Закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики»

 

 

По дисциплине:

 

«Национальная экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

Содержание

 

Введение

 

1. Основные предпосылки  формирования, функционирования и развития национальной экономики

1.1. Понятие и границы  национальной экономики

1.2. Понятие хозяйственных систем, их классификация

1.3. Предпосылки формирования, функционирования и развития национальной экономики

1.4. Макроэкономические  показатели и пропорции национальной экономики

 

2. Направления развития Российской национальной экономики

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

          Современный этап  развития российской национальной экономики характеризуется масштабными и качественными преобразованиями, происходящими в этой сфере жизнедеятельности человека.

       На сегодняшний день одними из наиболее актуальных проблем, затрагиваемых в обществе, обсуждаемых видными политиками, экономистами и бизнесменами, являются те из них, которые связаны с процессами трансформации российской народнохозяйственной системы. В связи с этим нам представляется особенно актуально раскрытие закономерностей экономического развития, поскольку от хода последнего, а также от знания законов, управляющих им, зависит решение многих проблем, как современного, так и будущего общества.

    Системно-самоорганизационная теория экономического развития может не только объяснить причину того или иного динамического процесса, но и заложить надежные методологические и теоретические основы прогнозирования и управления социально-экономическими процессами.

       Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс.  Известны различные модели экономического развития. Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

        В целом экономическое развитие общества — противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Развитие само характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

       Целью исследования является определение закономерностей  формирования, функционирования и развития  национальной экономики.

      Объектом исследования выступает российская национальная экономика.

      Предметом исследования является определение источников эффективного функционирования экономики РФ.

1. Основные  предпосылки формирования, функционирования и развития национальной экономики

1.1. Понятие и границы национальной экономики

 

         Существует  множество определений национальной  экономики. Прежде чем остановиться на одном из них, определим составляющие этого понятия.

Понятие нации происходит от лат. natio – народ и означает исторически сложившуюся форму общности людей, страну, государство. История экономической мысли свидетельствует о постепенных изменениях в подходах экономистов к понятию «нация».

     Д. Рикардо нацию определял как географическое пространство, обладающее естественными факторами (почвами с неравномерным плодородием), определяющими характер экономической деятельности. У Дж. Ст. Милля нация – это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами.

По определению Ф. Перу нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения.1 Наиболее полное экономическое определение нации дает Раймон Барр. Он формулирует «экономическую концепцию нации»2:

1) нация – это центр экономической  деятельности, различающийся по  своей природе (сельское хозяйство, промышленность и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные, государственные предприятия), по условиям деятельности (конкуренция, монополия, жесткая государственная регламентация);

2) нация – это центр сил,  значение и влияние которого выходит за рамки политического и географического пространства;

3) нация – это центр привилегированной  сплоченности по экономическим,  политическим и духовным причинам.

     Таким образом, нация обладает специфическими свойствами экономического, политического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость во взаимодействии с ними.

Экономику можно определять как:

1)    совокупность отношений;

2)     хозяйство региона, страны, группы стран, всего мира;

3) отрасль науки, изучающая функции или отраслевые аспекты экономических отношений.

Следовательно, экономика – это сложная система, которая находится на стыке природной и общественной сферы и отражает элементы как естественных, так и общественных связей.

      Национальная экономика – это, прежде всего, хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов. Национальная экономика – это сложная хозяйственная, социальная, организационная, технологическая система. Эта система обладает совокупным экономическим потенциалом: производственным, природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим и другим.3

         В целом можно выделить два значения термина «национальная экономика»:

1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства.

2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны. Как отрасль науки национальная экономика исследует: экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок, место страны в мировой экономике; специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост; степень государственного вмешательства в экономику; традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.4

     Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов, независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

    Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов.

      Понятие экономической территории данной страны точно не совпадает с понятием территории, принятым для политических целей, т. е. с ее официальными административными границами.

       Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

     Наиболее распространено определение национальной экономики, как  взаимосвязанной системы отраслей, видов производств и территориальных комплексов.

