Закономерности системы социального управления
Содержание
Введение 3
Глава I. Система социального управления
как объект изучения
социологии управления 5
- Сущность и содержание социального управления..…….. 5
- Стили, виды и методы социального управления…. 8
Глава II. Закономерности социального управления……. 14
2.1.Закономерности управления различными системами…... 14
2.2 Управление социально-экономическими системами
(организациями) 17
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Актуальность темы. Социальное управление в отличие от технического и биологического-это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы.
Именно благодаря этой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации сохраняют свою целостность и жизнеспособность. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации),мировые сообщества, человечество в целом.
По мере роста числа и многообразия «социальных фактов» человек постепенно превращается в «общественное животное», т.е. он все больше и больше подчиняется не личным, а общественным интересам. Он начинает осознавать себя частицей общества, которому должен подчиняться. Таким образом, в основе феномена социального управления лежит институт власти и другие «социальные факты», изучаемые социологией и социальной психологией. Поэтому современная теория управления должна тесно взаимодействовать с ними, взаимно обогащая друг друга. Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек.
Искусство управления постепенно становится профессиональным. Особенно оно проявило себя и продолжает проявлять в политике, экономике и военном деле. Политические деятели занимаются в основном вопросами государственного управления, управления обществом. Экономисты занимаются вопросами регулирования экономики и управления фирмами. Военные занимаются вопросами управления армией и военными операциями.
Однако, практика управления все время нуждалась и нуждается сейчас в адекватной ей науке, без которой она «слепа» наука должна ей показывать дорогу и помогать идти по ней. К сожалению, традиционная теория управления значительно отстает от практики и не оказывает на нее заметного влияния.
Объект исследования данной работы - система социального управления.
Предмет исследования: закономерности системы социального
управления.
Цель: изучить закономерности системы социального управления.
Задачи:
- Охарактеризовать сущность и содержание социального управления.
- Изучить стили, виды и методы социального управления.
- Дать анализ закономерностей управления различными системами.
- Выделить особенности управления социально-экономическими
системами (организациями).
Методы исследования: теоретический анализ документов, сравнение документов, метод аналогии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
5 Глава I. Система социального управления как объект изучения
социологии управления.
1.1. Сущность и содержание
Самое краткое и самое общее определение социального управления можно сформулировать так: управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.
Существуют
и развернутые определения
Или, иными словами, управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.
Системой управления называют систему, в которой осуществляются указанные функции управления и в которой всегда можно выделить как минимум две подсистемы: управляющую (субъект) и управляемую (объект). Во всех системах управление представляет собой информационный процесс.
Наряду с управляющими воздействиями всякая система испытывает и возмущающие воздействия, нарушающие необходимый, нормальный режим функционирования. Они могут быть как внешними (стихийные бедствия, перебои в снабжении, преступные посягательства посторонних лиц и т. п.), так и внутренними (производственные конфликты, аварии и т. п.).
Поэтому
управляющие воздействия
Управляющее воздействие может быть внутренним, т. е. исходящим от одного из элементов самой управляемой системы. В таком случае управление называют внутренним управлением, или самоуправлением. Примеры: управление кафедрой со стороны заведующего кафедрой, управление спортивной командой со стороны капитана команды, управление организмом и поведением человека со стороны мозга, управление компьютером со стороны процессора.
Управляющее воздействие может быть оказано на систему и извне, другой системой. В этом случае орган управления является элементом не управляемой системы, а управляющей системы более высокого ранга или большего масштаба. Такое управление называют внешним управлением, или просто управлением (в отличие от самоуправления). Примеры: управление кафедрой со стороны декана факультета или управление факультетом со стороны ректора университета, управление полетом космического корабля со стороны наземного центра управления.
Как в биологических системах, так и в технических системах, а в социальных системах особенно, внешнее управление и самоуправление сочетаются между собой, хотя и в очень различных пропорциях. Чем больше роль самоуправления, чем меньше внешних управляющих воздействий - тем больше автономность управления, а следовательно, и автономность (независимость, самостоятельность) самой управляемой системы.
Существуют два основных типа управления, которые обычно сочетаются, но при преобладании одного из них.
