Законодательное собрание Приморского края

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Законодательная власть РФ…………………………………………………………….5
    1. Принцип разделения властей  в РФ……………………………………………….5
    2. Возникновение и развитие законодательной власти в РФ………………………7
    3. Органы законодательной власти в РФ……………………………………………11
    4. Органы законодательной власти в субъектах РФ………………………………..18
  2. Организационная структура и функции Законодательного Собрания  Приморского края……………………………………………………………………………………...25
    1. Структура органов Законодательного собрания Приморского  края…………..25
    2. Функции Законодательного собрания  Приморского края……………………..33
    3. Роль Законодательного собрания Приморского края…………………………...40

 

  1. Собственные меры и предложения  по совершенствованию Законодательного Собрания Приморского края………………………………………………………….51

3.1. Основные направления совершенствования……………………………………51

3.2. Предложение о создании Общественной  палаты при Законодательном Собрании  Приморского края…………………………………………………………54

Заключение…………………………………………………………………………………….57

Приложения……………………………………………………………………………………58

Список  использованных источников………………………………………………………..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Законодательная власть в системе государственного управления имеет весьма важную роль в управлении общественными процессами и отношениями. Законодательная власть призвана разрабатывать и определять государственную политику, выражаемую в принятых законодательным органам законах, в формировании правовой базы, на основе которой исполнительная власть осуществляет свою деятельность, направленную в конечном итоге на создание достойных условий и качества жизни населения. На основе этого можно определить, что законодательная власть субъекта РФ – это орган государственной власти, которому народом как источником власти делегировано право принимать политические решения по организации жизни населения субъекта. Вместе с тем, органы законодательной власти осуществляют ещё и представительную функцию: собирают воедино интересы, требования и волю граждан, на основе которых принимает законы.

В последние  годы намечена тенденция «вытеснения» из депутатского состава законодательных  органов власти субъектов РФ врачей, учителей, преподавателей высших учебных  заведений, в то время как число  представителей бизнеса растёт. В  связи с этим законодательная  власть теряет черты представительства  народа. Также усложнилась структура  законодательных органов, изменился  процесс их формирования.

Данная  проблема является актуальной для России, поскольку наша страна имеет демократический  строй, который подразумевает, что  источником власти является народ.

Целью данной работы является рассмотрение структуры  и полномочий Законодательного Собрания приморского края, на основе этого  выявление основных недостатков  организации законодательной власти на региональном уровне  и поиск  путей устранения этих недостатков. 

Основные  задачи:

  1. Рассмотреть структурные элементы Законодательного Собрания;
  2. Рассмотреть основные полномочия каждого структурного элемента Законодательного Собрания;
  3. Рассмотреть полномочия Законодательного Собрания в целом;
  4. Проанализировать деятельность Законодательного Собрания за предыдущий год;
  5. Разработать свои предложения по совершенствованию Законодательного Собрания Приморского края.

При написании работы были использованы следующие нормативные документы: ФЗ №184 «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти в субъектах РФ», Устав Приморского края, Закон Приморского края «О Законодательном Собрании Приморского края», а также Регламент законодательного собрания.

Для теоретической части были взяты  материалы из статей политических журналов, а также официальных сайтов государственных  органов.

Данная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Законодательная  власть в РФ

1.1. Принцип разделения властей  в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1]. В соответствии с концепцией разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная власть, хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона [2].

Законодательная власть – это право  и возможность принимать от имени  народа или непосредственно народом  нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий  характер и высшую юридическую силу [3]. Основная сфера деятельности законодательных органов - принятие законов и иных нормативных актов, а также внесение изменений и дополнений в уже существующие государственные законы и в определённых условиях их отмена. Законодательные органы представляют мнения, интересы граждан, формирует и утверждает бюджет, формирует правительство, верховный суд и генеральную прокуратуру, добиваются ответственности правительства и должностных лиц за соблюдение конституции и иных законов. В современном демократическом государстве законодательную (представительную) власть осуществляет парламент - высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов, а также законодательные органы власти субъектов федерации [4]. Парламент может имеет разное название в разных странах. Так, в РФ роль парламента выполняет Федеральное собрание.

Что касается исполнительной власти, то её целесообразно рассматривать  в двух смыслах: юридическом и  политическом. В юридическом смысле исполнительная власть - это право  и возможность субъектов управлять  кем-либо, издавать акты, осуществлять организационные работы как совокупность полномочий. Это Право и возможность должностного лица принимать решения, которые реализует подчинённый под контролем и ответственностью этого лица. В политическом смысле исполнительная власть представляет собой подсистему государственной власти, образующая вместе с её другими ветвями единый государственный механизм и вырабатывающая управленческие решения под их влиянием. Это политическая категория, отражающая комплекс политико-правовых явлений, и прежде всего, аппарат исполнительной власти, компетенция органов и служащих, их деятельность.  

К основным задачам правительства  относится:

  • Разработка и представление в Государственную Думу федеральный бюджет, обеспечение его исполнения, предоставление Государственной Думе отчёт об исполнении бюджета.
  • Обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики на всей территории РФ.
  • Обеспечение единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.
  • Осуществление управления федеральной собственностью, государственным имуществом.
  • Осуществление мер по безопасности граждан, охране общественности и общественного порядка.
  • Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
  • Обеспечение единого правового пространства, действие и верховенство Конституции РФ, федеральных законов.

Что касается третьей ветви власти, то она  независимая от двух других ветвей. Она опирается только на закон и подчиняется только закону. Независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей, а также финансированием из федерального бюджета. Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых учреждений – судов оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы конкретно определёнными юридическими мерами, установленными законами [4]. К основным функциям судебной власти относится: правосудие; удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; уравновешивание двух других ветвей власти, контроль деятельности государственных органов.

Таким образом, наглядно видно, что  законодательная власть является основополагающей частью государственной системы управления. Она является начальным и замыкающим звеном одной системы. Не будь законодательной власти, демократическое государство, коим является Россия, не было бы вовсе демократическим, поскольку интересы граждан, их мнения  выражаются именно этими органами. Законодательство имеет непосредственное отношение к правопорядку в стране. Это связанно с тем, что судебная и исполнительная власть осуществляют свою деятельность, а именно, контроль за деятельностью, обеспечение общественного порядка, соответственно, на основе законов.

1.2.Возникновение и развитие законодательной власти в РФ.

Понимание роли и места представительной власти в системе государственного управления невозможно без осмысления истории развития законодательных  учреждений в России – начиная  с вече и заканчивая современным  парламентом.

Первой формой непосредственного  участия народа в государственных  делах было вече.1 Летописи упоминают о существовании вече во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая государственная проблема. Чаще всего решались вопросы о призвании на воинскую службу,  изгнании князей, военных походах и о заключении мирных договоров. В некоторых княжествах вече исчезают с появлением монголо-татарского ига. В северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) вече просуществовало дольше, так как эти земли не были разорены в период монголо-татарского нашествия. Вече исчезает в момент присоединения этих земель к Московскому княжеству.

После вече во всех русских землях действовали княжеские думы в  качестве совета при князе, в состав которых входили его соратники. Как правило, князь не принимал никаких  серьёзных решений, не осудив их со своими боярами.

На смену княжеским думам  приходят боярские. Без боярской думы не обходился ни один государь. Самостоятельной  роли боярская дума не играла, и всегда действовала вместе с царём, составляя  совместно с государем единую верховную власть.  Боярская дума просуществовала до конца 17 века.

Первыми учреждениями, в которых  представительное начало играло заметную роль были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и  купечества, которые созывались царями с середины 16 до семидесятых годов 17 века и в конечном счёте стали  называться земскими соборами. Земские  соборы избирали новых государей, как  в случаях сомнения в пригодности  наследника, так и в случаях, когда  прерывалась династия, и новый  государь нуждался в легитимации. К  вопросам их ведения относились такие  вопросы как присоединение новых  территорий, а также вопросы взыскания  налогов. Земские соборы сошли на нет в результате укрепления царской бюрократии к концу 17 века. Последний земский собор был созван в 1653 году.

При Екатерине работала уложенная  комиссия - собрание депутатов всех сословий, земель и  народностей  России.

Уже при Александре I разработаны  контуры двухпалатного заносовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. В 1801 году был учреждён Государственный совет, который в 1810 году стал высшим законосовещательным органом российской империи. Все законы и законодательные акты император должен был обсудить с Государственным советом.

При Александре II были созданы уездные  и губернские земские собрания. В  последние годы жизни императора, идея о двухпалатном общегосударственном  законосовещательном органе  чуть было не воплотилась в жизнь. Проект был одобрен императором за несколько  дней до его гибели. Несмотря на убийство царя-реформатора и последовавшие  за ним контрреформы  Александра  III задержали создание парламента, вектор движения всё-таки был заложен.

В первые годы 20 века требование создать  в России общегосударственный законодательный  и представительный орган стало  всеобщим. Законодательные функции  возлагались на Государственную  думу и Государственный совет. Эти  органы должны были каждый год созываться и распускаться императорскими указами.  Каждая палата наделялась правом самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственной думы и Государственного совета.  Обе палаты пользовались правом законодательной инициативы. Законодательные предложения сначала  рассматривались в Государственной  думе, а затем, после одобрения, в  Государственном совете. А законопроекты  Государственного совета  рассматривались  сначала им, а лишь после одобрения  поступали в Государственную думу.  После одобрения законопроекта обеими палатами он поступал на утверждение императору. Так же обе палаты наделялись контрольной функцией: в установленном законом порядке они могли обращаться к министрам и руководителям государственных ведомств с запросами о решениях и действиях этих ведомств, в случае, если их законность была под сомнением.

Что касается формирования первого  двухпалатного российского парламента, то члены Государственной думы избирались непрямыми выборами по куриям. Государственный  совет формировался по смешанному принципу: первая половина назначалась царём, другая половина избиралась частично по территориальному( по одному члену  Государственного совета от каждого  губернского земского собрания) и  частично по сословно-корпоративному(шесть  членов от духовенства православной Российской церкви, восемнадцать от губернских дворянских обществ, шесть членов от академии наук и университетов по шесть членов от промышленных и торговых корпораций) принципам. Для выборных членов в Государственный совет  назначался возрастной ценз в сорок  лет. Срок полномочий составлял девять лет с обновлением одной трети  каждого разряда раз в три  года.

Таким образом, мы видим, что в порядке  формирования выборной части первого  двухпалатного парламента России  сочеталась модель германских государств и третьей Французской республики. Однако такой парламент просуществовал чуть больше десяти лет.

В ходе Февральской и Октябрьской  революций сложилась новая система  представительной власти в стране. Ею стали Советы.

По Конституции 1936 года Верховный  Совет СССР являлся высшим органом  государственной власти Советского Союза. Сохранился принцип двухпалатности. Верховный Совет СССР состоял из двух палат- Совет Союза и Совет Национальностей. Законодательная деятельность Верховного Совета осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.

Органы советской власти прекращают свою деятельность после проведения конституционной реформы.

Указом президента РФ от 11 октября 1993 года (№1626) “О выборах в Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” и от 6 ноября 1993 года (№1846) “Об уточнении Положения о  выборах депутатов Государственной  Думы в 1993 году и Положения о выборах  депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году” определяли формирование Совета Федерации.

Таким образом, мы видим, что путь к  созданию современного двухпалатного  парламента в России берёт своё начало ещё в Древней Руси. На протяжении многих веков эффективность деятельности законодательных органов волновала  величайших правителей нашей страны. В связи с этим, за всю историю  своего существования законодательные  органы пережили множество реформ, благодаря которым образовалась современная организационная форма  осуществления законодательной  власти в России.

 

1.3. Органы законодательной власти в Российской Федерации.

Как уже было сказано раннее, законодательную  власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание. Федеральное  Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации [1].

Федеральное собрание состоит из двух палат: верхняя палата- Совет Федерации  и нижняя- Государственная Дума. Структуру Федерального Собрания можно  представить в виде схемы, представленной в приложении №1.

Государственная дума представляет интересы различных групп населения, политических партий, и избирается гражданами по пропорциональной системе сроком на 5 лет. В состав нижней палаты входит 450 депутатов. В Совет Федерации  входит по 2 представителя от каждого  субъекта Российской Федерации. Основная функция Государственной думы –  законодательная. Государственная  Дума играет основополагающую роль в  законодательном процессе. Законодательный  процесс- это установленный законами и регламентами порядок, этапы процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества. Законодательный процесс включает в себя 5 этапов, которые отражены в схеме (см. Приложение №2).

 Начальный этап законодательного  процесса- это законодательная инициатива. Законодательная инициатива –  это совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов [4].

Следующий этап - рассмотрение законопроекта Государственной  Думой. Регламент Государственной  думы определяет порядок рассмотрения законопроекта на данном этапе, который  осуществляется в 3 чтения. В первом чтении на пленарном заседании обсуждается  концепция законопроекта, его актуальность, практическая значимость, дается оценка его соответствия Конституции РФ [3]. Для второго чтения ответственный комитет вносит в проект поправки, составляет три таблицы поправок: рекомендуемых к принятию, к отклонению, и поправки, по которым комитетом не принято решений.  На втором чтении сначала обсуждаются поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, затем — к отклонению, наконец, таблица поправок, в отношении которых комитет не принял решения. Если возникает дискуссия, обсуждается каждая  поправка. После голосования по поправкам проходит голосование по предложению о принятии законопроекта во втором чтении. Если проект не получил большинства голосов, он не считается отклоненным, а возвращается на доработку в комитет [3]. Третье чтение назначается Советом Государственной Думы для принятия законопроекта в качестве закона в целом. В ходе третьего чтения не допускается обсуждение закона в целом, его статей, внесение поправок. Возможны редакционные уточнения. В исключительных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении ко второму чтению.

Третья стадия законодательного процесса – принятие закона. Закон считается принятым, если за него больше депутатов палаты. После принятия закона, на 4-ом этапе, он в течение 5 дней передаётся в  Совет Федерации. Закон считается  одобренным Советом федерации, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов палаты или  если он не был рассмотрен Советом  Федерации в течение 14 дней. И  наконец, на 5-ом этапе происходит подписание и обнародование закона. Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. Президент может подписать  или в течение 14 дней со дня поступления  к нему закона отклонить его. . Если Президент подписал закон, то он в  течение максимум семи дней должен быть опубликован, неопубликованные законы применению не подлежат [3].

 

Обязательному рассмотрению Советом  Федерации подлежат принятые  Государственной  Думой федеральные конституционные  законы, а также федеральные законы по вопросам:

  • Федерального бюджета
  • Федеральных налогов и сборов
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • статуса и защиты государственной границы РФ
  • войны и мира

Заключительным этапом законодательного процесса является промульгация. Суть состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе  государства, подписывается им и  затем публикуется.

Важным направление деятельности Федерального Собрания является принятие бюджета и иные финансовые полномочия. Федеральный бюджет – это роспись  государственных расходов и доходов, которые принимает парламент  ежегодно. Правительство РФ разрабатывает  и вносит бюджет в виде проекта  в Государственную Думу. Государственная  дума принимает бюджет. Затем Совет  Федерации рассматривает и одобряет бюджет, после чего его направляют Президенту РФ. Глава государства  подписывает бюджет, тем самым  утверждает его.

Следующее направление  деятельности парламента – это контроль за деятельностью правительства. Согласно ст. 117 ч. 3  Конституции РФ, Правительство  РФ ответственно перед парламентом, а именно перед Государственной  Думой.  Это выражается в том, что  нижняя палата парламента решает вопросы  о назначении председателя Правительства  РФ и выражения недоверия Правительству. В связи с противоречиями между  Государственной Думой и Президентом  РФ предусмотрена специальная система  урегулирования: в соответствии со ст. 109 Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Также согласно ст. 117 Президент имеет право распустить Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству.

