Закономерности формирование человеческого капитала

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Омский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Организация и управление наукоёмкими производствами»

 

Специальность  036401.65 «Таможенное дело»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:  Закономерности формирование человеческого капитала.

 

 

по дисциплине Экономическая теория

 

Студент  Барышников Сергей Алексеевич группы ТД-162

 

 

 

 

 

Руководитель  работы

к.э.н., доцент Полковникова С.Г.

___________________________

(Подпись,  дата)

 

Разработал  студент

Барышников С. А.

 

(Подпись,  дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск  2013

Оглавление

 

Введение 3

1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5

1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5

1.2 Социально экономический прогресс 7

2. Модели производства человеческого капитала 10

2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10

2.2 Модели производства человеческого капитала 16

2.3 Классификация видов человеческого капитала 18

3. Оценка человеческого капитала 23

3.1 Методика оценки человеческого капитала 23

Заключение 30

Библиографический список 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческий фактор в зарождающемся  постиндустриальном мире становится главным  в экономическом развитии как  отдельных компаний, стран, так и  всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста —  накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический  прогресс и рост производительности труда — необходимо рассматривать  по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.

Понятие «человеческий капитал» приобретает  в настоящее время большое  значение не только для экономистов  – теоретиков, но и для отдельных  фирм. Резко возрос интерес экономической  науки к человеческим созидательным  способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов  капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и  образование.

Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость  и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция  человеческого капитала играет центральную  роль в современном экономическом  анализе.

Применение  этого понятия дает новые возможности  изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение  доходов, место и роль образования  в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

Человеческий  фактор в зарождающемся постиндустриальном мире становится главным в экономическом  развитии как отдельных компаний, стран, так и всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста — накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда — необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.

Объектом исследования является человеческий капитал.

Предметом  исследования является человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.

Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала.  В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие человеческого капитала и его виды
  • Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
  • Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
  • Изучить модели производства человеческого капитала

При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные  пособия, монографии и статьи по исследуемой  проблеме.

В процессе подготовки работы  применялся метод  анализа, синтеза, сравнения, способ цепных подстановок.

 

 

 

 

 

 

 

1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса

1.1 Научно-образовательный потенциал человека

 

Возникновение и развитие теории человеческого  капитала связано с коренными  изменениями, происходящими в рыночных системах, когда человек, его научно-образовательный  потенциал становятся решающим фактором социально-экономического прогресса.

Человеческий  капитал формируется в результате вложения инвестиций в человека, благодаря  чему происходит накопление запаса знаний, навыков, способностей, умения квалифицированно выполнять работу в той или  иной сфере экономики, что способствует экономическому росту.

Принимая  решение об инвестициях в свою профессиональную подготовку, здоровье или образование, человек сопоставляет связанные с этими вложениями выгоды и издержки. Выгоды выглядят как ожидаемые в будущем более  высокие доходы, престижность работы и, следовательно, повышение социального  статуса, а издержки определяются денежной оценкой затрат и их альтернативной стоимостью. Эффект от инвестиций в  человеческий капитал по времени  является длительным, а степень отдачи зависит от ответственности человека, его волеизъявления, индивидуальных интересов и предпочтений.

В экономической  теории и практике используются различные  методы количественной оценки инвестиций в человека. Самым распространенным является принцип капитализации  будущих доходов, основанный на положении  о предпочтении благ во времени. Его  суть сводится к тому, что люди склонны  выше оценивать определенную сумму  денег и благ в настоящее время, чем такую же сумму денег или  благ в будущем.

