Закономерности системы социального управления

Содержание

Введение 3

Глава I. Система социального управления  как объект  изучения 
социологии управления 5

  1. Сущность и содержание социального управления..…….. 5
  2. Стили, виды и методы социального управления…. 8

Глава II. Закономерности социального управления……. 14

2.1.Закономерности управления различными системами…... 14

2.2 Управление социально-экономическими системами

(организациями) 17

Заключение 22

Список литературы 23 

Введение

Актуальность темы. Социальное управление в отличие от технического и биологического-это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы.

 

Именно  благодаря этой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации  сохраняют свою целостность и  жизнеспособность. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации),мировые сообщества, человечество в целом.

  

   По мере роста числа и многообразия «социальных фактов» человек постепенно превращается в «общественное животное», т.е. он все больше и больше подчиняется не личным, а общественным интересам. Он начинает осознавать себя частицей общества, которому должен подчиняться. Таким образом, в основе феномена социального управления лежит институт власти и другие «социальные факты», изучаемые социологией и социальной психологией. Поэтому современная теория управления должна тесно взаимодействовать с ними, взаимно обогащая друг друга. Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек.

 

Искусство управления постепенно становится профессиональным. Особенно оно проявило себя и продолжает проявлять в политике, экономике и военном деле. Политические деятели занимаются в основном вопросами государственного управления, управления обществом. Экономисты занимаются вопросами регулирования экономики и управления фирмами. Военные занимаются вопросами управления армией и военными операциями.

 

 

Однако, практика управления все время нуждалась и нуждается сейчас в адекватной ей науке, без которой она «слепа» наука должна ей показывать дорогу и помогать идти по ней. К сожалению, традиционная теория управления значительно отстает от практики и не оказывает на нее заметного влияния.

 

Объект исследования данной работы - система социального управления.

Предмет исследования: закономерности системы социального

управления.

Цель: изучить закономерности системы социального управления.

Задачи:

  1. Охарактеризовать сущность и содержание социального управления.
  2. Изучить стили, виды и методы социального управления.
  3. Дать анализ закономерностей управления различными системами.
  4. Выделить     особенности     управления     социально-экономическими 
    системами (организациями).

Методы исследования: теоретический анализ документов, сравнение документов, метод аналогии.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

5 Глава I. Система социального управления как объект изучения

социологии управления.

 

1.1. Сущность и содержание социального  управления

Самое краткое  и самое общее определение  социального управления можно сформулировать так: управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

 

Существуют  и развернутые определения управления, подробно излагающие содержание этого  процесса, например: «Управление есть выработка управляющим органом управляющей информации, соответствующей программе управления, передача ее объекту управления, получение и анализ осведомительной информации от объекта управления о его фактическом поведении, а также соответствующая результатам этого анализа корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления».

 

Или, иными словами, управление есть функция  системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

 

Системой  управления называют систему, в которой  осуществляются указанные функции управления и в которой всегда можно выделить как минимум две подсистемы: управляющую (субъект) и управляемую (объект). Во всех системах управление представляет собой информационный процесс.

 

Наряду  с управляющими воздействиями всякая система испытывает и возмущающие воздействия, нарушающие необходимый, нормальный режим функционирования. Они могут быть как внешними (стихийные бедствия, перебои в снабжении, преступные посягательства посторонних лиц и т. п.), так и внутренними (производственные конфликты, аварии и т. п.).

 

Поэтому управляющие воздействия осуществляются обычно на основе алгоритма управления, построенного с учетом возможных возмущающих воздействий и необходимых реакций на них.

 

Управляющее воздействие может быть внутренним, т. е. исходящим от одного из элементов  самой управляемой системы. В  таком случае управление называют внутренним управлением, или самоуправлением. Примеры: управление кафедрой со стороны заведующего кафедрой, управление спортивной командой со стороны капитана команды, управление организмом и поведением человека со стороны мозга, управление компьютером со стороны процессора.

 

Управляющее воздействие может быть оказано  на систему и извне, другой системой. В этом случае орган управления является элементом не управляемой системы, а управляющей системы более высокого ранга или большего масштаба. Такое управление называют внешним управлением, или просто управлением (в отличие от самоуправления). Примеры: управление кафедрой со стороны декана факультета или управление факультетом со стороны ректора университета, управление полетом космического корабля со стороны наземного центра управления.

