Законодательное регулирование деятельности в сфере обеспечения акушерско-гинекологической помощи населению

Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова

 

 

Кафедра медицинского права

Зав. кафедрой

Член-корреспондент РАМН

Профессор, д.м.н.

Заслуженный юрист РФ

Сергеев Ю.Д.

  

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Медицинское право»

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент № 4курса,

Лечебного факультета, 27 группы,  Канаян А. К.

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2007

 

 

                                             Содержание

  • Введение
  • Теоретическая часть
  • Специальная часть
  • Практическая часть
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Становление Российской Федерации как правового государства невозможно без усиления мер по охране прав человека. Вопросы охраны здоровья матери и ребенка должны занимать одно из основных мест в социальной политике страны. Современная демографическая ситуация характеризуется снижением рождаемости на фоне изменения социально-экономических и экологических условий жизни населения, отрицательно влияющих на репродуктивное здоровье нации. Вследствие этого возрастает значение акушерско-гинекологической службы, повышение качества оказания помощи женскому населению страны. Фактически этот вопрос напрямую связан с проблемой выживания нации в целом. Несмотря на значительные изменения в службе родовспоможения и неонаталогии за последние годы, важнейшие показатели репродуктивного здоровья населения значительно отстают от аналогичных в развитых странах (Кулаков В.И., 2000). Однако вопросы оценки уровня и эффективности медицинской помощи волнуют не только клиницистов и организаторов здравоохранения. Общество предъявляет к медицинским работникам все более высокие профессиональные, морально-этические и правовые требования. Пациенты, не удовлетворенные оказанной им акушерско-гинекологической помощью, обращаются за разрешением конфликтов в судебные инстанции.

Очевидным является необходимость  решения целого комплекса проблем экономического, организационного, социологического и медико-правового характера уровня и эффективности акушерско-гинекологической помощи. Впервые медико-правовой анализ недостатков в акушерско-гинекологической практике провел Сергеев Ю.Д. (1987) , и до настоящего времени количество подобных работ, несмотря на актуальность, очень невелико. Недостаточно разработанными остаются вопросы разработки унифицированной методики проведения служебного расследования, отсутствует единая терминология экспертных заключений, которая должна быть закреплена ведомственными нормативными актами, отсутствуют единые клинико-экспертно-правовые критерии ненадлежащего оказания акушерско-гинекологической помощи. Несмотря на десятилетний срок со времени принятия ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" не всегда, и тем более не в полном объеме реализуется требование ст. 32 об информированном добровольном согласии гражданина как необходимом предварительном условии медицинского вмешательства. Установление риска наиболее часто встречающихся вмешательств при родовспоможении и вероятности их неудач позволит конкретизировать объем информации, которую врач обязан предоставить пациентке для получения информированного добровольного согласия. Остро стоят вопросы социально-правовой защиты медицинского персонала.

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как  неотъемлемого условия жизни  общества и подтверждая ответственность  государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию  правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают  правовые, организационные и экономические  принципы в области охраны здоровья граждан.

 

Раздел I 
Общие положения

 

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации  гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

 

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав  человека и гражданина в области  охраны здоровья и обеспечение  связанных с этими правами  государственных гарантий;

2) приоритет профилактических  мер в области охраны здоровья  граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности, должностных  лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан  состоит из соответствующих положений  Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

 

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности  и компетенции Российской Федерации,субъектов  Российской Федерации по вопросам  охраны здоровья граждан в  соответствии с Конституцией  Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование  в области охраны здоровья  граждан деятельности предприятий,  учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав  граждан, отдельных групп населения  в области охраны здоровья  и установление гарантий их  соблюдения;

4) определение профессиональных  прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует  гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них  каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом  ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется  право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья

Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской  помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской  помощи лицам без гражданства  и беженцам устанавливается в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право  на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.

 

Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях  граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право  на бесплатную медицинскую помощь в  государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем  бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право  на дополнительные медицинские и  иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право  на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане имеют право  на медицинскую экспертизу, в том  числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право  на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при  карантине в случае отстранения  их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Для понимания меры наказания  необходимо оценить характер и тяжесть  преступления.

