Закономерность развития права

                                 Закономерность развития права.

 
Введение. Взгляды ученых на вопрос закономерности развития права.

 

По взглядам многих исследователей вопрос о происхождении права  является спорным и по наше времяОдни  считают, что право взяло свое начало с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, примером права являлись любые правила поведения людей, племенные обычаи, традиции, устои, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы  морали не могли охватывать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.

М. Рейснер писал: «мы нашли  наличность права в доклассовом  обществе

как права международного, которое покоилось на началах  мести и было

направлено к  ограждению целого живого состава и неприкосновенности

областей владения со стороны  многочисленных групп. В сфере самого родового образования мы права не нашли, но по мере развития рода и его различных форм оно растет и развивается во внутриродовое право, которое регулирует в высшей степени сложные отношения родства как естественного так и

искусственного, связанного с ним участия во владении родовым  имуществом».

Так же согласно Рейснеру «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на

отдельные идеологические системы  классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти».

Первые  нормативные обобщения. Основные признаки права.

 

Самые первые нормативные обобщения были сформированны в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. В дальнейшем, в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были:   экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с появлением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, средь которых проводилась ожесточенная классовая борьба. Человек духовно развивался, ему уже требовалось чего-то более закрепленного, что более защищало и разграничивало его права, и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

. Право выражает волю  экономически господствующего класса.

. Право является средством  навязывания этой воли всему  населению.

. Право направлено на  обеспечение классового господства  и

поддерживается принудительной силой государства. Государство  не

возможно без права.

. Организация государственного  аппарата должна быть оформлена  в праве

. Между государством и  людьми, живущими в этом государстве существуют

определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и

регулироваться в праве. 
Как можно проследить большинство пунктов признаков права ссылались на защиту господствующего класса населения, и не закрепляла прав простого жителя.

 

Реальное разграничение властей

Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества

Связанность законом государства  и его органов

Эффективный контроль и надзор за выполнением законов и подзаконных актов.

Правовое  государство -

Такая политическая организация власти народа, при которой обеспечиваются подлинное торжество права и закона во всех сферах государственной и общественной жизни, незыблемость прав, свобод и законных интересов всех граждан общества.

Равная ответственность государства  перед гражданами и граждан перед государством

Обеспечение индивидуальной свободы.

Незыблемость прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Граждане связаны взаимной ответственностью


 

 

Закономерность развития права.