Оценка  человеческого капитала позволяет  определить интеллектуалоемкость производства, которая в денежном выражении исчисляется аналогично показателю фондоемкости, т.е. отношением стоимостного показателя фонда образования к стоимостному показателю объема валового внутреннего продукта. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу произведенной продукции:

                                                          (1)

где И — интеллектуалоемкость производства; ФОСТ — стоимостная оценка фонда образования; ВВП — стоимостная оценка валового внутреннего продукта. Стоимостная оценка фонда образования исчисляется как стоимость одного года обучения специалиста, умноженная на число человеко-лет образования. При определении эффективности использования человеческого капитала применяется показатель внутренней нормы отдачи. Внутренняя норма отдачи представляет собой норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек. Показатель внутренней нормы отдачи строится по аналогии с показателем нормы прибыли и дает возможность сопоставить окупаемость вложений в человеческий капитал. Следует отметить, что инвестициями в человеческий капитал могут быть признаны не всякие вложения в человека, а лишь те из них, которые нравственно целесообразны и оправданы с точки зрения интересов цивилизованного общества. Многообразие человеческой личности, ее индивидуальность, мотивы поведения позволили использовать унифицированное представление о человеке (модель человека), действующем в конкретной экономической и исторической системе. Эта модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидуального человека, прежде всего мотивы экономической активности, ее целеполагание и социально-экономический инструментарий, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, необходимые для достижения поставленных целей.

1.2 Социально экономический прогресс

 

Обеспечение экономического роста — одна из главных задач государства, ориентированного на осуществление социально-экономического развития страны. Экономический рост отражает процесс поступательного движения экономической жизни, появления в обществе прогрессивных тенденций и сдвигов в развитии производительных сил и производственных отношений. Он связан с расходом природных, экономических и общественных ресурсов, поэтому является всегда итогом динамичного сбалансирования потребностей и возможностей общества.

Экономический рост — это абсолютное или относительное  увеличение важнейших макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода) за определенный период времени. Их объемы и структура обеспечивают воспроизводство основных факторов саморазвития. Таковы наращивание и обновление производственного аппарата, его эффективное использование. На этой основе и происходит повышение решающих социальных индикативов — рост реальных доходов, личного потребления, улучшение качества жизни и др. Такой рост представляет собой положительную динамику экономического развития.

Спад  же характеризуется отрицательной  динамикой показателей развития экономики в целом, а также  отдельных ее секторов. Непрерывность  и динамичность экономического роста представляют собой одну из фундаментальных стратегических целей социально-экономической политики современных государств. Обычно выделяют два основных типа экономического развития. Экстенсивный тип развития представляет собой экономический рост, достигнутый путем наращивания массы используемых факторов производства, т.е. за счет количественного увеличения объема применяемых ресурсов при сохранении неизменной технической базы производства.

Основными факторами экстенсивного типа экономического роста являются увеличение числа занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне технологии, организации труда и т.

п. Однако и  при экстенсивном типе развития может  частично возрастать эффективность хозяйствования, поскольку имеет место "эффект масштаба".

Эффект  масштаба — экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштабов самого предприятия. Это обеспечивает возможности углубления специализации производства и управления, применения крупных и более совершенных мощностей, повышающих производительность труда. Интенсивный тип развития имеет место тогда, когда экономический рост базируется на применении в процессе производства более совершенных факторов производства, а также более напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов. К основным факторам интенсивного типа экономического роста можно отнести раз работку и внедрение новой техники и технологий, повышение квалификации работников, сокращение производственного цикла, ускорение операций и оборота имеющихся фондов, структурные преобразования в экономике, улучшение организации производства, снижение ресурсоемкости продукции и др.

Результатами  интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов, повышение качества и рентабельности продукции. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, как правило, взаимодействуют и "сосуществуют", что позволяет говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста. Получает все большее распространение еще один тип экономического развития — инновационный.

Он отличается от других целенаправленным производством новой и постоянно обновляемой продукции, в том числе факторов-инноваций в виде но вой техники, материалов. Ему присуще использование ново введений в технологической базе, в организации и мотивации труда. Наконец, инновационный путь характеризуется наличием внутри хозяйственной системы всех основных институциональных условий для воспроизводства инновационности на постоянной основе.

