Закономерности развития централизованных финансов

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………....3

Глава 1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации………………………………………………………………..…..4

1.1  Определение  централизованных финансов, их сущность…………………….…...4

1.2  Основные функции и структура централизованных финансов…….………….….6

1.3  Принципы  и роль централизованных финансов……………………………….….11

Глава 2.Анализ функционирования централизованных финансов…………………...14

2.1 Характеристика  развития централизованных финансов…………………….…….14

2.2 Современное  состояние централизованных финансов.………………………...….17

Глава 3. Основные направления совершенствования  централизованных финансов России…………………………………………………………………………………..…20

3.1 Основные  проблемы централизованных финансов  России и пути их решения……………………………………………………………………………….…..21

3.2 Цели  и задачи экономического подъёма…………………………………………...31

Заключение……………………………………………………………………………….35

Список  использованных источников……………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Централизованные  финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

     Состав  централизованных финансов включает в  себя главные звенья, формирующие  систему финансовой системы страны.

     Сбалансированное  развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.

     Объектом  работы являются централизованные финансы экономики России.

     Предметом исследования, оценка масштабов бюджетной  централизации финансовых ресурсов в Российской Федерации.

     Целью работы является анализ её влияния  на экономическое развитие общества. Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:

·  Определение  централизованных финансов, их сущность

·  Основные функции и структура централизованных финансов

·  Принципы и роль централизованных финансов

·  Основные исторические этапы развития финансов

·  Современное  состояние централизованных финансов в России

·  Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Работа  состоит из двух глав:

1.  Понятие  централизованных финансов, их роль  в финансовой системе Российской  Федерации

2.  Закономерности  развития централизованных финансов  в России 
 
 

Глава 1. Понятие централизованных финансов, их роль в  финансовой системе  Российской Федерации

1.1  Определение централизованных  финансов, их сущность

     Для начала определим понятие Финансы (от лат. financia – доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     По  своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Централизованные  финансы – экономические отношения, связанные с формированием и  использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

     Централизованные  финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

     Децентрализованные  финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств[1].

     В этой работе более подробно будут  изучены централизованные (общегосударственные  и муниципальные) финансы.

Сущность  централизованных финансов

     В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

     Централизованные  финансы — это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

     Материальную  основу финансов составляет денежный оборот.

     Реальный  денежный оборот — это экономический  процесс, вызывающий движение стоимости  и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального  денежного оборота выступают  финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

     Централизованные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками  финансирования государственного и  муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

     Их  функционирование направлено на достижение общих целей развития социально  ориентированной экономики.

     Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

Это относится  прежде всего к взаимосвязям между  финансами макроуровня и финансами  микроуровня.

     Финансы макроуровня, и прежде всего государственный  и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

     Важным  методологическим фактором является определение  принципов организации и функционирования централизованных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования. [5]

     Централизованные  финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений  основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

     Эта информация содержится в оперативной  и статистической отчетности, договорах  и соглашениях, расчетных документах и т.п.

     Централизованные  финансы имеют четкую целевую  ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных  слоев общества. Однако во всех своих  аспектах они ориентированы на решение  централизованных задач. 
 

1.2  Основные функции и структура централизованных финансов

     Централизованные  финансы как экономическая категория  проявляются в выполняемых ими  функциях.

     Изучение  функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

     Основные  функции финансовой системы.

     Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция  планирования предполагает формулирование  целей и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция  организации включает бюджетное  устройство, бюджетную классификацию,  предполагает необходимость определения  порядка составления, утверждения  и исполнения бюджета, выбор  уполномоченных кредитных организаций,  разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция  стимулирования основывается на  деятельности, направленной на реализацию  целей. С помощью этой функции  интерпретируются факторы, влияющие  на финансовую деятельность и  учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция  контроля означает содействие  реализации поставленных целей.  К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

     Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота

1. Распределительная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и  перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

     Централизованные  финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

     С помощью этой функции они обслуживают  воспроизводственные процессы как  в рамках относительно обособленных структурных образований, так и  в общегосударственном масштабе.

     Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

     Ее  результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики. [12]

     Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная  функция централизованных финансов  заключается в реализации контроля  рублем за реальным денежным  оборотом, участником которого является  государство, формированием централизованных  фондов денежных средств.

     Постоянные  изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

     Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

     Целевое и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

     Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

- государственный  бюджет,

- внебюджетные  фонды,

- государственный  кредит.

Рассмотрим  подробнее каждую из подсистем.

     Государственный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. [8]

     Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней:

1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные  бюджеты;

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. [15]

     Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный  для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ составляют консолидированный  бюджет РФ.

     Бюджет  субъекта РФ и консолидированные  бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     Бюджет  муниципального образования и бюджеты  муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

     Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый  за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или других поступлений и используемый по отдельной смете.

     Средства  целевого бюджетного фонда не могут  быть использованы на цели, не соответствующие  назначению целевого бюджетного фонда. [5]

     Принципы  функционирования бюджетной системы:

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность  бюджетов;

• полнота  отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных  внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджетов;

• эффективность  и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

• гласность;

• достоверность  бюджета;

• адресность и целевой характер использования  бюджетных средств.

Таким образом в России бюджетная система  состоит из 3-х звеньев:

1.  Государственный, или федеральный бюджет;

2.  Бюджеты  членов федерации (субъектов в  России);

3.  Местные  бюджеты.

     В Бюджетном кодексе Российской Федерации[2], (который был принят для регулирования  бюджетных отношений разных уровней  власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств. [17] 
 

1.3 Принципы и роль  централизованных  финансов

     Состояние централизованных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.

     Из  бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

     Централизованные  финансы ориентированы на следующие  основные принципы:

• единства законодательной и нормативной базы;

• открытости и прозрачности;

• разграничения  полномочий и предметов ведения;

• целевой  ориентированности;

• научного подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности  и рациональности;

• управляемости  финансовыми потоками на централизованной основе.

     Достижение  целей задается стратегией развития.

     Финансовая  стратегия определяет возможность  сбалансированного управления стоимостной  оценкой материально-технических  средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики. [2]

     Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена  к трем решающим факторам:

1) экономической  стабилизации;

2) адаптации  к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая  стабилизация на макроуровне  неотделима от общей финансовой  стабилизации в экономике. Поэтому  мониторинг макроэкономических  показателей позволяет выявить  реальную ситуацию в финансовой  сфере.

     Из  макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики. [4]

2. Финансовая  адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование  экономики с целью финансовой адаптации включает:

• либерализацию  цен;

• приватизацию;

• социальную трансформацию;

• интеграцию в мировую систему.

     Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической  сбалансированности, благоприятной  экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная  активность государства и каждого  предприятия является результатом  и индикатором экономического  роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим, и задача финансов заключается в необходимости его реализации. Закономерности развития централизованных финансов в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ функционирования централизованных финансов

2.1 Характеристика развития  централизованных  финансов

     В первые годы социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников. [6]

     В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы[3].

     Считалось недопустимым применение форм и методов  управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической  системы. В качестве приоритета выдвигались  интересы «народной казны», «укрепления  финансовой мощи Советского государства».

     Советские финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

     Характерным для концепции финансов в этот период было рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий как единого целого.

     Значительным  шагом в развитии финансов стала  реформа 60-х годов, которая включала реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли предприятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. [10]

     Распределение прибыли осуществлялось централизованно  через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем  взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования.

     В этот период ученые-экономисты активно  исследовали категорию экономического механизма, состоящую из следующих  основных элементов: системы планирования и прогнозирования; организации общественного производства; системы экономического стимулирования; системы ценообразования; финансово-кредитного механизма.

     Финансово-кредитный  механизм основывался на признании  общности денежного оборота предприятий и государства.

Финансово-кредитный  механизм — это форма организации  отношений в области финансов, кредита, денежного обращения. Его  основу составляла централизованная система  планирования, форм, методов и условий  финансирования и кредитования общественного производства.

Закономерности развития централизованных финансов