Законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в новейшей истории России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Камышинский технологический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет» 

 

Факультет «Экономика и менеджмент»

Кафедра «Менеджмент и бизнес»  

 

КУРСОВА РАБОТА

 

По дисциплине:

«Антикризисное управление»

На тему:

«Законодательное регулирование  процессов финансового

оздоровления  в новейшей истории России» 

 

 

  

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы  КМЕН-101

Горбачева Е.В.

Проверила:

Дорошенко Е.И.

 

 

 

 

 

 

Камышин 2014г. 
Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Методические основы законодательное регулирование  процессов финансового оздоровления  ………………………………………………………...5

1.1 Законодательно-нормативное регулирование отношений

несостоятельности и банкротства в Российской Федерации…………………...5

1. 2 Анализ тенденций развития антикризисного регулирования в РФ……...13

2  Комплексный анализ ЗАО  «ГАЗПРОМ-КРАН»………………………………16

2.1 Краткая характеристика ЗАО  «ГАЗПРОМ-КРАН»………………………..16

2.2 Анализ основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН»………………………………………...18

2.2.1 Определение ликвидности баланса  и платежеспособности организации

2.2.2 Расчет показателей финансовой  устойчивости.

2.2.3 Расчет показателей деловой  активности предприятия

2.2.4 Анализ финансового состояния  организации

2.2.5 Показатели, характеризующие рентабельность  или прибыльность

2.2.6 Анализ вероятности банкротства

Заключение………………………………………………………………………….40

Список литературы…………………………………………………………………41

Приложения…………………………………………………………………………42

 

Введение

 

 

В условиях рыночной экономики мы наблюдаем становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. При этом вся финансово-хозяйственная деятельность "новых бизнесменов" направлена на получение максимально возможной прибыли. В результате разбалансированности механизма воспроизводства капитала предприятия вследствие его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики возможно наступление банкротства.

Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от банкротства. В то же время в рыночных условиях хозяйствования предприятия должны быть уверены в надежности и экономической состоятельности своих партнеров, в противном случае они имеют возможность использовать механизм банкротства как средство возврата долга неплатежеспособными партнерами. Важность для экономики России законодательной базы такого регулирования определила повышенное внимание к ней высшего законодательного органа страны - Государственной Думы РФ.

За последнее десятилетие Государственная Дума РФ трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (от 19.11.92 №3929-1, от 08.01.98 №6-ФЗ, от 26.10.02 №127-ФЗ). Ныне действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ содержит принципиальные изменения и дополнения. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", установил новую процедуру банкротства - финансовое оздоровление. Она введена с целью предоставления должнику более благоприятных условий для восстановления своей платежеспособности и погашения задолженности. Процедура может применяться при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица. Следует отметить, что ранее действовавший Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уже содержал ряд положений по финансовому оздоровлению. Однако они касались мер, осуществляемых вне рамок рассмотрения дела о банкротстве. Четкого законодательного регулирования процедура финансового оздоровления не имела. Согласно главе 5 Закона введение процедуры финансового оздоровления должно производиться арбитражным судом на основании соответствующего решения первого собрания кредиторов. Однако данная процедура может быть введена и на основании ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа или третьих лиц.

Перечисленные аспекты определяют актуальность темы данной курсовой работы и ее цель - рассмотреть законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в России на примере ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть аспекты законодательно-нормативного регулирования отношений несостоятельности и банкротства в Российской Федерации;

- выявить тенденции развития  антикризисного регулирования в  РФ

- дать краткую характеристику  ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН»

- провести анализ основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН»

Объектом является ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН»

Структура курсовой работы включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованных источников и приложения.

 

 

1 Методические основы законодательное регулирование  процессов финансового оздоровления 

1.1 Законодательно-нормативное регулирование отношений

несостоятельности и банкротства в Российской Федерации

 

 

Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной операционной, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. К числу основных элементов этого механизма, кроме мер государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий, финансирования реорганизационных и ликвидационных мероприятий, экономической защиты интересов всех участников процедуры банкротства, относится правовое регулирование банкротств, а также нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Сегодня нормативно-правовой базой банкротства предприятий Российской Федерации служат следующие основные документы:

-Гражданский кодекс РФ.

-Арбитражный процессуальный кодекс  РФ.