Первый тип управления - это прямое управление, которое осуществляется непосредственным воздействием на саму управляемую систему. Объектом управления является только сама управляемая система, на которую действуют либо убеждением, либо принуждением, либо иными методами и средствами. Примером такого управления может служить «командно-административный стиль» управления. Он ни хорош и ни плох сам по себе. В одних условиях он является единственно возможным, незаменимым (в вооруженных силах, например), в других - допустимым или недопустимым, вредным. В разумных пределах он во многих случаях оправдан, а потому всегда существовал и будет существовать. Второй тип управления косвенное управление, т. е. воздействие не на саму управляемую систему, а на те внешние (для нее) условия, в которых она находится и функционирует. Изменяя в нужном направлении эту среду, эту обстановку, можно создать такие условия, при которых в том же направлении будут развиваться и сама управляемая система, и ее деятельность. Примером могут служить экономические методы управления, которые и состоят в изменении экономических условий, в создании наиболее благоприятной обстановки для движения в желаемом направлении.
У зарубежных авторов довольно распространено следующее понятие социального управления: «Создание и поддержание такой внешней среды, в которой люди, действующие совместно, побуждаются работать производительно и эффективно в направлении достижения групповых целей».
В практической деятельности социальное управление объективируется в особого рода общественных отношениях - управленческих отношениях.
Управленческие отношения имеют властный характер, так как связаны с категориями «власть» и «подчинение».
Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как систем. Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления.
Система управления -это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления
Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций,
форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях.
Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы
механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.
Функции
управления - это особые виды деятельности,
выражающие направления или стадии
осуществления
Структура
отражает состав и соподчиненность
различных элементов, звеньев и
ступеней управления, функционирующих
для достижения определенной цели.
Функции и структура управления
являются двумя сторонами единого
целого - организации системы
1.2. Стили, виды и методы социального управления.
Социальное управление основано на подчинении людей общим интересам. Иногда для этого не требуется никакого официального вмешательства. Например, жители многих домов добровольно выходят на субботник и убирают территорию вокруг него. При этом местные власти могут ничего не знать об этом.
Данный
пример показывает, что самоуправление
(нелегитимное управление) может оказывать
помощь официальной власти в решении
социальных проблем, в частности, проблем
загрязнения среды обитания. Однако,
многие руководители стараются не замечать
существования самоуправления на подчиненной
им территории, рассматривая его как
своего потенциального противника или
конкурента (претендента на власть).
В таких случаях они используют
авторитарный стиль управления, проводя
свои решения независимо от инициатив
«снизу». Этот стиль управления характеризуется
тем, что руководитель насильственно
вводит и старается закрепить
свои ООК, надеясь, что это приведет
к решению стоящих перед
Третий
стиль управления - смешанный, - основан
на сочетании авторитарного и
демократического стилей, когда для
решения одних проблем
Несмотря на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало. Так, в восточных странах преобладающим является авторитарное управление, а в западных - демократическое. Это зависит от менталитета нации и ее социальных ценностей. В восточной культуре доминируют общественные ценности (человек должен работать на благо общества),а в западной культуре - индивидуальные (общество должно работать на благо человека). В восточных странах люди боятся власти, считая ее злом, в западных странах - власть боится людей, всегда которых ее заменить.
Каждый из указанных стилей имеет достоинства и недостатки. Достоинством авторитарного стиля управления является возможность максимально мобилизовать ресурсы общества на решение конкретных социальных проблем или достижение определенных целей, поставленных руководством страны, и обеспечить наиболее эффективное их использование. Недостатками авторитарного стиля является подавление демократии, страх перед властью, а главное, безнаказанное совершение грубейших ошибок, например, приватизация государственной собственности, война в Чечне. Достоинством демократического стиля управления является надежная защита от принятия необдуманных решений и отсутствие социальной напряженности при внедрении новых ООК. Недостатком демократического стиля является относительная замедленность социальных процессов.
Смешанный стиль управления позволяет сочетать в себе достоинства авторитарного и демократического стилей.
Итак,
управление заключается в оказании
определенного воздействия на людей,
заставляющего их действовать во
имя общих интересов. Это воздействие
может иметь различный
Воздействие
на людей может иметь легитимный
и нелегитимный характер, в связи
с этим можно говорить о легитимном
и нелегитимном управлении. Легитимное
управление осуществляется легитимными
органами власти, например, президентом,
правительством. Нелегитимное управление
осуществляется нелегитимной властью,
например, неформальным лидером. Нелегитимное
управление мы отождествляем с
Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о границах объекта управления не возникает, а если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.
Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.
В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.
В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).
В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.
В
зависимости характера
Возможны
и другие виды социального управления,
классификация которых
Методы управления способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или вести себя определенным образом6.
В отличии от древних времен, когда (например, в рабовладельческих обществах) преобладали методы насильственного (физического) воздействия на людей, в современном обществе подобные методы противоречат правам человека и являются противозаконными.
Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические.
Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных
для формальных организаций.