  Закономерности развития права  могут быть четко установлены только после принятия во внимание всех юридических проблем, в том числе логики и смысла права. Но и сейчас представляется необходимым на основе общенаучных данных и связи права с демократией вкратце, отчасти, а предварительном порядке, отметить некоторые линии и тенденции в праворазвитии. 
Общенаучные исторические данные показывают на то, что определяющая закономерность развития правовых систем в нашем обществе заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все более переходит в самостоятельную, высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранительный фактор. 
На основах своего развития позитивное право, формируясь и развиваясь вместе со всей человеческой цивилизацией, являлось составной частью теократически-азиатских, рабовладельческих, феодальных обществ, выступая в качестве своеобразного продолжения государства. Его публично-правовые институты были неразвиты, примитивны; в нем ярко прослеживались элементы, устанавливающие право личной зависимости от другого человека (рабовладельческой, феодально-крепостнической, феодально-сословной, иерархической), произвол и бесконтрольность институтов и учреждений публичной власти, государство находилось в малой ответственности перед обществом. "Кулачное право" - решение споров силой оружия, право сильного; доминировало обычное право, нередко раздробленное, привязанное к той или иной местности. 
Вместе с тем для права характерен правовой прогресс, шедший со времен Древнего Мира и в полной мере прошедший в условиях демократии, после победы буржуазно-демократических революций. 
Этот правовой прогресс в большинстве своем, как мы видели, связан со всемирно-историческим феноменом - римским частным правом. 
Вместе с тем, наряду с могучим влиянием на ход правового развития культуры римского частного права существенную часть в этой области спустя столетия, в канун Нового времени сыграли весь дух эпохи Возрождения, Просвещения, представления и разработки великих философов-классиков - Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, мыслителей-просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, многих других, возвысивших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека, человек как творец стал на первое место в эпоху просвящения, все что он делал было волью божьей, он открывал нам взгляд на его “святое” представление о мире и бытие. 
Отсюда и вытекают те основные направления правового прогресса, которые связаны с буржуазно-демократическими революциями. Это: 
обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями. В условиях демократии позитивное право становится во многом носителем и выразителем естественных, прирожденных прав человека (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т.д.); получает признание и реализацию идея общественного договора, в соответствии с которой государственные и правовые институты не "навязываются сверху", а устанавливаются на основе общественного согласия (берет свое начало выборная система определения государственных органов). Это означает, что политическая власть теперь более управляема с точки зрения права, она встает под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В составе права, его норм и принципов, наряду с категорией прав и свобод человека все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно - общедозволительное ("дозволено все, кроме того что запрещено") Данная точка взгляда присуща со стороны общества. Другое - разрешительное ("запрещено все, кроме того, что разрешено законом"), действующее по отношению к властным государственным органов и должностных лиц; 
Также с прогрессом права уделяется внимание не только основополагающим. В новых экономических условиях демократического общества гражданское законодательство, охватывающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом автономии личности, юридического приоритета ее воли. Поэтому частное право резко выдвинулось вперед по ряду направлений в правовой системе, оттеснив публичное право и даже проникая в него. Уже в XIX веке были приняты важнейшие законодательные акты в сфере частного права, такие, например, как Французский гражданский кодекс - Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение, и др.; 
возвышение и развитие правосудия. Правосудие не только исторически сыграло выдающуюся роль в формировании права, но и практически из "просто" разновидности государственной деятельности приобретает в демократическом обществе, самостоятельное и высокое значение. Одним из свидетельств тому стало формирование конституционного правосудия - конституционного суда, в предмет ведения которого вошли "сами" законы, акты высших государственных органов, высших должностных лиц. 
Понятно, все эти направления правового прогресса (как и развитие государства в условиях демократии) - не более чем тенденции. Далеко не во всех странах они имели и имеют сейчас последовательный характер; нередко, особенно при установлении в той или иной стране авторитарного режима, возникали и иные тенденции, связанные с "опубличиванием", огосударствлением права, усилением в нем репрессивных начал, упрощением процессуальных гарантий и т.д. 
Тем не менее отмеченные закономерности, связанные с возвышением права, с превращением его в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. 
И особо значимы они сейчас, на современном этапе развития цивилизации. Право в современном гражданском обществе выдвигается в самый центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. Это предопределяет такой качественный поворот в развитии общества, когда оно становится не только гражданским, но и правовым. Причем правовой характер общества - всего общества, а не только одной государственной власти - выступает, по ряду данных, в качестве его преобладающей, наиболее существенной черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  государства по отношению к праву.

 

 Право формировалось  одновременно и параллельно с  государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Государство по отношению  к праву выполняет ряд функций, таких как:

правотворчество, правохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает

средством политики конкретного государства. Право также является выражением воли и интересов общества, ведь каждый человек желает видить свои права установленными, защищенными. Это желание получает свое внешнее выражение изакрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом  принуждения и управления и исполнения, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости  управления в государстве.

“Если форма, -отмечал К.Маркс,- просуществовала в течении

известного времени она  упрочивается как обычай и традиции и, наконец,

санкционируются как  положительный закон”.

Можно выделить два пути развития права:

. Государства, в которых  приоритетным является государственная

собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются

в сборниках (Коран в масульманских  странах, законы Ману в Индии).

. Государства, в которых  приоритетным является частная  собственность,

обеспечивающая равные права  собственников.

В таких государствах создавалось  более высокое законодательство, в том

числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения. Данное разделение очень схоже на выделение по принципу политического режима, но если говорить о политическом режиме, то там прослеживается более широкая градация на ее виды.

 Частное Римское право дожило и до сегодняшних дней. Каждый новый шаг в модернизации государства приводит к развитию права и наоборот. Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Здесь же и республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных, тоталитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.

