Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации

ЧЕБОКСАРСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ 
 

                                                      Кафедра денежного обращения и кредита 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине:  Инвестиции

на тему: Законодательное регулирование  инвестиционной деятельности в Российской Федерации 
 
 

                                                                                          Выполнила: студентка

                                                                               финансового факультета

                                                                                  группы ФК – 62 Е 4 курса

                                                                    Топталова М. Н. 

                                                                               Научный руководитель:

                                                                 Гаврилов А. В. 
 
 
 

Чебоксары

2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Основы  правового регулирования инвестиционной  деятельности………….5

1.1.Основные  источники правового регулирования  инвестиционной деятельности………………………………………………………………………5

1.2.Формы  и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..12

2. Законодательное  регулирование инвестиционной деятельности в РФ……18

2.1.Экономическая  характеристика Аликовского РПО……………………….18

2.2.Нормативно-правовое регулирования инвестиционной деятельности на предприятии……………………………………………………………………...24

3. Направления  совершенствования законодательного  регулирования инвестиционной деятельности в РФ…………………………………………....31

Заключение………………………………………………………………………38

Список  использованной литературы…………………………………………...42

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Одним из основных факторов, определяющих перспективное  развитие благосостояния общества, является уровень инвестиционной активности в экономике. Создание условий, обеспечивающих нормальное течение инвестиционных процессов, становится одной из важнейших функций государства, ведущей формой, реализации которой выступает создание правовой основы осуществления экономической деятельности. Не меньшую роль в организации инвестиционных процессов играет эффективность использования действующего законодательства его адресатами, адекватность избранных ими правовых форм существу регулируемых отношений.

    В настоящее время в законодательстве, судебной практике и правовой науке  не выработано удовлетворительных правовых критериев, позволяющих установить круг отношений, являющихся инвестиционными, что, как представляется, является следствием недостаточного внимания к исследованию с точки зрения правовой науки содержания инвестиционных отношений, составляющих предмет правового регулирования, и приводит законодателя к ошибкам при формулировании правовых норм.

    Неопределенность  правового содержания инвестиционных отношений не позволяет составить исчерпывающее представление о правовых формах, посредством которых такие отношения могли бы быть урегулированы. Не случайно категория инвестиционного договора не нашла своего отражения в законодательстве, а в правовой науке породила подчас диаметрально противоположные точки зрения на ее суть.

      Таким образом, усиление роли государственного регулирования для обеспечения возможности увеличения притока инвестиций в различные отрасли национальной экономики и определила выбор темы курсовой работы Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

      Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные  акты, нормативные документы по вопросам регулирования инвестиционной деятельности. При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по управлению инвестициями. Широко использованы фактические материалы по учету и отчетности.

    В российской правовой науке исследованию тех или иных аспектов инвестиций посвящены работы М.М. Богуславского, А.Г. Богатырева, В.П. Бугорского, И.А. Вдовина, Н.Н. Вознесенской, А.А. Горягина, В.В. Гущина, Н.Г. Дорониной, В.А. Зимина, А.В. Кирина, М.Е. Ковешникова, В.Н. Кокина, Р.А. Курбанова, А.В. Майфата, Г.Д. Отнюковой, А.М. Паланкоева, Ю.В. Потаповой, Н.Г. Семилютиной, Т.А. Серебряковой, В.В. Силкина, Ю.С. Харитоновой, И.Ю. Целовальниковой, Т.В. Шадриной и др.

      Целью курсовой работы является изучение основных федеральных законов, нормативно-правовых актов и документов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации.

      Исходя  из цели курсовой работы, мы ставим перед  собой следующие задачи:

      - указать основные источники регулирования инвестиционной деятельности;

      - рассмотреть формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

      - дать экономическую характеристику  деятельности организации;

      - рассмотреть нормативно-правовое регулирование инвестиционного деятельности на предприятии;

      -определить основные направления совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности  в РФ.

      Объектом  исследования курсовой работы является Аликовское РПО. 
 
 
 

1. Основы правового регулирования инвестиционной деятельности.

1.1.Основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности. 

