Законодательное регулирование прожиточного минимума
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Законодательное регулирование прожиточного минимума
1.2. Определение уровня жизни населения в России.
1.3. Прожиточный минимум
1.4. Методология расчетов величины прожиточного минимума
1.5. Сфера использования прожиточного минимума
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.
Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.
Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
1.Теоретическая часть
1.1. Законодательное
регулирование прожиточного мин
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения, и устанавливается федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
Вплоть до весны 2006 года самые необходимые потребности россиян рассчитывались на основе потребительской корзины образца 1999 года.
В марте 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (за 2000-2005 гг. она определялась на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ), по которому стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании данного закона и данных Росстата об уровне потребительских цен. По Федеральному закону №44 потребительская корзина в РФ будет пересматриваться каждые 5 лет. Именно на ее основе будут рассчитываться субсидии и минимальная зарплата.
С 2000г. величина прожиточного минимума определяется ежеквартально, на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен, в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации.
В 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации".
1.2. Определение уровня жизни населения в России.
Весьма существенным обстоятельством в развитии системы представлений об уровне жизни явился постепенный переход от «среднестатистического гражданина» к семье и к домашнему хозяйству как к центральным и наиболее представительным объектам исследования при оценке уровня жизни. Этому процессу значительно способствовало принятие в 1992 году методологии системы национальных счетов, где население было впервые представлено в макроэкономических построениях в качестве полноправного субъекта.
Обоснованно судить об уровне жизни населения в конечном счёте можно лишь, установив уровень жизни различных доходно-имущественных и социально-демографических категорий домохозяйств и определив количественные соотношения между этими категориями.
В сегодняшних условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам уровня жизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни – они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону её оценочно-сопоставительной функции. Весьма важным направлением представляется использование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчётной основе сопоставлений: во временном разрезе – для оценки влияния проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения, по отдельным доходно-имущественным группам населения – для определения степени экономической дифференциации общества, а также по различным регионам страны – для оценки и учёта расхождений в уровне и условиях жизни населения в них.
Уровень жизни населения - это совокупность условий жизни людей и их труда, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем.
Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.
Анализ уровня жизни населения
производится в целом по муниципальному
образованию в разрезе территориально-
Система показателей подраздела "Уровень жизни" введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:
1. Средняя оплата труда работников.
2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально- демографическим группам населения.
4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
8. Показатели дифференциации населения.
9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
10. Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.
11. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.
1.3. Прожиточный минимум
Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум.
Прожиточный минимум определяет уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.
Бюджет прожиточного минимума, или кратко, прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государством населению.
При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального и минимального потребительских бюджетов.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.
Минимальный потребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.
Минимальный потребительский бюджет оценивается в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Величина минимального потребительского бюджета периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской корзины.
Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.
Измерение минимального потребительского бюджета представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением прожиточного минимума — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:
- научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
- фактического объема потребления в малоимущих семьях;
- состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
- объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.
Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийность.
Минимальная
Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете низкодоходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о структуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.
Величина прожиточного минимума за III квартал 2008г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения, включающая стоимость потребительской корзины, составляющей минимальные затраты на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходы по обязательным платежам и сборам представлена в таблице.
На рисунке 1.1. представлена величина прожиточного минимума по Российской Федерации (данные Федеральной службы государственной статистики от 14.12.2015) .
