Закономерности исторического развития языков

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происхождение человеческой речи – это сложный вопрос, который изучает не только языкознание, но и этнография, антропология, социология, психология и другие науки. Сложность этого вопроса заключается в том, что в настоящее время нет реальных сведений, подтвержденных фактами, о том, как же появился язык. О его возникновении можно догадываться, опираясь лишь на косвенные источники. Именно поэтому проблема происхождения речи ограничивается характеристикой возможностей речевого аппарата человека, структуры и функций древнейших единиц языка, рассмотрением условий и причин ее возникновения.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего интересом к причинам возникновения языка и исторического развития. Вопрос происхождения языка интересовал людей еще с глубокой древности. Каким образом возник язык? Почему сейчас существует такое разнообразие языков? Эти вопросы актуальны и в настоящее время, так как ученые до сих пор пытаются ответить на них, но пока так и не нашли приемлемых объяснений, хотя выдвинули разнообразные теории и различные точки зрения о возникновении языка.

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца нерешенных в языкознании, т.к. он тесно связан с происхождением самого человека. Языки, существующие сегодня на земле (даже самых примитивных народов), находятся уже на достаточно высоком уровне развития. Тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными взаимоотношениями людей. Все теории происхождения языка (как философские, так и филологические) в известной мере гипотетичны, т.к. возникновение первого языка от самой «глубинной» языковой реконструкции отделяют десятки тысячелетий (сегодня лингвистические методы позволяют проникнуть в глубину веков не более, чем на 10 тысяч лет).

Только начиная с 18 века проблема происхождения языка была поставлена как научно-философская (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер).

К этому вопросу и в современной науке проявляется огромный интерес, поэтому тема данной работы «Происхождение и развитие языков» будет в течение долгого времени оставаться актуальной.

Объектом данного исследования является происхождение и развитие языков.

Предметом исследования являются различные теории происхождения языков и анализ развития языков в современном мире.

Цель данной работы - рассмотреть различные теории происхождения языка и проследить динамику его развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение языку;

- изучить теоретические  аспекты и выявить природу  происхождения языков;

- проследить за тенденциями  в развитии языков.

Для решения поставленных задач необходимо использовать такие методы исследования, как анализ и синтез теоретического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I

Теоретические аспекты изучения развития языка

 

1.1. Сущность понятия «язык»

 

Язык - одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Этот вопрос сопровождал науку о языке на протяжении всей ее истории и продолжает оставаться центральным и в наши дни.1

Язык - важнейшая знаковая система в человеческой культуре, средство членения, классификации и надындивидуальной фиксации опыта, посредством которого осуществляется речевое общение и понятийное мышление. 

Языкознание располагает большим количеством ответов на вопрос «Что такое язык?», каждый из которых оказывает прямое влияние на определение методов и направлений изучения языка, установление форм и закономерностей его развития и, по сути говоря, на формирование всей проблематики науки о языке. Вот некоторые из этих ответов.2

«Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность - совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно - посредством звука речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и язык представляют поэтому неразрывное единство… Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно себе представить что-либо более тождественное… Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли» (В. Гумбольдт).

«Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле, так как он является ее внешним выражением» (Гегель).

«Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления… Законы, установленные Дарвином для видов животных и растений, применимы, по крайней мере в главных чертах своих, и к организмам языков» (А. Шлейхер).

«Язык… есть выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков» (Г. Штейнталь).

«Язык есть… форма мысли, но такая, которая ни в чем, кроме языка, не встречается» (А. А. Потебня).3

 «Язык  есть комплекс членораздельных  и знаменательных звуков и  созвучий, соединенных в одно  целое чутьем известного народа  и подходящих под ту же категорию, под то же видовое понятие  на основании общего им всем  языка… Язык есть одна из  функций человеческого организма  в самом обширном смысле этого  слова» (И. А. Бодуэн де Куртене).

«Сущность языка заключается в общении» (Г. Шухардт).

«Язык есть человеческая деятельность с целью сообщения мыслей и чувств» (О. Есперсен).

«Язык есть артикулированный, ограниченный и для цели выражения организованный звук» (Б. Кроче).

«Язык есть специфически человеческий и неинстинктивный способ передачи идей, чувств и желаний посредством системы произвольно производимых символов» (Э.Сепир).

«Язык есть всякое намеренное произнесение звуков как психических состояний» (А. Марти).

