Закономерности психологии общения. 2

ВВЕДЕНИЕ

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди  людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет  потребности, трудится) не иначе как  через взаимодействие, общение с  другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает  практические навыки и умения в сфере  общения. Между тем, при взаимодействии людей друг с другом, возникает множество разногласий, непонимания – проблемы общения. Проблема общения занимает одно из центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека.

Актуальность данной темы является особенно важной, так  как знание сущности общения, его закономерностей, особенностей организации необходимо каждому для повышения общего качества жизни, улучшения отношений с другими людьми, а также повышения психологической компетентности.

Целью данной курсовой работы является изучение закономерностей психологии общения.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной курсовой работы:

1) Раскрыть суть, дать  определение сущности общения;

2) Рассмотреть виды  и функции общения;

3) Раскрыть основные  категории общения и их характеристику;

4) Рассмотреть коммуникационные  барьеры общения.

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем  активности и предполагает ее в своих  партнерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность общения

Потребность в общении, как считают психологи, относится  к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как  базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение  людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

Человек устроен таким  образом, что подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и об общении. Главная цель общения - это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека.

Общение - это вид психической  деятельности человека и система  отношений человека к окружающему  миру. На практике часто путают два  понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных  сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и персептивной.

Коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона  общения заключается в организации  взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

2 Виды общения

Общение различается  по видам:

1) Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через интернет, в письменной форме и т.д.

2) Непосредственное - общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.

3) Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт - аттестуемый”,

4) Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.

5) Диалогическое общение - общение между двумя людьми.

6) Групповое - общение в группе людей

7) Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Общение осуществляется разными средствами:

- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.

- Невербальное общение - средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Невербальные средства общения очень важны для любой  беседы и знание их, умение правильно  ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

1. Неречевое сообщение  согласуется с речевым, поддерживает  или усиливает его (например, поддержка  человеку, выраженная словесно, подчеркивается  прикосновением к нему, пожиманием  руки, объятием)

2. Неречевое сообщение  противоречит речевому (вы говорите  собеседнику, что заинтересованы  в его вопросе, а сами зеваете,  смотрите в сторону, думаете  о своих проблемах)

3. Неречевое сообщение  касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми). Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают.

Существует наука –  проксемика, которая изучает взаимное расположение и позы собеседников. Проксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Эрнест Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-50см.) - на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается как весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса - средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) - на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

4) Публичная дистанция (400-750см.) - на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего - с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция).

У каждого человека есть свое “персональное пространство” - такая область вокруг человека, которую он считает своей и  вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

Кроме дистанции важно  обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

- Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

- Стол между собеседниками  обычно ассоциируются с властью  и различием в положении: “Я  хозяин, а ты гость”

- Когда слушающий садится  сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Паралингвистические особенности  невербального общения.

Цицерон сказал: “Ведь  бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может”. В настоящее время - это одна из проблем человеческого общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Рассмотрим паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

1) Громкость и высота  звука.

Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек громко говорит - значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством воздействия на других людей. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту - это и есть разговор “на повышенных тонах”. Если повышение тона переходит допустимый уровень, то это воспринимается как покушение на личное достоинство и часто вызывает реакцию “Не кричите на меня!” В конфликтной ситуации повышения тона вообще недопустимо - фактически это одна из распространенных причин того, что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастут в разрушительный межличностный конфликт. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное еще громче.

2) Темп речи

Люди говорят быстро:

- когда они взволнованы  или обеспокоены чем-либо;

- когда говорят о  личных трудностях;

- когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его.

Медленная речь свидетельствует  об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны - о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину  высказываний, то другой тоже это делает. Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

3) Ритм речи

Сбивчивая, прерывистая  речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные  для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

4) Пауза.

Умение держать паузу - порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация - это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких - то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость - мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса.

Расхождение - признак  наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

3 Функции общения

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

1) Инструментальная функция - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2) Интегративная функция - раскрывает общение как средство объединения людей.

3) Функция самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4) Трансляционная функция - выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями  вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди  других функций общения можно  назвать:

- экспрессивную - функция  взаимопонимания, переживаний и эмоциональных состояний;

- социального контроля- регламентации поведения и деятельности;

- социализации- формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и др.

Под функциями понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяют  также следующие функции:

1) Общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

2) Представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные  с обменом информацией, взаимодействием  и восприятием людьми друг друга.

Можно привести другую классификацию – четырех элементную модель, в которой общение образует : когнитивно - информационный (прием и передача информации), регулятивно - поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно - эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально - персептивные компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить  количество функций общения за счет их уточнения. В частности по критерию «цель общения» выделяется еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

1) Контактная - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимной ориентированности;

2) Информационная - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

3) Побудительная - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

4) Координационная - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

5) Понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

6) Амотивная - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) Установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

8) Осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий и т.п.).

 

 

4 Основные категории общения и их характеристика

Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос - что такое общение?

Одно из определений  межличностного общения гласит, что  общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

 Общение порождается  потребностями в совместной деятельности  и включает: восприятие и понимание  людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.

Категория общение относится  к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению - «самые общие коммуникативные понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает характеризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием».

Коммуникативные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется не жёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом. Основное назначение коммуникативных категорий - не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.

Содержание коммуникативной  категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную  совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории  вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, ответственности, эмоциональности, оценочности, коммуникативного доверия, давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, грамотности и др.

Можно назвать следующие  некоторые признаки категории общения:

- установление знакомства  между людьми;

- поддержание определенных  связей, отношений;

- связи могут быть  поверхностными или более глубокими  (приятельскими, дружескими и  т.п.);

- общение может быть  нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Можно выделить три основных категории средств общения (тех  операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения  и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком).

1) экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;

2) предметно-действенные, локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения;

3) речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в  том, что они служат проявлением  эмоциональных состояний, и в  этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные  средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой  преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы. С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории  средств общения формируются  у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими  людьми. Каждая категория средств  имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Байрон Люис, создал модель четырех основных категорий общения. Магия нейролингвистического программирования. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.

Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек - визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.

Люди, действующие в  кинестетической категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить  то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно  по возможности займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают. Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.

Хотя люди, действующие  на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую  другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.

5 Коммуникативные барьеры общения

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим  и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и, тем не менее, информация очень часто передаётся именно через людей, что обусловливает определённые искажения в информационном процессе.

Человек, как элемент  коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия  или отсутствия в процессе общения  коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение, неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль, эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. Здесь можно говорить о замещающее - искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Значительно большая  возможность искажения связана  с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив  какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова , сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера  непонимания может быть связано  с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может  возникать из-за погрешностей в самом  канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Существует также семантический  барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой сленг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Закономерности психологии общения. 2