Законы Хаммурапи

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 36с., 20 источников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, СОБСТВЕННОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА,  ДОГОВОР,  БРАК,  СЕМЬЯ,  НАСЛЕДСТВО.

Объектом  исследования являются Законы Хаммурапи  как источник гражданского права  Древневавилонского царства, а предметом  –.

Цель работы состоит в изучении источников, принципов, институтов гражданского права Древнего Вавилона на основе Законов Хаммурапи.

При выполнении работы использованы такие методы как исторический, который  предусматривает исследование возникновения  и развития государства и права, анализ содержания исторического процесса. Диалектический метод, который играет исключительную роль в теоретическом  осмыслении объекта исследования. Юридический  метод, который позволяет выявить  признаки правовых предписаний, толковать  их содержание.

Элементом научной новизны полученных результатов является то, что изучение древних судебников, одним из которых  и является судебник Хаммурапи и  на сегодняшний день, не потеряло своей  актуальности. Судебники, являются самыми первыми законами,  а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим  сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них  можно  почерпнуть  что-нибудь  ценное,  что  неплохо  было  бы  и  перенять  нам  сегодня.  Законы  также  могут  свидетельствовать  об  уровне  развития  государства.  Чем совершеннее государство - тем  совершеннее и законы. Изучая  вавилонский  кодекс можно  прийти  к  заключению,  что Вавилон  уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал  сложными социальными  отношениями. Наконец из законов  можно узнать  также о нравах, об обычаях какого-нибудь государства  того времени. Из  всего  этого  видно,  что  изучение  древних  судебников  дело  стоящее.

Значимость данного курсового  проекта заключается в изучении одного из уникальных памятников права  – судебника царя Хаммурапи середины  XVIII в. до н. э., занявшего одно из центральных мест в социально-нормативной культуре шумеро-вавилонской цивилизации Древней Месопотамии. Изучение этого памятника права дает возможность выявить специфику социальной структуры древневавилонского общества, разобраться в особенностях государственного строя и политического режима Древнего Вавилона, познакомиться с основными принципами и институтами правовой системы Древнего Вавилона, выявить относительно высокий уровень развития правовой мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ……….

8

ГЛАВА 2.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП  НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. . . . . . . . . . ………………………...

 

22

ГЛАВА 3.

ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ…………………………………….........

 

25

 

3.1 Институт вещного права: формы собственности, способ приобретения вещей, ограничение распоряжения…….....................

 

25

 

3.2  Обязательства, их виды. Виды договоров, условия их заключения, ответственность должника…………………………...

 

29

ГЛАВА 4.

ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО  ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ...…………………….........

 

25

 

4.1 Общая характеристика норм брачно-семейного права................

25

 

4.2 Взаимоотношения родителей и детей, правила наследования детьми имущества их отца……………….…………………………...

 

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение древних судебников, одним  из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей  актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися  установить некоторые социальные нормы  поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним  меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют  об уровне развития государства. Чем  совершеннее государство - тем совершеннее  и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что  Вавилон уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными  отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства  того времени.

Время создания Законов Хаммурапи  принято относить примерно к 1958-1916 гг. до н. э. Несмотря на то, что с тех  пор прошло уже несколько десятков веков этот законник не перестают  обсуждать. Кодекс вавилонского царя сыграл большую роль в становлении более  поздних документов восточных государств.

Более плотное исследование этой темы началось в начале 20 века после находки  французскими учеными самого базальтового столба с текстом законов.  «Как памятник очень большого культурно исторического значения, кодекс Хаммурапи, естественно, вызвал неоднократные попытки перевода его на новые языки. Кроме значительного количества опытов перевода кодекса, большую услугу в деле обстоятельного ознакомления с ним оказало множество специально посвященных кодексу монографий и статей».1

Курсовое исследование написано при  использовании трудов Крашенинниковой  Н.А., Емельянова В.В., Волков И.М., Графского  В.Г., Черниловского З.М., Омельченко О.А. и др., которые в своих работах  обобщили ранее изученные материалы  более полно и точно описали  основные положения законника.

