Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации
Содержание
Введение 3
1. Становление и
реализация института
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 6
1.2 Основные принципы института гражданства 11
2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации 17
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ 17
2.2 Правовое регулирование
признания и приобретения
Заключение 30
Библиографический список литературы 33
Введение
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что
изучение вопросов гражданства одновременно
связано с правами и свободами
человека и гражданина, а также
с суверенитетом государства. Провозглашение
Конституцией Российской Федерации
как демократического правового
государства требует
В Российской Федерации основополагающие принципы института гражданства отнесены к основам конституционного строя (ст. 6 Конституции Российской Федерации).
Гражданство - не только
правовая, но и политико-правовая связь
лица с государством. Это обусловлено
высоким политическим потенциалом
гражданства, выражающимся в том, что
только граждане обладают возможностью
принимать участие в
Гражданство - особое политико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную и устойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможность пользоваться всеми установленными законом правами и свободами, а также несёт определённые обязанности.
Многогранность юридической
природы гражданства
Институт гражданства
в Российской Федерации совмещает
институт общефедерального гражданства
и гражданства республик в
её составе. Двухуровневое гражданство
предопределено историческими условиями,
тем не менее, в правовом отношении
существование гражданства
Исследованию института гражданства посвящена обширная отечественная и зарубежная научная литература. Вопросы гражданства затрагиваются в трудах таких современных ученых-юристов, как М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, Е.А. Лукашёва, Г.В. Мальцев, Н.А. Михалева, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, Б.С. Эбзеев, В.Е. Чиркин.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Дать определение понятию гражданства.
2. Охарактеризовать основные принципы института гражданства.
3. Проанализировать
нормативную основу
4. Рассмотреть правовое
регулирование признания и
Объектом исследования являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.
Предметом исследования
является конституционно-правовой аспект
института гражданства, конституционная
и отраслевая законодательная база,
регламентирующая отношения гражданства.
1. Становление и
реализация института
Определение понятия
гражданства, а также его содержания
и основных особенностей носит дискуссионный
характер. Множественность определений
понятия гражданства помимо различных
подходов к его изучению объясняется
также и непрерывно происходящими
в его содержании изменениями. Содержание
гражданства связано с
В правовой науке
существуют следующие основные подходы
к определению понятия
2) гражданство рассматривается
в виде правовой или политико-
4) гражданство определяется
как состояние лица в
Например, С.А. Комаров
под гражданством как членством
в государстве понимает союз личностей,
находящихся в устойчивой, постоянной,
специально оформленной политико-правовой
связи с государством.
В рекомендательном
законодательном акте «О согласованных
принципах регулирования
С признанием приоритета
за правами человека, утверждением
концепции взаимной ответственности
государства и личности, изменяется
и понимание гражданства, проявлением
чего применительно к его понятию
является характеристика его не как
«принадлежности», а как связи
человека с государством. Смысл этой
замены состоит в том, чтобы отразить
в отношениях человека с государством
как прямые, так и обратные связи,
то есть их взаимосвязь в правах,
обязанностях и ответственности.В
литературе, касающейся гражданства, распространено
утверждение о том, что гражданство
отражает юридическую, а не фактическую
связь лица с государством. Однако
не следует игнорировать фактические
или социальные связи гражданства,
лежащие в его основе. Гражданство
отражает как юридическую, так и
фактическую (социальную) связь лица
с государством. В любом государстве
основная часть граждан государства,
соответствует как правовым, так
и социальным критериями гражданства.
Соотношение юридической и социальной связи лица с государством необходимо конкретизировать, поскольку возможно их несовпадение.
У основной массы
населения государства
И наоборот, нередки
случаи, когда лицо, прибыв в иностранное
для него государство, интегрируется
в общество, становится полноценным
его членом, но, не имея правового
оформления своей связи с государством,
тем не менее, не может считаться
его гражданином. Большинство граждан
любого государства являются его
полными членами и в правовом
и в социальном значении, гражданами
в каждом аспекте повседневной жизни
государства. Фактическая связь
граждан с государством выражается,
прежде всего, в том, что большинство
населения государства в
Устанавливаемая государством
правовая связь с иностранными гражданами
и лицами без гражданства, находящимися
на его территории, прекращается, как
только они покидают пределы государства.
Социальная связь между гражданами,
государством и обществом сохраняется
и на территории иностранного государства,
то есть носит универсальный и
глобальный характер Баглай, М.В. Конституционное
право Российской Федерации: учеб. для
вузов.- 6-е изд. изм. и доп./ М.В. Баглай
- М.: Норма, 2007.С.154 -156.. Гражданство обладает
такими признаками, как наиболее общий
характер, непрерывность и устойчивость
во времени и в пространстве. Наиболее
общий характер выражается в том,
что гражданство само по себе не
определяет конкретный вид и меру
поведения субъектов правовой связи
- гражданина и государства, а служит
основанием для предоставления прав,
свобод и возложения обязанностей.