Такие свойства обеспечивают эффективный экономический рост. А это главный источник наращивания могущества государства, получения дополнительных ресурсов для увеличения национального богатства и инвестиций, направляемых на осуществление расширенного воспроизводства. Оптимальные темпы экономического роста задаются балансом потребностей и возможностей общества в долгосрочной перспективе.

В таком экономическом росте должны быть заинтересованы буквально все — и общество в целом, и предприниматели, и работники, и пенсионеры, и дети. Эффективный экономический рост предполагает опору на науку и технологические инновации, рачительное использование природных ресурсов с учетом не только настоящих, но и будущих потребностей, согласование интересов хозяйствующих субъектов всех уровней в масштабе страны, сбалансированность в отраслевом и региональном разрезе, умножение возможностей социального развития.

При эффективном экономическом росте создается благоприятная среда для работников производственной и непроизводственной сферы и их семей. Обеспечивается также повышение зарплаты, улучшение условий труда, быта и отдыха.

Предыдущий  анализ показал что такой экономический рост непосредственно оказывает самое положительное влияние на повышение реальных доходов и более полное удовлетворение потребностей населения.

Чем больше объем, чем выше темп роста производства, тем ниже себестоимость и рыночные цены, тем лучше удовлетворяется спрос, тем выше, в конечном итоге, уровень благосостояния народа и качество жизни.

 

2. Модели производства человеческого капитала

2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала

 

Теория  человеческого капитала накопила достаточный  научный инструментарий для четкого  определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования  данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого  капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе.

Человеческий  капитал как экономическая категория  стал одним из общеэкономических  стержневых понятий, позволяющих описать  и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические  процессы. Состав производительных сил  и капитала, образование и распределение  доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение  в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал» [6, с. 174].

Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный  запас знаний, умений, навыков;

2. что  этот запас целесообразно использовать  в той или иной сфере общественной  деятельности, и это способствует  росту производительности труда  и производства;

3. что  использование данного запаса  приводит к росту заработков (доходов)  данного работника в будущем  путём отказа от части текущего  потребления;

4. что  увеличение доходов способствует  заинтересованности работника, и  это приводит к дальнейшему  инвестированию в человеческий  капитал;

5. что  человеческие способности, дарования,  знания и т.д. являются неотъемлемой  частью каждого человека;

6. и что  мотивация является необходимым  элементом для того, чтобы процесс  воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала  носил полностью завершенный  характер [2, с. 163].

Особенности человеческого капитала:

  • в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  • формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
  • человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
  • человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком[4, с. 147].

Первооткрыватели  человеческого капитала как целостной  концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как  раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным  благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к  росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью  человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.

Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений. Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала.

Аналогии  с капитализацией материальных активов  позволяли преодолеть недоверие  к непривычному понятию «человеческий  капитал». И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала.

Однако, человеческие способности как капитальное  благо существенно отличны от физических свойств машин. Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал. В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий  формирования, воспроизводства и  накопления человеческого капитала. М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории человеческий капитал, определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал[7, с. 179].

В дальнейших исследованиях М.М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки  и образования в современном  производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала, в воплощенные  в железе станки с ЧПУ автоматические линии. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия  есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское  право. В-третьих, произошел отказ  от трактовки собственности только как имущественного отношения и  расширения прав интеллектуальной собственности  на нематериальные активы.

Взгляды М. Критского развиваются в работах  Л.Г. Симкиной. Ею рассматриваются исторически  последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так  и в производстве. Источником и формой обогащения в жизнедеятельности человека выступает интеллектуальная деятельность. Человеческий капитал, - пишет Л.Г. Симкина - определенный нами как основанная на экономии времени обогащение жизнедеятельности является основным отношением современной инновационной экономической системы. Поскольку интеллектуальная деятельность выступает источником увеличения потребления, поскольку ее расширенное воспроизводство является воспроизводством основного экономического отношения - человеческого капитала, как самообогащение жизнедеятельности. Раскрытие абсолютной и относительной форм обогащения жизнедеятельности через возвышение потребностей и способностей, позволяет

Л.Г. Симкиной определить исторически конкретную форму человеческого капитала производительная форма человеческого капитала выступает  как органическое единство двух составных  частей - непосредственного труда  и интеллектуальной деятельности. Эти  части могут выступать либо как  функции одного и того же субъекта, либо как организационно-экономические  формы разных субъектов, вступающих друг с другом в обмен деятельностью.

