Закрепление принципов правового государства и проблемы их реализации

Оглавление

Введение……………………………………………………………..1

1.  Характеристика правового государства………………………..2-3

1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства в России………………………………………………………………...

1.2 Понятие и основные признаки правового государства……….12-18

2. Опыт и условия формирования правового государства в РФ

2.1 Условия формирования  правового государства в РФ………....19-20

2.2 Опыт построения правового государства в РФ………………...21-24

3. Закрепление принципов правового государства и проблемы их реализации ……………………………………………………………………….........25-32

Заключение…………………………………………………………....33

Библиография………………………………………………………....34-38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема «Возникновение и развитие правового государства в России». Мне стало интересно, как становилось правовое государство в России. Моя работа актуальна тем, что Россия, преодолев сложнейший период постсоветской реформации, является молодой продолжательницей основ правовой государственности. Цель исследования: на примере Российской Федерации отследить процесс становления правового государства.

Идея правового государства была актуальной и волновала людей всегда. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и другие. Не подлежит и сомнению тот факт, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человека и цивилизации так как, она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Главная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей её наиболее реального оформления и эффективного осуществления.

Объектом изучения в моей работе является правовое государство.

Предметом является специфика феномена правового государства в процессе формирования правовой государственности в России.

Исходя из цели и предмета исследования, определяются следующие задачи.

1. Анализ теоретических  основ концепции правового государства, включающий: краткий экскурс в  историю зарождения и развития  идеи правовой государственности  в России и знакомство с  исходными положениями современной  теории правового государства.

2. Рассмотрение особенностей  конституционной модели российской  правовой государственности.

3. Выделение проблем формирования  правового государства в России.

4. Формулировка выводов.

Базу исследования составили:

а) правовые положения, изложенные в Конституции РФ (1993 г.);

б) научные работы и тематические исследования в области государствоведения в целом и посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как И. Кант, Гегель, П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, В.С. Нерсесян, И.Ю. Козлихин, Е.А. Лукашева, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, О.В. Родионова, Н.С. Серегин, Н.Н. Шульгин, В.А. Четвернин и др.;

в) публикации по теме исследования в специализированных изданиях: «Собрание законодательства РФ», «Законодательство», «Государство и право».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Характеристика  правового государства  

1.1 Возникновение  и развитие идеи правового  государства

Развитие правового государства в России прослеживалось на протяжении тысячи лет, но окончательно не привело к формированию законченной и оформленной системы.

Процесс формирования ранней государственности на Руси был долгим и противоречивым.  Когда, по преданию, славяне в V веке спустились с Карпат и стали осваивать просторы Приильменья и Приднепровья, они в то время находились на стадии разложения первобытной родовой общины. На новых местах расселения устанавливается соседская община. Начала государственности, которые воспринимались варварами, завоевавшими территорию Западной Римской империи, были чужды и не понятны обитателям восточноевропейских просторов.  Наивысшего расцвета достигла «военная демократия» – предгосударственное общественное устройство ряда европейских и азиатских народов. Она обеспечивала участие всех взрослых мужчин, которые являлись членами общины в решении важнейших вопросов ее жизни, контроль вольных общинников за деятельностью племенной верхушки, всеобщее вооружение соплеменников, гласное назначение военачальников и других лиц, выполнявших общественно значимые функции. Высшим органом власти, опиравшейся на силу обычая и нравственных норм, было народное собрание, созывавшееся как племенной верхушкой (старейшинами), так и рядовыми соплеменниками.

Народное собрание (вече) утверждало обязательные правила для всех членов племени, которые впоследствии приобретали характер категорических предписаний, установленных божественным промыслом. Эти предписания подлежали безоговорочному исполнению. Другие решения могли опротестовываться. Они не имели принудительного характера. Византийский историк Прокопий Кесарийский, характеризуя общественное устройство восточных славян той эпохи, отмечал, что они «не управляются одним человеком, издревле живут в народоправстве».

В эпоху самодержавного правления такие принятые в Западной Европе понятия, как закон и право, в России отсутствовали. «…Самое слово «право» было у нас неизвестно в западном его смысле, но означало только справедливость, правду». Слово «закон» так же, как и право, заимствованное у западных славян, было синонимом слова «завет». Обозначало оно божественное или традиционное, исходящее от предков установление, с которым обязаны были считаться все, боящиеся кары за совершаемые смертные грехи.