      Цели национальной экономики носят субъективный отпечаток типа экономической системы и специфики развития данной экономики. Однако всем национальным экономикам присущи следующие основные цели:

Однако всем национальным экономикам присущи следующие основные цели:

1) экономический рост – стабильные  темпы роста реального объёма  национального производства. Наиболее  часто экономический рост измеряется  с помощью показателей темпа  прироста валового национального  продукта или валового внутреннего продукта, эти показатели должны быть реальными, т.е. скорректированными с учётом инфляционного обесценивания;

2) подержание высокого уровня  занятости. Наличие безработицы  означает, что экономическая система  не использует часть своих  ресурсов, а следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей;

3) стабильность уровня цен, которая  предполагает их плавный рост. Невысокие темпы роста цен  являются стимулом развития производства;

4)  поддержание сбалансированности  платёжного баланса, который является комплексным показателем внешнеэкономической деятельности государства и  представляет собой соотношение между суммами платежей, поступающих в страну и идущих за границу;

5) достижение социальной справедливости  в обществе. Выполнению этой цели  служит социальная политика государства.

 

1.2. Понятие хозяйственных систем, их классификация

 

     В современной науке и практике широко используется понятие «хозяйственная система», под которой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

     В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночной экономики. Все они широко представлены в современном мире.

      Исходя из уровня социально-экономического и технико-технологического развития национальной экономики, страны мира принято подразделять на высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые.

         По стадиям развития рыночных отношений выделяют национальную экономику свободного капитализма, современного капитализма, централизованно планируемую и управляемую экономику и национальную экономику традиционного типа.

        По степени включения в процессы интеграции в мировую практику хозяйствования национальная экономика может быть открытого и закрытого типа.

        По структуре хозяйства национальная экономика классифицируется на аграрно-индустриальную, индустриально-аграрную и национальную экономику постиндустриального типа.

         Типы и виды национальной экономики представлены следующими моделями рыночных систем.

         Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. К особенностям американской модели относится ярко выраженный антициклический, антиинфляционный характер вмешательства государства в экономику. Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения обеспечивается за счёт перераспределения части национального дохода, а также налоговых функций.

        Шведская модель рыночной экономики основана на использовании сочетания конкурентных начал с активным государственным регулированием, которое осуществляется посредством регулирования трудовых отношений на общественном уровне, и государственной собственности на предприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и формирование её стоимости. Социальная политика основывается на трёх принципах: 1) равенство возможностей достижения благосостояния; 2) предоставление социальных гарантий населению; 3) достижение полной занятости. Следует отметить, что для шведской модели характерны противоречия между обеспечением целей социальной политики и повышением эффективности экономики.

      Немецкую модель рыночной экономики называют социальным рыночным хозяйством. Оно характеризуется значительным удельным весом государственной собственности, сильными позициями частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства. Действующее законодательство направлено на строгое выполнение договорных обязательств, контроль качества продукции, охрану окружающей среды, защиту конкуренции. Велико участие государства в хозяйственной деятельности, поддержании свободной конкуренции. Регулирование экономики осуществляется через кредитно-денежную политику, размеры налогов и госбюджета увязываются с экономическим ростом.

       Для японской модели рыночной экономики типично смещение социальных функций от государства в сторону фирм и организаций. Центральным звеном модели является система пожизненного найма. Характеризуется определенным отставанием развития уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

         Китайская модель можно определить как преимущественно социалистическую модель смешанной экономики. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам. Лишь в конце 1970-х гг. произошел коренной перелом в тенденциях развития, и Китай значительными темпами стал сокращать свое отставание от многих стран мира. Успехи китайской экономики обусловлены выбранной моделью экономического реформирования. Государство сохранило значительный

контроль  за национальным хозяйством и усилило  свое влияние на экономику. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.

 

  1.3. Предпосылки и закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики

 

          Условиями функционирования национальной экономики являются: суверенитет нации и государства, территориальная целостность; единство экономического и правового пространства; общность характера хозяйственных институтов; наличие единого платежного средства – национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; использование и приумножение национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

         Все факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики, могут быть разделены на внутренние и внешние. Эти категории взаимосвязаны. К внешним факторам относятся экономические и политические: первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, международное разделение труда, доминирование той или иной страны на мировом рынке и др.

