Законодательное регулирование прожиточного минимума

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВЕДЕНИЕ

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Законодательное регулирование прожиточного минимума

1.2. Определение уровня жизни населения в России.

1.3. Прожиточный минимум

1.4. Методология расчетов величины прожиточного минимума

1.5. Сфера использования прожиточного минимума

    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.

Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая  часть

1.1. Законодательное  регулирование прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения,  и устанавливается федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Вплоть до весны 2006 года самые необходимые потребности россиян рассчитывались на основе потребительской корзины образца 1999 года.

В марте 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (за 2000-2005 гг. она определялась на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ), по которому стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании данного закона и данных Росстата об уровне потребительских цен. По Федеральному закону №44  потребительская корзина в РФ будет пересматриваться каждые 5 лет. Именно на ее основе будут рассчитываться субсидии и минимальная зарплата.

С 2000г. величина прожиточного минимума определяется ежеквартально, на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен, в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации.

В 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации".

 

1.2. Определение уровня жизни населения в России.

Весьма существенным обстоятельством в развитии системы представлений об уровне жизни явился постепенный переход от «среднестатистического гражданина» к семье и к домашнему хозяйству как к центральным и наиболее представительным объектам исследования при оценке уровня жизни. Этому процессу значительно способствовало принятие в 1992 году методологии системы национальных счетов, где население было впервые представлено в макроэкономических построениях в качестве полноправного субъекта.

Обоснованно судить об уровне жизни населения в конечном счёте можно лишь, установив уровень жизни различных доходно-имущественных и социально-демографических категорий домохозяйств и определив количественные соотношения между этими категориями.

В сегодняшних условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам уровня жизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни – они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону её оценочно-сопоставительной функции. Весьма важным направлением представляется использование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчётной основе сопоставлений: во временном разрезе – для оценки влияния проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения, по отдельным доходно-имущественным группам населения – для определения степени экономической дифференциации общества, а также по различным регионам страны – для оценки и учёта расхождений в уровне и условиях жизни населения в них.

Уровень жизни населения - это совокупность условий жизни людей и их труда, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем.

Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Анализ уровня жизни населения производится в целом по муниципальному образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных социальных групп населения с учетом принятых в обществе стандартов качества жизни в направлениях оценки доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных товаров и т.п.

Система показателей подраздела "Уровень жизни" введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально- демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

10. Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.

11. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Прожиточный  минимум

Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум.

Прожиточный минимум определяет уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Бюджет прожиточного минимума, или кратко, прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государством населению.

При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального и минимального потребительских бюджетов.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.

Минимальный потребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.

Минимальный потребительский бюджет оценивается в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Величина минимального потребительского бюджета периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской корзины.

Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

Измерение минимального потребительского бюджета представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением прожиточного минимума — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

    1. научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
    2. фактического объема потребления в малоимущих семьях;
    3. состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
    4. объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийность.

 Минимальная продовольственная  корзина дифференцируется по  восьми природно-климатическим зонам. Зонирование территории России  сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.

Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете низкодоходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о структуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2008г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения, включающая стоимость потребительской корзины, составляющей минимальные затраты на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходы по обязательным платежам и сборам представлена в таблице.

 

На рисунке 1.1. представлена величина прожиточного минимума по Российской Федерации (данные Федеральной службы государственной статистики от 14.12.2015) .

 

 

Все 
население

из него по социально-демографическим 
группам населения

Соотношение 
среднедушевых денежных 
доходов 
населения с 
величиной 
прожиточного 
минимума, 
процентов

трудоспособное 
население

пенсионеры

дети


 

 

2009

5153

5572

4100

4930

327,9

I квартал

5083

5497

4044

4857

276,7

II квартал

5187

5607

4129

4963

327,1

III квартал

5198

5620

4134

4978

321,9

IV квартал

5144

5562

4091

4922

385,6

2010

5688

6138

4521

5489

333,3

I квартал

5518

5956

4395

5312

292,6

II квартал

5625

6070

4475

5423

332,3

III квартал

5707

6159

4532

5510

325,0

IV квартал

5902

6367

4683

5709

380,5

2011

6369

6878

5032

6157

326,3

I квартал

6473

6986

5122

6265

273,6

II квартал

6505

7023

5141

6294

313,9

III квартал

6287

6792

4961

6076

326,3

IV квартал

6209

6710

4902

5993

395,2

2012

6510

7049

5123

6259

356,7

I квартал

6307

6827

4963

6070

303,2

II квартал

6385

6913

5020

6146

353,8

III квартал

6643

7191

5229

6387

350,5

IV квартал

6705

7263

5281

6432

417,4

2013

7306

7871

5998

7022

354,9

I квартал

7095

7633

5828

6859

308,2

II квартал

7372

7941

6043

7104

343,1

III квартал

7429

8014

6097

7105

343,6

IV квартал

7326

7896

6023

7021

425,1

2014

8050

8683

6617

7752

344,9

I квартал

7688

8283

6308

7452

295,3

II квартал

8192

8834

6717

7920

333,3

III квартал

8086

8731

6656

7738

347,5

IV квартал

8234

8885

6785

7899

401,2

2015

         

I квартал

9662

10404

7916

9489

261,3

II квартал

10017

10792

8210

9806

293,9

III квартал

9673

10436

7951

9396

314,9

1) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 3 декабря 2012г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон 
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации".


Таблица 1.1.

 

1.4.  Методика расчетов величины прожиточного минимума

Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации.

Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода производится в следующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной корзины определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители. При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (в среднем на душу, на год в кг) . 


На рисунке 1.2. представлена структура величины прожиточного минимума по группам населения в 3 квартале 2015 года.