Целью моей работы является изучение Законов Хаммурапи как источника гражданского права Древневавилонского царства.

Ставлю перед собой следующие  задачи: исторический и юридический  анализ Законов Хаммурапи, изучение по Законам Хаммурапи правового  положения основных групп населения, институтов вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ  ХАММУРАПИ.

 

Первые правители небольшого царства  Вавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседними государствами  – Ларсой, Исином, Мари, причём точно  выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских  царей смогла значительно расширить  свои владения, но Вавилон ещё не достиг уровня союзников.

Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял Вавилоном  с 1792 по 1750г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем  течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного  по тем меркам государства, включавшего  в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию  собственных войск, но используя  продуманную систему политических союзов, он мог разгромить самых  сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже. Таким образом, Вавилонский царь расправился с  царем северного государства  Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи  пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны – чтобы  его владения не распались на отдельные  области, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с  другой стороны, Хаммурапи не мог  отбирать у крестьян земли, собирать ремесленников в царские мастерские, вновь создавать крупные царские  хозяйства. Действия такого рода привели  бы к моментальному упадку страны – люди успели привыкнуть к относительной  свободе, самостоятельности, к доходам  от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи  нашёл приёмы, позволяющие царю управлять  деятельностью подданных, став автором  самого известного на Древнем Востоке  сборника законов.

Законы  Хаммурапи  по некоторым  предположениям составлены в конце  его правления и были  найдены  французской  экспедицией  в  1901 г.  в  Сузах  (столица  Элама). Сейчас  хранятся   в  Луврском  музее в  Париже.

Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и  предзнаменований по имени Шамаш, который  считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Хаммурапи  изображен на этом же камне стоящим  перед  Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий  высшей власти – жезла и магического  кольца. Из-за плеч восседающего на троне  Шамаша поднимаются языки пламени, они  свидетельствуют о его  всемогуществе. Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего  переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались  уничтоженными (соскобленными). Дело в  том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирина), где по приказу  местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной  надписи о подвигах покорителя Вавилона. Впоследствии  недостающие  статьи  были  восстановлены  на  основе  фрагментов  дубликатов,  найденных  в  Сузах,  в  библиотеке  ассирийского  царя  Ашшурбанапала  (669 - около  630г.г.  до  н.э.)  в  Ниневии.

Статьи  Законника Хаммурапи  составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся  изложить норму  закона  так, чтобы, оставаясь достаточно  конкретной, она  в  то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю  совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель  мыслил себе  закон  иначе. Выросшая из судебного  решения по конкретному делу, норма  права формулировалась так же, как  формулируют  решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб  равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. " Такую  форму изложения называют "казуальной".

Источниками для составления законов Хаммурапи  послужили обычное право, предшествующее законодательство, к которому относятся  древнейшие Законы Ур-Намму, составленные при III династии Ура сына основателя этой династии Шульги (2093-2046 гг. до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Иссины, Законы царя Эшнунны (начало XX в. до н. э.) и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел2.

Как упоминалось ранее Законы Хаммурапи  состояли из Пролога, текста законов  и Эпилога.

В  первой  и  последней  части  Хаммурапи  характеризует  себя  и  свое  правление, а  также  указывает  цель  составления  законов:  чтобы  сильный не угнетал  слабого и т. д. В верхней части  лицевой стороны столба  изображен  Хаммурапи, стоящий в молитвенной  позе перед сидящим богом  солнца и правосудия Шамашем, вручающим  ему  законы. Таким  образом,  провозглашается  религиозно-правовое  основание  власти  царя  и  цель  издания  им  законов.   

Законы  Хаммурапи  представляют  собой  результат  тщательного  обобщения  и  систематизации  разновременных  писаных  и  неписаных  правовых  норм.  Они  не  содержат  исчерпывающего  свода  таких  норм  (отсутствуют,  например,  нормы  устанавливающие  наказание  за  простую  кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача,  видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались  общеизвестными и не вызывающими  разногласий. Законы Хаммурапи  рассматривают  лишь те случаи, по поводу которых действующие  нормы  права различных областей  страны  расходились между собой.

Законы  Хаммурапи  содержат  несколько  сот  правовых  норм,  относящихся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву.  Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не  знает  ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если"  после чего следует изложение  возможной ситуации и вытекающих из неё  юридических последствий. При издании текста законов он был разбит на  "параграфы",  или  "статьи",  снабженные  нумерацией  (сам текст такой  нумерации не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть).  Всего  таких  параграфов или статей -  282.

Нормы  внутри  Законов  Хаммурапи  изложены без должной системы, без  отраслевой принадлежности. Но нельзя не заметить определенную внутреннюю логику в их изложении. Прежде всего, выделяются отдельные блоки норм, сходных положений, касающихся правосудия (ст. 1-5); охраны собственности различных  категорий свободного населения, храмов, царского служилого люда и др. (ст. 6-25); имущества и прежде всего  земли, выдававшейся правителем за службу (ст. 25-41); сделок с недвижимостью  и наказаний правонарушений, связанных  с ними (ст. 42-88), а также с торговлей (ст. 89-126), и т.д.

Переход  одного блока норм у  другому основан на принципах  ассоциации, когда то или иное понятие  или слово приобретает ведущее, ключевое значение.  Так, в блоке  статей начиная со ст. 215 рассматривается  договор о найме людей и  услугах, при этом ключевым словом в  ст. 215-225 является слово «лекарь»: он делает операции людям и животным, получает то или иное вознаграждение за свой труд или наказывается за вред, нанесенных им пациенту. Тяжесть наказания  зависит о социального положения  потерпевшего. Со ст. 228 рассматриваются  сходные ситуации, связанные с  категориями других наемных работников. В ст. 228-233 ключевой фигурой сначала  становится строителей дома, затем (ст. 234-239) лодочник, владелец судна. Содержание последующих десяти статей (ст. 241-251) концентрируется вокруг сделок, связанных с сельскохозяйственными животными (волом, быком), а также вокруг вреда, нанесенного ими человеку или человеком животному, и пр.

Таким образом, Законы Хаммурапи подвели  итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадской  языке. Формулировки закона четкие, ясные.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП  НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

 

Социальная структура Древнего Вавилона отличалась сложностью, которая  была связана с многоукладным  характером экономики, с незавершенностью процессов образования классов, с ранним и относительно высоким  уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным  образом в царско-храмовом хозяйстве  и не затронувших в значительной мере общинного производства.

Наиболее четкие социальные границы  проводились в праве между  рабовладельцами и рабами. Самые  первые законодательные источники (например, Законы Ур-Намму) содержат статьи о вознаграждении за возвращение "человеку" (господину) его беглого раба (2 сикли3 серебра). Между тем рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства Вавилона. Он был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства.

Не было здесь и античных понятий "свобода" или противопоставления "свободный - раб", которое заменялось противопоставлением "господин - раб". "Господин" выступал в качестве полноправного члена вавилонского общества, обладателя подвластных ему  рабов, зависимых членов семьи, вещей, за нанесение вреда которым возмещение (компенсация) полагалось лично ему. Характерно, что такие содержащиеся в самых ранних законах правонарушения, как посягательство на чужую жену и чужого раба, были тесно связаны. Существовало и такое понятие, как "отпущенный", т.е. освобожденный  от тех или иных обязанностей и  связанной с ними личной зависимостью человек.

Граница социально-экономических  различий четко проходила между  господствующей верхушкой, не принимавшей  участия в производительном труде, состоящей из высших царских и  храмовых чиновников во главе с самим  царем, купцов, ростовщиков и пр., а также общинников-земледельцев, ведущих самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующих, как  правило, чужого труда. Они и составляли самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения. Производимый свободными крестьянами прибавочный продукт путем взимания налогов и принудительной трудовой повинности присваивался правящей эксплуататорской верхушкой.

Имущественное расслоение общины, разорение  мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного  найма. Разорившиеся общинники-земледельцы  поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и  зависимых арендаторов.

Распространенной формой личной зависимости  была и долговая кабала, которая  при определенных условиях приводила  человека в рабство, например, в случаях, когда сын должника передавался  храму, или при продаже за границу.

Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Об этом свидетельствуют  те статьи Законов Хаммурапи, которые  ограничивают срок отработки долга  тремя годами, по их истечении должник  освобождался из дома кредитора (ст. 117). Смерть от дурного обращения, заложенного  за долги, сына должника в доме кредитора  влекла за собой смерть сына кредитора (ст. 116). Кредитор не имел права продать  в жены отданную ему в залог  девушку без разрешения ее отца, не мог подвергать телесному наказанию  заложенного человека. Лишь при неуплате долга, когда должник переходил  в собственность кредитора, он мог  безнаказанно избивать его и даже продавать в рабство.

Регулирующие, контрольные рычаги государства сдерживали развитие частнособственнических отношений, а вместе с тем и  развитие рабовладения. Стремление поддержать статус основного населения, свободного общинника нашло отражение в  Законах Хаммурапи, которые в  целях ограничения богатеющего  собственника, в стремлении не дать ему в обиду разорившегося  строго определяли цену наемного труда, размер ростовщического процента и  пр. О защите традиционных прав и  имущества свободных вавилонян, особенно когда они находились под  угрозой, свидетельствует и широко распространенная практика издания  царских указов (мишарум), например, об освобождении бедняков от долгов.

Характерно, что право здесь  оговаривает не столько бесправие  раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или иные ограничения  его прав. Дворцовый раб или  раб мушкенума по Законам Хаммурапи  могли взять, например, в жены свободную  женщину, дети от которой признавались свободными (ст. 175). Дети, рожденные  от свободного и рабыни, были также  свободны, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана "за серебро" (ст. 171). Свободные дети раба наследовали  половину его имущества, другая шла  хозяину (ст. 176).

В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство  разделяло и свободных жителей  Вавилона. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним  знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и  даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание. Так, по Законам  Хаммурапи жестоко карался цирюльник, сбривший с раба его знак рабства, и пр.

В праве Вавилона выделялись две  группы свободных. Первая - авилумы ("человек", "сын человека"), вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса ("падающие ниц", т.е. бившие челом", обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась, тем, что они не были потомками "своих" и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей4.

Правовые различия между этими  социальными группами особенно ярко проявились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих  и членов их семей. В связи с  этим необходимо отметить и такую  особенность Законов Хаммурапи: вопреки более строгому наказанию  за преступления против личности авилума  по сравнению с мушкенумом, имущественные  права мушкенумов защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.). Например, кража их имущества по Законам  Хаммурапи каралась  как кража  из дворца, а их рабы, как уже говорилось, обладали некоторыми преимуществами перед  рабами частных лиц.

Необходимо также отметить, что  ко всем, даже авилумам как свободным  членам древневавилонского общества, нельзя без оговорок применить понятие  «физическое лицо», определяющее правоспособную и дееспособную личность. Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью  к территориальной общине, во-вторых, с принадлежностью к большой  патриархальной семье.

О тесной связи правового статуса  авилума с членством в общине свидетельствует ст. 136 Законов Хаммурапи  о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который  терял свой статус («даже жена беглеца  не должна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных  обществ, в которых коллектив, община поглощает личность, индивида как  свободного обладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).