           Внутренние факторы также включают политические и экономические. В числе политических – построение и развитие унитарного демократического государства, формирование современного гражданского общества, создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. К экономическим детерминантам относится обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики; перевод экономики на инновационный, высокотехнологичный, наукоемкий тип развития; оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

    В хозяйственной национальной системе можно выделить несколько уровней, функционирующих в едином экономическом пространстве страны:

1. Межстрановый.

2. Федеральный (общенациональный).

3. Региональный.

4. Комплекс отраслей национальной  экономики (ОПК, АПК, ТЭК и др.).

5. Внутриотраслевой уровень. 

6. Уровень  интегрированных предприятий и  финансово-промышленных групп. 

7. Уровень  организационно-правовых форм хозяйствования (АО, союзы, товарищества, общества  и др.).

8. Внутрипроизводственный  уровень (цех, службы предприятий и т. д.).

9. Личностный уровень (бригады,  семьи, граждане).

      Все уровни функционирования национальной экономики взаимосвязаны и объединены формами собственности, движениями материальных потоков всех видов ресурсов, потоками денежной массы и движением ценных бумаг.

      Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

     Среди всех уровней наибольшую значимость имеет общенациональный уровень системы. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей развития хозяйственной национальной системы позволяет характеризовать «лицо» национальной экономики, ее состояние, факторы, тенденции и перспективы развития.

      В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

    Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих компонентов и критериев:

- воспроизводственная структура. Критерий ее выделения — особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры;

- социальная структура. Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;

- отраслевая структура. Критерий выделения — однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов;

- территориальная структура. Выделяется по критерию размещения производительных сил;

- инфраструктура. Критерий выделения — особенности обслуживания того или иного производства;

- структура внешнеэкономических связей. Выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

      Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.

      Системный подход и концепций самоорганизации закономерности развития национальной экономики указывают на следующие моменты. Развитие экономики представляет собой качественное изменение ее структуры и функционирования за счет кооперативного взаимодействия ее компонентов и подчиняется следующим закономерностям. Экономика и ее компоненты подвергаются изменениям — флуктуациям, что экономика до определенного предела может нейтрализовывать, «гасить», чему способствует устойчивость ее структуры в течение эволюционного периода. При превышении флуктуальными параметрами критических значений и мощности стабилизирующих систем наступает момент, когда изменение параметров приводит к скачкообразному переходу экономики в качественно иное состояние, на новую траекторию развития. Так наступает точка бифуркации — точка ветвления вариантов развития. В момент наступления точки бифуркации изменяется структура экономики, а затем и механизм ее функционирования.

      Концепции самоорганизации настаивают на поливариантности развития, отвергая представления о социализме и капитализме, плана и рынка как единственных альтернативных траекториях, как и идею прогресса как единого направления развития, а осложнения — его результата.

       Варианты траекторий развития, на которые может вступить экономика, можно разделить на три группы: экономика может стать открытой, закрытой или, наконец, разрушиться.

       Открытость предполагает множество вариантов дальнейшего развития, а страны, выбравшие закрытость, имеют много общих черт (интенсивность их выражения зависит от степени закрытости, но поскольку полной закрытости в реальности не наблюдается, эти черты следует рассматривать как тенденции): стремление к достижению автаркии, огосударствление экономики, агрессивность внешней и внутренней политики, бюрократизм, стремление к достижению общего равновесия (равенству макроэкономических параметров) посредством директивного планирования. Закрытая экономика лишена возможностей самоорганизации. Постепенно в ней нарастает хаос, и экономика должна либо стать открытой, либо разрушиться.