-Закон о банкротстве.

-Постановление Правительства РФ  от 20 мая 1994г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".

-Методические положения по оценке  финансового состояния предприятия  и установлению неудовлетворительной  структуры баланса, утвержденные  распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994г. № 31-р.

-Методические рекомендации по  выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной  государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994г. № 70-р.

-Указ Президента РФ от 18 августа 1996г. № 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера".

-Постановление Правительства РФ  от 1 июня 1998г. № 537 "О Федеральной  службе России по делам о  несостоятельности и финансовому  оздоровлению".

-Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 8 октября 1999г. №33-р.

-Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации, утвержденные приказом ФСФО от 23 января 2001г. № 16.

За постсоветский период Государственная Дума, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Закона о несостоятельности (банкротстве). Если законы о банкротстве 1992 и 1998 гг. прежде всего были направлены на защиту интересов кредиторов, то цель нового закона существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач, включающий прежде всего оздоровление экономики страны в целом, восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, а также защиту интересов кредиторов и инвесторов.

В Законе о банкротстве 2002г. установлены признаки банкротства, состав участников и их функции в процедурах банкротства.

Закон регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяет процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

С экономической точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован прежде всего сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями в управлении. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, удовлетворяя требования кредиторов, не доводя дела до конкурсного производства и продажи имущества.

В законе прописана система мер по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника и др. Как видно, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе неплатежеспособности предприятия. Предприятие, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о своем дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.

Теперь кратко рассмотрим содержание Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

В 1993г. для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993г. № 926). Впоследствии оно было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий.

В дальнейшем приоритетными задачами ФСДН становятся задачи финансового оздоровления предприятий-должников. Это нашло свое отражение в "Положении о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301, и отразилось в уточнении названия Федеральной службы. По этому Положению Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) являлась федеральным органом исполнительной власти, она осуществляла исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

В круг задач ФСФО входили разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций; проведение государственной политики по предупреждению банкротства, а также создание условий для его реализации.

ФСФО имела полномочия государственного органа по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении, она обеспечивала защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций. В ее компетенции было обеспечить анализ финансового состояния организаций и контроль за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины. В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба принимала участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций. При этом ФСФО привлекала необходимые для этого финансовые средства, в том числе зарубежных инвесторов, и участвовала в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных организаций.

Федеральная служба вела учет платежеспособности крупных, экономически или социально значимых организаций, формировала их перечни, анализировала финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению этих организаций. ФСФО выпустила ряд распоряжений, в которых определила порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности этих организаций, к которым относились:

-организации, входящие в число  ста крупнейших компаний России  по рыночной стоимости (капитализации);

-организации, имеющие фактическую  численность работников свыше 10 тыс. чел. (для холдинговых компаний - с учетом численности работников  дочерних обществ);

-организации, признаваемые в соответствии  с Федеральным законом от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии, действующим на территории Российской федерации либо субъекта (нескольких субъектов) РФ;

-организации, признаваемые градообразующими  в соответствии с Законом о  банкротстве, имеющие численность работников не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта или более 5 тыс. чел.

Анализ финансового состояния указанных выше организаций проводился территориальными органами и агентствами ФСФО на основании тех данных, которые представили организации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (форм №1,2, 3,4,5, пояснительной записке). Оценка финансово-экономического состояния предприятия проводилась в двух аспектах:

-с точки зрения функционирования  предприятия как хозяйствующего субъекта;

-с позиций его ликвидации (возможного  банкротства, возбуждения процедуры  банкротства).

Финансовый анализ позволяет выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия. Чтобы обеспечить единый методологический подход при анализе финансового состояния предприятий и оценке структуры их балансов, а также повысить эффективность мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, Федеральная служба разработала и утвердила:

-Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001г. № 16);

-Методические положения по оценке  финансового состояния предприятия  и установлению неудовлетворительной  структуры баланса (от 12 августа 1994г. № 31-р);

-Типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994г. № 98-р).