 

  Уголовный кодекс  определяет преступление как  деяние, запрещенное Кодексом в  связи с тем, что оно является  общественно опасным и посягает на охраняемые уголовным законом объекты. Таким образом, это определение является формально-материальным, так как предусматривает и формальный нормативный признак (запрещенность деяния уголовным законом), и материальный признак (его общественную опасность). (п.1 ком.к ст.14 УК РФ).

 

  Под деянием подразумевается  поведение (поступок) человека в  форме действия или бездействия.  Действие - активное волевое поведение.  Бездействие характеризуется пассивным  волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.(п.2 ком.к ст.14 УК РФ)

 

  Под общественно  опасными деяниями подразумевают  деяния, представляющие общественную  опасность, которая в свою очередь  трактуется Кодексом, как способность  предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам). (п.4 ком. к ст.14 УК)

 

  Таким  образом  согласно ч.1 ст.14 УК РФ преступление  – это запрещенное уголовным  законом общественно опасное  деяние, обязательно совершенное виновно, то есть при определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего это деяние (см. комментарий к ст.ст. 24 - 27). Если действия лица невиновно вызвали общественно опасные последствия, его поведение не является преступлением (см. комментарий к ст. 28).(п.5 ком.к ст.14 УК РФ)обязательно наказуемое деяние. В Особенной части каждая статья Уголовного кодекса предусматривает определенное наказание за совершение того или иного запрещенного уголовным законом деяния. Однако это не означает, что установленное в санкциях статей Особенной части наказание должно применяться всегда и при всех обстоятельствах. Уголовный кодекс предусматривает и случаи освобождения от наказания. Чаще всего это касается преступлений небольшой тяжести (см., например, ст.ст. 75 и 76). (п.6 ком. к ст. 14 УК РФ).

 

  Иными словами,  преступлением по российскому  уголовному праву является запрещенное  уголовным законом общественно  опасное, виновное и наказуемое  деяние (п.7 ком. к ст.14 УК РФ).

 

  Как отмечалось, все  преступления являются общественно  опасными и поэтому законодатель  запрещает их совершение под  угрозой применения наказания  к лицам, которые их совершат. Однако по характеру и степени  общественной опасности одни  преступления могут существенно отличаться от других. В зависимости от этого УК подразделяет все преступления на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. (п.1 ком. к ст.15 УК).

 

  Степень общественной  опасности преступления - в большей  мере количественная характеристика преступных деяний одного и того же характера. В рамках одного вида преступлений она зависит от размера причиненного вреда (допустим, кража чужого имущества с причинением значительного ущерба потерпевшему или в крупных размерах п. "г" ч. 2 и п. "б" ч. 3 ст. 158 УК), формой вины (умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества - ст.ст. 167 и 168), способа совершения преступления (например, п. "е" ч. 2 ст. 105 предусматривает повышенное наказание за убийство общеопасным способом), средств и орудий совершения преступления (например, п. "г" ч. 2 ст. 162 предусматривает повышенное наказание за разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия), других признаков и обстоятельств совершенного преступления.(п.2 ком. к ст.15 УК).

 

  В соответствии  со ст. 15 отнесение преступления  к той или иной категории  зависит от размера и вида  наказания, предусмотренного санкцией  соответствующей статьи Особенной  части УК, а также формы вины.    Преступлениями небольшой, средней тяжести и тяжкими преступлениями признаются как умышленные, так и неосторожные деяния, а особо тяжкими - только умышленные деяния.(п.3 ком. к  ст.15 УК)

 

  Актуальным всегда  остается вопрос о форме вины. Виновен или нет ? Интересным является тот факт, что УК активно оперирует понятием вины, но нигде не дает ее определение. Ст. 24 УК определяет форму вины, как

 

1. Виновным в преступлении  признается лицо, совершившее деяние  умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершенное  по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

 

  В соответствии  со сформулированным в УК принципом  вины (см. комментарий к ст. 5) лицо  подлежит уголовной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.(п.2 ком. к ст.24 УК)

 

  В уголовно-правовой  науке есть две основные теории  вины:

 

-оценочная (нормативная, этическая), когда вина лица за совершенное деяние сводится к оценочной (социальной, нравственной, политической) характеристике ее судом, формулируемой в его упреке;

-психологическая, представляющая собой субъективное (внутреннее, психическое) отношение лица к своим общественно опасным и противоправным действиям или бездействию и их общественно опасным последствиям (п.3 ком. к ст.24 УК)

 

  Согласно психологической  теории вины каждое общественно  опасное и противоправное действие (бездействие) вменяемого человека считается волевым и сознательным. Всякое волевое и сознательное деяние мотивированно и целенаправленно, т. е. совершается по определенному мотиву и для достижения конкретных целей.

  Мотивация и целеполагание  лица раскрывают то, ради чего  оно в ущерб интересам других лиц, общества и государства совершает общественно опасное и уголовно-наказуемое деяние.(п.5 ком. к ст.24 УК)

 

  Мотивы и цели  не являются обязательными признаками  вины, но именно через них открывается  психологическая суть внутреннего отношения виновного к деянию. От их точного установления зависит практическая реализация принципа вины.

  В зависимости  от степени "охвата" юридически  значимых действий (бездействия)  и наступивших последствий мотивами  и целями субъекта при одной  и той же объективной стороне могут быть разными формы его вины. Смерть человеку, наступившая от выстрела из ружья, в зависимости от конкретного содержания мотивов и целей стрелявшего лица, может быть причинена умышленно или неосторожно, а может быть и невиновно. (п.6 ком. к ст.24 УК)

  Субъективное (внутреннее, психическое) отношение лица к  совершаемому им общественно  опасному и уголовно-противоправному  деянию, адекватно отражая основную  суть его виновности, в своем  конкретном выражении может быть  многогранным. Поэтому УК ограничивает данное отношение лишь двумя формами: умыслом и неосторожностью, для которых вина в целом является родовым понятием (п.7 ком. к .ст. 24 УК), иными словами, согласно ст. 24 виновным в совершении преступления может быть признано только то лицо, которое совершило общественно опасное и уголовно-противоправное деяние умышленно или неосторожно.(п.10 ком. к ст. 24 УК).

 

  Следует также  дифференцировать преступления, совершенные  умышленно (как с прямым, так  и косвенными умыслами), либо по  неосторожности (вследствие легкомыслия или небрежности).

Преступления, совершенные  умышленно с прямым или косвенным  умыслами имеют ряд характерных  особенностей.

 

  Прямой умысел  включает в себя три взаимосвязанных  признака:

осознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия);

предвидение возможности  или неизбежности наступления общественно  опасных последствий;

желание их наступления.

 

Косвенный умысел тоже предполагает три признака:

-осознание лицом общественной  опасности своих действий (бездействия);

-предвидение возможности  наступления общественно опасных  последствий; 

-нежелание, но сознательное  допущение этих последствий либо  безразличное к ним отношение.(п.1 ком. к ст. 25 УК)

 

  Одним из наиболее  значимых общих признаков обоих  видов умысла является осознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия).

Общественная опасность  деяния как объективный или материальный признак преступления с точки  зрения законодателя или правоприменителя является сложным и многоаспектным понятием. Оно лежит в основе криминализации деяний, категоризации преступлений по тяжести, назначения наказания и т. д. Применительно к умышленной вине конкретных лиц это понятие употребляется в номинальном и упрощенном значении. Лицу достаточно лишь в общих чертах осознавать, что совершаемое им действие (бездействие) причиняет вред личности, собственности, общественному порядку и другим общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. (п.2  ком.к ст.25)

 

 

  В реальной действительности, не смотря на правовую регламентацию понятия, осознание общественной опасности и уголовной противоправности традиционно преступных деяний (убийств, краж, грабежей и т. д.) практически не вызывает каких-либо сомнений. Оно формируется в процессе социализации, приобретения жизненного опыта, получения образования, чтения художественной литературы, просмотра кино и видеофильмов и т. д. (п.3  ком.к ст.25)

 

   Теория и судебная  практика помимо прямого и  косвенного умыслов различают  умысел определенный (конкретизированный) и неопределенный (неконкретизированный).

  Определенный умысел  характеризуется тем, что предвидение  и желание субъекта определенно  и конкретно. Выплескивая кислоту  в лицо потерпевшему, он предвидит,  что обезобразит его, и желает  этих последствий.