     Другой опасностью является возможность того, что хаос точки бифуркации даже открытую экономику может подтолкнуть в область странного аттрактора, т.е. к разрушению. Возможность подобного развития событий делает особенно важным государственное регулирование в этот момент, но именно в точке бифуркации оно может быть особенно опасным. Поэтому оно должно удовлетворять следующим требованиям: должно быть резонансным изменениям, природе и прошлом экономики; осуществляться своевременно; наладить обратные связи с экономикой. Главным «ограничителем» выбора аттрактора является прошлое системы — с почти бесконечным множеством путей развития, она может выбрать только соответствующей ее природе, достигнутому уровню развития. Немаловажным фактором является и природная среда. Так, если она бедна, то экономика может выбрать либо аттрактор инновационного, ресурсосберегающего типа (пример — современная Япония), или закрытость (Япония до революции Мэйдзи). Выбор аттрактора также должен соответствовать потенциалу экономики.

       Точки бифуркации экономики провоцируются глубокими циклическими кризисами перепроизводства и либо совпадают с периодами кризисов, либо следуют непосредственно за ними. Это подтверждается тем, что наиболее глубокие кризисы последнего столетия (что пришлись на 1890, 1929-1933, 1973-1974 г.) повлекли за собой крупные изменения структуры и функционирования экономически развитых стран, поведения экономических субъектов, направленности и методов государственного регулирования экономики и т.д. Возможно, точки бифуркации экономики связаны с циклами Н. Д. Кондратьева, в пользу чего говорит тот факт, что периоды между точками бифуркации примерно равны сорока годам и приходятся на время перехода от одного большого цикла к другому. Дополнительным аргументом может служить следующая закономерность: в точке бифуркации экономика «выбирает» между открытостью и закрытостью, а возникновение закрытых систем в ХХ в. приходится на кризисный или посткризисный период: начало 30-е и 1973-1976 г.г.  Так в этих периодах берут начало тоталитарные тенденции в Германии и Италии (1933г.), СССР (конец 20-х - начало 30-х г.г.), Камбоджи (1975г.) и Вьетнама (1976 г.).

       Деятельность  отдельных составляющих национальной  экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

 

1.4. Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики

   

   Ключевыми макроэкономическими параметрами национальной экономики выступают её эффективность и конкурентоспособность, характеризующие состояние, тенденции, закономерности развития, место и роль национального хозяйства в мировой экономике.

       Для оценки состояния своей экономики большинство стран использует рекомендованную ООН систему национальных счетов (СНС). Это система взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов.

       Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны без использования факторов производства других стран. ВВП не включает поступления от внешней экономической деятельности и других операций.

      Валовой национальный продукт (ВНП) – сумма товаров и услуг, произведенных национальными субъектами (предприятиями, организациями, частными лицами) независимо от их территориального расположения (в своей стране или за рубежом).

      Национальный доход определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т. е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов.

     Национальную экономику следует рассматривать с четырех основных позиций – воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной.

     Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение секторов экономики, производящих различную по своему функциональному назначению продукцию – материальные блага и услуги.

      Отраслевая структура отражает деление хозяйства на отдельные отрасли, крупные отраслевые и межотраслевые комплексы.

       Технологическая структура характеризует соотношение способов производства, технологических укладов и поколений техники в структуре продукции общественного производства.

      Региональная структура отражает соотношение между территориальными элементами национальной экономики; характеризует уровень и направления развития конкретных территорий, их производственно-технический, технологический и социальный потенциал, степень межрегиональных связей, самообеспеченность и комплексность развития регионов.

      Структурные элементы экономической системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее деятельности и развития. Оценка пропорций позволяет судить об эффективности национальной экономики.

      Главные пропорции характеризуют движение ВВП и его элементов – расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроизводственное соотношение нарушается в пользу конечного потребления, то уменьшаются инвестиции в основной капитал, его обновление. Это чревато отставанием в развитии технической базы производства, а в перспективе – снижением производственного потенциала и, как следствие, конечного потребления.

      Принципиально важны для экономики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и потреблением. Диспропорции, вызываемые ростом средств производства в объемах производства, ведут к снижению уровня жизни населения.

       Важную роль играет соотношение реального и денежного секторов экономики. Недооценка одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению уровня жизни. Необходимо поддерживать равновесное соотношение спроса и предложения.

Закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики