Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая  работа

Предмет: Отраслевой и межрегиональный менеджмент

Тема: Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации 

Выполнил: Проверил:

Студент дневного отделения Преподаватель

3 курса Брянцева М.В.

Специальность: менеджмент

организации

Шуклина Е.Ю. 
 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Законодательное  государственное регулирование…………………………..5

1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5

1.2. Органы  государственного регулирования,  осуществляющие регулирование предпринимательской  деятельности………………………….13

1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………………15

2. Предпринимательская  деятельность………………………………………...20

2.1. Предмет предпринимательского  права……………………………………20

2.2. Методы предпринимательского  права…………………………………….21

2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Предпринимательская деятельность, как и любая иная коммерческая деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

     Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников  к вопросам управления заключался в  том, что они сосредотачивали  внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность  управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

     Системность проявляется и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой системе  управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

     На  существовании правовых условий  государственного регулирования, в  качестве одного из главенствующих условий, настаивают известные экономисты институционально-правового направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев и др.

     В. Ойкен1 в своей концепции экономических порядков раскрывает (хотя сам не всегда солидарен с этим) значительную роль государства наряду с другими институтами при установлении форм и методов хозяйствования.

     В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

     В то же время при рассмотрении функций  государственного регулирования А.Н. Чеканский2 к первой группе относит функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функции стимулирования и защиты конкуренции.

     Ко  второй группе относит функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности и стимулирования экономического роста.

     А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой необходимо вмешательство государства в управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.

     Цель  работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

     Актуальность  работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

      Глава 1. Законодательное  государственное  регулирование

     1.1. Цели, функции и  методы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности

     Субъектом государственного регулирования предпринимательской  деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере предпринимательской деятельности.

     Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

     Государственное регулирование предпринимательской  деятельности преследует следующие  цели:

- становление  рыночных отношений в сфере  предпринимательской деятельности;

- осуществление  государственного контроля за  ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением  условий для занятия определенными  видами деятельности и для  борьбы с незаконной практикой  тайного предпринимательства;

- проведение  налогообложения;

- получение  государственных сведений статистического  учета для осуществления мер  регулирования экономики;

- предоставление  всем участникам хозяйственного  оборота, государственным органам  власти и органам местного  самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

- создание  нормативно-правовой базы, обеспечивающей  эффективное функционирование и  развитие предпринимательской деятельности  и, в конечном итоге, обеспечение  устойчивого экономического роста.

     В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

     Применение  принципов механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

     Принципы  механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

     Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

     Важное  значение в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной экономики  имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения  совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

     Немаловажной  общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.

     Обязательной  функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

     Само  понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок  какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции  в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

     В рыночной экономике роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

     В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

     Второй  аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

     Составляющими организационной функции являются также:

- усиление  государственного контроля за деятельностью организаций;

- создание  информационного обеспечения и  безопасности государственного  регулирования. 

     Роль  отдельных институтов рассмотрена  обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой  формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут  служить прогнозы социально-экономического развития регионов.

     В системе государственного регулирования  коммерческой деятельности среди общих  функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма  регулирования.

     Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

     Правовые  методы государственного регулирования  призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

gn="justify">     Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

     К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

     Прямые  методы предполагают вмешательство  государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание  или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

     Государство практически во всех странах оказывает  регулирующее воздействие на ценообразование  или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

       Ни в одной капиталистической  стране нет полной свободы  в установлении цен, особенно  в отраслях, влияющих на общий  уровень цен в стране и на  положение в социальном секторе  экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

     В США, например, в настоящее время  регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд  других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на 
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются 
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение, электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.

     Только  в нашей стране регулирование  цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положение простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется главным  образом с помощью средств  бюджетной политики.

     Косвенные методы:

- кредитно-денежная политика,

- таможенная политика,

- налоговая политика.

      Одной из важных форм регулирования является денежно-кредитная. Вопросы денежно-кредитной  политики и ее нацеленности на возобновление  экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу (деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.), исследованы рядом авторов: Роговой О.Л., Семенищевым С.А., Сенчаговым В.К.

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики разрабатываются  Банком России в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз  развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

     Изучение  причин кризиса 2008 года показало, что  они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого  экономического курса, а, с другой, —  к полнейшей неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

     Резко снизился жизненный уровень населения. Резкое обострение экономического кризиса  показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного реформирования реалиям российской экономики, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.

     Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством  изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

     Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они в  государственном регулировании  торговой деятельности играют двоякую  роль: с одной стороны, — это  главный источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

     Налоговое регулирование осуществляется с  помощью налоговых ставок и налоговых  льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства  в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.

     В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие  целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

     В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень  субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

     Стратегия налогового регулирования зависит  от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

     Проведенный учеными анализ использования в  России налогового регулирования в  управлении экономикой показывает, что  к настоящему времени еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается.

     Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

     Механизм  государственного регулирования коммерческой деятельности может быть осуществлен  и с помощью организационно-административных методов регулирования. Административное регулирование реализуется посредством  прямого воздействия руководителей  на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

     Административный  механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей  лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

1.2. Органы государственного  регулирования, осуществляющие  регулирование предпринимательской  деятельности

     Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности:

     - торгово-промышленная палата РФ;

     - Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений, предпринимателей страны.

     Основные  регулирующие органы:

     - Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП);

     - Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП;

     - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

     - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства);

     - Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

     Органы, контролирующие все  стороны коммерческой деятельности и их функции:

     - Госторгинспекция;

     - Госстандарт России;

     - ГНС РФ;

     - Министерство здравоохранения РФ;

     - ГТК РФ.

     Взаимодействие  ГТК с Госторгинспекцией с  целью осуществления контроля за товарооборотом.

     Контролирующие  органы, проверяющие  отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

     - Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции);

     - Министерство финансов РФ (осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими);

     - Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров);

     - Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

1.3. Законодательство, регулирующее  внешнеэкономическую  деятельность в  РФ.

    Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

    Изменения в экономике привели также  к радикальным изменениям во внешнеэкономической  сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД3 всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.