 

Как в биологических  системах, так и в технических  системах, а в социальных системах особенно, внешнее управление и самоуправление сочетаются между собой, хотя и в очень различных пропорциях. Чем больше роль самоуправления, чем меньше внешних управляющих воздействий - тем больше автономность управления, а следовательно, и автономность (независимость, самостоятельность) самой управляемой системы.

 

Существуют  два основных типа управления, которые  обычно сочетаются, но при преобладании одного из них.

 

Первый  тип управления - это прямое управление, которое осуществляется непосредственным воздействием на саму управляемую систему. Объектом управления является только сама управляемая система, на которую действуют либо убеждением, либо принуждением, либо иными методами и средствами. Примером такого управления может служить «командно-административный стиль» управления. Он ни хорош и ни плох сам по себе. В одних условиях он является единственно возможным, незаменимым (в вооруженных силах, например), в других - допустимым или недопустимым, вредным. В разумных пределах он во многих случаях оправдан, а потому всегда существовал и будет существовать. Второй тип управления косвенное управление, т. е. воздействие не на саму управляемую систему, а на те внешние (для нее) условия, в которых она находится и функционирует. Изменяя в нужном направлении эту среду, эту обстановку, можно создать такие условия, при которых в том же направлении будут развиваться и сама управляемая система, и ее деятельность. Примером могут служить экономические методы управления, которые и состоят в изменении экономических условий, в создании наиболее благоприятной обстановки для движения в желаемом направлении.

 

У зарубежных авторов довольно распространено следующее понятие социального  управления: «Создание и поддержание  такой внешней среды, в которой люди, действующие совместно, побуждаются работать производительно и эффективно в направлении достижения групповых целей».

В практической деятельности социальное управление объективируется в особого рода общественных отношениях - управленческих отношениях.

 

Управленческие  отношения имеют властный характер, так как связаны с категориями  «власть» и «подчинение».

 

Сущность  социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как систем. Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления.

 

Система управления -это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления

 

Механизм  управления создается и целенаправленно  изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций,

форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях.

Общество  как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы

механизм управления обеспечивал  четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного  воздействия на связи и отношения  людей в процессе жизнедеятельности  общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся  планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность  различных элементов, звеньев и  ступеней управления, функционирующих  для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого  целого - организации системы социального  управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

 

 

 

 

1.2. Стили, виды и методы  социального управления.

 

Социальное  управление основано на подчинении людей  общим интересам. Иногда для этого  не требуется никакого официального вмешательства. Например, жители многих домов добровольно выходят на субботник и убирают территорию вокруг него. При этом местные власти могут ничего не знать об этом.

 

Данный  пример показывает, что самоуправление (нелегитимное управление) может оказывать  помощь официальной власти в решении  социальных проблем, в частности, проблем  загрязнения среды обитания. Однако, многие руководители стараются не замечать существования самоуправления на подчиненной  им территории, рассматривая его как  своего потенциального противника или  конкурента (претендента на власть). В таких случаях они используют авторитарный стиль управления, проводя  свои решения независимо от инициатив  «снизу». Этот стиль управления характеризуется  тем, что руководитель насильственно  вводит и старается закрепить  свои ООК, надеясь, что это приведет к решению стоящих перед обществом  проблем. При этом обычно возникает  социальная напряженность, связанная  с насильственным введением новых  ценностей и институтов, как правило, противоречащих старым. Например, насильственное введение ценностей и институтов рыночной экономики привело к  социальной напряженности в обществе, воспитанном на социалистических ценностях. Второй стиль управления - демократический, когда руководитель старается не проявлять собственной инициативы, а поддерживает инициативы «снизу». В самом деле, руководитель организации  наделен не только властью, но и определенными  ресурсами, которые он должен направить  в нужном направлении, а большинство  инициатив «снизу» именно и указывают  на эти направления. Данный стиль  управления характеризуется тем, что  руководитель своими решениями выбирает и закрепляет не свои «образцы организационной  культуры» (ООК), а «естественно» возникшие в организации и поддержанные общественным мнением. Официальное признание и закрепление таких ООК происходит плавно, без социальных конфликтов, т.к. происходит поддержка того, что уже сложилось.