Это выраженные в социально-политическом содержании права связи, характеризующие его социально-политический генезис.

По своей сущности они  таковы, что представляют собой специфическое  проявление общих закономерностей развития классового общества, которые распространяются на все социально-политические явления – государство, демократию, законность (хотя в рамках каждого из них проявляются по-своему и в таком особом проявлении имеют черты специфических закономерностей).

Данные закономерности, следовательно, как бы вписываются в контекст общесоциальных закономерностей на том или ином этапе развития классового общества и в принципе не выходят за пределы общей истории социально-политических отношений. Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс говорили о том, что право, как и религия, не имеет своей собственной истории.

Среди закономерностей, определяющихсоциально-политический генезис права, могут быть выделены: закономерности возникновения права; закономерности развития права в целом, закономерности развития тех или иных исторических типов права; закономерности развития конкретных национальных правовых систем и их структурных сущностей (семей). Не повторяя всего сказанного ранее в отношении этих закономерностей, необходимо в качестве наиболее общих положений отметить следующие.

Главной закономерностью  генезиса права в целом является такое его развитие, которое неизбежно завершается переходом от эксплуататорских типов права к праву социалистическому, становящемуся элементом политической системы социалистических стран.

По отношению к правовым системам эксплуататорских типов социально-политический генезис отмечается усилением реакционности права и в связи с этим по мере разложения эксплуататорских социальных систем, установления реакционных политических режимов – девальвацией права, падением его престижа, ценности.

Наоборот, для правовых систем социалистических стран, определяющим является закономерное упрочение законности, усиление правовых начал, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни .

 

Основные воззрения.

И по этому вопросу в юридической  литературе существуют различные воззрения. Их все можно привести к трем основным категориям. Одни не признают закономерного развития права и считают совершающиеся с течением времени изменения права случайными или произвольными. Эта точка зрения старых теорий, предшествующих появлению исторической школы. Они могут теперь считаться уже окончательно отвергнутыми, данные теории никто не приследует. Идея закономерного исторического развития успела привести на свою сторону настолько общее признание, что учение о произвольном или случайном характере исторических изменений в праве едва ли найдет себе сторонников в современной литературе.

Другое воззрение на характер развития права, воззрение, еще и теперь сохраняющее свое значение, есть воззрение исторической школы. Оно может быть характеризовано как учение об естественном росте (Naturwüchsigkeit), права. Bсe историческое развитие права представляется не чем иным, как последовательным развитием исконных начал народного правосознания. И притом отмечается, что это различие, само собой совершающееся без всякой борьбы, мирное, подобно развитию растения или зерна. Как в зерне уже предопределены свойства растения, которое естественно и необходимо из него развивается, так и в народном духе уже при самом появлении народа на исторической арене являются зачатки, заложенные до начала определяющие содержание данной национальной системы права. В этом отношении право представляет полнейшую аналогию с развитием и появлением языка. Юридические нормы развиваются так же сами собой, так же без всякого участия личной воли, как и грамматические правила.

Это учение исторической школы представляется, конечно, крайним преувеличением идеи закономерности исторического развития права. Восставая против признания права продуктом личного произвола, историческая школа естественно пришла к совершенному отрицанию какого-либо значения личной воли в развитии права. К этому присоединилась, еще усиливая это отрицательное отношение к значению человеческой воли в развитии права, консервативная тенденция школы. Дело в том, что историческое направление в начале настоящего столетия явилось прямой реакцией против революционных учений, опиравшихся на рационалистические системы XVIII века. Учение же об естественном росте права, без всякого участия человеческой воли, отнимало всякое значение у революционных попыток изменения издавна сложившихся порядков.

Однако, такой взгляд на развитие права  не только не представляется необходимым последствием исторического направления, но даже находится в непримиримом противоречии с историческим представлением права. История не есть как-то само собой происходящий процесс, по отношению к которому люди являются лишь безучастными свидетелями. История слагается именно из людских действий, творится людьми. Если таков характер истории вообще, не может иметь иного характера в частности и истории права. Главным, непосредственно действующим фактором истории права также служат действия людей. И к юридическим нормам они не могут относиться так же безразлично, как к какому-нибудь грамматическому правилу, напр., к правилу об употреблении предлогов с тем или другим падежом, или союза с тем или другим наклонением. Юридические нормы непосредственно затрагивают самые жизненные интересы людей, и потому установление той или другой нормы не может не вызвать борьбы из-за нее.

Поэтому мирному естественному росту нет места: в действительности право рождается как плод борьбы, иногда долгой и упорной. Но это не ослабляет закономерности развития права. Вопрос только в том, что служит силой, вызывающей развитие права: борьба ли человеческих интересов или какой-то таинственный, неведомо откуда берущийся, народный дух. Закономерность действия правообразующей силы стоит вне вопроса.

 

«Борьба за право».

Этот новый взгляд на процесс  развития права, видящий в нем  плод борьбы разных общественных интересов, был противопоставлен учению исторической школы об естественном росте права Рудольфом Иерингом. Он сделал его предметом небольшой, но весьма содержательной и интересной брошюры «Борьба за право».

Идея «борьбы за право», конечно, гораздо проще объясняет историческую модернизацию права, как оно устанавливается в действительности, нежели идея «естественного роста» - с точки зрения теории естественного роста революционные перевороты бессмыслица, a между тем в истории они встречаются нередко. Теория естественного роста не может также удовлетворительно объяснить факта разнородности состава каждой национальной системы права, существование в них разнородных наслоений, не могущих по своей разнородности быть результатом естественного роста одних и тех же исконных начал народного духа.

Идея «борьбы за право» представляет еще и другое преимущество пред идеей естественного роста права. Идея действительного роста необходимо приводит к признанию права исключительно продуктом народной жизни. Поэтому историческая школа должна была по необходимости отрицать существование, например, международного права, так как его никак нельзя было рассматривать как продукт жизни одного какого-нибудь народа. В международном праве выделина отрасль гуманитарного право (с середины 20-го века) Поэтому для представителей исторической школы и общечеловеческие черты права совершенно перекрывались его национальными особенностями. Напротив, идея «борьбы за право» не приурочивает вовсе развития права к какой-нибудь одной специальной форме общежития. Поэтому с этой точки зрения вполне объяснима выработка права не только в рамках народной жизни, но и всяким другим общественным союзом безразлично.

При всем том учение Иеринга может быть принято лишь с некоторым рядом ограничений. Нельзя признать, чтобы право было всецело продуктом сознательной деятельности, сознательной борьбы. Необходимо допустить первоначально бессознательное установление обычаев, становящихся со временем юридическими. Эти бессознательно принятые стародавние обычаи имеют на своей стороне всегда интерес определенности. Они, как старые, всем известные, всем. привычные, устойчивее и определеннее всякой новой юридической нормы. Поэтому в интересе порядка всегда желательно сохранение старых исконных обычаев. Но они вместе с тем крайне формальны и как старые никогда не будут соотноситься с новым условиям и новыми потребностям общественной жизни. Они представляются при изменившихся условиях общественных отношений неудобными, стеснительными и чем дальше, тем больше. Все сильнее и сильнее дает себя чувствовать потребность заменить их новыми, сознательно выработанными и более соответствующими современным условиям жизни, юридическими нормами. В противоположность суровому, стеснительному старому праву, эти новые нормы определяются более справедливыми. И вот все развитие права представляет борьбу старого, бессознательно установившегося права с новым, сознательно вырабатываемым. Уже римские юристы заметили эту двойственность в праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные закономерности возникновения и развития права.

Если со стороны своего социально-политического состав права не имеет собственной истории, то рассматриваемое со стороны специфически правового содержания оно такую историю имеет.

Для права характерны относительно самостоятельные, "не равные" по отношению к производственным отношениям виды возникновения и развития, которые образуют его специально-юридический генезис. Последний по сравнению с социально-политическим развитием правовой действительности носит вторичный, хаотичный характер. Его специфика, особые повороты собственно правового развития юридических форм определяются своеобразными обстоятельствами социально-классовой, исторической, национальной обстановки той или иной страны и рядом других факторов, которые проявляются на основе того общего, что присуще классово определенному историческому типу права.