 По сравнению с IV кварталом 2014г. величина прожиточного минимума увеличилась для всего населения - на 17,3%, для трудоспособного населения - на 17,1%, для пенсионеров -на 16,7%, для детей - на 20,1%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 17,9%, непродовольственных товаров и услуг - на 17,7% и 16,2% соответственно.

Для расчёта прожиточного минимума рассчитывается набор из 11 групп продуктов питания.

Этот набор продуктов разрабатывается на основе норм, соответствующих минимальным размерам потребления. 

В минимальную потребительскую корзину входят:

1.Продовольственные товары  такие как, мучные изделия, крупы, овощные культуры, мясные, рыбные и молочные продукты, др.

2.Непродовольственные к  которым относятся вещи для  полноценного одеяния, лекарственные  препараты, техника.

3 Услуги за оплату жилья, тепло, воду, свет, вдобавок затраты  по транспорту, культурным мероприятиям и др.

Согласно законодательству России на 2015 год определенных поправок в список требуемых для населения продуктов не входит. Расчет установили на несоответствие в численном соотношении. Новый объем потребностей на 2015 год должен содержать более здоровое питание. Правительство России решило значительно уменьшить хлебобулочные изделия до 127 кг и картофеля до 101 кг в год каждому жителю. С другой стороны, произошло увеличение мясной продукции до 59 кг, рыбы до 19 кг, молока, кефира, сметаны до 293 л на год на каждого жителя. Также с 2015 года было вынесено решение ввести до рациона питания фрукты, овощи и зелень. Существенные поправки коснулись в большинстве продовольственной части. Касательно по двум другим частям корзины, здесь ощутимых изменений не вносилось.

Для расчета стоимости потребительской корзины берутся данные Федеральной службы государственной статистики  об уровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

 

1.5. Сфера использования прожиточного минимума

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Данный показатель рассчитывается с 1992 г. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 2014-2015 годы представлена в таблице 1.3.  Из данной таблицы видно, что численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2008 году в нашей стране составляет 23 миллиона человек. А это в свою очередь говорит о том, что 16 % населения в нашей стране живут за чертой бедности.

Размеры основных социальных гарантий, таких как размер базовой пенсии, минимальной стипендии и другие, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (на конец периода) представлены в таблице 1.4.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3.

 

Млн. 
человек

В % от общей  
численности населения

2014г.1)

I квартал

19,8

13,8

II квартал

17,4

12,1

I полугодие

18,9

13,1

III квартал

16,6

11,5

Январь-сентябрь

18,0

12,6

IV квартал

13,1

9,1

Год2)

16,1

11,2

2015г.1),2)

I квартал

22,9

15,9

1) Информация приведена без учета  данных по Республике Крым  и г.Севастополю.  
2) Предварительные данные.


 

Таблица 1.4.

 

I квартал  
2015г.

Справочно

I квартал 
2014г.

IV квартал 
2014г.

Минимальный размер оплаты труда

     

рублей в месяц

5965

5554

5554

в % к величине прожиточного минимума  
для трудоспособного населения

57,3

67,1

62,5

Размер государственных академических 
стипендий студентов, обучающихся по  
образовательным программам1)

     

высшего образования

     

рублей в месяц

1340

1340

1340

в % к величине прожиточного минимума  
для трудоспособного населения

12,9

16,2

15,1

среднего профессионального образования

     

рублей в месяц

487

487

487

в % к величине прожиточного минимума  
для трудоспособного населения

4,7

5,9

5,5

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу  
за ребенком в возрасте до 1,5 лет

     

по уходу за первым ребенком

     

рублей в месяц

2718

2577

2577

в % к величине прожиточного минимума  
для детей

28,6

34,6

32,6

по уходу за вторым и последующими детьми

     

рублей в месяц

5437

5153

5153

в % к величине прожиточного минимума  
для детей

57,3

69,1

65,2

1) Данные приведены в соответствии  с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013г. № 899 "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета".


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Дан динамический, моментный ряд с равноотстоящими уровнями. 

 

Время

Прожиточный минимум

I квартал 2010

5518

II квартал 2010

5625

III квартал 2010

5707

IV квартал 2010

5902

I квартал 2011

6473

II квартал 2011

6505

III квартал 2011

6287

IV квартал 2011

6209

I квартал 2012

6307

II квартал 2012

6385

III квартал 2012

6643

IV квартал 2012

6705

I квартал 2013

7095

II квартал 2013

7372

III квартал 2013

7429

IV квартал 2013

7326

I квартал 2014

7688

II квартал 2014

8192

III квартал 2014

8086

IV квартал 2014

8234

I квартал 2015

9662

II квартал 2015

10017

III квартал 2015

9673


 

Время

Прожиточный минимум

I квартал 2000

1138

II квартал 2000

1185

III квартал 2000

1234

IV квартал 2000

1285

I квартал 2001

1396

II квартал 2001

1507

III квартал 2001

1524

IV квартал 2001

1574

I квартал 2002

1719

II квартал 2002

1804

III квартал 2002

1817

IV квартал 2002

1893

I квартал 2003

2047

II квартал 2003

2137

III квартал 2003

2121

IV квартал 2003

2143

I квартал 2004

2293

II квартал 2004

2363

III квартал 2004

2396

IV квартал 2004

2451

I квартал 2005

2910

II квартал 2005

3053

III квартал 2005

3047

IV квартал 2005

3060

I квартал 2006

3374

II квартал 2006

3443

III квартал 2006

3434

IV квартал 2006

3437

I квартал 2007

3696

II квартал 2007

3809

III квартал 2007

3879

IV квартал 2007

4005

I квартал 2008

4402

II квартал 2008

4646

III квартал 2008

4630

IV квартал 2008

4797

Законодательное регулирование прожиточного минимума