 

Третий  стиль управления - смешанный, - основан  на сочетании авторитарного и  демократического стилей, когда для  решения одних проблем руководитель прибегает к авторитарному управлению, а других к демократическому. Этот стиль управления является преобладающим.

 

Несмотря  на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в  каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало. Так, в восточных странах преобладающим является авторитарное управление, а в западных - демократическое. Это зависит от менталитета нации и ее социальных ценностей. В восточной культуре доминируют общественные ценности (человек должен работать на благо общества),а в западной культуре - индивидуальные (общество должно работать на благо человека). В восточных странах люди боятся власти, считая ее злом, в западных странах - власть боится людей, всегда которых ее заменить.

 

Каждый  из указанных стилей имеет достоинства  и недостатки. Достоинством авторитарного  стиля управления является возможность  максимально мобилизовать ресурсы  общества на решение конкретных социальных проблем или достижение определенных целей, поставленных руководством страны, и обеспечить наиболее эффективное  их использование. Недостатками авторитарного  стиля является подавление демократии, страх перед властью, а главное, безнаказанное совершение грубейших  ошибок, например, приватизация государственной  собственности, война в Чечне. Достоинством демократического стиля управления является надежная защита от принятия необдуманных решений и отсутствие социальной напряженности при внедрении  новых ООК. Недостатком демократического стиля является относительная замедленность  социальных процессов.

 

    Смешанный стиль управления позволяет сочетать в себе достоинства авторитарного и демократического стилей.

 

Итак, управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие  может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о различных видах управления.

 

Воздействие на людей может иметь легитимный и нелегитимный характер, в связи  с этим можно говорить о легитимном и нелегитимном управлении. Легитимное управление осуществляется легитимными  органами власти, например, президентом, правительством. Нелегитимное управление осуществляется нелегитимной властью, например, неформальным лидером. Нелегитимное управление мы отождествляем с самоуправлением. Социальное управление имеет множественные  применения. Оно используется для: обеспечения  устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни  людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем  человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций  и как средство решения сложных  социальных проблем.

 

Социальное  управление предполагает властное воздействие  на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы  этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение  требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о границах объекта управления не возникает, а если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.

 

Поэтому можно различать управление в  зависимости от ясности границ его  объекта управления, а именно, два  вида управления: управление социальными  объектами с четкими границами  и управление с нечеткими границами  объектов управления.

 

В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно  подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.

 

В зависимости от уровня управления оно  подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).

 

В зависимости от продолжительности  воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.

 

В зависимости характера воздействия  на социальный объект управление может  быть явным и скрытым, прямым и  косвенным (опосредованным).

 

Возможны  и другие виды социального управления, классификация которых представляет собой самостоятельную задачу.

 

Методы  управления способы и средства непосредственного  воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта  управления, заставляющие их действовать  или вести себя определенным образом6.

 

В отличии от древних времен, когда (например, в рабовладельческих обществах) преобладали методы насильственного (физического) воздействия на людей, в современном обществе подобные методы противоречат правам человека и являются противозаконными.

 

Наиболее  распространенными в наше время  методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации  и социально-психологические.

 

Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации  деятельности, характерных

для формальных организаций. Формами выражения этих методов  являются приказы, распоряжения, директивные  указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Методы предполагают четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях. Каждый сотрудник организации несет административную ответственность лишь в рамках своих прямых обязанностей, в случае невыполнения которых к нему могут быть применены меры административного наказания в виде строгого выговора, выговора, замечания, предупреждения.

 

Законодательные методы, в отличии от административных, основаны не на директивном, а на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер (они распространяются только в пределах конкретного учреждения), то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.

 

Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. При этом на каждом уровне управления используются свои средства воздействия. Так, на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда, премирования, возможности использования общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы, штрафы, нормы отчислений, нормы образования фондов (зарплаты, материального поощрения), налоги, кредитные ставки и т.п. На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций, контроль за размещением и строительством предприятий, контроль за качеством продукции, выдача лицензий, антимонопольный контроль, контроль за ценами, налоги и налоговые льготы, контроль за соблюдением

трудового и социального  законодательства, финансовая помощь (дотации, инвестиции, государственные  капитальные вложения).

 

Методы  мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании  разнообразных стимулирующих средств  и создании материальной и моральной  заинтересованности, побуждающей людей  добиваться высоких результатов  в своей работе.

 

Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными  потребностями, которые, согласно А. Маслоу, делятся на:

1.Физиологические потребности, необходимые для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе и сексуальные потребности.

2.Потребности  в безопасности, включающие потребности  в защите от физических и  психологических опасностей со  стороны окружающего мира и  уверенности в том, что физиологические  будут удовлетворены в будущем.

3.Социальные  потребности, т.е. потребности  принадлежать к определенной  социальной группе, быть полезной  для нее, чувствовать

взаимность  и поддержку.

4.Потребности  в уважении, включающие уважение  личных достижений, компетентности, общественном признании.

5.Потребности  самовыражения, т.е. потребности  в реализации своих потенциальных  возможностей и росте как личности.

Указанные потребности образуют иерархическую  структуру, показывающую, что для  удовлетворения потребностей более  высокого уровня (например, потребности  в уважении) необходимо сначала удовлетворить  потребности более низких уровней (физиологические, потребности в  безопасности, социальные).

Если  руководитель знает потребности  своих подчиненных, то используя  иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более высокого уровня. Социально-психологические  методы основаны на моральном воздействии  коллектива на своих членов. Каждый человек испытывает на себе воздействие  не только со стороны своего начальства и официальных законов, но также  со стороны неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, незримо  действующих в любых коллективах. Методы направлены формирование новых  духовных ценностей или укрепление старых. Они включают меры воспитания, средства морального поощрения и  взыскания, учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека. Руководители должны не только хорошо знать индивидуальные потребности  своих подчиненных, мотивируя их соответствующим образом, но и уметь  формировать и искусно поддерживать в них соответствующий образ  организации с ее целями и задачами, с которыми коллектив организации должен успешно справиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I.

Итак, сущность социального управления предполагает формирование и функционирование этого  класса управления как системы. Система  социального управления включает следующие  компоненты: механизм управления, структуру  управления, объекты управления, функции  управления, кадры управления, процесс  управления. Система управления -это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Выделяют  авторитарный, демократический и  смешанный стили социального  управления. Существуют виды социального управления по

следующим признакам: в  зависимости от ясности границ его объекта

управления (управление социальными  объектами с четкими границами  и

управление с нечеткими  границами объектов управления), в  зависимости от

типов социальных сфер (политическое, экономическое, военное и др.), в

зависимости от уровня управления (государственное, территориальное,

муниципальное и др.), в зависимости от продолжительности воздействия на

социальный объект (оперативное и стратегическое), в зависимости характера

воздействия на социальный объект (явное и скрытое, прямое и  косвенное).

Существуют  и иные классификации социального управления. В литературе выделяют следующие методы социального управления: административные (директивные), законодательные, экономические социально-психологические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Закономерности социального  управления.

2.1. Закономерности управления  различными системами.

 

В самом общем виде управление предстает  как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции  объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в  дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими  командами;

- объект управления получает управленческие  команды и функционирует в  соответствии с содержанием данных  команд.

 

Об  управленческом взаимодействии можно  говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности  и возможности управлять ОУ, вырабатывая  для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти  команды выполнять. Данные условия  являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял  управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим  и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость  управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления  управления. То есть рассматривать  вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

 

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя  субъектами существует управленческая связь, суть которой

состоит в том, что один из них заинтересован в определенного  вида функционировании второго и  генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение  этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет  себя соответственно управленческим командам первого.

 

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь  и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы  между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления  управления, так как именно они  задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды  выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а  базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

 

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения,  возникающие при разделении  и кооперации труда в

процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения),  возникающие между

собственниками  и пользователями средств производства.

 

Важным  моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к  руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда  цели управления (желаемое состояние  объекта или желаемый результат  его функционирования) совпадают  с целями, преследуемыми субъектом  управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен  иметь возможности достижения  своих целей за счет управленческой  деятельности в независимости от достижения

20 целей управления;

2) степень достижения субъектом  управления своих целей за  счет управленческой деятельности  должна находиться в прямой  зависимости от степени достижения  целей управления.

 

Полная  привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается  в том случае, когда субъектом  управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно  со стремлением получения наилучшего конечного результата.

Закономерности системы социального управления