Несмотря на свой вторичный  характер, специально-юридический генезис  права достоин особого внимания. Выраженный в специфически правовом содержании права, он в то же время относится к его интеллектуальной стороне, характеризует его возникновение и развитие как пример явления духовной жизни, становление и накопление правовых ценностей, достижений нормативно-регулятивной культуры, образующих позитивный потенциал общей человеческой культуры.

Закономерности процесса специально-юридического генезиса права.

Под рассматриваемым углом  зрения наиболее существенной, надо полагать, закономерностью развития права, прослеживаемой в качестве тенденции на протяжении всей многовековой ею истории, является увеличение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические рычаги, действие которых сосредоточенно на доминирующем значении субъективных прав. Конечно, и об этом нужно сказать вновь с предельной четкостью, приведенная закономерность – не более чем тенденция. В эксплуататорских (рабовладельческих) формациях она к тому же неизменно приобретает узкоклассовую ориентацию, оборачивается такой постановкой обязанностей и прав, при которой последние сосредоточиваются в руках эксплуататоров. И все же основные аспекты права, его собственно специально-юридического содержания, сопряженного с выражением и обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений, необходимость демократизации социальной жизни – эти и некоторые другие факторы обусловливают такое развитие правовой надстройки, при котором право "все более становится правом", – процесс, в полную меру развернувшийся в социалистических странах.

Закономерности  процесса со стороны технико-юридического содержания.

Специальные закономерности, определяющие специально-юридический генезис права со стороны его технико-юридического содержания, выражаются в многообразном усовершенствовании юридического инструментария, всего комплекса регулятивных и охранительных средств и приемов, свидетельствующих о постоянном усилении действенности (с технико-юридической стороны) правовых механизмов опосредствования общественных отношений. Это, в частности:

а) повышение в праве  уровня нормативных обобщений и, прежде всего развитие системных  обобщений (все большее значение абстрактного способа изложения  норм по сравнению с казуистическим, насыщение материи права нормами-дефинициями, нормами-принципами и т.д). Отсюда –  возрастание не только духовной, интеллектуальной силы права, но и его регулятивной энергии – такого его регулятивного  качества, как всеобщность, т.е. способность права охватить своим воздействием максимально широкий круг отношений, случаев, ситуаций;

б) все большее развитие в праве, причем в связи с отмеченным увеличением уровня системных нормативных обобщений, качества органичной системы, развертывание свойства системности. И хотя последнее, как было отмечено Ф. Энгельсом, постоянно нарушается ходом экономического развития, для национальных правовых систем характерна тенденция наращивания особенностей целостного образования, отличающегося технико-юридическим, конструктивным единством;

в) усиление специализации  права. Для права вместе с процессом интеграции характерны конкретизация и дифференциация, т.е. специализация правового регулирования, все более возрастающее "разделение труда" между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права, допускающее в соответствии с социальными потребностями обеспечить более точное, содержательно определенное правовое регулирование .

г) развитие структуры права. Одним из закономерных результатов  рассматриваемых в единстве процессов интеграции, конкретизации и дифференциации в праве (которые, разумеется, проходят главным образом под воздействием внешних факторов – экономических, социально-политических и др.) является усложнение структуры права – формирование в праве разноуровневых подразделений, в том числе вторичных, комплексных;

д) развитие во взаимодействии нормативного и под-нормативного индивидуального регулирования. Происходят, причем в тесной связи с особенностями социально-политических условий, совершенствование и взаимная "притирка" юридических средств, норм, институтов, через которые осуществляются нормативное и под-нормативное, включая "автономное, индивидуальное регулирование (в том числе развитие ситуационных и диспозитивных норм, норм с оценочными понятиями и др. – всего того, что призвано юридически упорядочить, систематизировать, придавать правовой характер индивидуальному регулированию);

е) совершенствование, упрочение  обеспечительных юридических механизмов. Развивается система юридических санкций – штрафных, правовосстановительных, а также приемов юридического регулирования, направленных на то, чтобы не допустить невыполнения юридических обязанностей, обеспечить "автоматическое" действие юридических норм. В связи с этим дает о себе знать и тенденция закономерного совершенствования, упрочения процессуальных форм (а также иных юридических процедур), призванных гарантировать правовой характер государственного принуждения.

