Законы Хаммурапи. 4

 

Оглавление

Введение 3-5

1. Законы Хаммурапи 6-10

2. Государственный строй Вавилона 11-15

3. Общественный строй Вавилона 16-22

Заключение 23-24

Список используемой литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Междуречье двух рек –  Тигра и Евфрата (Месопотамия  или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились  государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

Вавилон был одной из первых человеческих цивилизаций на земле. Здесь же намного раньше других стран  древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. Уже один этот факт привлекает к себе внимание, рождает интерес  к исследованию этой цивилизации, этого  государства.

Среди городов Древнего Востока  Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

Вавилонская государственность  не сформировалась сразу в окончательно готовом виде. От века к веку она  все больше совершенствовалась. Но в то же время она все время  видоизменялась, как изменялись и  условия существования вавилонского государства. Поэтому, несомненно, развитие вавилонской государственности  во времени представляет интерес  для исследователя.

Вавилонское государство располагалось по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.

Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.).

Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение  из общей массы свободных людей  крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных  слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

 Древневавилонское государство  достигло наибольшего расцвета  в царствование Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Главным памятником  этого периода является кодекс  Хаммурапи.

В Вавилоне был особый государственный и общественный строй.

Цель данной работы заключается в рассмотрении правового положения различных категорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи, изучение государственного и общественного строя древней цивилизации. Законы древневавилонского правителя Хаммурапи считаются одними из древнейших в мире, именно поэтому они весьма актуальны и интересны. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самыми важными памятником всего древневосточного права, отразив вместе с тем самое начало развития права вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Законы Хаммурапи

 

В числе источников права  древней Месопотамии можно выделить следующие:

1. Обычное право, роль которого постоянно снижалась, но она продолжало регулировать значительную часть местных внутриобщинных споров, ряд семейных у уголовных преступлений; более того, постепенно значительная часть норм и положений обычного права закреплялась законодательно, став составной частью писанных законов;

2.Сохранившиеся в незначительных фрагментах клинописных табличек древнейшие шумерские законы, в частности, первый писанный сборник законов Ур-Намму, законы более поздних царств Ларсы, Эшнунны, Исины;

3.Важнейшим среди правовых памятников древнего Междуречья являлся свод законов вавилонского царя Хаммурапи – первый известный современной науке подробный сборник писанных законов древневосточного государства.

Черная базальтовая стела, на которой был высечен текст  законов, была найдена в 1901 году французскими археологами при раскопках города Сузы. Очевидно, сюда она попала как  трофей, вывезенный после разгрома Вавилона. В верхней части стелы  изображен сам Хаммурапи, стоящий  в молитвенной позе перед сидящим  на троне богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему судейский жезл и кольцо. Стремление представить законы, исходящими от Бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади “столб законов” должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Структурно законы Хаммурапи  делятся на введение, основную часть  и заключение.

 

В достаточно пространном  введении:

1) прославляется автор законов как «заботливый и богобоязненный правитель», перечисляются его титулы и благодеяния;

2) декларируется цель его законодательной деятельности – «дабы справедливость в стране была установлена, дабы сильный не притеснял слабого,…дабы плоть людей была удовлетворена»;

3) демонстрируется, что законы – итог объединительной политики и законодательной деятельности Хаммурапи.

В заключении автор пытается воздействовать на своих последователей, заранее благословляя тех царей, которые будут чтить и соблюдать положения законника, проклиная желающих его отменить.

 

Основная часть содержит сам текст законов, который современными учеными для удобства исследования разбит на 282 статьи. При этом блок из примерно 35 статей на стеле выскоблен, но большая часть содержавшейся  там информации восстановлена с  высокой степенью достоверности  по копиям текста, обнаруженным в раскопанных  археологами библиотеках других городов.

Первые статьи посвящены  наказаниям за клятвопреступления и  наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст.1-5). Затем следуют статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности  от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности (ст.6-14), о продаже без свидетелей и  заключения соответствующего договора (ст.7), о наказании о содействии беглому рабу (ст.15-20), о грабеже (ст.21-23), о воровстве на пожаре (ст.25)

Следующая группа статей регулирует удельные имущественные права состоящих  на царской военной службе (ст.26-37). Далее следуют статьи об аренде земли  и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются  условия и меры по обеспечению  возврата долгов (ст.38-107), обращения  в долговую кабалу. Определенный интерес  представляют способы возмещения вреда  вследствие небрежного пользования  обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие  невозвращаемого долга (ст.53,113 и  др.).

Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию (ст.108), обман соседей с мнимой кражей , а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека (ст.102-103,114-117,120-127).

Самыми крупными из последующих  разделов являются раздел о семейственном  праве – о личных и имущественных  правах в брачно-семейных отношениях (ст.128-163), о наследовании (ст.165-182), о  личных отношениях правового характера  в семье между родителями и  детьми – законными и приемными (ст.185-195). Защита от причинения вреда  здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения  и т. д.) регулируется статьями 196-214.

Последнюю группу статей образуют правила и регулирование ответственности  за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и  предоставление различных услуг  и средств труда (ст.215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по излечению болезней, снятием клейма с раба, наймом и продажей рабочей силы и средств труда 1.

Характерные черты законов  Хаммурапи:

• сохранение пережитков древних обычаев: здесь более полно, чем в других древневосточных законодательствах проявился «принцип

талиона», по которому, например, «если авилум сломал кость авилуму, то надлежит сломать ему кость» (ст. 197); коллективная ответственность общины: например, возмещение ею ущерба ограбленному на ее территории, если грабитель не пойман (ст. 23);

• казуистичность – рассмотрение конкретных обычаев вместо обобщающих определений; в законах указываются преступление и конкретное наказание, не предусматривающее никакой альтернативы;

• формализм – правовой акт сопровождался сложными ритуальными действиями (клятвами, жестами, религиозными гимнами), а отступление от установленной формы приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался;

• символичность многих правовых норм: так, кормилица, подменившая вверенного ей ребенка, каралась отрезанием груди (ст. 194);

• наличие объективного вменения – возложение ответственности на невиновных: так, если при обрушении построенного дома погибал сын хозяина, то надлежало убить сына строителя (ст. 230);

• примитивность правовой техники, в частности, допущение самосуда: так, пойманный при краже на пожаре должен быть здесь же брошен в огонь (ст. 25); отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением;

• тесная связь права и религиозно-морального ритуала, прямое жесткое вмешательство государства в большинство сфер человеческих взаимоотношений, проявляющееся, в частности, в фиксации ставок оплаты труда (ст. 215-237), размеров платы при личном (ст. 253-258, 273) или имущественном (ст.237-250) найме, процентных ставок ростовщика (ст. 89-102, 113-117).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный строй Вавилона

 

Законченная самостоятельная  административная система сложилась  в Вавилонском государстве в  старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI – XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов.

Вавилонское государство  приобрело определенные черты древневосточной  деспотии. Во главе государства стоял  царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и  был классическим древневосточным  монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов. Царь одновременно был и верховным военачальником.

В Вавилонии верховные боги изображались в виде царей, цари на земле изображались в качестве земных богов. Цари считались не только посредниками между богами и людьми, но даже потомками богов, наследниками их власти, живыми их воплощениями на земле. Царям III династии Ура поклонялись, как богам, не только при жизни, но и даже после их смерти. Царь этой династии заставил воздавать себе божеские почести. В честь него строились храмы, его статуе приносились жертвы в дни новолуния и полнолуния. В честь царя пелись гимны. Имя обожествленного царя входило в состав имен его подданных. Царь Бурсин называл себя «богом, дающим жизнь своей стране», «богом-солнцем своей страны». Ему, как богу, приносили жертвы в храмах, ему посвященных. Равным образом и вавилонский царь Хаммурапи сравнивал себя с богом солнца Шамашем.

 

На втором месте в вавилонской  иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные  обряды, руководил храмовыми хозяйствами  с санкции правителя; вероятно, пользовался  и судебными правами.

 

Отношения между центральной  властью и храмами были также  сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение  и значительное число зависимых  от них лиц, стремились к экономической  независимости. Лишь при Хаммурапи  почти полностью были подчинены  в административном и хозяйственном  отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной  деятельности.

 

Третье место занимал  так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и  координировал работу остальных  чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную  сферу письменной деятельности. Затем  следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполитическую деятельность, присутствовать на приемах  иноземных послов и который считался постоянным представителем правителя  в других государствах.

Страна была разбита на области во главе с наместниками – чиновниками царя (шакканаккум). Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства, поддержание общего порядка и созыв ополчения; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных общин – рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейших общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине.

Замыкал ряд высших должностей начальник дворца – нубанда, который со временем стал играть большую роль вообще в государственном аппарате; через него стали передаваться приказания правителя, к нему поступали все отчетных документы с хозяйств, он организовывал деятельность царских судей.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах  коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они и не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни аппеляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

 

С начала XVI в. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э. В это время увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «Бэл бити» (господин дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественным повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины.