В Законах Хаммурапи правовой статус авилума не совпадает с правовым положением «сына авилума», о зависимом  положении и ограниченной дееспособности которого свидетельствует ст. 7, квалифицирующая  как преступление (воровство), влекшее  смертную казнь, получение вещи покупателем  «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сделка, видимо, могла быть признана законной только в присутствии главы семьи, являвшегося непременным участником и организатором самой процедуры  продажи прежде всего недвижимости. Сын авилума ставился на одно доску  с рабом по отношению к главе  семьи – господину, распорядителю  не только семейного имущества с  правом его дарения, раздела, выделения  приданого, лишения наследства и  пр. (ст.ст. 165, 166), но и свободы своих  детей и жены, если она в брачном  договоре не оговорила отсутствие такого права у мужа.

Правовое положение «сына авилума», видимо, значительного повышалось в  результате прохождения воинской службы (ст. 98), с которой и связан целый  блок  статей, касающихся правового  статуса воина: редума и баирума5. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении Хаммурапи создать боеспособную постоянную армию.

Широкое развитие внешней торговли в Вавилоне, возросшая экономическая  мощь царско-храмового хозяйства  определили особое место и подробную  регламентацию в Законах Хаммурапи  деятельности зависимых от царской  власти тамкаров (купцов, ростовщиков) и шамаллум (их агентов).

По Законам Хаммурапи царской  властью на тамкаров накладывались  не только обязанности по отчислению в царскую казну части свои доходов, но и другие обязанности: например, выкуп пленного воина с последующим  возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом. Будучи зависимыми, тамкары между тем  пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные  торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. Правовая практика Вавилона I тыс. до н.э. знает  торговые объединения, банковские дома, которые вели крупные денежные операции, скупали и продавали землю, кредитовали  освоение новых земель и т.д.

Зависимообязанным было и ремесленное  производство, развивающееся главным  образом в царском хозяйстве. Царскими надсмотрщиками контролировалось не только ремесленное производство, но и сбыт продукции. Но представители  таких важнейших ремесел, как  кузнецы, плотники, пивовары, обладали той или иной степенью самостоятельности, создавали профессиональные объединения  и пр. По Законам Хаммурапи, например, особой защите подлежали права отца-усыновителя, обучившего приемного сына своему ремеслу (ст. 188).

Большей независимостью пользовались организации некоторых "ученых" профессий, таких, например, как специалисты  по "изгнанию духов", предсказатели  будущего, врачи, писцы. Жречество в  Вавилоне не сложилось в оформленное  сословие, в административном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности  жрецов продавались.

Таким образом, вавилонское общество нельзя называть ни рабовладельческим, ни феодальным, потому что отсутствовала  четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории  зависимого населения, занимающие промежуточные  позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории  свободных (от мелких землевладельцев  к господствующему слою, в частности  к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус человека в  обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим  положением. Нельзя говорить о рабах  в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности. Это связано с тем, что рабский  труд в Древнем Вавилоне, как и  в других странах Древнего Востока, не стал доминирующим в системе общественного  производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

3.1  Институт  вещного права: формы собственности,  способ приобретения вещей, ограничение  распоряжения.

 

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства  в лице царей в крупнейшего  землевладельца и рабовладельца. Царский  земельный фонд складывался как  в результате превращения храмовых земель в государственные, так и  в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.6

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог  быть рабовладельцем, фактически ими  могли стать только состоятельные  люди, общинная знать, выделившаяся в  результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание  свободных крестьян-общинников и  ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его  служебного и социального положения, полноправным.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право  собственности на недвижимость (землю, воду, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли  являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илкум", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество  переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную  службу. "Имущество илкум" было изъято из гражданского оборота и  не могло служить объектом различных  гражданско-правовых сделок.

 

3.2 Обязательства,  их виды. Виды договоров, условия  их заключения, ответственность  должника.

 

Обязательственное право было разработано  весьма основательно. Из законов Хаммурапи  следует, что обязательства возникают  из договоров и правонарушений, направленных против личности и имущества.