Эти материалы содержат методику расчета показателей, включенных в систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий и оценки реальных возможностей восстановления их платежеспособности, а также определяют некоторые методические подходы к анализу структуры баланса и оценке финансового состояния предприятий. Помимо этого Федеральная служба активно участвовала в делах о банкротстве должников. Для чего ФСФО:

-вела списки лиц, получивших  лицензию арбитражного управляющего  и прошедших регистрацию в  арбитражных судах;

-представляла по запросу арбитражного суда кандидатуры для назначения арбитражными управляющими;

-готовила предложения по порядку  участия от имени Российской  Федерации уполномоченных органов  и организаций в проведении  досудебной санации организации-должника ;

-организовывала подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий;

-выступала в соответствии с  гражданским законодательством  представителем кредиторов по  денежным обязательствам, при рассмотрении  арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников;

-участвовала в проведении реструктуризации  задолженности организаций-должников  по платежам в Федеральный  бюджет;

-участвовала в обеспечении трудовых  прав работников при проведении  процедур банкротства.

Для финансирования этой деятельности был создан Специализированный фонд Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Средства Фонда аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ и формируются за счет:

-средств, поступающих по договорам, заключенным ФСФО с арбитражными управляющими в соответствии с Законом о банкротстве;

-поступлений от продажи имущества  организаций-должников;

-средств, привлекаемых для реструктуризации  и финансового оздоровления неплатежеспособных  организаций;

-компенсации расходов по банкротству отсутствующего должника;

-иных поступлений в соответствии  с законодательством РФ.

Средства Специализированного фонда направляются:

-на обеспечение процедур банкротства  в отношении отсутствующего должника;

-на создание дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих;

-на создание организационных, экономических  и иных условий реализации  процедур банкротства;

-на реструктуризацию и финансовое  оздоровление неплатежеспособных  организаций.

Для контроля и придания гласности делам о несостоятельности (банкротстве) ФСФО вела автоматизированный учет неплатежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений и департамента регионального развития Федеральной службы содержатся документы, относящиеся к неплатежеспособному предприятию:

-учетная карта предприятия, если  было принято решение о признании  предприятия неплатежеспособным  и имеющим неудовлетворительную  структуру баланса;

-акт о признании предприятия  неплатежеспособным и имеющим  неудовлетворительную структуру баланса;

-уведомление о признании предприятия  неплатежеспособным и имеющим  неудовлетворительную структуру  баланса;

-заключение по результатам анализа  платежеспособности и структуры  баланса предприятия, на основании  которого было принято решение;

-баланс предприятия, на основании которого было принято решение.

ФСФО информировала общество о своей деятельности в официальном издании "Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству".

 

 

 

 

1. 2 Анализ тенденций развития антикризисного регулирования в РФ

 

С введением в действие закона РФ №127-ФЗ от 26.10.02 г. «О несостоятельности (банкротстве)», на фоне совершенствования судебных процедур банкротства, законодателями оказались упразднены внесудебные механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления и профилактики банкротств. В рамках работы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО РФ) комплекс превентивных мер объединял в себе практически все проблемные блоки предприятий, независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, уровня финансовой устойчивости и иных характеристик.

При этом проводимая в настоящее время реформа Правительства РФ, с комплексной перестройкой системы всех министерств и ведомств на федеральном уровне, предусматривает упразднение в числе иных и ФСФО РФ. Спектр функций ФСФО, передаваемых вновь создаваемым ведомствам, до конца не урегулирован.

В результате сегодня на законодательном уровне полностью утрачен комплекс превентивных мер при работе с кризисными предприятиями, наработанный за период с 1994 по 2002 г. ФСФО РФ и включавший в себя:

  • систему межведомственных балансовых комиссий по работе с предприятиями-недоимщиками в фискальную систему;
  • систему финансового мониторинга крупных, экономически и социально значимых предприятий;
  • систему мониторинга платежеспособности государственных предприятий и акционерных обществ с долей государства более 25 %;
  • систему оказания государственной финансовой поддержки неплатежеспособным государственным предприятиям и акционерным обществам с долей государства более 25 % на возвратной и безвозвратной основе;
  • систему управления неплатежеспособными государственными предприятиями по договору подряда с антикризисными управляющими;
  • механизмы смены собственности через обязательную приватизацию и внесение изменений в планы приватизации предприятий-должников, продажу нереализованных пакетов акций и предприятий на торгах с обязательными условиями погашения фискальной задолженности и инвестирования в кризисный бизнес для его реабилитации и др.