«Язык есть система знаков, выражающих идеи… социальный продукт речевой способности, совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц» (Ф. де Соссюр).

«Язык есть система условных знаков, которые можно произвольно воспроизводить в любое время» (Г. Эббингхаус).

«Язык есть знаковая структура, с помощью которой осуществляется выражение некоторого мыслительного и предметного содержания» (Ф. Кайнц)4.

Из этих определений следует, что основными функциями языка являются - коммуникативная и мыслеоформляющая (язык — орудие мысли). Именно они делают язык общественным явлением, требующим своего рассмотрения при всестороннем изучении также и в связи со всеми теми аспектами, которые являются определяющими для человеческого общества.

Итак, приведенные определения далеко не исчерпывают многообразия точек зрения на природу и сущность языка. Но они дают общее представление о различии подходов к изучению языка. Большое количество подходов также наблюдалось при попытках изучить происхождение языка.

 

1.2. Теории происхождения языка

 

В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей. Расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека.

Наибольшее число гипотез породил первый вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жесты и мимика.5

Логосическая теория (от лат. logos – слово, язык) существовала на ранних этапах развития цивилизации. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое обозначалось разными словами – «Бог», «Логос», «Дух», «Слово». Дух, воздействуя на материю в хаотическом состоянии творил мир. Конечным актом этого творения явился человек.

Таким образом, духовное начало (или «Логос») существовало до человека, управляя инертной материей. Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. До н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др. Однако слово, согласно этой теории, имело не только божественное, но и человеческое происхождение, т.к. человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова. Но доверия к человеку и его разуму все же не было. Слово, созданное им, было несовершенно, поэтому оно должно было пройти через «суд старейшин». Более того, слово человека господствовало над ним, подрывало силу его духа и разума.

Развитие науки (прежде всего астрономии, физики, биологии) способствовало утверждению новых знаний о земле, ее биологических, физических и социальных законах. «Творящая функция» божественного слова – Логоса – не соответствовала новым воззрениям. С точки зрения этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. Язык в этом контексте рассматривался как продукт его деятельности. 6

 Звукоподражательная теория. Эта теория  идет от стоиков и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что “безъязычный человек”, слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. В любом языке, конечно, есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, от них типа куковать, кукушка, гавкать, хрюкать, хрюшка, ха-ханъки и т. п. Но, во-первых, таких слов очень немного, во-вторых, “звукоподражать” можно только “звучащему”, а как же тогда назвать “безгласное”: камни, дома, треугольники и квадраты и многое другое? Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы “звукоподражать”, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

Теория междометий (немецкий ученый Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. Первоисточником слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использовать свои языковые способности, т.е. сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным. Междометная теория не отвечает на вопрос, как быть с эмоционально неокрашенными словами. Кроме того, чтоб заговорить, ребенок должен находиться в среде говорящих людей.

Теория трудовых команд и трудовых выкриков – вариант междометной теории. Ее выдвинули немецкие ученые Л. Нуаре и К. Бюхер. Согласно этой теории, междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью.

Таким образом, последние три теории исходили из представлений о единстве человеческой психики, разума и рационального знания, что влекло за собой предположение о возникновении одной и той же первоначальной звуковой формы у всех  членов общества в одинаковой ситуации.

        Эволюционная теория. Представители этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт) зарождение языка связывали с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выражения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Появление языка, таким образом, произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в трудах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человека. Происхождение и развитие языка, по Гумбольдту, предопределяется необходимостью развития общественных отношений и духовного потенциала человека. Однако, эта теория не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей.

         Социальная теория была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и развивается только в человеческом обществе и усваивается каждым отдельным человеком благодаря его общению с другими людьми. Главная идея его теории – неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и развитием форм и способов общения. Энгельс пишет: «…подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».7

Появлению языка, таким образом, предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологической, а затем биолого-социальной. Основными биологическими предпосылками были следующие: освобождение передних конечностей для труда, выпрямление походки, появление первых звуковых сигналов. Биологическая эволюция затрагивала, прежде всего, легкие и гортань. Она требовала выпрямления тела, хождения на двух конечностях, высвобождения рук для выполнения трудовых функций. В процессе трудовой деятельности происходило дальнейшее развитие человеческого мозга и органов артикуляции: непосредственный образ предмета замещался его звуковым символом (словом). «Сначала труд, – пишет Энгельс, – а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». Возникновение языка, по Энгельсу, было, таким образом, связано и с процессом познания внешнего мира, и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Потребность в разумном общении (в котором осуществлялась коммуникативная и когнитивная функции языка, без которых язык не может быть языком) и вызвала его появление.8

Таким образом, исследовав множество теорий и пробуя вывести свои гипотезы современные ученые удостоверились, что историю языков можно реконструировать, сопоставив между собой их лексический состав и грамматический строй. Сегодня также ведутся исследования более отдаленных языковых связей, которые, возможно, откроют нам единственный источник всех мировых языков.

 

 

1.3. Общие и частные  законы развития языка

 

Вся совокупность качеств, характеризующая язык, свойственная только языку обусловливает формы или закономерности его развития.  Различие языков приводит к тому, что путь и формы развития каждого языка в отдельности характеризуются индивидуальными особенностями. Соответственно тому, соотносятся законы языка с языком вообще как общественным явлением особого порядка или же с отдельным и конкретным языком, представляется возможным говорить об общих или частных законах языка.

Общие законы характеризуют тот или иной уровень человеческого языка вообще. Общие законы обеспечивают регулярное единообразие процессов развития языка, которое обусловливается общей для всех языков природой, сущностью специфики языка как общественного явления особого порядка, его общественной функцией и качественными особенностями его структурных компонентов. Поиски общих законов, как правило, осуществлялись сопоставительным путем или, лучше сказать, с помощью критериев других наук — физики (у Ф. Боппа), естествоведения (у А. Шлейхера), социологии (у Ф. де Соссюра), математической логики (у Хомского) и т. д. Между тем не менее важно безотносительное определение общих законов языка с прослеживанием того, как они преломляются в структуре и развитии конкретных языков. С этой точки зрения к общим законам языка следовало бы отнести, например, обязательное наличие в нем трехчленности формулы основных элементов структуры языка: фонема - слово - предложение, установление развития как формы существования языка (имеются в виду, конечно, «живые» языки) и т. д. К числу этих общих законов относится и закон неравномерности темпов развития разных структурных элементов языка.9

В соответствии с этим законом словарный состав языка и его грамматический строй обладают различной степенью устойчивости, и если, например, словарный состав быстро и непосредственно отражает все изменения, происходящие в обществе, и тем самым является наиболее подвижной частью языка, то грамматический строй изменяется крайне медленно и потому является самой устойчивой частью языка. 

Частные законы  характеризуют эволюцию фонетических, морфологических, лексических и других особенностей конкретного языка. Как правило, они имеют определённые временные рамки и находятся на разной стадии завершённости.

Частные законы развития языка охватывают все его сферы - фонетику, грамматику, лексику. Каждая сфера языка может иметь свои законы, почему оказывается возможным говорить о законах развития фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики. Следует указать на возможную близость частных законов развития разных языков. Это имеет место тогда, когда такими языками являются родственные, имеющие в своей структуре тождественные элементы. Очевидно, что чем ближе стоят друг к другу такие языки, тем больше основания для наличия у них одинаковых частных законов развития.10

 

 Частные законы развития показывают, какими способами и путями совершается развитие того или иного языка. Эти способы у разных языков неодинаковы. Законы развития конкретного языка определяют национально-индивидуальное своеобразие истории данного языка, его качественную самобытность. Следует добавить, что лингвистические законы не являются той силой, которая двигает развитие языка. Эти силы являются внешними по отношению к языку факторами и носят чрезвычайно разнообразный характер - от носителей языка и их общественных потребностей до разного вида контактов языков. Именно это обстоятельство и делает невозможным рассмотрение развития языка в изоляции от его исторических условий.

В процессе изучения развития языков лингвисты пришли к заключению, что общие и частные законы развития не отграничиваются друг от друга непроходимой стеной, а наоборот, частные законы сливаются с общими.

Итак, изучая вышеперечисленные законы, представляется возможным наблюдать за динамикой развития как языковой картины в целом, так и отдельных языков.

                                                        

 

РАЗДЕЛ II

Процесс образования и основные закономерности развития языков

 

 

2.1 Образование отдельных языков

 

Если вопрос о происхождении языка остается в сфере гипотез и во многом решается дедуктивно, то вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков и языковых семей должен решаться на основании реальных исторических данных. А так как нет и не было языка вне его носителей, то и вопрос об образовании, складывании и развитии тех или иных языков нельзя разрешать силами только одной лингвистики.

Конечно, путь сравнительно-исторического анализа диалектов и языков – первое данное, необходимое не только лингвистам, но и историкам, этнографам, археологам, и в противоречии с данными сравнительно-исторического метода решать вопросы этногенеза нельзя.

Но для выяснения вопросов, связанных с расселениями и переселениями племен, их скрещиванием, завоеваниями и т.п., вопрос должен решаться по данным археологии и истории (это остатки человеческих скелетов, черепа, остатки памятников материальной культуры: орудия, утварь, жилища, захоронения, украшения, орнаменты на разных изделиях, письмена разного вида и т.п., что изучает наука на основе археологических раскопок, а также исторические свидетельства, сохранившиеся от древних времен).11

Естественно, что, чем глубже мы заходим в историю общества, тем меньше у нас реальных данных о языках. Мы всего больше можем знать о языках, периода развития нации, когда возникла наука о языке, меньше о языках периода складывания народностей, где очень важным материалом служат не описания языков, а письменные памятники, которые надо уметь прочитать, понять и разъяснить с разных точек зрения, в том числе и со стороны языка. Еще меньше – о реальных чертах языков родо-племенных. О первобытных языках могут быть высказаны лишь более или менее вероятные гипотезы.

Однако на помощь приходит неравномерность развития общества. И в настоящее время народы мира стоят не разных ступенях общественного развития. Существуют народы, не дошедшие до ступени национального развития, а находящиеся в силу тех или иных условий в состоянии формирования народностей (многие народы Африки, Индонезии); существуют и типично родо-племенные общества (в Австралии, Полинезии, Африке; до периода советского переустройства общества были на Кавказе, в Сибири и Средней Азии).12

Возможность изучать в натуре эти типы общественного устройства и в XIX в. (Морган, М. М. Ковалевский, описаниями которых пользовались К. Маркс и Ф. Энгельс) и особенно в настоящее время (труды зарубежных американистов, американистов и советских языковедов, этнографов, антропологов, археологов, и историков) дает очень много для понимания языка в условиях различных формаций и разного общественного строя.

По предположениям ученых, число языков будет постоянно сокращаться – должна исчезнуть почти половина из них, хотя пока не ясно, какие языки станут доминировать. Обычно глобальными становятся языки, используемые как родные нациями, имеющими политическое и экономическое превосходство.

В Европе используется всего около 300 языков, в Северной и Южной Америке – около 900, около двух тысяч языков существует в Африке, Австралии, Азии и Тихоокеанском регионе – около 3000. На английском как на первом говорит 380 млн. человек, а как на втором – от 150 млн. до 1 млрд., зависит от того, какие критерии применять. На испанском – 322 и 70 млн., на арабском – 206 и 24, на португальском – 176 и 14, на русском – 145 и 110 млн., на немецком – 101 и 22, на французском – 109 и 21 млн. соответственно. У китайского наибольшее количество носителей языка, говорят на нем как на первом и родном более 1 млрд., как на втором – около 200 млн.; затем идет хинди (370 и 125 млн.), бенгальский – 215, на японский – 127 (и только 1 млн. как на втором), пенджаби – 104 млн. Естественно, что при таком мощном доминировании ведущих языков не все хотят тратить время на изучение менее распространенных языков, и они оказываются в опасности. Различают языки аборигенов, местные, локальные, коренных жителей, и языки иммигрантов, пришлых людей .

Лишиться совсем малых языков человечество не хочет, потому что языки нужны народам, говорящим на них, для сохранения своей этнической самобытности, даже если трудно переводить на него все то, что происходит в мире, постоянно поддерживать его функционирование в разных сферах жизни, делать более современным лексический запас. В то же время ясно, что крупные, наиболее распространенные международные языки обеспечивают контакты огромного количества людей друг с другом, делают возможным взаимопонимание через границы, облегчают передачу информации. Как писал Ю.М. Лотман, «Язык общий гораздо холоднее, но более демократичен. Стремление обособиться через язык – будь это стремление небольшой группы людей или больших национальных групп – вполне понятно и природно. Но мир гораздо шире, чем границы одного государства». Каждый язык – живая кладезь премудрости, хранит не только то, что накоплено и было в обороте веками, но и прежние значения и смыслы, ныне утерянные, и новые способы речи, приспособленные для сегодняшних нужд людей или просто модные. Чтобы язык существовал как можно дольше, не находясь под угрозой исчезновения, на нем, по данным ЮНЕСКО, должно говорить не менее 10 тыс. людей. Этот язык должен быть живым, использоваться в общении между носителями языка. Это не исключает того, что, вероятно, на протяжении истории человечества сохранялись или внезапно расцветали и языки, на которых говорило меньшее количество людей.13

Итак, не может быть, чтобы все говорили только на одном языке. Языки существуют внутри групп населения. Каждый стремится найти свою нишу, быть ни на кого не похожим, но выразить себя он может только через какой-то общепринятый язык, в той или иной степени известный кому-то другому. Представители малых народов – умирают мучительно, не умея передать никому другому свои мысли. И это трагедия для всего человечества. Однако если появится интересный писатель – родом из орочей или масаев, книги которого оригинально используют язык и повествуют о незнакомой культуре, – вполне возможно, что в магазины ринется толпа читателей, мечтающих о чем-нибудь новом.

 

2.2 Основные закономерности развития языков

 

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 языков. Каким образом появилось такое многообразие? Ученые предполагают, что в формировании отдельных языков играли ведущую роль два процесса – процессы дивергенции и конвергенции.

Дивергенция – это расхождение, отделение языков в процессе их развития. Отделение языков было связано с территориальным расселением людей, географическим, политическим обособлением. В результате в речи накапливались лексические, фонетические и грамматические варианты, отличавшие речь живших на разных территориях. Например, широкое расселение славян приводит к появлению значительных территориальных особенностей в языке западных, южных и восточных славян. А результатом политического, экономического разделения земель Древней Руси стало выделение трех самостоятельных восточнославянских языков – украинского, русского и белорусского.

Помимо дивергенции, лежащей в основе расщепления одного языка на несколько родственных, в образовании новых языков участвует процесс конвергенции. Конвергенция – это сближение отдельных языков на основе длительных контактов. Конвергенция может предполагать этническое смешение и языковую ассимиляцию, то есть растворение одного языка в другом. При этом один из них выступает в качестве субстрата, т.е. языка, который был распространен на данной территории ранее. Язык пришлых этносов также может ассимилироваться с местным языком и оставить часть своих языковых черт в виде суперстрата.

Конвергенция может проявляться в сближении территориальных разновидностей одного языка и образовании койне, используемого в качестве общего языка на разных территориях. Например, аттическое койне в Древней Греции было общегреческим языком в 3-4 веках до н.э.14

В результате сближения различных языков могут образовываться языки пиджин и креольские языки. Пиджин – это смешанный язык, ограниченный в употреблении и не являющийся родным ни для кого из говорящих на нем. Языки пиджин возникали в портовых городах в качестве языка межэтнического общения в сфере торговли и делового общения. В пиджине обычно смешивались элементы нескольких языков. Например, пиджин, которым пользовались северные поморы, включал в себя слова русского, норвежского, немецкого и английского языков. Пиджин всегда сильно редуцированный язык с упрощенной грамматикой и бедным словарем, содержащий наряду с искаженными элементами какого-нибудь европейского языка значительное количество местных элементов.

Креольские языки – это полноценные языки, которые появились на основе пиджин. У этих языков есть своя грамматика, обширная лексика, они развиваются по своим внутренним законам и, главное, имеют носителей языка, для которых креольский язык – родной. Креольские языки возникли в результате массового, но неполного усвоения языка метрополии местным населением, вносящим в усваиваемый язык свои местные особенности. Нередко также язык, образовавшийся как пиджин, становится благодаря смешанным бракам (главным образом между разноязычными туземцами) первым языком для нового поколения. Оказавшись основным средством общения, такой язык обогащается лексически и развивается грамматически. Основные креольские языки сформировались из англоязычных, франкоязычных, испанских и португальских пиджинов.

В развитии языков можно отметить следующие тенденции:

Неправильны и нереальны взгляды романтиков (братья Шлегели, Грим, Гумбольдт) о том, что прекрасное прошлое языков, достигнув вершин и красот, разрушилось в связи с падением «народного духа».

Так как язык и языки развиваются исторически и это не похоже на рост «организма», как думали натуралисты (биологические материалисты, например Шлейхер), в их развитии нет периодов рождения, созревания, расцвета и упадка, как это бывает у растений, животных и самого человека.

Закономерности исторического развития языков