Все |
из него
по социально-демографическим |
Соотношение | |||
трудоспособное |
пенсионеры |
дети |
2009 |
5153 |
5572 |
4100 |
4930 |
327,9 |
I квартал |
5083 |
5497 |
4044 |
4857 |
276,7 |
II квартал |
5187 |
5607 |
4129 |
4963 |
327,1 |
III квартал |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
321,9 |
IV квартал |
5144 |
5562 |
4091 |
4922 |
385,6 |
2010 |
5688 |
6138 |
4521 |
5489 |
333,3 |
I квартал |
5518 |
5956 |
4395 |
5312 |
292,6 |
II квартал |
5625 |
6070 |
4475 |
5423 |
332,3 |
III квартал |
5707 |
6159 |
4532 |
5510 |
325,0 |
IV квартал |
5902 |
6367 |
4683 |
5709 |
380,5 |
2011 |
6369 |
6878 |
5032 |
6157 |
326,3 |
I квартал |
6473 |
6986 |
5122 |
6265 |
273,6 |
II квартал |
6505 |
7023 |
5141 |
6294 |
313,9 |
III квартал |
6287 |
6792 |
4961 |
6076 |
326,3 |
IV квартал |
6209 |
6710 |
4902 |
5993 |
395,2 |
2012 |
6510 |
7049 |
5123 |
6259 |
356,7 |
I квартал |
6307 |
6827 |
4963 |
6070 |
303,2 |
II квартал |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
353,8 |
III квартал |
6643 |
7191 |
5229 |
6387 |
350,5 |
IV квартал |
6705 |
7263 |
5281 |
6432 |
417,4 |
2013 |
7306 |
7871 |
5998 |
7022 |
354,9 |
I квартал |
7095 |
7633 |
5828 |
6859 |
308,2 |
II квартал |
7372 |
7941 |
6043 |
7104 |
343,1 |
III квартал |
7429 |
8014 |
6097 |
7105 |
343,6 |
IV квартал |
7326 |
7896 |
6023 |
7021 |
425,1 |
2014 |
8050 |
8683 |
6617 |
7752 |
344,9 |
I квартал |
7688 |
8283 |
6308 |
7452 |
295,3 |
II квартал |
8192 |
8834 |
6717 |
7920 |
333,3 |
III квартал |
8086 |
8731 |
6656 |
7738 |
347,5 |
IV квартал |
8234 |
8885 |
6785 |
7899 |
401,2 |
2015 |
|||||
I квартал |
9662 |
10404 |
7916 |
9489 |
261,3 |
II квартал |
10017 |
10792 |
8210 |
9806 |
293,9 |
III квартал |
9673 |
10436 |
7951 |
9396 |
314,9 |
1) За
I-IV кварталы приведены данные о величине
прожиточного минимума, установленной
Правительством Российской Федерации
в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном
минимуме в Российской Федерации"; за
год - оценка на основе указанных данных.
С 2005 г. изменен состав потребительской
корзины для определения величины прожиточного
минимума. С 2013 г. изменен порядок расчета
величины прожиточного минимума на основании
Федерального закона от 3 декабря 2012г.
№ 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон |
Таблица 1.1.
1.4. Методика расчетов величины прожиточного минимума
Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации.
Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода производится в следующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной корзины определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители. При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (в среднем на душу, на год в кг) .
На рисунке 1.2. представлена структура величины прожиточного минимума по группам населения в 3 квартале 2015 года.
По сравнению с IV кварталом 2014г. величина прожиточного минимума увеличилась для всего населения - на 17,3%, для трудоспособного населения - на 17,1%, для пенсионеров -на 16,7%, для детей - на 20,1%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 17,9%, непродовольственных товаров и услуг - на 17,7% и 16,2% соответственно.
Для расчёта прожиточного минимума рассчитывается набор из 11 групп продуктов питания.
Этот набор продуктов разрабатывается на основе норм, соответствующих минимальным размерам потребления.
В минимальную потребительскую корзину входят:
1.Продовольственные товары такие как, мучные изделия, крупы, овощные культуры, мясные, рыбные и молочные продукты, др.
2.Непродовольственные к которым относятся вещи для полноценного одеяния, лекарственные препараты, техника.
3 Услуги за оплату жилья, тепло, воду, свет, вдобавок затраты по транспорту, культурным мероприятиям и др.
Согласно законодательству России на 2015 год определенных поправок в список требуемых для населения продуктов не входит. Расчет установили на несоответствие в численном соотношении. Новый объем потребностей на 2015 год должен содержать более здоровое питание. Правительство России решило значительно уменьшить хлебобулочные изделия до 127 кг и картофеля до 101 кг в год каждому жителю. С другой стороны, произошло увеличение мясной продукции до 59 кг, рыбы до 19 кг, молока, кефира, сметаны до 293 л на год на каждого жителя. Также с 2015 года было вынесено решение ввести до рациона питания фрукты, овощи и зелень. Существенные поправки коснулись в большинстве продовольственной части. Касательно по двум другим частям корзины, здесь ощутимых изменений не вносилось.
Для расчета стоимости потребительской корзины берутся данные Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
1.5. Сфера использования прожиточного минимума
Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Данный показатель рассчитывается с 1992 г. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 2014-2015 годы представлена в таблице 1.3. Из данной таблицы видно, что численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2008 году в нашей стране составляет 23 миллиона человек. А это в свою очередь говорит о том, что 16 % населения в нашей стране живут за чертой бедности.
Размеры основных социальных гарантий, таких как размер базовой пенсии, минимальной стипендии и другие, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (на конец периода) представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.3.
Млн. |
В % от общей | |
2014г.1) | ||
I квартал |
19,8 |
13,8 |
II квартал |
17,4 |
12,1 |
I полугодие |
18,9 |
13,1 |
III квартал |
16,6 |
11,5 |
Январь-сентябрь |
18,0 |
12,6 |
IV квартал |
13,1 |
9,1 |
Год2) |
16,1 |
11,2 |
2015г.1),2) | ||
I квартал |
22,9 |
15,9 |
1) Информация приведена без |
Таблица 1.4.
I квартал |
Справочно | ||
I квартал |
IV квартал | ||
Минимальный размер оплаты труда |
|||
рублей в месяц |
5965 |
5554 |
5554 |
в % к величине прожиточного минимума |
57,3 |
67,1 |
62,5 |
Размер
государственных академических |
|||
высшего образования |
|||
рублей в месяц |
1340 |
1340 |
1340 |
в % к величине прожиточного минимума |
12,9 |
16,2 |
15,1 |
среднего профессионального образования |
|||
рублей в месяц |
487 |
487 |
487 |
в % к величине прожиточного минимума |
4,7 |
5,9 |
5,5 |
Ежемесячное
пособие на период отпуска по уходу |
|||
по уходу за первым ребенком |
|||
рублей в месяц |
2718 |
2577 |
2577 |
в % к величине прожиточного минимума |
28,6 |
34,6 |
32,6 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
|||
рублей в месяц |
5437 |
5153 |
5153 |
в % к величине прожиточного минимума |
57,3 |
69,1 |
65,2 |
1) Данные приведены в |
Практическая часть
Дан динамический, моментный ряд с равноотстоящими уровнями.
Время |
Прожиточный минимум |
I квартал 2010 |
5518 |
II квартал 2010 |
5625 |
III квартал 2010 |
5707 |
IV квартал 2010 |
5902 |
I квартал 2011 |
6473 |
II квартал 2011 |
6505 |
III квартал 2011 |
6287 |
IV квартал 2011 |
6209 |
I квартал 2012 |
6307 |
II квартал 2012 |
6385 |
III квартал 2012 |
6643 |
IV квартал 2012 |
6705 |
I квартал 2013 |
7095 |
II квартал 2013 |
7372 |
III квартал 2013 |
7429 |
IV квартал 2013 |
7326 |
I квартал 2014 |
7688 |
II квартал 2014 |
8192 |
III квартал 2014 |
8086 |
IV квартал 2014 |
8234 |
I квартал 2015 |
9662 |
II квартал 2015 |
10017 |
III квартал 2015 |
9673 |
Время |
Прожиточный минимум |
I квартал 2000 |
1138 |
II квартал 2000 |
1185 |
III квартал 2000 |
1234 |
IV квартал 2000 |
1285 |
I квартал 2001 |
1396 |
II квартал 2001 |
1507 |
III квартал 2001 |
1524 |
IV квартал 2001 |
1574 |
I квартал 2002 |
1719 |
II квартал 2002 |
1804 |
III квартал 2002 |
1817 |
IV квартал 2002 |
1893 |
I квартал 2003 |
2047 |
II квартал 2003 |
2137 |
III квартал 2003 |
2121 |
IV квартал 2003 |
2143 |
I квартал 2004 |
2293 |
II квартал 2004 |
2363 |
III квартал 2004 |
2396 |
IV квартал 2004 |
2451 |
I квартал 2005 |
2910 |
II квартал 2005 |
3053 |
III квартал 2005 |
3047 |
IV квартал 2005 |
3060 |
I квартал 2006 |
3374 |
II квартал 2006 |
3443 |
III квартал 2006 |
3434 |
IV квартал 2006 |
3437 |
I квартал 2007 |
3696 |
II квартал 2007 |
3809 |
III квартал 2007 |
3879 |
IV квартал 2007 |
4005 |
I квартал 2008 |
4402 |
II квартал 2008 |
4646 |
III квартал 2008 |
4630 |
IV квартал 2008 |
4797 |
- Законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в новейшей истории России
- Законодательное регулирование регистрации и лицензирования кредитных организаций
- Законодательное регулирование СРП в России
- Законодательное регулирование цен в Российской Федерации
- Законодательное регулирования валютных отношений в современной России
- Законодательное собрание Приморского края
- Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта
- Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение Российского и Мирового опыта
- Законодательное регулирование и подготовка к PR деятельности
- Законодательное регулирование картелей в России и за рубежом
- Законодательное регулирование лоббизма
- Законодательное регулирование местного самоуправления Беларуси
- Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