Устойчивость в пространстве заключается
в том, что гражданство не замыкается
пространственными пределами
Устойчивость во
времени состоит в том, что
гражданство сохраняется, как правило,
на протяжении всей жизни человека
с момента его рождения либо приобретения
и до его утраты, наступающей в
большинстве случаев в
Гражданство по своей
природе представляет не только правовое
явление, но и включает в себя социальные,
политические, нравственные и психологические
аспекты.Все лица, находящиеся на
территории Российской Федерации, обладают
практически одинаковыми
Суверенитет государства,
в соответствии с принципом верховенства
государственной власти на всей территории
страны, распространяется на все население,
проживающее на данной территории.
Данное распространение подразумевает
наделение всех лиц, находящихся
на территории государства комплексом
прав и обязанностей, предусмотренных
законодательством данного
Главнейшим отраслевым
нормативным актом, регламентирующим
отношения гражданства, является Закон
РФ «О гражданстве Российской Федерации»,
принятый 31 мая 2002 г. Понятие гражданства
сформулировано в статье 3 Закона РФ
"О гражданстве РФ". Оно определяется
как устойчивая правовая связь лица
с Российской Федерацией, выражающаяся
в совокупности их взаимных прав и
обязанностей. Впервые определение
термина «гражданство»
Гражданство является
предпосылкой обладания всем комплексом
конституционных прав, свобод и обязанностей
лица. Так, исключительно российские
граждане могут быть депутатами, судьями,
прокурорами, следователями, военнослужащими.
Только гражданин Российской Федерации
может быть избран Президентом страны,
занимать должности на государственной
службе, иметь доступ к сведениям,
составляющим государственную тайну.
1.2 Основные принципы института гражданства
В Конституции РФ
о гражданстве говорится в
гл. 1, посвященной основам
Однако это не
значит, что все связи гражданства
исчерпываются только конституционным
строем. Гражданство как институт
конституционного права тесно связано
практически со всеми другими
институтами этой отрасли права.
Вместе с тем оно в большей
мере вписывается в группу проблем,
касающихся правового статуса личности,
чем, скажем, проблем государственного
устройства страны или основ ее конституционного
строя, поскольку относится к
числу тех правовых институтов, содержание
и значение которых в обществе
всецело обусловлено
Принципы гражданства
это фундаментальные начала, которые
положены в основу правового регулирования
отношений гражданства. В законодательстве
Российской Федерации выделяются несколько
принципов российского
Защита прав и
свобод человека и гражданина находится
в совместном ведении Федерации
и ее субъектов, но регулирование
этих прав и свобод, равно как
и гражданства, состоит в исключительном
ведении Федерации. Это означает,
в частности, что прием в гражданство
РФ осуществляют федеральные органы.Исходя
из неразрывной связи суверенитета
государства и института
Гражданство в России
является равным. Это означает, что
права и обязанности гражданина
не зависят от оснований приобретения
гражданства, от времени его приобретения
других обстоятельств. Конституцией провозглашается
принцип равного гражданства
независимо от оснований его приобретения.
В законодательстве ряда зарубежных
стран наблюдается иная картина:
там введены определенные ограничения
в приобретении гражданства в
зависимости от оснований приобретения.
Россия идет по более демократическому
пути. Она не ставит различий в правах
граждан в зависимости от того,
как и когда оно было приобретено.
В каждом субъекте РФ
российский гражданин обладает одинаковыми
правами. Акты, регулирующие вопросы
гражданства, не могут ограничивать
права граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности. Натурализованные
граждане, то есть получившие гражданство
в результате приема, по заявлению,
обладают теми же правами, что и родившиеся
от граждан. В некоторых странах,
в том числе демократических, натурализованные
граждане не могут создавать политические
партии или в течение длительного времени
(обычно 10 лет) не вправе вступать в партии.
Федеративное государственное устройство
России проявляется в совмещении общефедерального
гражданства и гражданства республик
в ее составе. Республиканское гражданство
при отсутствии упоминания о нем в Конституции
Российской Федерации и в Законе о гражданстве
не имеет правовой основы и противоречит
федеральному законодательству Комментарий
к Федеральному Закону «О гражданстве
Российской Федерации» (постатейный).
Издание второе, переработанное и дополненное/
под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Юстицинформ,
2005.С.56-67..
Гражданство РФ экстерриториально
проживание гражданина за пределами
Российской Федерации не прекращает
его гражданства. Российский гражданин
вправе жить в том месте, которое
он избирает. Разумеется, государство
заинтересовано в том, чтобы его
граждане жили и работали на его
территории. Этот принцип вытекает
из естественного права человека
избирать место своего жительства,
свободно выезжать за пределы Российской
Федерации и беспрепятственно возвращаться,
что закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции
РФ. Отрицание такого рода свободы
при советской власти являлось грубым
нарушением прав и свобод человека.
Заключение или
расторжение брака гражданина России
с лицом, не принадлежащим к гражданству
РФ, тоже не влечет за собой изменения
гражданства. Изменение гражданства
одним из супругов не влечет за собой
изменение гражданства другого
супруга. Расторжение брака не влечет
изменения гражданства
Российское гражданство
имеет свободный характер. Гражданин
РФ вправе изменить свое гражданство,
выйдя из российского гражданства.
Право на выход связано с тем,
что гражданство - это не принадлежность
лица к государству, а двусторонняя
связь, что предполагает расторжение
его по взаимному согласию. Такое
расторжение может быть ограничено
лишь временно и только по указанным
в законе обстоятельствам (обладание
государственной тайной, нахождение
под стражей по приговору суда,
вступившему в законную силу, и
др.).Гражданство РФ неотъемлемо. Конституция
РФ и Закон о гражданстве
В основе изменения
гражданства РФ лежит волеизъявление
лица. Автоматически характер приобретения
или утраты гражданства исключается.
Вступление в брак с иностранным
гражданином или расторжение
брака, изменение гражданства
Органы государственной
власти, дипломатические
В соответствии с
Конституцией РФ (ч. 1 ст. 61) закон закрепляет
принцип, согласно которому гражданин
Российской Федерации не может быть
выслан за пределы Российской Федерации
или выдан иностранному государству.
Тем самым устанавливаются
Однако административную
ответственность (например, штраф за
нарушения правил общественного
порядка), гражданско-правовую ответственность
(например, взыскание задолженности)
гражданин может нести и за
границей.Россия поощряет приобретение
гражданства лицами без гражданства,
проживающими на территории РФ (при
этом необходимо доказать факт без
гражданства, как и иностранное
гражданство). Тем самым констатируется
приверженность Российской Федерации
международному принципу сокращения безгражданства
в отношении лиц, проживающих
на ее территории, что согласуется,
в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской
конвенции о гражданстве. Получение
гражданства человеком без
Закон закрепляет принцип
двойного гражданства (ст. 6). В нем
говорится, что гражданин Российской
Федерации, имеющий также иное гражданство,
рассматривается Российской Федерацией
только как гражданин Российской
Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных международным
договором Российской Федерации
или федеральным законом. Приобретение
гражданином Российской Федерации
иного гражданства не влечет за собой
прекращения гражданства
Институт гражданства
выполняет следующие функции:1) устанавливает
предпосылку для обладания
2) защищает от
лица государства права
4) способствует развитию
народов, повышению качества
6) повышает сплоченность
народов, патриотизм граждан. 2. Законодательное
регулирование гражданства в
Российской Федерации
2.1 Нормативная основа
гражданства в РФ
Вопросы гражданства
относятся преимущественно к
области внутригосударственного права.
Поэтому гражданство является, прежде
всего, институтом внутреннего права
каждого государства. Вместе с тем
это и институт международного права,
поскольку вопросы гражданства
регламентируются государствами на
основе не только внутреннего, но и
международного права.
Однако гражданство
как правовое явление едино: нет
внутригосударственного понятия гражданства
в отличие от международно-правового
Гончаров, И.А. Основные этапы развития
законодательства о гражданстве
в России и зарубежных государствах
/ И.А. Гончаров // Современное право.
- 2006. - № 7.- С.3-23.. Современное российское
законодательство о гражданстве
решает ряд актуальных правовых проблем,
возникших в связи с
Нормативной основой
гражданства в Российской Федерации
является совокупность правовых актов,
в числе которых имеются и
международно-правовые соглашения по
вопросам гражданства:1. Всеобщая декларация
прав человека (принята на третьей
сессии Генеральной Ассамблеи ООН
Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.),
согласно которой каждый человек
имеет право на гражданство. Никто не может
быть произвольно лишен своего гражданства
или права изменить свое гражданство.
2. Конвенция о
сокращении безгражданства, принятая
30 августа 1961 г. конференцией полномочных
представителей, созванной в соответствии
с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи
ООН от 4 декабря 1954 г., установила,
что договаривающееся
- Законодательное регулирование гражданства РФ
- Законодательное регулирование деятельности в сфере обеспечения акушерско-гинекологической помощи населению
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение Российского и Мирового опыта
- Законодательное регулирование и подготовка к PR деятельности
- Законодательное регулирование картелей в России и за рубежом
- Законодательное и нормативное регулирование импортных операций в России
- Законодательное и нормативное регулирование налогообложения доходов физических лиц.
- Законодательное обеспечение системы коррекционного образования в средней школе
- Законодательное оформление крепостных отношений в Русском государстве в XV- сер. XVII вв
- Законодательное регулирование адвокатской деятельности
- Законодательное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в Российской федерации и в соответствии с МСФО
- Законодательное регулирование вопросов гражданства детей