Благодаря функционированию указанного выше спектра внесудебных процедур, в специальном ежеквартальном мониторинге находились также предприятия ВПК, спиртовой и ликероводочной промышленности, гостиничного бизнеса, иные.

Внесудебные механизмы работы с кризисными предприятиями, охватывая подавляющую их часть, позволяли своевременно выявлять кризисные объекты и применять к ним более щадящие механизмы, давали реально ощутимый фискальный эффект, усиливая платежно-расчетную дисциплину предприятий-должников и пополняя бюджеты всех уровней, способствовали реструктуризации бизнеса предприятий (избавлению от излишних и непрофильных активов, частичному перепрофилированию) и поиску эффективных собственников, сохранению производств и, как следствие, обеспечению занятости населения и сохранению налогоплательщиков.

Действенность работы с кризисными предприятиями, безусловно, обеспечивалась регулярностью взаимодействия ФСФО РФ как профильного ведомства с органами государственной исполнительной власти – МНС, МАП, ФСНП, ССП МЮ, УБЭП МВД, прокуратурой, ПФ, ФСС, ФОМС, ГФСЗ населения, РФФИ, администрациями субъектов Федерации в лице промышленно-экономических, имущественных, финансовых и иных комитетов.

Сегодня фактическое состояние реального сектора экономики подтверждает преждевременность ослабления государственных регуляторов и отмены указанных инструментов оздоровления. В частности, по данным Госкомстата России, доля убыточных предприятий продолжает превышать 40 % в их общем количестве. Администрации субъектов Федерации стали отмечать недопоступление средств от предприятий в фискальную систему.

Таким образом, эффективность ранее действовавших внесудебных методов работы с кризисными предприятиями на базе ФСФО РФ обуславливает сегодня целесообразность компенсации их отсутствия на федеральном уровне созданием в рамках законодательства субъектов Федерации комплексных систем финансового оздоровления проблемных предприятий в целях скорейшей реабилитации и развития промышленного сектора экономики.

Важным обстоятельством является то, что это не приведет к дублированию функций действующих профильных федеральных ведомств, а явится дополнением и расширением антикризисного регулирования.

И первые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, по заказу Фонда поддержки промышленности Администрации Санкт-Петербурга в конце 2003 года кафедрой антикризисного управления Международного банковского института была разработана Программа финансового оздоровления проблемных предприятий Санкт-Петербурга. При Бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания Санкт-Петербурга создана рабочая группа, которая неоднократно выступала по данной проблематике перед законодательной и исполнительной властью города.

По итогам проведенной работы совместно с администрацией Санкт-Петербурга достигнуто соглашение о целесообразности создания при вице-губернаторе Межведомственного экспертного совета по финансовому оздоровлению и поддержке деятельности кризисных предприятий.

 

 

2 Комплексный анализ ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН»

2.1 Краткая характеристика ЗАО  «ГАЗПРОМ-КРАН»

Для исследования было выбрано предприятие ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН», с организационно-правовой формой – закрытое акционерное общество, находящееся по адресу: 403877, Волгоградская область, город Камышин, улица Некрасова 1.

ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН» создано в соответствии с законодательством РФ и зарегистрировано 6 июля 1999 года (свидетельство о государственной регистрации № 1747, выдано Администрацией города Камышина Волгоградской области  ОГРН 1023404973679). Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом.

ЗАО «ГАЗПРОМ-КАН» имеет статус коммерческой организации, уставный капитал которого разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права акционеров общества.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Собственность ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН» является частной собственность.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли в интересах Общества и его акционеров.

Основными видами деятельности являются:

- проектирование и производство  подъемно-транспортных машин и оборудования, кранов на автомобильном и специальном шасси, строительной техники, специализированных грузовых автомобилей и другое, в том числе машин и оборудования для добычи полезных ископаемых;

- проектирование и производство  отдельных узлов и запасных частей;

-техническое обслуживание, ремонт, предпродажная подготовка, технологическое  и сервисное обслуживание, в том  числе гарантийный надзор и  гарантийное обслуживание выпускаемой  продукции и составных частей;

- производство и реализация кранов для строительства и запасных частей к ним;

- предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию  строительных кранов и иного  подъемно-транспортного оборудования;

- проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, разработка и реализация конструкторской и технологической документации;

Законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в новейшей истории России