Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права. 2

 

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское право и процесс» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «История отечественного государства  и права»

на тему: «Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                               
 

                                                Набережные Челны

2012

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Общая  характеристика законов Хаммурапи………………………………. .5

2. Основные  институты права по законам Хаммурапи……………………….8

2.1 Регулирование имущественных отношений………………………………10

2.2 Регулирование   брачно-семейных  отношений…………………………..13

2.3 Преступление  и наказание…………………………………………………..19

3. Судебный  процесс…………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Изучение  древних судебников, одним из которых  является судебник Хаммурапи, на сегодняшний  день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми  законами, а их составители - первыми  людьми, попытавшимися установить некоторые  социальные нормы поведения, чтобы  управлять людьми. Хотя законы эти  по нашим сегодняшним меркам могут  показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее  государство - тем совершеннее и  законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что  Вавилон уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными  отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства  того времени.

    Время создания Законов Хаммурапи принято  относить примерно к 1958-1916 гг. до н. э. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже несколько десятков веков  этот законник не перестают обсуждать. Кодекс вавилонского царя сыграл большую  роль в становлении более поздних  документов восточных государств. Изучая текст законов, я отметила большое  сходство с древнерусским правом.

    Более плотное исследование этой темы началось в начале 20 века после находки  французскими учеными самого базальтового столба с текстом законов. «Как памятник очень большого культурно исторического  значения, кодекс Хаммурапи, естественно, вызвал неоднократные попытки перевода его на новые языки. Под пером  своего издателя Шейля кодекс получил  такую мастерскую переводческую  интерпретацию, что она осталась почти без изменений и у  многочисленных позднейших переводчиков кодекса на разные европейские языки. В след за переводом Шейля на французский, были созданы  переводы  Винклера  на  немецкий  и Джонса на  английские языки.

    Кроме значительного количества опытов перевода кодекса, большую услугу в деле обстоятельного ознакомления с ним оказало множество  специально посвященных кодексу  монографий и статей».1

    Изучением кодекса занимались многие авторы, в том числе Волков И.М. в своей  работе «Законы вавилонского царя Хаммурапи». В ней он обобщил ранее изученные  материалы и более полно и  точно описал основные положения  законника.

    Цель  моей работы выяснить, почему законы Хаммурапи  сыграли такую значимую роль в  становлении Вавилонского царства  и проследить наиболее сходные черты  с законодательством более позднего периода, оценить степень развитости вавилонского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика законов  Хаммурапи
 

    Естественно, что для Вавилонского государства  стало неприемлемым древнее право  Шумера, восходящее ещё к законодательной  деятельности царей III династии Ура. Необходимость  создания нового свода законов для  своего государства сознавал уже  второй царь I вавилонской династии - Сумулаилу, о законах которого упоминают  документы его преемников.2

    Первая  кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления  царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи  стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной. Царь Хаммурапи своим законодательством  попытался оформить и закрепить  общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться  мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной  деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в  самом начале своего правления; 2-й  год его царствования назван годом, когда “он установил право  стране”. Правда, этот ранний сборник  законов не дошёл до нас; известные  науке законы Хаммурапи относятся  уже к концу его царствования. «События царствования Хаммурапи, как  и всей вообще эпохи первой Вавилонской  династии, очень трудно подвести под  точную хронологическую датировку. В основу летоисчисления, тогда не полагалось еще какой либо определенной эры. Время составления контрактов, из которых главным образом и  почерпаются сведения о времени  Хаммурапи, отличались обыкновенно  ссылкою на важнейшее из происшествий, случившееся в год составления  контракта, например на наводнение, битву, постройку храма, прорытие канала».3 «По вычислениям Кинга и Эд. Мейера, исследовавших весь этот хронологический материал и сопоставивших его с хронологическими данными древневавилонских контрактов, время царствования Хаммурапи падает приблизительно на 1958 - 1916 годы  до н.э.

    Современное политическое состояние первой вавилонской  династии предуказывало представителям этой династии две главные задачи: свержение тяготевшего над ней  эламского ига и объединение  разрозненных, политически обособленных одной от другой частей страны под  одною властью, со столицей в Вавилоне. Эта  конечная цель - свержение эламского  ига с Вавилонии и была блестяще осуществлена Хаммурапи». «Прославивший  имя Хаммурапи сборник законов  открыт французской ученой экспедицией, производившей с 1897 года, по поручению  французского правительства, под руководством Ж.Д. Моргана, в научных целях раскопки на том месте, где некогда стояли Сузы, древняя эламская столица, в  последствии одна из персидских столиц. Участники экспедиции наткнулись сначала  на большой базальтовый обломок, а спустя несколько дней были вырыты еще два обломка. По приложению одного к другому, все три обломка  составили один столб, имеющий 2,25 метров высоты и разнообразящийся в широту от 1,65 метра в верхней окружности и до 1,90 метра внизу. На лицевой  стороне столба помещается вверху художественно  высеченное рельефное изображение  двух человеческих фигур. Следующая  за барельефом часть передней и вся  обратная сторона столба покрыты  тщательно вырезанным отчетливым, убористым  и изящным клинообразным текстом  на вавилонско-семитическом языке.

    Текст надписи состоит из ряда приблизительно 50 коротких колонн с клинообразными знаками, идущих в направлении с  правой стороны к левой, причем знаки  читаются в направлении от вершины  колонны к ее основанию. Около  десяти колонн надписи посвящены  царем перечислению своих титулов, прославлению своего величия и величия  покровительствующих ему божеств, рассказу о распространении своего могущества, а также призыву благословления на почитателей и исполнителей новоизданного  законодательства и проклятия на его нарушителей. Вся остальная часть надписи, за исключением выскобленных семи колонн, занята статьями законов, которых на лицо 247».4

    Надписи были совершенно неудобными для чтения, поэтому, предположительно этот столб  стал просто своеобразным символом и  не был предназначен для использования. Вероятно, что текст был размножен  на глиняных плитах, которые не дошли  до нас. Сам же столб - один из тех  немногих, которые были созданы в  разных частях вавилонского царства, но в результате завоевательных набегов  он был перемещен в Сузы.

    Памятник  сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны  были стёрты. Очевидно, это было сделано  по повелению эламского царя, перевёзшего  после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании  сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике  насчитывается 282 статьи. На основании  различных копий, найденных в  раскопанных древних библиотеках  Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно  восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей. Законы Хаммурапи  хватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.5

    Для составления сборника законов источниками  послужили обычное право, шумерские  судебники и нововавилонское  законодательство.

    Законник  отражает многовековой итог юридической  мысли и практики, в нем заметно  влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи  провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти  термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

    «Сборник  законов Хаммурапи не представляет собой систематической обработки  действующего законодательства, и название кодекса приложило к нему только в относительном смысле. Это не что иное, как приведение в известный  порядок случаев из судебной практики, взятых из древне вавилонского обычного, гражданского и уголовного права.

    Юридическая мысль эпохи Хаммурапи еще  не могла вполне справиться с такой  задачей, и обработка правовых норм, нашедших в себе место в сборнике законов Хаммурапи, носит скорее инкорпорационный характер, чем кодификационный. В сборнике не видно ни единого  принципа, объединяющего около себя правовые нормы, ни общих юридических  понятий, обобщающих все многообразие конкретных юридических случаев, ни разграничений гражданских и  уголовных категорий. Но значительным шагом вперед по сравнению с более  ранним состоянием древне вавилонского права в сборнике Хаммурапи полная секуляризация правовых норм от норм религиозных и нравственных. Это  возвышает его над остальными законодательствами».6

    Таким образом, «изложение законов произведено  в казуистической форме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего  элемента».7  

2. Основные институты  права по законам  Хаммурапи 

    Законы  Хаммурапи охватывают практически  все основные институты права, которые  известны в наше время. В последствии, в Русской правде также будут  существовать и гражданское, и уголовное  право, а также судебный процесс. Интересно и то, что первые статьи своего Законника Хаммурапи посвящает  именно процессу, в частности ордалиям («Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и  не докажет этого, то тот, на которого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить».8 

    Законы  Хаммурапи дают возможность представить  общественную структуру, классовый  характер древневавилонского государства, правовое положение населения. «Возглавляемое монархом вавилонское общество делится  на три сословия, резко обособленных одно от другого в отношении их прав и обязанностей. Основную массу  населения составляет класс свободных (awilum). Это гражданки равноправные вавилонские подданные, в большинстве  своем владевшие землей и несшие имущественные и личные повинности в пользу государства.

    Следующим общественным классом были вольноотпущенники (muskenum). Состоявший в большинстве  случаев из бывших рабов двора  и храма, вольноотпущенники не могли  приобрести гражданской полноправности  наравне со свободными.

    Низший  общественный слой составляли рабы (wardum). «Кроме военнопленных, а также покупных рабов значительная часть этого  класса состояла из порабощенных и  ставших бесправными свободных».9

    Помимо  гражданского, уголовного института  и судебного процесса, Законник упоминает  о брачно-семейных отношениях и о  праве наследования. В тексте законов  отмечается классификация имущественных  договоров и виды земельной собственности. Волков условно выделяет в законнике, такие институты как: гражданско-правовые отношения, уголовно-правовые постановления, судопроизводство, а так же брак и семейные отношения. 

2.1 Регулирование имущественных  отношений

    Во  времена правления Хаммурапи  частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные и частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь и это был  важнейший источник дохода. Во времена  Хаммурапи царская земля раздавалась  в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и  в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение царем Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение  было различным по своему объему, крупные  землевладельцы использовали труд рабов  и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности на землю вело к  сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких - либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.10 «Землевладельцами могут быть, как свободный человек, так и казенный раб и раб вольноотпущенника, последние - под условием права господина на половину их имущества после их смерти (ст.176). Земельная собственность нередко приобреталась сообща несколькими лицами (ст. 42-44; 53-58; 60-65; 253-256).

    Не  менее надежною защитою закона пользуется и движимая собственность.

    Форма заключения договора купли-продажи, как  и всех вообще видов договоров  времен Хаммурапи, - только письменная в присутствии свидетелей».11

    В Законах Хаммурапи имеется ряд  статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных  отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором способствовало развитию хозяйства. Если арендатор  не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного  соседями.

    Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи  упоминают о различных видах  имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность  в случае потери или гибели нанятого имущества.

    «Существовали также договоры найма имущественного и личного, заем, поклажа. Из видов  найма в сборнике Хаммурапи выступают  земельная аренда, наем сельскохозяйственного  инвентаря, судов, наем личных услуг  представителей различных профессий, наем жилищ. Земельная аренда была или  платною или дележною».12

    Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда  этих лиц, а также ответственность  за результаты труда (например, врача  в случае смерти больного).13 «Постановления сборника Хаммурапи о найме рабочего скота и вообще сельскохозяйственного инвентаря, судов и личных услуг сопровождаются таксами, определяющими наемную плату, и возложением на нанимателя обязанности отвечать за целость и невредимость взятого в наем».14

    Довольно  подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить  долговое рабство. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев - тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

  • ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;
  • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
  • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    В условиях существования частной  собственности, как на движимое, так  и недвижимое имущество, большое  развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог  быть только собственник вещи.

    Кроме названных, законодательство Хаммурапи  знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

    Законам Хаммурапи были известны обязательства  из причинения вреда. Ответственность  несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль  вместе с вверенным ему для  перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.15

2.2 Регулирование брачно - семейных отношений 

    «Семья  имеет чисто патриархальный строй. Брак рассматривается как договор, обличенный в законную форму, без  соблюдения которой он признается недействительным.

    Брачный контракт был заключен при свидетелях, составлявших формальный акт о нем. В качестве контрагентов при заключении брачного договора в сборнике названы  со стороны жениха - он сам (159), его  отец (155 - 156), мать-вдова и братья (166), а со стороны невесты - отец (160) и братья (184).

    В идее господствующей формой брака была моногамия, но закон допускает и  отступление от этого принципа в  случае бездетности (145), тяжкой болезни (148) или непристойного поведения  жены.

    «Сословное  неравенство не служит препятствием к браку».16 

    Главой  семьи был муж. Замужняя женщина  обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное  ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество  после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Будучи главой семьи, отец имел сильную  власть над детьми: он мог продавать  детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие  на родителей. Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую  роль, т.к. им в Законах Хаммурапи  уделяется немало внимания. Брак в  Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических  формальностей: необходимо было заключить  брачный контракт, причем при свидетелях,  а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".17

    Неверность  со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила  для рассмотрения обвинений такого рода (п.130 - п. 136). При определенных обстоятельствах  она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек  будет уведен в плен, а в его  доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом  другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось  достаточно часто, а так как большинство  семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении  же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В  этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это  может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти  в дом другого человека, уже  имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена  эти дети, конечно же, уходили  назад вместе с ней, но она не могла  забрать с собой детей рожденных  от человека, который ее содержал все  это время.

    Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения  назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого  его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и  захочет взять свою жену, - так  как он возненавидел свою общину и  убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

    Если  же жена в отсутствие мужа могла  прокормить себя, но вошла в дом  другого, то этот случай приравнивался  к измене и, соответственно, карался  смертью (п. 133).

    Правда  эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж  же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей  признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж  этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека  будет  захвачена лежащей с другим мужчиною, то должны их связать и бросить  в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь  своей жене, то и царь сохранит жизнь  своего раба ".

    Однако  законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в  дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).

    В определенных обстоятельствах: болезнь  жены (п. 148), женитьба на жрице, которой  не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141) - муж  мог взять вторую жену. Целью этого  брака являлось рождение детей, которые  унаследуют семейное имущество, и будут  поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая  живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может  покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж  другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем  Вавилоне могли наравне с мужчинами  заниматься торговыми делами и распоряжаться  средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи.

    Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных  отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о  раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе  жены, о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек  подарит своей жене поле, сад, дом  или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать  от нее ничего по суду; мать может  отдать то, что будет после нее  своему сыну, которого любит, брату  она не должна отдавать". Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым  никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что  муж должен выдать ей документ, который  подтверждает право ее владения. Наследственного  права на это имущество тоже никто  не имел.

    Хотя  в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как  размер приданого был больше чем  размер выкупа.

    Как уже упоминалось, целью брака  было рождение детей и поэтому  в случае бездетного брака выход  искали в усыновлении чужих детей  по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

    Хотя  закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни - наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи  и здесь тоже вносят некоторые  правовые особенности: так, отец мог  лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный  для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".

    Отец  также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми  вытекающими отсюда правами, посредством  формулы "Мои дети". И после  смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными  детьми, но даже если он их таковыми и  не называл, они после его смерти все равно получали свободу и  их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

    Известными  имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж  дал ее ей. Если же муж при жизни  не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В  любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла  распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

    Известны  случаи, когда престарелые отцы при  жизни передавали детям свое имущество  в обмен на обязательство со стороны  детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали  иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки  мужа).

    Дворцовый раб или раб мушкенума могли  жениться на свободных, и их дети считались  свободными (п. 175). "Если либо раб  дворца, либо раб мушкенума возьмет  замуж дочь человека, и она родит  детей, то господин раба не может предъявлять  претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". Вдова  такого раба, если она была свободной  имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину  умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

    Всякий  царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой  им службы. Царь мог в любое время  отнять такую землю у владельца  или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца  земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить  ту же службу; однако по мере того как  во множестве случаев эта земля  все же переходила к сыну владельца  и так как администрация редко  считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все  более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - п. 29, п. 31 - п. 32). Статья 31: "Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и  он сам будет нести свою повинность". И в письмах того времени эта  земля часто называется, так же как собственная земля, "владением  отцовского дома". Тем не менее  земля эта, а также дом и  огород, расположенный на ней, не могли  отчуждаться по произволу владельца (п. 35 - п. 38). Статья 38: "Редум, баирум или  приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных  с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг".

Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права. 2