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар), не только освобожденные от всех налогов повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем влившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппускому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.2

Неожиданный и смертельный  удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н.э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Около 1150 г. до н.э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша. И касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.

Наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник, и эламиты продолжали территориальные захваты в районе между Тигром, Диялой и Загросскими горами.

Страна была разделена  на 14 административных областей. Столицей государства с конца XII в. До н.э. стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часть своих земельных владений дарили приближенным и храмам. Существовала также земля, являвшаяся частной собственностью отдельных лиц.

После разгрома Ассирийской  державы, захватившей Двуречье, Вавилон на время обретает политическую самостоятельность – образуется так называемое Нововавилонское царство (конец VII в. до н.э.).

Царь новой династии Навуходоносор  проводит ряд успешных завоевательных походов, опираясь на воссозданную профессиональную армию (конно-колесничное войско), восстанавливает  старые административные традиции Вавилонского царства, ведет широкое строительство  в Вавилоне.

После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н.э. вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей.

Тем не менее, в действительности Вавилония лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны принадлежала персидскому наместнику, а важнейшие военные и гражданские должности – знатным персам.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общественный строй Вавилона

 

Сложная и запутанная социальная структура населения государств Междуречья определялась незавершенность  процессов классообразования, многоукладностью экономики, сочетавшимися с высоким для тех далеких лет уровнем развития товаро-денежных отношений.

Важнейшую проблему представляет характерное для большинства  государств Древнего Востока правовое неравенство различных слоев формально свободного населения. В Месопотамии оно проявлялось наличием двух социальных групп: более высокий – авилум («человек», «сын человека») и более низкой – мушкенум («покорный», «падающий ниц»).3

Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся  деспотическим государством. Во главе  древневавилонской империи был  царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал  деятельность служителей культа. Большую  роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных  каст, классов. Они содействовали  разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым  порядкам.

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и  друг к другу. В праве или подразумевалось  такое различие, или они специально закреплялось по тому или другому  поводу – правовой строй общества был сословным. Хотя, конечно, жестких  граней между категориями людей  не было, и не все они – в  большей, меньшей или совсем малой  степени – обладали правоспособностью  как в области имущественных, так и личных прав. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов. Законы Хаммурапи исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: авилумов, мушкенумов и вардумов.

Авилум – полноправный свободный человек, общинник, права которого защищались законом в наиболее полном объеме; из авилумов рекрутировались высшие царские служащие.

В среде авилумов с ростом имущественной дифференциации отчетливо выделялись два социальных полюса. На одном – царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы. На другом полюсе – широкий слой крестьян – общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть производимого этой группой продукта конфисковывалась эксплуататорской верхушкой через налоги или принудительную торговлю.

Всякий общинник - «авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью. В частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. Жена в целом считалась собственностью мужа, однако, ее достоинство и положение в какой-то мере гарантируются в Законах Хаммурапи независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако, для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу. Женщина в законах Хаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь, вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилтум, но исключенных зато из нормальной семейной жизни.4

Мушкенум – человек (возможно пришелец из других племен), утративший связь с общиной, не являвшийся собственником общинного надела, вынужденный для получения земли наниматься на службу; самая низшая категория царских служащих, но в ряде случаев имевшая особую правовую защиту: кража их имущества приравнивалась к краже из дворца, каравшаяся смертью. В эту категорию одинаково входили дослужившийся  до  высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения).

В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно перебрасывать с участка на участок. Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в Законных Хаммурапи существенно дешевле. Мушкенума ставили в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит»5. Например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

Третье сословие - вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев - лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения.) В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабы составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого6. Выделялись царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

Рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно, а также свободно отчуждать это право. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства. Если рассматривать некоторые статьи Закона Хаммурапи, то можно заметить, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных. Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного.

Подавляющее большинство  рабов являлось домашними рабами. Отдача  рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину: «..если  дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей…».7

Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые  категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это  рабыни, имевшие детей от своих  владельцев. Такие дети считались  свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония- очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

Наряду с сословиями - Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место  занимают придворные служащие, из которых  Законы называют царского телохранителя  и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих.

В соответствии с важным государственным значением религии  и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение  в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие  требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Законы Хаммурапи. 4