пройдет процедуру лицензирования, придется называть себя «публицистами» или взять какое-нибудь другое профессиональное наименование.
Существует несколько аргументов в пользу обязательного лицензирования и юридической регистрации профессиональной деятельности в области PR:
1. Лицензирование способствует урегулированию области деятельности специалиста по связям с общественностью.
2. Лицензирование способствует
возникновению единого
3. Лицензирование способствует
установлению единых этических
норм и профессиональных
4. Лицензирование облегчает
лишение нарушителей этических
стандартов сертификата на
5. Лицензирование способствует
защите квалифицированных
Однако существуют и некоторые аргументы против лицензирования, в пользу доверия к добровольному подходу к этике связей с общественностью:
1. Добровольной аккредитации
вполне достаточно для
2. Уже имеющихся Гражданского
и Уголовного кодексов вполне
достаточно для предотвращения
злоупотреблений в данной
3. Лицензирование обеспечивает
лишь минимальный уровень
Для того, чтобы понять процедуру сертификации российских PR- кампаний и PR- специалистов обратимся к сертификату профессионалов в связях с общественностью.
Общественная сертификация специалистов и организаций, профессионально занимающихся деятельностью связей с общественностью, проводится в целях создание условий для равноправной профессиональной деятельности специалистов и организаций на едином рынке PR услуг в Российской Федерации, а также для участия в международном сотрудничестве. Содействия заказчикам услуг по связям с общественностью в компетентном выборе партнеров, а также их защиты от недобросовестности исполнителя, контроля за соблюдением прав и свобод граждан, этических норм и профессиональных принципов при осуществлении деятельности в области связей с общественностью.
Отношения в области сертификации услуг по связям с общественностью регулируются настоящим Кодексом и действующим законодательством Российской Федерации. Сертификация профессионалов-практиков и организаций, занимающихся организацией, изучением и преподаванием связей с общественностью осуществляется на добровольной основе и не заменяет других форм квалификационной аттестации кадров и организаций, как государственной, так и общественной.
Основой определения критериев профессионализма являются принципы, заложенные в Лиссабонском кодексе профессионального поведения в области PR, Римской хартии и других документах международных профессиональных организаций CERP, IPRA и ICO.
Сертификация проводится общественным комитетом по профессиональной сертификации в области связей с общественностью, сформированным из представителей национальных профессиональных ассоциаций на основе документа «Основные принципы профессиональной сертификации в области связей с общественностью», принятого Общим собранием Российской Ассоциации по связям с общественностью 18 мая 2000 года.
Профессиональный сертификат, выдаваемый на основе настоящего Кодекса, удостоверяет наличие у предъявителя опыта, образования и знаний, признаваемых в профессиональном сообществе в качестве существенно необходимых для принадлежности к профессии Связи с общественностью.
Наличие профессионального сертификата у организации или лица может рассматриваться как квалифицированное преимущество данного лица или организации, наряду с другими показателями профессиональной квалификации. Отсутствие профессионального сертификата не должно рассматриваться как препятствие к трудоустройству в специализированные организации и выполнения профессиональных услуг в области связей с общественностью.
Обладатель профессионального сертификата использует соответствующий титул в своей подписи, фирменных реквизитах, рекламной информации, публикациях в СМИ, на личном или корпоративном сайте. Он информирует клиента или работодателя о наличии у него профессионального сертификата и квалификационных требованиях, соблюдение которых считается основанием для его получения5.
Для подачи заявки для получения сертификата профессионала в области связей с общественностью для физических лиц нужно пройти несколько этапов:
1. Заявителем считается
2. Заявитель направляет на имя председателя личное заявление с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности; номера телефона, факса или адреса электронной почты и почтового адреса.
3. Согласно международной
4. Заявитель сообщает в
5. При наличии у Заявителя
поручительства руководящего
6. Заявитель вправе получить всю необходимую информацию о правилах сертификации.
7. В недельный срок с момента
получения заявления
Сертификат выдается физическим лицам сроком на 5 лет. Он подлежит подтверждению согласно порядку, установленному для выдачи первичного сертификата, с указанием в пунктах анкеты профессиональных навыков и достижений, приобретенных за последний 5-летний период.