Неопределенному умыслу свойственна неконкретность предвидения и желания наступления общественно опасных последствий определенной тяжести. Содеянное в этом случае квалифицируется по фактически наступившим последствиям. (п.15  ком.к ст.25)

 

  Важным аспектом  адекватной оценки деяния является дифференцировка умысла на заранее обдуманный и внезапно возникший. Очевидным становится тот факт, что наказание будет разным.

  Заранее обдуманный  умысел может возникнуть задолго  до непосредственного совершения  преступления. Субъект заблаговременно готовится к его совершению, разрабатывает способы его осуществления, производит подготовительные действия, обеспечивает алиби и т. д.

  Внезапно возникший  умысел формируется в ситуации  совершения преступления, в условиях  конфликта, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в иных обстоятельствах (например, при виде вещи, оставленной без надзора), способствующих совершению преступления.

 

  Оценка общественной  опасности предумышленных и ситуативных  деяний может быть разной и  конкретной. Предумышленные деяния обычно оцениваются как более опасные. Однако конкретная социальная оценка деяния и субъекта, психологически готового к совершению преступления в удобной для него ситуации (пожар, землетрясение, авария), также свидетельствует о повышенной опасности и преступления, и лица, его совершившего. (п.16  ком.к ст.25).

 

  В правовых актах нашего  государства есть ещё и такое  понятие, как крайняя необходимость,  оговоренная в ст. 39 УК РФ :

 

Часть 1. Не является преступлением  причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Часть 2. Превышением пределов крайней  необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру  и степени угрожавшей опасности  и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

 

  Условия правомерности крайней необходимости принято разделять на две группы, первая из которых характеризует опасность, при наличии которой совершаются действия, причинившие вред охраняемым уголовным законом интересам. Источник этой опасности может быть самым разнообразным, а сама опасность - непосредственной. Такая опасность может быть в случае, если, например, пожар или снегопад уже начались, больной в данный момент нуждается в срочной медицинской помощи, забравшиеся в горы альпинисты уже теперь крайне истощены от голода и т. п. Состояние правомерной крайней необходимости было признано в действиях М., который во избежание лобового столкновения двух автомашин применил резкое торможение, от чего передней частью его машины был сбит пешеход (Бюл. ВС РСФСР, 1976, N 1, с. 3). Введением выражения "опасность, непосредственно угрожающая" правоохраняемым интересам, законодатель соединил два условия, выделявшиеся ранее в литературе, - наличность и действительность этой опасности. Ответственность в случае мнимой опасности, когда лицо допускает фактическую ошибку относительно наличия, размера или характера опасности, должна решаться по правилам о фактической ошибке. (п.1 ком. к ст.39 УК)

Главными условиями, определяющими  правомерность действий лица, оказавшегося в состоянии крайней необходимости, являются: невозможность устранения вреда другими средствами и отсутствие превышения пределов крайней необходимости. Первое из этих условий предусматривалось и прежним УК, оно вытекает из самой природы этого института. (п.3 ком. к ст. 39 УК).

 

  Для четкого понятия преступно  ли деяние, необходима правовая  регламентация понятия превышения  пределов крайней необходимости.

 

  Понятие превышения пределов  крайней необходимости дается  впервые, оно сформулировано в  ч. 2 комментируемой статьи. С объективной стороны такое превышение имеет место в случае, если фактическое причинение вреда явно не соответствует характеру и степени угрожавшей опасности, а также обстоятельствам, при которых эта опасность устранялась. Например, разрушение соседнего дома при угрозе пожара, который так и не начался. По новому УК превышением является причинение не только большего, но и равного вреда по сравнению с вредом предотвращенным. Этим указанием закон решил проблему, до сих пор считавшуюся спорной: как квалифицировать спасение своей жизни или своего здоровья за счет жизни или здоровья другого лица. Комментируемая статья отвечает однозначно: в этом случае налицо превышение пределов крайней необходимости.

  С субъективной  стороны превышение пределов  крайней необходимости будет только при наличии умышленной вины, когда лицо осознает, что своими действиями причиняет вред, явно не соответствующий характеру и степени грозящей опасности, и желает либо сознательно допускает причинение такого вреда.(п.4 ком. к ст. 39 УК).

Законодательное регулирование деятельности в сфере обеспечения акушерско-гинекологической помощи населению