Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права
Юридический факультет
Кафедра «Гражданское право и процесс»
Курсовая работа
по дисциплине «История отечественного государства и права»
на тему: «Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права».
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика законов Хаммурапи………………………………. .5
2. Основные институты права по законам Хаммурапи……………………….8
2.1 Регулирование имущественных отношений………………………………10
2.2 Регулирование брачно-
2.3 Преступление и наказание………………
3. Судебный процесс……………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства того времени.
Время создания Законов Хаммурапи принято относить примерно к 1958-1916 гг. до н. э. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже несколько десятков веков этот законник не перестают обсуждать. Кодекс вавилонского царя сыграл большую роль в становлении более поздних документов восточных государств. Изучая текст законов, я отметила большое сходство с древнерусским правом.
Более плотное исследование
этой темы началось в начале 20 века
после находки французскими учеными
самого базальтового столба с текстом
законов. «Как памятник очень большого
культурно исторического
Кроме значительного количества
опытов перевода кодекса, большую услугу
в деле обстоятельного ознакомления
с ним оказало множество
Изучением кодекса занимались многие авторы, в том числе Волков И.М. в своей работе «Законы вавилонского царя Хаммурапи». В ней он обобщил ранее изученные материалы и более полно и точно описал основные положения законника.
Цель моей работы выяснить,
почему законы Хаммурапи сыграли
такую значимую роль в становлении
Вавилонского царства и проследить
наиболее сходные черты с
- Общая характеристика законов Хаммурапи
Естественно, что для Вавилонского
государства стало неприемлемым
древнее право Шумера, восходящее
ещё к законодательной
Первая кодификация законов
Вавилонии, относившаяся к началу правления
царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи
стал автором самого известного на
Древнем Востоке сборника законов,
названного историками “Кодексом Хаммурапи”.
Из этих законов и стало известно
о жизни Вавилонии и о том,
как Хаммурапи управлял страной.
Царь Хаммурапи своим
Современное политическое состояние
первой вавилонской династии предуказывало
представителям этой династии две главные
задачи: свержение тяготевшего над
ней эламского ига и
Текст надписи состоит
из ряда приблизительно 50 коротких колонн
с клинообразными знаками, идущих в
направлении с правой стороны
к левой, причем знаки читаются в
направлении от вершины колонны
к ее основанию. Около десяти колонн
надписи посвящены царем
Надписи были совершенно неудобными для чтения, поэтому, предположительно этот столб стал просто своеобразным символом и не был предназначен для использования. Вероятно, что текст был размножен на глиняных плитах, которые не дошли до нас. Сам же столб - один из тех немногих, которые были созданы в разных частях вавилонского царства, но в результате завоевательных набегов он был перемещен в Сузы.
Памятник сохранился, в
общем, хорошо. Лишь статьи последних
столбцов лицевой стороны были стёрты.
Очевидно, это было сделано по повелению
эламского царя, перевёзшего после
своего вторжения в Двуречье этот
памятник из Вавилонии в Сузы, где
он и был найден. На основании
сохранившихся следов можно установить,
что на выскобленном месте было начертано
35 статей, а всего в памятнике
насчитывается 282 статьи. На основании
различных копий, найденных в
раскопанных древних
Для составления сборника
законов источниками послужили
обычное право, шумерские судебники
и нововавилонское
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
«Сборник законов Хаммурапи не представляет собой систематической обработки действующего законодательства, и название кодекса приложило к нему только в относительном смысле. Это не что иное, как приведение в известный порядок случаев из судебной практики, взятых из древне вавилонского обычного, гражданского и уголовного права.
Юридическая мысль эпохи
Хаммурапи еще не могла вполне
справиться с такой задачей, и
обработка правовых норм, нашедших
в себе место в сборнике законов
Хаммурапи, носит скорее инкорпорационный
характер, чем кодификационный. В
сборнике не видно ни единого принципа,
объединяющего около себя правовые
нормы, ни общих юридических понятий,
обобщающих все многообразие конкретных
юридических случаев, ни разграничений
гражданских и уголовных
Таким образом, «изложение законов произведено в казуистической форме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего элемента».7
2. Основные институты права по законам Хаммурапи
Законы Хаммурапи охватывают практически все основные институты права, которые известны в наше время. В последствии, в Русской правде также будут существовать и гражданское, и уголовное право, а также судебный процесс. Интересно и то, что первые статьи своего Законника Хаммурапи посвящает именно процессу, в частности ордалиям («Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на которого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить».8
Законы Хаммурапи дают
возможность представить
Следующим общественным классом были вольноотпущенники (muskenum). Состоявший в большинстве случаев из бывших рабов двора и храма, вольноотпущенники не могли приобрести гражданской полноправности наравне со свободными.
Низший общественный слой
составляли рабы (wardum). «Кроме военнопленных,
а также покупных рабов значительная
часть этого класса состояла из порабощенных
и ставших бесправными
Помимо гражданского, уголовного
института и судебного
2.1 Регулирование имущественных отношений
Во времена правления
Хаммурапи частная
Не менее надежною защитою закона пользуется и движимая собственность.
Форма заключения договора купли-продажи, как и всех вообще видов договоров времен Хаммурапи, - только письменная в присутствии свидетелей».11
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада Законы
Хаммурапи упоминают о
«Существовали также договоры найма имущественного и личного, заем, поклажа. Из видов найма в сборнике Хаммурапи выступают земельная аренда, наем сельскохозяйственного инвентаря, судов, наем личных услуг представителей различных профессий, наем жилищ. Земельная аренда была или платною или дележною».12
Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).13 «Постановления сборника Хаммурапи о найме рабочего скота и вообще сельскохозяйственного инвентаря, судов и личных услуг сопровождаются таксами, определяющими наемную плату, и возложением на нанимателя обязанности отвечать за целость и невредимость взятого в наем».14
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев - тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
- ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;
- ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
- ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.
Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.15
2.2 Регулирование брачно - семейных отношений
«Семья имеет чисто патриархальный строй. Брак рассматривается как договор, обличенный в законную форму, без соблюдения которой он признается недействительным.
Брачный контракт был заключен при свидетелях, составлявших формальный акт о нем. В качестве контрагентов при заключении брачного договора в сборнике названы со стороны жениха - он сам (159), его отец (155 - 156), мать-вдова и братья (166), а со стороны невесты - отец (160) и братья (184).
В идее господствующей формой брака была моногамия, но закон допускает и отступление от этого принципа в случае бездетности (145), тяжкой болезни (148) или непристойного поведения жены.
«Сословное неравенство не служит препятствием к браку».16
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях, а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".17
Неверность со стороны
жены каралась смертью (п. 129). Были установлены
подробные правила для
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).
Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должны их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".
- Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права
- Законы Хаммурапи - правовой памятник рабовладельческого государства
- Законы Хаммураппи
- Законы Хамурапи
- Законы Царя Хаммурапи
- Законы Энгеля
- Законы эффективного управления
- Законы Хаммурапи
- Законы Хаммурапи
- Законы Хаммурапи
- Законы Хаммурапи
- Законы Хаммурапи
- Законы Хаммурапии
- Законы Хаммурапи как источник гражданского права