Порядок подачи заявки на получения сертификата профессионала в области связей с общественностью для организаций:
1. Заявителем считается
2. Заявитель направляет на имя
председателя заявление на
3. Заявитель прилагает к заявлению копию свидетельства о регистрации; выписку из устава, в части предмета деятельности организации; два поручительства от лиц или организаций, имеющих сертификат, лиц или организаций – членов профессиональных ассоциаций из числа клиентов, работодателей или партнеров.
4. При наличии у Заявителя
поручительства руководящего
5. В недельный срок с момента
получения заявления
6. Заявитель вправе получить всю необходимую информацию о правилах сертификации.
Сертификат выдается организациям сроком на 3 года. Он подлежит подтверждению согласно порядку, установленному для выдачи первичного сертификата, с указанием в пунктах анкеты профессиональных навыков и достижений, приобретенных за последний 3-летний период6.
Сертификат может быть аннулирован в том случае когда, происходит систематическое нарушение его обладателем действующего законодательства, подтвержденного судебным решением, вступившим в законную силу. Так же грубого нарушения общепризнанных принципов профессионального поведения и положений профессиональных кодексов, подтвержденного решениями руководящих органов и комиссий профессиональных ассоциаций. Решение об отзыве сертификата принимается двумя третями голосами. Это решение публикуется и доводится до сведения национальных профессиональных ассоциаций.
Лицензирование нельзя назвать однозначным способом регулирования PR-деятельности. С одной стороны, законодательное закрепление норм, касающихся именно сферы PR необходимо. С другой, и добровольная сертификация - способ регулирования PR-рынка. Но нельзя также забывать об одной из важнейших составляющих такого регулирования – этическом аспекте, которому посвящен параграф 1.3.
1.3. Этический аспект регулирования PR-деятельности
В кодексах PR содержатся конкретные требования к специалистам PR. В этих вербализованных правилах профессионального поведения и профессиональной этики обобщаются неписаные правила и запреты, до осознания которых рано или поздно доходит профессионал PR7.
Отношения с прессой, являются важнейшей составной частью PR. Их лучше всего строить на доверительных началах. Следует сообщать прессе как можно больше, даже сведения конфиденциального характера, а затем оговаривать, какие моменты нельзя публиковать и почему.
Мировая практика показала, что постепенно между представителями прессы и специалистами по PR складываются отношения, основанные на профессиональной этике. Пресса начинает осознавать значение контактов с организациями: используя эти контакты, можно быстро получить достоверную информацию. Компетентные специалисты в области PR, в свою очередь, высоко оценивают роль представителей прессы в предоставлении общественности взвешенной информации и понимают проблемы, связанные с целесообразностью тех или иных публикаций и ограниченностью места на страницах печати. Еще одна важная деталь заключается в том, что пресса признает роль специалистов по PR в разъяснении руководителям компаний и предприятий, насколько важно быть честным и открытым.8
Итак, любое обсуждение профессионального статуса связей с общественностью неминуемо начинается с обсуждения вопросов этики. Любая профессия должна оправдывать ожидания и выполнять моральные обязательства на уровне общества. Преданность идее служения обществу должна быть свойственна как отдельным специалистам, так и профессии в целом. Чтобы успешно исполнять свои социальные обязательства, профессионалам недостаточно лишь предоставлять клиентам свои знания и квалифицированные услуги: они несут ответственность за совершенствование институтов, предоставляющих эти услуги.
Соблюдение профессиональных и этических стандартов играет важную роль в мотивации деятельности специалиста по связям с общественностью, поскольку предлагает определенные профессиональные привилегии, которые будут недоступны специалисту в случае нарушения существующих норм.9
Можно прийти к выводу о высокой роли профессиональных и нравственных ориентиров в сфере связей с общественностью, которая обусловлена профессиональными, социальными и общечеловеческими выгодами, приобретаемыми в условиях ориентации на высокий нравственный уровень профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.
- Законодательное регулирование картелей в России и за рубежом
- Законодательное регулирование лоббизма
- Законодательное регулирование местного самоуправления Беларуси
- Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ
- Законодательное регулирование прожиточного минимума
- Законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в новейшей истории России
- Законодательное регулирование регистрации и лицензирования кредитных организаций
- Законодательное регулирование вопросов гражданства детей
- Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации
- Законодательное регулирование гражданства РФ
- Законодательное регулирование деятельности в сфере обеспечения акушерско-гинекологической помощи населению
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение Российского и Мирового опыта