Все эти, как и некоторые  другие, специальные правовые закономерности в конечном итоге выражают обусловленный экономической основой, всеми потребностями общественного развития закономерный процесс постепенного развертывания, раскрытия тех свойств и регулятивных качеств, которые в виде потенции заложены в праве как специфическом социальном феномене. В этом главное, что характерно для правового прогресса, развития правовой культуры. Право во все большей мере проявляет себя как эффективный общесоциальный классовый регулятор, способный с юридической стороны дать эффект "гарантированного результата", выступить в качестве формы социальной активности.

Вместе с тем уже  здесь нужно подчеркнуть: отмеченные закономерности, выражающие правовой прогресс, прослеживаются на основе общих закономерностей и находятся в тесной взаимосвязи от них, от социально-политического содержания права. Их действие и формы проявления в эксплуататорских формациях имеют противоречивый характер, раскрываются в таком виде, в котором выражается их нацеленность на обслуживание узкоклассовых, эксплуататорских целей. И все же, несмотря на исторически долгие "перерывы", "шаги назад", в правовых системах последовательно накапливаются правовые ценности, относящиеся главным образом к технико-юридическому содержанию права.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Рассматривая основные закономерности возникновения государства и

права можно сделать вывод  в том, что любое государство, наряду с решением

классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую задачу. Без

которой не может существовать ни одно современное общество.

Общечеловеческое предназначение государства заключается в том, чтобы

помочь обществу перейти все противоречия, найти “нити” согласия и

сотрудничества различных  слоев населения, общественных сил. Государство

выступает и как организация  политической власти общества. Для  нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, отражающиеся гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда. Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, отражающих интересы общества. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные взаимоотношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

                         

 

 

 

                             Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                              Юридический институт

Институт

Теории государства  и права.

кафедра

                                                  КУРСОВАЯ РАБОТА

                                              Закономерность развития права.                                   

            

                                                   Пояснительная записка

 

 

 

Студент,            10- 17                                                    Каперусова А.С.

                      номер группы                подпись, дата            инициалы, фамилия

 

  Руководитель          

                               подпись, дата               инициалы, фамилия

                                           Красноярск 2012 г.

Содержание: 

1 Введение. Взгляды ученых на  вопрос закономерности развития  права. 
2  Первые нормативные обобщения. Основные признаки права. 
3 Закономерность развития права. 
4 Роль государства по отношению к праву. 
5 Основные воззрения. 
6 «Борьба за право». 
7 Специальные закономерности. 
- Закономерности процесса специаль-юридического генезиса права. 
- Закономерности процесса специаль-юридического со стороны техническо-юридеческого содержания. 
8 Заключение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы. 

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридлит., 1994 - 192 с.
  2. Бачиашвили И.М. Особенности права как вида социальных норм // Советское государство и право. 1981. № 8.- с. 32-33
  3. Большая Советская энциклопедия (в 30т.) / Гл. ред. Прохоров Н. – М.: Современная энциклопедия, 1976. – Т 25.- с. 215
  4. Большой юридический словарь / Кухарев Н. – М.: ИНФРА, 1999.- с. 130
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. -М.: Юристъ -  1998 - 168 с
  6. Исаев И. История государства и  права России. – М.:Юрист, 1996.
  7. История государства и права зарубежных стран/ Под ред. О.А. Жидкова. – М.:Юрист, 1994 – 259с.
  8. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.
  9. Лейст О.Э. Три концепции права // Государство и право. 1991. № 12. –с. 21
  10. Общая теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Юрист, 1999 -367с.
  11. Основы государства и права: Учеб.пособие для поступ. в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1994 - 296 с.
  12. Лекции по общей теории права. Н.М. Коркунова. КНИГА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА. По изданию 1914 года. - Редактирование и комментарии.
Закономерность развития права