Закономерности совладающего поведения в семьях разного типа
Нижегородский
Государственный Педагогический Университет
Психолого-педагогический
факультет
Курсовая
работа на тему:
Закономерности
совладающего поведения
в семьях разного типа
Студентка IV курса
545 группы
Шапиро
Н.И.
Кандидат психологических наук, доцент Морозова Л.Б
Нижний
Новгород, 2011.
Содержание
Введение
Глава I. Совладающее поведение семей разного типа
- Понятие совладающего
поведения
- Семейные стрессоры, их классификация
- Совладающее со стрессом поведение в семье
- Совладание со стрессом в семьях разного типа
Глава II. Исследование совладания семей разного типа
2.1 Методы
диагностики
2.2 Анализ
и оценка результатов
Заключение
Приложения
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая
ситуация в сегодняшней России и
в мире в целом крайне нестабильна.
Поэтому понятна актуальность изучения
совладания с трудными жизненными ситуациями
как механизма адаптации к
изменяющимся социальным условиям. Неспособность
или неумение человека совладать
со стрессом является основой для
расстройства здоровья или, по крайней
мере, ухудшения качества жизни в
различных сферах.
Различные
функциональные состояния, с которыми
человек сталкивается в процессе
жизнедеятельности, оказывают существенное
влияние на его здоровье, работоспособность,
а также дальнейшее психическое
и социальное развитие.
В
отечественной психологии копинг-поведение
изучается с конца 90-х, тогда появились
первые публикации по проблеме совладания
в России (Л.А. Китаев-Смык, К.А. Абульханова,
В.А. Бодров). В российской психологии в
настоящее время все чаще используют понятие
«совладающее поведение» (Л.И. Анцыферова,
1994). Иногда используется и западный вариант
термина «копинг» (coping), копинг-поведение
(coping-behevior).
Копинг-стратегии
– широкое понятие с длинной
и сложной историей [Compas et al., 2001].
Понятие копингов впервые было введено
Р.Лазарусом и С.Фолкман в рамках транзактной
модели стресса. Согласно этой модели,
стресс и переживаемые эмоции являются
результатом взаимодействия средовых
процессов и человека. Относительный смысл
эмоции (угроза, потеря, брошенный вызов,
выгода) зависит как от контекста, так
и от оценки ситуации человеком и взаимодействия
этих двух факторов, так называемого «потока
действий и реакций» [Lazarus, 2006; Folkman et al.,
1979]. Под копингом понимаются «постоянно
изменяющиеся когнитивные и поведенческие
способы преодоления специфических внешних
и внутренних требований, которые оцениваются
человеком как значительные или превосходящие
его возможности» [Lazarus, Folkman, 1984, p. 141].
В настоящее время под
Можно
выделить основные проблемы, с которыми
приходится сталкиваться исследователям
совладающего (копинг) поведения:
1.
Проблема выделения критериев
совладающего поведения. В
2.
Проблема определения понятия
«копинг-ресурс», или «ресурс совладающего
поведения» личности, а также изучение
различных групп этих ресурсов. Копинг-ресурс
– это те средства, возможности, осознанное
использование которых позволяет получить
желаемый результат, т.е. справиться с
трудной ситуацией. Обычно выделяют внешние
(средовые) и внутренние (индивидуально-
4.
Проблема изучения детерминант
совладающего поведения, то
5.
Проблема измерения
ГЛАВА 1. Копинг-стратегии семей разного типа
- Понятие совладающего поведения
Понятие
“coping” происходит от английского “to
cope” (преодолевать). Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер,
в российской психологии его переводят
как адаптивное, совладающее поведение,
или психологическое преодоление. “Сущность
термина “coping” (преодоление, совладание)
заключается в наиболее эффективной адаптации
человека к требваниям трудной, экстремальной
ситуации. Понятие “coping behavior” (“совладающее
поведение”, “поведение по преодолению”)
используется для характеристики способов
поведения человека в различных трудных
ситуациях. S. Folkman и R.S. Lazarus определили
его как постоянно изменяющиеся когнитивные
и поведенческие усилия, прилагаемые человеком
для того, чтобы справиться со специфическими
внешними и/или внутренними требованиями,
которые чрезмерно напрягают или превышают
ресурсы человека”.
Т.Л. Крюкова
в своем исследовании совладающего
поведения определила его как
целенаправленное социальное поведение,
позволяющее субъекту справиться с
трудной жизненной ситуацией
способами, адекватными личностным
особенностям и ситуации, - через
осознанные стратегии действий.
Coping есть
индивидуальный способ взаимодействия
с ситуацией в соответствии с ее собственной
логикой, значимостью в жизни человека
и его психологическими возможностями.
Психологическое предназначение coping состоит
в том, чтобы как можно лучше адаптировать
человека к требованиям ситуации, позволяя
ему ослабить или смягчить эти требования,
постараться избежать или привыкнуть
к ним и т.о. погасить стрессовое действие
ситуации. Поэтому главная задача копинг
– обеспечение и поддержание благополучия
человека, физического и психического
здоровья.
Вопрос
об эффективном и неэффективном копинге
напрямую связан с понятием копинг-стратегий.
Копинг-стратегии – это те приемы и способы,
с помощью которых и происходит процесс
совладания. S. Folkman и R.S. Lazarus предложили
классификацию копинг-стратегий, ориентированных
на два основных типа - проблемно-ориентированный
копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный
копинг (emotional- focused) [ 4 ]. Классификация
видов стратегий преодоления стресса
(“совладания”), разработанная Л.И. Анциферовой,
построена с учетом особенностей когнитивного
и поведенческого уровня регуляции этого
процесса и своеобразия трудных жизненных
и рабочих ситуаций.
В.И. Голованевская
считает, что для поиска ответа на вопрос
о причинах предпочтения стратегий совладающего
поведения необходимо включить в данный
анализ категорию Я-концепции. Ситуации
требующие совладания, традиционно определяются
как более сложные, следовательно, для
их преодоления необходимо прикладывать
усилия и реализовывать свои возможности
на более высоком уровне, задействовать
весь свой потенциал, активизировать те
способности и умения, применение которых
не требуется в обычных условиях, т.е. ведущее
влияние оказывают такие компоненты Я-концепции,
как “возможное Я” и “идеальное Я”.
Во многих
научных трудах ( Perrez M., Matathia R., 1993; Reichets
M., 1998, и др.) было доказано, что более эффективно
преодолевают стресс и показывают более
высокие значения по критериям душевного
здоровья те люди, которые чаще руководствуются
правилами адаптивного поведения. Подтверждено,
что депрессивные лица склонны к несоблюдению
указанных правил поведения и, например,
не способны активно влиять на контролируемые
стрессоры. Исследование копинга у лиц,
страдающих неврозами ( Корвасарский Б.Д.
и соавт., 1999), показало, что по сравнению
со здоровыми людьми для них характерна
большая пассивность в разрешении конфликтов
и проблем, им свойственно менее адаптивное
поведение. Больные неврозами, например,
часто реагировали “растерянностью”
(когнитивная копинговая стратегия), “подавлением
эмоций” (эмоциональная копинговая стратегия)
и “отрицанием” (поведенческая копинговая
стратегия)…. Неадекватная оценка ситуации
приводит к неадекватным эмоциям, которые
в свою очередь нарушают адаптивные реакции
организма (Kaiser S., Scherer K.R., 1991).
Считается,
что социальная поддержка способна
уменьшить негативный эффект стрессовых
событий, влияющих на самочувствие, психические
и соматические системы. Это происходит
за счет того, что наличие поддержки сопровождается
позитивным душевным состоянием и вызывает
редукцию психических и соматических
симптомов. Это явление, которое статистически
выявляется как эффект взаимодействия
между степенью нагрузки и поддержки (
Schwarzer R., Leppin A., 1989), было названо буферным.
Хазова
С.А. выделяет две группы копинг-ресурсов,
помогающих человеку справляться с жизненными
трудностями: внешние (время, деньги, образование,
уровень жизни, социальная поддержка и
отсутствие других жизненных стрессов)
и внутренние ресурсы совладания. Внутренними
ресурсами являются личностные черты,
которые создают возможность совладания
со стрессом эффективными способами: оптимизм,
самоэффективность, стойкость, субъективно
воспринимаемый контроль над ситуацией,
“объяснительный стиль мышления”. Способствуют
совладанию и позитивная самооценка, уверенность
в себе, наличие необходимых социальных
навыков, умение быстро восстанавливать
физические и душевные силы после стресса.
По мнению
С.К. Нартовой-Бочавер, выявление целей
субъективного, индивидуального coping необходимо
для оценки и поиска типов психологического
преодоления наиболее эффективных для
каждой личности. Исследование интериндивидуальных
различий в психологическом преодолении
дает возможность обнаружить и сформировать
личностные характеристики, которые бы
ослабляли чувствительность человека
к психологическим нагрузкам – душевное
здоровье, оптимизм, веру в себя, чувство
собственной ценности, способность упрощать
жизненные трудности.
Несмотря
на многочисленные и серьезные исследования
до сих пор имеются концептуальные
и эмпирические трудности в объяснении
совладающего поведения. Открытым остается
вопрос об эффективности копинга –
продолжительности его действия. На наш
взгляд, ученые, занимающиеся проблемами
преодолевающего поведения, должны уделять
особое внимание поиску причин и выявлению
механизмов оптимальных форм реагирования
и преодоления трудных жизненных ситуаций,
что является важным условием сохранения
физического и психического здоровья
человека.
- Семейные стрессоры, их классификация
К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, в работе «Стресс, копинг и развитие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:
1) травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);
2) жизненное
событие — более
3) хронический ролевой стрессор (напряжение) —сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);
4) жизненные
трудности, возникающие при
Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требо -ваний, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.
Стрессоры
воздействуют на все сферы жизнедеятельности
семьи, но некоторые из них особенно
уязвимы к семейному стрессу.
Это сферы супружеских
Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество
жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремаль -ные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).
Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего -то нового (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.
Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (Ф. Коуэн и М. Шульц, 1996).
Таблица 1
Различия нормативного и экстремального стресса
Параметры | Нормативный стресс | Экстремальный стресс |
Время для подготовки | Какое-то | Мало — нет |
Предвидение | Большое | Нет |
Прежний опыт | Некоторый | Нет |
II
Окончание табл. 1
Параметры | Нормативный стресс | Экстремальный стресс |
Помощники | Много | Мало — нет |
Чувство контроля | Среднее — высокое | Низкое — нет |
Беспомощность | Небольшая — нет | Средняя — высокая |
Потеря | Некоторая | Большая |
Степень опасности | Нет | Высокая |
Эмоциональные нарушения | Некоторые | Много |
Проблемы со здоровьем | Некоторые | Много |
Существуют три группы признаков семейного стресса.
1. Физические симптомы (они практически одинаковы при лю -бом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые симптомы, болезни «стресса» — такие как язва, астма, гипертония, боли в спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не мифической, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать (Д. Брайт и Ф. Джонс, 2003).
2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспо -собности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов).
3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.).
Дезадаптационные процессы и явления в социальной сфере и сфере здоровья возникают при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение родителей и детей, в том числе домашнее насилие; подростковая беременность; преждевременный уход детей из школы ( « бросание школы » ); дли -тельные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству.
Чаще всего в фокусе внимания политиков, чиновников, социальных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения.
Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладеющей с трудностями своей жизни, игнорируются. Тем не менее в таких семьях нередко существуют серьезные медицинские, психологические и социальные трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать выработки новых копинг-стратегий, отсутствующих в «репертуаре» этих семей. Лонгитюдное исследование Ф. Коуэна (P. F. Cowan, 1991) стрессов и совладания с ними у родителей детей-первенцев в течение первых двух лет после рождения детей показало, что они испытывали гораздо больше конфликтов и были менее удовлетворены браком, чем бездетные супруги. Групповая психотерапия (один раз в неделю) в течение 3 месяцев до и 3 месяцев после рождения ребенка помогла укрепить супружеские отношения и гармонизировать атмосферу в семье на сложном этапе триангуляции (появления «третьего» —ребенка). Супруги научились новым копинг-навыкам, отсутствовавшим у них ранее.
Трудные
жизненные ситуации проверяют семейную
систему на прочность. Существует особое
качество семьи, так называемое resilience
(H. I. McCubbin, 1987), которое позволяет ей формировать
и поддерживать устойчивые паттерны функционирования
под влиянием стресса. Термин переводится
по-разному: эластичность, способность
семьи быстро восстанавливать силы в случае
неудачи, травмы или быстро изменяющихся
событий после перенесенного стресса
или устойчивость к стрессу. Концепция
устойчивости (resilience) имеет недавнюю, но
богатую историю, связанную слон-гитюдным
исследованием стрессоустойчивости детей
(Е. Е. Werner, Z. D. Smith, 1982). Очевидно, она займет
значимое место в системе наук о семье,
так как исследования указали на важность
семьи в ее формировании. Не все члены
семьи одинаково уязвимы к стрессу, не
все умеют быстро восстанавливать душевные
и физические силы, «выздоравливать» после
неудачи, травмы, удерживаться на поверхности,
сохраняя душевную энергию, жизнерадостность
и другие позитивные качества. Некоторые
семьи становятся жертвами ситуации и
изменяются в сторону дисфункционального
состояния, никогда не «выздоравливают»,
не оправляются от стресса (Е. A. Blechman, E.
M. Hetherington, 1996).
1.3 Совладающее со стрессом поведение в семье
Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого социально -го поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи (Т. Л. Крюкова, 2003; Д. Фонтана, 1995; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) спосо -бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю (Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, 2003. С. 16). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003). Другими словами, совладание, или копинг, — это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и / или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию.
Исследователи установили, что адаптивные возможности копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания.
Однако
в некоторых случаях
Итак, понятно, что семьи могут по-разному реагировать на стресс. Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:
1) поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
2)
поиск социальной поддержки от
близкого окружения,
3) гибкость семейных ролей;
4) оптимизм, веру в лучшее;
5)
улучшающееся общение семьи,
6)
включенность всех членов
Эффективность совладающего
со стрессом поведения:
кратковременные и долговременные
последствия
Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть раз -решена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего («могло бы быть и хуже», «это урок всем нам, впредь будем умнее»). Важно отметить, что при этом не снижается мотивация достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.
Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональ -ных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно жалуются, сожалеют, обижаются на «несправедливость» жизни по отношению к ним, вместо того, чтобы действовать. Избегание как стиль совладания также может быть непродуктивным . Оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о ее решении вообще, желании забыться во сне, «растворить» свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку и решение проблемы вместо самой семьи. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.
- Закономерности формирование человеческого капитала
- Закономерности формирования качества жизни людей в современной экономике
- Закономерности формирования производительности труда
- Закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики
- Закономерности функционирования экономики России в Мировом хозяйстве. Плюсы и минусы вступления России в ВТО
- Закономерности целеобразования
- Закономерности ценообразования и реализации функций заработной платы на российском рынке труда
- Закономерности развития основ управления. Системный подход к процессу управления
- Закономерности развития рынка акций на примере ОАО «Газпром»
- Закономерности развития централизованных финансов
- Закономерности развития экосистем
- Закономерности расширения спроса на инновационную продукцию
- Закономерности роста и развития детского организма
- Закономерности системы социального управления