Формами выражения этих методов
являются приказы, распоряжения, директивные
указания вышестоящих органов
Законодательные методы, в отличии от административных, основаны не на директивном, а на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер (они распространяются только в пределах конкретного учреждения), то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.
Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. При этом на каждом уровне управления используются свои средства воздействия. Так, на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда, премирования, возможности использования общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы, штрафы, нормы отчислений, нормы образования фондов (зарплаты, материального поощрения), налоги, кредитные ставки и т.п. На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций, контроль за размещением и строительством предприятий, контроль за качеством продукции, выдача лицензий, антимонопольный контроль, контроль за ценами, налоги и налоговые льготы, контроль за соблюдением
трудового и социального законодательства, финансовая помощь (дотации, инвестиции, государственные капитальные вложения).
Методы
мотивации действуют на индивидуальном
уровне и основаны на использовании
разнообразных стимулирующих
Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями, которые, согласно А. Маслоу, делятся на:
1.Физиологические потребности, необходимые для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе и сексуальные потребности.
2.Потребности
в безопасности, включающие потребности
в защите от физических и
психологических опасностей со
стороны окружающего мира и
уверенности в том, что
3.Социальные потребности, т.е. потребности принадлежать к определенной социальной группе, быть полезной для нее, чувствовать
взаимность и поддержку.
4.Потребности в уважении, включающие уважение личных достижений, компетентности, общественном признании.
5.Потребности
самовыражения, т.е.
Указанные потребности образуют иерархическую структуру, показывающую, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например, потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить потребности более низких уровней (физиологические, потребности в безопасности, социальные).
Если
руководитель знает потребности
своих подчиненных, то используя
иерархию потребностей, он может мотивировать
их строго индивидуально, ориентируясь
на их потребности более высокого
уровня. Социально-психологические
методы основаны на моральном воздействии
коллектива на своих членов. Каждый
человек испытывает на себе воздействие
не только со стороны своего начальства
и официальных законов, но также
со стороны неформальных лидеров, друзей
и врагов, неформальных законов, незримо
действующих в любых
Выводы по главе I.
Итак, сущность социального управления предполагает формирование и функционирование этого класса управления как системы. Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления -это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.
Выделяют авторитарный, демократический и смешанный стили социального управления. Существуют виды социального управления по
следующим признакам: в зависимости от ясности границ его объекта
управления (управление социальными объектами с четкими границами и
управление с нечеткими границами объектов управления), в зависимости от
типов социальных сфер (политическое, экономическое, военное и др.), в
зависимости от уровня управления (государственное, территориальное,
муниципальное и др.), в зависимости от продолжительности воздействия на
социальный объект (оперативное и стратегическое), в зависимости характера
воздействия на социальный объект (явное и скрытое, прямое и косвенное).
Существуют
и иные классификации социального
управления. В литературе выделяют следующие
методы социального управления: административные
(директивные),
Глава II. Закономерности социального управления.
2.1. Закономерности управления различными системами.
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
-
объект управления получает
Об
управленческом взаимодействии можно
говорить как о реально существующем
только в случае, если объект управления
выполняет команды СУ. Для того
чтобы это выполнялось, необходимо,
во-первых, наличие у СУ потребности
и возможности управлять ОУ, вырабатывая
для этого соответствующие
Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой
состоит в том, что один
из них заинтересован в
Для
того чтобы между двумя субъектами
существовала управленческая связь
и соответственно осуществлялось управленческое
взаимодействие, необходимо, чтобы
между этими субъектами существовали
отношения управления. Они являются
основой возможности
В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:
1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в
процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;
2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между
собственниками и пользователями средств производства.
Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:
1)
субъект управления не должен
иметь возможности достижения
своих целей за счет
20 целей управления;
2)
степень достижения субъектом
управления своих целей за
счет управленческой
Полная
привязка потребности субъекта управления
управлять к результатам
- Закономерности совладающего поведения в семьях разного типа
- Закономерности формирование человеческого капитала
- Закономерности формирования качества жизни людей в современной экономике
- Закономерности формирования производительности труда
- Закономерности формирования, функционирования и развития национальной экономики
- Закономерности функционирования экономики России в Мировом хозяйстве. Плюсы и минусы вступления России в ВТО
- Закономерности целеобразования
- Закономерности развиия эко систем
- Закономерности развития основ управления. Системный подход к процессу управления
- Закономерности развития рынка акций на примере ОАО «Газпром»
- Закономерности развития централизованных финансов
- Закономерности развития экосистем
- Закономерности расширения спроса на инновационную продукцию
- Закономерности роста и развития детского организма