Федеральное Собрание имеет полномочия по ратификации  и денонсации международных договоров. Ратификация – это утверждение  высшим органом государства международного договора, после чего он приобретает юридическую силу [4]. Денонсация – в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора [4].

Также парламент  имеет право решать вопросы войны  и мира.

Предусмотрено обязательное участие обеих палат парламента в процедуре импичмента президента (отрешение его от должности).

Организация деятельности Федерального Собрания предусматривает  различные полномочия его палат. Конституцией РФ предусмотрены следующие  полномочия Совета Федерации:

  1. Утверждение и изменение границ между субъектами Российской федерации.
  2. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.
  3. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
  4. Решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
  5. Назначение выборов Президента РФ.
  6. Отрешение Президента Российской Федерации от должности.
  7. Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  8. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
  9. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов [1].

К полномочиям  Государственной думы относятся:

    1. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.
    2. Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.
    3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.
    4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
    5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
    6. Объявление амнистии
    7. Выдвижение обвинения против Президента Российской федерации для отрешения его от должности [1].

Не смотря на различные полномочия двух палат, предусмотрены  совместные случаи заседания Госдумы  и Совета Федерации в 3 случаях: заслушивание ежегодных посланий Президента РФ, заслушивание посланий Конституционного Суда РФ, заслушивание выступлений  руководителей иностранных государств [2].

Для обеспечения  порядка формирования Федерального собрания депутаты каждой из палат  избирают Председателя и его заместителей.

Каждая палата создаёт комиссии и комитеты, в  которых детально обсуждаются проблемы, прорабатываются законодательные  акты. Комитеты – это постоянно  действующие структуры, создаваемые  по соответствующим направлениям законодательной  деятельности. Комиссии создаются как  на постоянной, так и на временной  основе. Комиссии имеют более узкую  специализацию, нежели комитеты.

Парламентские процедуры  предусматриваются регламентом. Парламентские  процедуры определяют порядок работы палат парламента, которая состоит  из сессий, пленарных заседаний, заседаний  комиссий и комитетов. Сессии парламента – это период времени, в течение которого палаты вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и решать вопросы в соответствии со своей компетенцией. Пленарные заседания – это собрания членов парламента. Неотъемлемой частью парламентских процедур является кворум - установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы и принятия решений. Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно. Решения принимаются голосованием, которое бывает трёх видов: открытое, тайное и поимённое. Открытое голосование применяется при электронных выборах. Тайное - проводится с применением бюллетени. Поимённое голосование применяется в ответственных случаях, предусматривается специальным решением палаты, которое принимается по инициативе группы парламентариев. Также очень важны заседания комитетов и комиссий.  Проведение таких заседаний является наиболее простая процедура нежели планетарные. Они не требуют записи для выступления, которые имеют скорее деловой характер, а не публичный. Выступления могут быть неоднократными.

Ещё более важными  являются слушания, проводимые комитетами или комиссиями. Они позволяют  выявить позицию и оппозицию  по определённым вопросам, а также  сформировать общественное мнение.

Вопрос о том, образуют ли законодательные (представительные) органы федерального и регионального уровней единую систему, остается в науке дискуссионным. Достаточно распространенной является точка зрения о том, что поскольку  принцип единства органов государственной  власти как системы установлен на конституционном уровне только для  исполнительных органов государственной  власти, конституционный принцип  разграничения предметов ведения  и полномочий устанавливает относительно законодательных органов государственной  власти Российской Федерации и законодательных  органов субъектов РФ не вертикальные, а горизонтальные отношения между ними.  Действительно, Федеральное Собрание РФ не связано отношениями соподчиненности с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и не является по отношению к ним вышестоящим органом. В то же время организация и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как и Федерального Собрания РФ, основаны на Конституции и законодательстве РФ, установленных ими и международно-правовыми актами единых принципах организации и деятельности [5].

Законодательное собрание Приморского края