    На современном этапе развития экономических отношений законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности весьма многогранно, причем как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Неизбежно также вхождение в российскую систему правового регулирования международных правовых норм, которые имеют преимущество перед российским законодательством в правоприменительной практике. Зачастую при разработке национального инвестиционного законодательства перенимается передовой опыт правового регулирования аналогичных отношений в других государствах. Подобная практика обусловлена расширением инвестиций с участием иностранного элемента. Национальное и международное правовое регулирование инвестиционных отношений, как представляется, весьма специфично, поскольку носит характер одновременно публичный и частноправовой.

   Анализ нормативно-правовых актов, принятых за последнее десятилетие, показывает, что регулирование инвестиций все еще остается на стадии перехода к рыночной системе отношений с использованием различных методов правового регулирования. Правильное соотношение этих методов позволит России гармонично вписаться в международную систему хозяйственных связей, основанную на принципах рыночной экономики.

   Во главе системы инвестиционного законодательства стоит Конституция РФ. Она определяет основные направления государственной инвестиционной политики.

   Содержание инвестиционной деятельности законодательно определено Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

   События августа 1998 г. выявили основные недостатки правового регулирования инвестиционной деятельности. К их числу следует отнести отсутствие разграничения между портфельными и прямыми инвестициями, которое позволило бы дифференцировать методы регулирования инвестиций в зависимости от действительных намерений инвестора - осуществлять капиталовложения в реальное производство или размещать свои свободные денежные средства на короткий срок, пользуясь различными финансовыми инструментами, в том числе и эмиссионными ценными бумагами.

  Отсутствие механизма правового регулирования инвестиций в Федеральном законе об иностранных инвестициях сказалось на развивающемся финансовом рынке России.

  Согласно правилам рыночной экономики, физические и юридические лица - иностранные инвесторы - пользуются преимуществом свободы принятия экономических решений, а совершаемые ими действия на российском рынке подчиняйся нормам гражданского права. Для того чтобы осуществлять деятельность в рамках гражданского законодательства, иностранное лицо должно получить доступ на национальный рынок, условия которого определяет государство, принимающее иностранные инвестиции.

   Указанные направления развития законодательства об иностранных инвестициях отражены в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

   Основными законами, регулирующими прямые иностранные инвестиции, являются Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

   Соглашение о разделе продукции российская правовая доктрина относит к категории гражданско-правовых договоров, в которых государство в лице правительства или органа исполнительной власти субъекта Федерации выступает в качестве субъекта гражданского права и занимает равное с инвестором положение. Принятие Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции не способствовало заключению указанных соглашений. Практически сразу после его принятия встал вопрос о внесении в него изменений и дополнений, которые бы вызвали у иностранных инвесторов интерес к этому виду гражданско-правовых договоров.

   Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" регулирует как иностранные инвестиции в этой форме, так и российские инвестиции, т. е. инвестиции российских физических и юридических лиц в пределах границ РФ и за ее пределами. К регулируемым настоящим Федеральным законом основным формам лизинга относятся внутренний и международный лизинг.

   Как форму осуществления инвестиций, договор финансового лизинга отличает распределение рисков предпринимательской деятельности, в соответствии с которым определяется доля участия каждой из сторон в расходах по осуществлению предпринимательской деятельности. Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" предоставляет лизингодателю право осуществлять финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя.

   Стимулирование инвестиций в сфере малого предпринимательства закреплено в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором отражены льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

   В законодательстве предусмотрена и защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. С этой целью приняты Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".

    В связи с тем, что правовые нормы, регулирующие весь комплекс проблем, возникающих в процессе привлечения и использования инвестиций, выходят за рамки какой-либо одной отрасли права, все относящееся к регулированию инвестиционной деятельности национальное законодательство подразделяется на специальное и гражданское. Специальное законодательство составляют предметные (или рамочные) законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам относятся, прежде всего, Федеральные законы "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в РФ", "О рынке ценных бумаг", "О лизинге", "О соглашениях о разделе продукции", "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента Российской Федерации (например, Указы "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями", "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ" и др.), правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Постановления "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ", "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" и др.) и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Государственного таможенного комитета и т.д. Перечисленные и многие другие нормативные акты содержат нормы различных отраслей права и регулируют различные по своему характеру правоотношения в инвестиционной сфере.

    Гражданское законодательство составляют комплексные  законодательные и подзаконные  акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового  регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле" и др., Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, Налоговый кодекс РФ наряду с комплексом отраслевых актов, Указы Президента Российской Федерации (например, "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" и др.), правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Постановления "О порядке лицензирования отдельных видов деятельности", "О ввозных таможенных тарифах" и т.д.), некоторые акты Центрального банка Российской Федерации и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Гражданское законодательство опосредует взаимоотношения по поводу различного рода сделок, договоров, вещных прав, вопросов представительства, исковой давности.

    Существует  множество норм международных актов, содержащихся в многосторонних и двусторонних международных договорах, конвенциях, договорах, заключаемых в каждом конкретном случае, которые регулируют вопросы инвестиционных отношений, например, таких документах, как: Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Большую группу международных актов составляют соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Россией и другими государствами.

    Субъекты  Федерации принимают собственные  законодательные акты по отдельным  вопросам инвестиционной деятельности. Например, в г. Москве действуют: Постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. № 968-ПП "О мерах по совершенствованию подготовки и реализации инвестиционных градостроительных проектов в городе Москве", "О совершенствовании порядка организации проведения инвестиционных торгов", приложение к Постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. № 1089-ПП "Порядок оформления и учетной регистрации инвестиционных контрактов, заключенных между Правительством Москвы и инвесторами", распоряжения Правительства Москвы от 12 января 2006 г. №3-РП "О порядке финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы", от 7 декабря 2004 г. № 2450-РП "О мерах по повышению эффективности системы координации и контроля за реализацией инвестиционных проектов на территории города Москвы" и др.

    Важными стимулами финансирования инвестиционной деятельности является обеспечение  государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление субъектами инвестиционной деятельности налоговых и таможенных льгот.

    Защита  инвестиций гарантируется законом, независимо от форм собственности:

    - инвестиции не могут быть безвозмездно  национализированы;

    - инвестиции не могут быть реквизированы.

    Применение  таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду.

    Тем самым в основном создана нормативная  база деятельности инвесторов. Осуществление  инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, полученный правоприменительный  опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения инвестиционных споров как между самими инвесторами, так и между государством и инвесторами. Поэтому, для того чтобы иметь правовые возможности для защиты прав и законных интересов инвесторов, необходим надлежащий механизм для решения возникающих споров. Для решения указанных задач исключительно важное значение имеет судебно-арбитражная практика. Согласно Конституции РФ только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти или управления вправе принимать на себя функции и полномочия, находящиеся в компетенции судов, указанных в Конституции и федеральных конституционных законах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Формы  и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности.

  Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, проводится органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Федеральные органы государственной власти для  регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы:

  1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений достигается посредством:

  - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не имеющих индивидуального характера;

  - совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

  - защиты интересов инвесторов;

  - предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

  - расширения использования средств населения и иных вне бюджетных источников финансирования жилищного строительств и строительства объектов социально-культурного назначения;

  - создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

  - развития финансового лизинга в Российской Федерации;

  - проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

  - создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

  2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, достигается:

  - разработкой, утверждением и финансированием инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

  - формированием перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансированием их за счет средств федерального бюджета (порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации);

  - предоставлением на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

  - размещением на конкурсной основе средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов на возвратной и платной основах за пользование ими либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемого акционерного общества;

  - проведением экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  - защитой российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

  - разработкой и утверждением стандартов, норм и правил, а также осуществлением контроля за их соблюдением;

  - посредством выпуска облигационных и гарантированных целевых займов;

  - вовлечением в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

  - предоставлением концессий российским и иностранным инвесторам по итогом торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы (введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ):

    1) разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

    2) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

    3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

    4) размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

    5) выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

    6) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Регулирование органами местного  самоуправления инвестиционной  деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, предусматривает:

    1) создание в муниципальных образованиях  благоприятных условий для развития  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, путем:

    - установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

    - защиты интересов инвесторов;

    - предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

    - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

    2) прямое участие органов местного  самоуправления в инвестиционной  деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

    - разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

    - размещения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов; (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации