Закономерности формирование человеческого капитала
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«Омский государственный технический университет»
Кафедра «Организация и управление наукоёмкими производствами»
Специальность 036401.65 «Таможенное дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Закономерности формирование человеческого капитала.
по дисциплине Экономическая теория
Студент Барышников Сергей Алексеевич группы ТД-162
Руководитель работы
к.э.н., доцент Полковникова С.Г.
___________________________
(Подпись, дата)
Разработал студент
Барышников С. А.
(Подпись, дата)
Омск 2013
Оглавление
Введение 3
1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5
1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5
1.2 Социально экономический прогресс 7
2. Модели производства человеческого капитала 10
2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10
2.2 Модели производства человеческого капитала 16
2.3 Классификация видов человеческого капитала 18
3. Оценка человеческого капитала 23
3.1 Методика оценки человеческого капитала 23
Заключение 30
Библиографический список 32
Введение
Человеческий фактор в зарождающемся постиндустриальном мире становится главным в экономическом развитии как отдельных компаний, стран, так и всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста — накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда — необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.
Понятие
человеческого капитала стало интенсивно
использоваться мировой наукой, по
достоинству оценившей роль интеллектуальной
деятельности, выяснившей необходимость
и высокую эффективность
Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.
Человеческий
фактор в зарождающемся
Объектом исследования является человеческий капитал.
Предметом исследования является человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.
Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие человеческого капитала и его виды
- Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
- Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
- Изучить модели производства человеческого капитала
При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
В процессе подготовки работы применялся метод анализа, синтеза, сравнения, способ цепных подстановок.
1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса
1.1 Научно-образовательный потенциал человека
Возникновение и развитие теории человеческого капитала связано с коренными изменениями, происходящими в рыночных системах, когда человек, его научно-образовательный потенциал становятся решающим фактором социально-экономического прогресса.
Человеческий
капитал формируется в
Принимая решение об инвестициях в свою профессиональную подготовку, здоровье или образование, человек сопоставляет связанные с этими вложениями выгоды и издержки. Выгоды выглядят как ожидаемые в будущем более высокие доходы, престижность работы и, следовательно, повышение социального статуса, а издержки определяются денежной оценкой затрат и их альтернативной стоимостью. Эффект от инвестиций в человеческий капитал по времени является длительным, а степень отдачи зависит от ответственности человека, его волеизъявления, индивидуальных интересов и предпочтений.
В экономической теории и практике используются различные методы количественной оценки инвестиций в человека. Самым распространенным является принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о предпочтении благ во времени. Его суть сводится к тому, что люди склонны выше оценивать определенную сумму денег и благ в настоящее время, чем такую же сумму денег или благ в будущем.
Оценка человеческого капитала позволяет определить интеллектуалоемкость производства, которая в денежном выражении исчисляется аналогично показателю фондоемкости, т.е. отношением стоимостного показателя фонда образования к стоимостному показателю объема валового внутреннего продукта. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу произведенной продукции:
где И — интеллектуалоемкость производства; ФОСТ — стоимостная оценка фонда образования; ВВП — стоимостная оценка валового внутреннего продукта. Стоимостная оценка фонда образования исчисляется как стоимость одного года обучения специалиста, умноженная на число человеко-лет образования. При определении эффективности использования человеческого капитала применяется показатель внутренней нормы отдачи. Внутренняя норма отдачи представляет собой норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек. Показатель внутренней нормы отдачи строится по аналогии с показателем нормы прибыли и дает возможность сопоставить окупаемость вложений в человеческий капитал. Следует отметить, что инвестициями в человеческий капитал могут быть признаны не всякие вложения в человека, а лишь те из них, которые нравственно целесообразны и оправданы с точки зрения интересов цивилизованного общества. Многообразие человеческой личности, ее индивидуальность, мотивы поведения позволили использовать унифицированное представление о человеке (модель человека), действующем в конкретной экономической и исторической системе. Эта модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидуального человека, прежде всего мотивы экономической активности, ее целеполагание и социально-экономический инструментарий, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, необходимые для достижения поставленных целей.
1.2 Социально экономический прогресс
Обеспечение экономического
Экономический
рост — это абсолютное или относительное
увеличение важнейших макроэкономических
Спад
же характеризуется отрицательной
динамикой показателей развития
экономики в целом, а также
отдельных ее секторов. Непрерывность
и динамичность экономического
Основными факторами экстенсивного типа экономического роста являются увеличение числа занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне технологии, организации труда и т.
п. Однако и при экстенсивном типе развития может частично возрастать эффективность хозяйствования, поскольку имеет место "эффект масштаба".
Эффект масштаба — экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштабов самого предприятия. Это обеспечивает возможности углубления специализации производства и управления, применения крупных и более совершенных мощностей, повышающих производительность труда. Интенсивный тип развития имеет место тогда, когда экономический рост базируется на применении в процессе производства более совершенных факторов производства, а также более напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов. К основным факторам интенсивного типа экономического роста можно отнести раз работку и внедрение новой техники и технологий, повышение квалификации работников, сокращение производственного цикла, ускорение операций и оборота имеющихся фондов, структурные преобразования в экономике, улучшение организации производства, снижение ресурсоемкости продукции и др.
Результатами интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов, повышение качества и рентабельности продукции. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, как правило, взаимодействуют и "сосуществуют", что позволяет говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста. Получает все большее распространение еще один тип экономического развития — инновационный.
Он отличается от других целенаправленным производством новой и постоянно обновляемой продукции, в том числе факторов-инноваций в виде но вой техники, материалов. Ему присуще использование ново введений в технологической базе, в организации и мотивации труда. Наконец, инновационный путь характеризуется наличием внутри хозяйственной системы всех основных институциональных условий для воспроизводства инновационности на постоянной основе.
Такие свойства
обеспечивают эффективный экономический
В таком экономическом росте
должны быть заинтересованы буквально
все — и общество в целом, и предприниматели,
и работники, и пенсионеры, и дети. Эффективный
экономический рост предполагает опору
на науку и технологические инновации,
рачительное использование природных
ресурсов с учетом не только настоящих,
но и будущих потребностей, согласование
интересов хозяйствующих субъектов всех
уровней в масштабе страны, сбалансированность
в отраслевом и региональном разрезе,
умножение возможностей социального
При эффективном экономическом
Предыдущий анализ показал что такой экономический рост непосредственно оказывает самое положительное влияние на повышение реальных доходов и более полное удовлетворение потребностей населения.
Чем больше объем, чем выше темп роста производства, тем ниже себестоимость и рыночные цены, тем лучше удовлетворяется спрос, тем выше, в конечном итоге, уровень благосостояния народа и качество жизни.
2. Модели производства человеческого капитала
2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе.
Человеческий
капитал как экономическая
Под человеческим
капиталом в экономике
1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2. что
этот запас целесообразно
3. что
использование данного запаса
приводит к росту заработков (доходов)
данного работника в будущем
путём отказа от части
4. что
увеличение доходов
5. что
человеческие способности,
6. и что
мотивация является
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком[4, с. 147].
Первооткрыватели
человеческого капитала как целостной
концепции Т. Шульц и Г. Беккер,
основное внимание обращали на инвестиции
в человеческий капитал и оценку
их эффективности. Это и понятно,
поскольку инвестиции средств как
раз и превращают ресурс в капитал,
делают простое благо капитальным
благом. Инвестиции в повышение человеческих
способностей ведут к росту
Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений. Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала.
Аналогии с капитализацией материальных активов позволяли преодолеть недоверие к непривычному понятию «человеческий капитал». И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала.
Однако, человеческие способности как капитальное благо существенно отличны от физических свойств машин. Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал. В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.
Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала. М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории человеческий капитал, определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал[7, с. 179].
В дальнейших
исследованиях М.М. Критский конкретизирует
социально-экономическое
Взгляды
М. Критского развиваются в
Л.Г. Симкиной
определить исторически конкретную
форму человеческого капитала производительная
форма человеческого капитала выступает
как органическое единство двух составных
частей - непосредственного труда
и интеллектуальной деятельности. Эти
части могут выступать либо как
функции одного и того же субъекта,
либо как организационно-
Костюк В.Н., исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех владельца человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться суммой, значительно превышающей заработную плату в соответствующей отрасли.
Климов С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.
Корогодин И.Т. исследуя механизмы функционирования социально-трудовой сферы определяет человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда. Он считает, что важнейшим критерием, выражающим суть капитала, является его накопление. Именно капиталом во всех случаях являются накопленные средства (денежные, вещественные, информационные и др.), из которых люди рассчитывают извлечь доход. Не является из этого определения и понятие человеческого капитала.
Многочисленные высказывания основоположников теории человеческого капитала сводятся к тому, что люди увеличивают свои способности производителей и потребителей путем инвестиций в самих себя, а значительный рост капитальных вложений в человека изменяет структуру его доходов. Поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а накопленные свойства человека. Человек не может родиться с уже готовым капиталом. Его необходимо создать в процессе жизнедеятельности каждого индивидуума. А врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитал[8, с. 197].
Социально-экономическую форму
человеческого капитала и его
качественную определенность характеризуют
А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. Человеческий
капитал, представляет собой форму
проявления производительных сил человека
в рыночной экономике, адекватную форму
организации производительных сил
человека, включенных в систему социально
ориентированной рыночной экономики
в качестве ведущего, творческого
фактора общественного
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1) потоковый,
накопительный запас
2) целесообразность
использования запаса
3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4) увеличение
доходов мотивирует работника
делать дополнительные
Таким образом это определение человеческого капитала используется нами в данной работе как исходное и достаточное для решения поставленных задач. Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.
Требует
уточнения и возможность
2.2 Модели производства человеческого капитала
Существует несколько моделей производства человеческого капитала.
Первая модель – это модель Л. Туроу.
Она базируется
на концепции «экономических способностей».
С рождения у индивидуума есть
различные экономические
Туроу в анализе производства человеческого капитала развивает положение о том, что каждый отдельный индивидуум имеет свои особые процессы производства производительных способностей, которые являются специфическими.
«Экономические
способности» – это отношения
ожидаемой стоимости его
Туроу предложил модель производства человеческого капитала:
HC = f (K, HCx,
P, EA),
где НС – произведенный ЧК; К – физический капитал; НСх – вложения ЧК; Р – природные ресурсы; ЕА – экономическая способность.
Вторая модель – модель Й. Бен-Порэт.
В этой модели в состав элементов, который участвуют в производстве человеческого капитала, входит деятельность индивидуума. Наглядно эта модель представлена:
Qt
= Bc (St * Kt)B1DB2,
- Закономерности формирования качества жизни людей в современной экономике
- Закономерности формирования производительности труда
- Закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики
- Закономерности функционирования экономики России в Мировом хозяйстве. Плюсы и минусы вступления России в ВТО
- Закономерности целеобразования
- Закономерности ценообразования и реализации функций заработной платы на российском рынке труда
- Закономерность и модели развития науки
- Закономерности развития рынка акций на примере ОАО «Газпром»
- Закономерности развития централизованных финансов
- Закономерности развития экосистем
- Закономерности расширения спроса на инновационную продукцию
- Закономерности роста и развития детского организма
- Закономерности системы социального управления
- Закономерности совладающего поведения в семьях разного типа