Костюк В.Н., исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех владельца человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться суммой, значительно превышающей заработную плату в соответствующей отрасли.

Климов  С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы  организации определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими  формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный  капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Корогодин И.Т. исследуя механизмы функционирования социально-трудовой сферы определяет человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда. Он считает, что важнейшим критерием, выражающим суть капитала, является его накопление. Именно капиталом во всех случаях являются накопленные средства (денежные, вещественные, информационные и др.), из которых люди рассчитывают извлечь доход. Не является из этого определения и понятие человеческого капитала.

Многочисленные  высказывания основоположников теории человеческого капитала сводятся к  тому, что люди увеличивают свои способности производителей и потребителей путем инвестиций в самих себя, а значительный рост капитальных  вложений в человека изменяет структуру  его доходов. Поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а накопленные свойства человека. Человек не может родиться с уже  готовым капиталом. Его необходимо создать в процессе жизнедеятельности  каждого индивидуума. А врожденные свойства могут выступать лишь в  качестве фактора, способствующего  плодотворному формированию человеческого  капитал[8, с. 197].

Социально-экономическую форму  человеческого капитала и его  качественную определенность характеризуют  А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. Человеческий капитал, представляет собой форму  проявления производительных сил человека в рыночной экономике, адекватную форму  организации производительных сил  человека, включенных в систему социально  ориентированной рыночной экономики  в качестве ведущего, творческого  фактора общественного воспроизводств.

В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих  условиях:

1) потоковый,  накопительный запас способностей  человека по фазам жизнедеятельности;

2) целесообразность  использования запаса способностей, что ведет к росту производительности  труда;

3) прирост  производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;

4) увеличение  доходов мотивирует работника  делать дополнительные вложения  в свой человеческий капитал,  кумулятивно его накапливать[4, с. 158].

Таким образом  это определение человеческого капитала используется нами в данной работе как исходное и достаточное для решения поставленных задач. Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.

Требует уточнения и возможность капитализации  мотиваций работников. На наш взгляд, речь должна идти об уровне культуры и  нравственности работника, которые  формируют его репутацию и  ответственное поведение, как важный вид человеческого капитала.

2.2 Модели производства человеческого капитала

 

Существует  несколько моделей производства человеческого капитала.

Первая модель – это модель Л. Туроу.

Она базируется на концепции «экономических способностей». С рождения у индивидуума есть различные экономические способности. Для каждого индивидуума характерны особые процессы производства человеческого  капитала, поэтому ресурсы могут  дать каждому разный размер человеческого  капитала.

Туроу в анализе производства человеческого капитала развивает положение о том, что каждый отдельный индивидуум имеет свои особые процессы производства производительных способностей, которые являются специфическими.

«Экономические  способности» – это отношения  ожидаемой стоимости его заработков к ожидаемой стоимости издержек производства активов его человеческого  капитала. Издержки и заработки здесь  определяются как вероятностные  величины, значения которых зависят  от человека.

Туроу предложил модель производства человеческого капитала:

 

HC = f (K, HCx, P, EA),                                          (2)

 

где НС – произведенный ЧК; К – физический капитал; НСх – вложения ЧК; Р – природные ресурсы; ЕА – экономическая способность.

Вторая  модель – модель Й. Бен-Порэт.

В этой модели в состав элементов, который участвуют  в производстве человеческого капитала, входит деятельность индивидуума. Наглядно эта модель представлена:

 

Qt = Bc (St * Kt)B1DB2,                                          (3)

Закономерности формирование человеческого капитала