Закономерности совладающего поведения в семьях разного типа

Нижегородский Государственный Педагогический Университет 

Психолого-педагогический факультет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 

Закономерности  совладающего поведения в семьях разного типа 

                                                        Выполнила:

                  Студентка IV курса

                  545 группы

                  Шапиро  Н.И.                                                  

                                                             Научный руководитель:

                  Кандидат  психологических наук, доцент Морозова Л.Б

                                                                             

Нижний  Новгород, 2011. 

       Содержание 

Введение                                                                                                       

Глава I. Совладающее поведение семей разного типа

    1. Понятие совладающего поведения                                              
    2. Семейные стрессоры, их классификация
    3. Совладающее со стрессом поведение в семье                         
    4. Совладание со стрессом в семьях разного типа                        

Глава II. Исследование совладания семей разного типа

    2.1 Методы  диагностики                                                                 

    2.2 Анализ  и оценка результатов                                                     

Заключение                                                                                               

Приложения                                                                                               

Список  литературы                                                                                  

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Социально-экономическая  ситуация в сегодняшней России и  в мире в целом крайне нестабильна. Поэтому понятна актуальность изучения совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к  изменяющимся социальным условиям. Неспособность  или неумение человека совладать  со стрессом является основой для  расстройства здоровья или, по крайней  мере, ухудшения качества жизни в  различных сферах. 

    Различные функциональные состояния, с которыми человек сталкивается в процессе жизнедеятельности, оказывают существенное влияние на его здоровье, работоспособность, а также дальнейшее психическое  и социальное развитие. 

    В отечественной психологии копинг-поведение изучается с конца 90-х, тогда появились первые публикации по проблеме совладания в России (Л.А. Китаев-Смык, К.А. Абульханова, В.А. Бодров). В российской психологии в настоящее время все чаще используют понятие «совладающее поведение» (Л.И. Анцыферова, 1994). Иногда используется и западный вариант термина «копинг» (coping), копинг-поведение (coping-behevior). 

    Копинг-стратегии  – широкое понятие с длинной  и сложной историей [Compas et al., 2001]. Понятие копингов впервые было введено Р.Лазарусом и С.Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Относительный смысл эмоции (угроза, потеря, брошенный вызов, выгода) зависит как от контекста, так и от оценки ситуации человеком и взаимодействия этих двух факторов, так называемого «потока действий и реакций» [Lazarus, 2006; Folkman et al., 1979]. Под копингом понимаются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности» [Lazarus, Folkman, 1984, p. 141]. 

      В настоящее время под копингами понимают, как правило, произвольные и сознательные действия [Lazarus, 2006; Folkman et al., 1979; Совладающее поведение ... , 2008, с. 57], хотя некоторые исследователи в возрастной психологии придерживаются более широкого определения. В последнем случае к копингам относятся все проявления регуляции эмоционального состояния, включая те непроизвольные процессы, которые обусловлены различиями в темпераменте и привычном поведении [Compas, 1998]. 

    Можно выделить основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям совладающего (копинг) поведения: 

    1. Проблема выделения критериев  совладающего поведения. В связи  с этим важно прояснить соотношение  понятий «совладающее поведение» и «психологическая защита» - с одной стороны, и понятий «адаптация», «саморегуляция» и «совладающее поведение», - с другой. Критериями совладающего поведения выступают его осознанность, целенаправленность, конролируемость ситуации, адекватность ситуации и моменту времени, регуляция уровня стресса, значимость выбора стратегии поведения для психологического благополучия субъекта, социально- психологическая обусловленность и возможность обучения этому виду поведения (Т.Л. Крюкова, 2004). 

    2. Проблема определения понятия  «копинг-ресурс», или «ресурс совладающего поведения» личности, а также изучение различных групп этих ресурсов. Копинг-ресурс – это те средства, возможности, осознанное использование которых позволяет получить желаемый результат, т.е. справиться с трудной ситуацией. Обычно выделяют внешние (средовые) и внутренние (индивидуально-психологические) ресурсы совладающего поведения. Одна из задач практической психологии – помощь в осознании и актуализации имеющихся ресурсов совладания данным субъектом, то есть расширение доступного поля ресурсов. 

    4. Проблема изучения детерминант  совладающего поведения, то есть  личностного (дичпозиционного), ситуационного (динамического) и социокультурного факторов совладающего поведения. 

    5. Проблема измерения совладающего  поведения, или диагностика совладающего  поведения. Наиболее распостраненным является субъективный отчет испытуемого о поведении в той или иной ситуации. Однако перспективным является изучение совладающего поведения комплексно, сочетая количественные и качественные методы анализа, затрагивающие не только когнитивно-поведенческую сферу, но и феноменологию переживаний субъекта (Т.Л. Крюкова, 2007). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Копинг-стратегии  семей разного  типа

    1. Понятие совладающего поведения

Понятие “coping” происходит от английского “to cope” (преодолевать). Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, в российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. “Сущность термина “coping” (преодоление, совладание) заключается в наиболее эффективной адаптации человека к требваниям трудной, экстремальной ситуации. Понятие “coping behavior” (“совладающее поведение”, “поведение по преодолению”) используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях. S. Folkman и R.S. Lazarus определили его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека”. 

Т.Л. Крюкова  в своем исследовании совладающего поведения определила его как  целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с  трудной жизненной ситуацией  способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через  осознанные стратегии действий. 

Coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и т.о. погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача копинг – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья. 

Вопрос  об эффективном и неэффективном копинге напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания. S. Folkman и R.S. Lazarus предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированных на два основных типа - проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional- focused) [ 4 ]. Классификация видов стратегий преодоления стресса (“совладания”), разработанная Л.И. Анциферовой, построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. 

В.И. Голованевская считает, что для поиска ответа на вопрос о причинах предпочтения стратегий совладающего поведения необходимо включить в данный анализ категорию Я-концепции. Ситуации требующие совладания, традиционно определяются как более сложные, следовательно, для их преодоления необходимо прикладывать усилия и реализовывать свои возможности на более высоком уровне, задействовать весь свой потенциал, активизировать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях, т.е. ведущее влияние оказывают такие компоненты Я-концепции, как “возможное Я” и “идеальное Я”. 

Во многих научных трудах ( Perrez M., Matathia R., 1993; Reichets M., 1998, и др.) было доказано, что более эффективно преодолевают стресс и показывают более высокие значения по критериям душевного здоровья те люди, которые чаще руководствуются правилами адаптивного поведения. Подтверждено, что депрессивные лица склонны к несоблюдению указанных правил поведения и, например, не способны активно влиять на контролируемые стрессоры. Исследование копинга у лиц, страдающих неврозами ( Корвасарский Б.Д. и соавт., 1999), показало, что по сравнению со здоровыми людьми для них характерна большая пассивность в разрешении конфликтов и проблем, им свойственно менее адаптивное поведение. Больные неврозами, например, часто реагировали “растерянностью” (когнитивная копинговая стратегия), “подавлением эмоций” (эмоциональная копинговая стратегия) и “отрицанием” (поведенческая копинговая стратегия)…. Неадекватная оценка ситуации приводит к неадекватным эмоциям, которые в свою очередь нарушают адаптивные реакции организма (Kaiser S., Scherer K.R., 1991).  

Считается, что социальная поддержка способна уменьшить негативный эффект стрессовых событий, влияющих на самочувствие, психические и соматические системы. Это происходит за счет того, что наличие поддержки сопровождается позитивным душевным состоянием и вызывает редукцию психических и соматических симптомов. Это явление, которое статистически выявляется как эффект взаимодействия между степенью нагрузки и поддержки ( Schwarzer R., Leppin A., 1989), было названо буферным. 

Хазова С.А. выделяет две группы копинг-ресурсов, помогающих человеку справляться с жизненными трудностями: внешние (время, деньги, образование, уровень жизни, социальная поддержка и отсутствие других жизненных стрессов) и внутренние ресурсы совладания. Внутренними ресурсами являются личностные черты, которые создают возможность совладания со стрессом эффективными способами: оптимизм, самоэффективность, стойкость, субъективно воспринимаемый контроль над ситуацией, “объяснительный стиль мышления”. Способствуют совладанию и позитивная самооценка, уверенность в себе, наличие необходимых социальных навыков, умение быстро восстанавливать физические и душевные силы после стресса. 

По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, выявление целей субъективного, индивидуального coping необходимо для оценки и поиска типов психологического преодоления наиболее эффективных для каждой личности. Исследование интериндивидуальных различий в психологическом преодолении дает возможность обнаружить и сформировать личностные характеристики, которые бы ослабляли чувствительность человека к психологическим нагрузкам – душевное здоровье, оптимизм, веру в себя, чувство собственной ценности, способность упрощать жизненные трудности.  

Несмотря  на многочисленные и серьезные исследования до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга – продолжительности его действия. На наш взгляд, ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления трудных жизненных ситуаций, что является важным условием сохранения физического и психического здоровья человека.  

    1. Семейные  стрессоры, их классификация

К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, в работе «Стресс, копинг и развитие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:

1) травма (катастрофа, несчастный случай) —  короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);

2) жизненное  событие — более продолжительное  и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);

3) хронический  ролевой стрессор (напряжение) —сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);

4) жизненные  трудности, возникающие при ежедневном  взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать,     накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).

Разновидностью  стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требо -ваний, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.

Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности  семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда» ); роди -тельства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (ма -тери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка; здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) И другие.

Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество

жизни. Семейные стрессы также разделяют  на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремаль -ные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).

Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего -то нового (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.

Приведем  известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия  нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (Ф. Коуэн и М. Шульц, 1996).

    Таблица 1

    Различия  нормативного и экстремального стресса

    Параметры     Нормативный стресс     Экстремальный стресс
    Время для подготовки     Какое-то     Мало  — нет
    Предвидение     Большое     Нет
    Прежний опыт     Некоторый     Нет

    II

    Окончание табл. 1

    Параметры     Нормативный стресс     Экстремальный стресс
    Помощники     Много     Мало  — нет
    Чувство контроля     Среднее — высокое     Низкое  — нет
    Беспомощность     Небольшая — нет     Средняя — высокая
    Потеря     Некоторая     Большая
    Степень опасности     Нет     Высокая
    Эмоциональные нарушения     Некоторые     Много
    Проблемы  со здоровьем     Некоторые     Много
 

Существуют  три группы признаков семейного стресса.

1.  Физические  симптомы (они практически одинаковы  при лю -бом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые симптомы,  болезни  «стресса» — такие как язва,  астма, гипертония, боли в спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не мифической, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать (Д. Брайт и Ф. Джонс, 2003).

2.  Поведенческие  проявления (изменения в уровне  работоспо -собности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов).

3.  Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.).

Дезадаптационные процессы и явления в социальной сфере и сфере здоровья возникают при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение родителей и детей, в том числе домашнее насилие; подростковая беременность; преждевременный уход детей из школы ( « бросание школы » ); дли -тельные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству.

Чаще  всего в фокусе внимания политиков, чиновников, социальных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения.

         

Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладеющей с трудностями своей жизни, игнорируются. Тем не менее в таких семьях нередко существуют серьезные медицинские, психологические и социальные трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать выработки новых копинг-стратегий, отсутствующих в «репертуаре» этих семей. Лонгитюдное исследование Ф. Коуэна (P. F. Cowan, 1991) стрессов и совладания с ними у родителей детей-первенцев в течение первых двух лет после рождения детей показало, что они испытывали гораздо больше конфликтов и были менее удовлетворены браком, чем бездетные супруги. Групповая психотерапия (один раз в неделю) в течение 3 месяцев до и 3 месяцев после рождения ребенка помогла укрепить супружеские отношения и гармонизировать атмосферу в семье на сложном этапе триангуляции (появления «третьего» —ребенка). Супруги научились новым копинг-навыкам, отсутствовавшим у них ранее.

Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, так называемое resilience (H. I. McCubbin, 1987), которое позволяет ей формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Концепция устойчивости (resilience) имеет недавнюю, но богатую историю, связанную слон-гитюдным исследованием стрессоустойчивости детей (Е. Е. Werner, Z. D. Smith, 1982). Очевидно, она займет значимое место в системе наук о семье, так как исследования указали на важность семьи в ее формировании. Не все члены семьи одинаково уязвимы к стрессу, не все умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Некоторые семьи становятся жертвами ситуации и изменяются в сторону дисфункционального состояния, никогда не «выздоравливают», не оправляются от стресса (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996). 

1.3 Совладающее со стрессом поведение в семье

    Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной  ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого социально -го поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи (Т. Л. Крюкова, 2003; Д. Фонтана, 1995; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) спосо -бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю (Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, 2003. С. 16). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003). Другими словами, совладание, или копинг, — это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и / или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию.

    Исследователи установили, что адаптивные возможности  копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания.          

    Однако  в некоторых случаях выраженность копинга существенно увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у мужчин-мужей, возвратившихся после участия в боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни.

    Итак, понятно, что семьи могут по-разному  реагировать на стресс. Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:

    1) поиск информации, понимание стрессовой  ситуации, события;

    2) поиск социальной поддержки от  близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов;

    3) гибкость семейных ролей;

    4) оптимизм, веру в лучшее;

    5) улучшающееся общение семьи, налаженную  коммуникацию;

    6) включенность всех членов семьи  в разрешение проблемы, трудности  и др.

    Эффективность совладающего

    со  стрессом поведения:

    кратковременные и долговременные

    последствия

    Продуктивный  копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть раз -решена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего («могло бы быть и хуже», «это урок всем нам, впредь будем умнее»). Важно отметить, что при этом не снижается мотивация достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.

    Непродуктивный  копинг связан с преобладанием эмоциональ -ных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно жалуются, сожалеют, обижаются на «несправедливость» жизни по отношению к ним, вместо того, чтобы действовать. Избегание как стиль совладания также может быть непродуктивным . Оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о ее решении вообще, желании забыться во сне, «растворить» свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку и решение проблемы вместо самой семьи. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Закономерности совладающего поведения в семьях разного типа