В такой трактовке был издан первый политический закон. Мыслитель Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати» (XI век), понимает под законом высшее установление – предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе. Исходит это установление непосредственно от Бога или, по Его внушению, от избранных им лиц (пророка, правителя и т.д.).

Но в правовых актах этого и более ранних периодов содержится указание и на законы, которые исходят одновременно и от Бога, и от выполняющих Его волю людей. Так, в договорах, заключенных Киевской Русью с Византией в X веке, говорится о русском законе, который принимается не властными органами, а создается обычаями и традициями. Так, И.И. Срезневский в трехтомном труде «Материалы для словаря древнерусского языка» указывает, что закон – «установление, исходящее от власти, противоположное обычаю, покону. В систему правовых ценностей легко включается понятие «указ». Закон – это предел. Обычай – опыт взаимодействия с таким пределом. Указ – конкретная задача, выдвигаемая правителем и подлежащая выполнению в рамках закона с учетом накопленного опыта взаимодействия с ним. Иначе говоря, закон – фундаментальная основа любой правовой системы, обычай – способ его применения на разных этапах развития такой системы, указ – ограниченный законом и обычаем правовой акт, выражающий те или иные намерения и устремления субъекта права. Закон и обычай – объективный фундамент правовой системы, указ – ее субъективная, изменчивая часть.

При Иване IV окончательно утвердилась законодательная формула: «Царь указал и бояре приговорили». Разновидностями законов были уставы, жалованные грамоты, судебники и т.д., которые принимались царем по совету с Боярской думой. В некоторых случаях царь мог утвердить закон и без думы.

В период царствования Ивана IV стали созываться Земские соборы из выборных сословных представителей, которые передавали отношение подданных к действиям царской администрации. Земский собор 1613 года избрал нового царя – Михаила Романова. Приговоры Боярской думы и решения Земских соборов носили законодательный характер. Но в правовой сфере царский указ имел большую юридическую силу. Среди царских указов был и знаменитый указ о заповедных летах, усиливавший закабаление крепостного крестьянства и наоборот его отмена.

Многие историки считают самым выдающимся правовым актом допетровской эпохи Соборное уложение Алексея Михайловича, которое было принято в 1649 году. Составляли данное уложение образованнейшие люди, которые работали в приказах. Заключительный вариант текста был предложен на обсуждение Боярской думе, после чего его утвердил Земский собор. Петровские реформы были попыткой соединить самодержавно-крепостническое государственное устройство с некоторыми достижениями Западной Европы в области развития правовой системы. Они сохраняли признание богоданности царской власти, но соединяли его с рационалистическим представлением о передаче людьми верховной власти монарху в целях самосохранения (царь – отец народа). Суть этих реформ выразил Феофан Прокопович: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответ дать не должен». Особенность петровского законодательства – усвоение западного опыта, прежде всего установление, четко определенного законом правового порядка, ограничивающего волю и произвол государственного аппарата. Ведущим стал принцип законности, который  потеснил господствовавшие обычаи и традиции.

Чтобы повысить качество законотворческой деятельности Петром I создается Правительствующий Сенат. Царь издавал указы, указами утверждались акты, являвшиеся законами.

Екатерина II, которая имела обширную переписку с мыслителями эпохи Просвещения (Вольтером, Дидро и другими), первой задумалась о соотношении закона и воли государя. Осознание этого факта вызвало идею созыва представителей различных сословий для выработки проекта политического устройства страны. В 1767 г. была образована Уложенная комиссия – прообраз российского парламента.

В нее вошли представители от дворянства, городов, правительственных учреждений, государственных крестьян, казачества, национальных групп есть от всего населения страны, но отстранялись представители духовенства, частновладельческих крестьян, кочевников и солдат, которые не занимались пахотой. Но в условиях абсолютизма, к сожалению, работа этой комиссии оказалась безрезультатной.

Лишь при Александре I идея представительных учреждений парламентского типа нашла воплощение в проекте М.М. Сперанского о создании законодательного собрания – Государственной думы – из представителей, выбранных через посредство волостных, окружных и губернских дум, но проект не осуществился.

В связи с расширением законодательных функций Сената (1802 г.) в области разработки царских указов был создан в 1810 г. Государственный совет, главной задачей которого стало рассмотрение законодательных актов. Четко определялись три вида таких актов: законы, уставы и учреждения. В статье III царского Манифеста, изданного по этому поводу, указывалось: «Никакой Закон, Устав и Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти». Таким образом, впервые закон был выделен из всех правовых актов как возглавлявший их иерархию юридический документ.

Развитие данной идеи было положено Александром II. В пореформенную эпоху это новое соотношение закона и устава выразилось в значительном возрастании роли закона как основного источника права. Но законодательные органы европейского типа в России XIX в. так и не были созданы. Лишь в начале XX в. страна обрела свой парламент – Государственную думу.

Не показалась результативной и дооктябрьская государственно-правовая структура: в обществе нарастала напряженность, самодержавная власть покушалась на представительную власть, представленную в лице думы. Обстоятельства роспуска I и II Дум, сюда же относится третьеиюньский переворот Столыпина (1907 г.), который проходил с прямым нарушением даже самих основ самодержавного указного права, в конкретно октябрьского (1905 г.) Манифеста царя, по которому ни один закон не мог быть принят без согласия Думы. Ряд законов, непосредственно об изменении избирательной системы, был принят именно помимо Думы. Такие же явления наблюдались и в период первой мировой войны, когда деятельность Думы была приостановлена. Фактическое прекращение царем думской деятельности осуществлялось всякий раз, как только Дума обнаруживала стремление перейти от позиции одобрения царских указов к их конструктивной критике.

Создание законодательного учреждения, похожего на западные парламенты, заложило первые предпосылки для возвышения роли закона в иерархии правовых актов. Для осуществления и совершенствования законодательной работы.

Так как любой закон вступал в силу только с санкции царя, то западноевропейская традиция верховенства закона в правовом поле России еще не утвердилась, по-прежнему в нем господствовал указ. Ряд конституционных проектов, в том числе и подготовленных при участии отдельных представителей разных общественно-политических направлений, носили неполный характер. Среди них есть конституция, написанная еще в XVIII в, Н.И. Паниным совместно с Д.И. Фонвизиным, конституционная хартия Н.Н. Новосильцева (1820 г.), конституционные проекты П.А. Валуева (1863 и 1866 гг.), основанный на них проект М.Т. Лорис-Меликова, одобренный Александром II за несколько дней до его смерти. Все эти проекты, в конечном счете, отвергались. Даже предложение выдающегося дипломата Н.П. Игнатьева о созыве Земского собора вызвало такой отпор со стороны правящей верхушки, что Александр III вынужден был отправить в отставку царедворца с поста министра внутренних дел.1

Идеи представителей революционно-демократического направления искоренялись самым беспощадным образом. А.Н. Радищев разделял положение Ж.-Ж. Руссо о том, что издавать законы, призван народ. Закон трактовался им как средство достижения свободы человека. Идеи Радищева получили развитие в программных документах декабристов. Конституция Н.М. Муравьева предусматривала ограничение царской власти созданием высшего законодательного органа – двухпалатного Народного вече. «Русская Правда» П.И. Пестеля утверждала идею республиканского устройства, при котором все правительственные акты принимаются с ведома народа и при совете. В Манифесте от 17 октября 1905 г. устанавливалось «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Это был огромный прорыв на пути превращения России в демократическое государство. В феврале 1906 г. царь наделил не избираемый Государственный совет законодательными функциями, превратив его в высшую законодательную палату с правом наложения вето на решения Думы.

В начале XX в. указы продолжали издаваться, но уже в сравнительно ограничительном виде, то есть их действие было направлено, в основном, на проведение конкретных правовых акций или преобразований. Разработка же фундаментальных правовых актов осуществлялась в виде подготовки законов. Именно закон, а не указ становится основным регулятором поведения всех граждан, а не отдельных сословий. Закон и указ как бы меняются местами.

Начавшаяся в августе 1914 г. первая мировая война, по факту, прервала благотворный процесс делегирования закону основных полномочий законотворчества. Дума была отстранена царем от принятия важнейших правовых решений, а в феврале 1917 г. и вовсе распущена. Бездействовал и Госсовет. Последствия этого известны – февральская революция 1917 г. и уход с политической арены династии Романовых.

Однако с отстранением от власти творца указного права его традиции не прекратились. Они нашли свое отражение сначала в правовых актах Временного правительства, ставших с февраля по октябрь 1917 года главным источником, так называемого революционного права, а в последующем в декретах Советской власти.

Для Временного правительства было характерно стремление сохранить дореволюционную правовую традицию и юридическую практику.

Октябрьская революция, победившая под флагом слома старой государственной машины, ликвидировала сам принцип разделения властей. Руководствуясь противоположным принципом соединения в одном органе законодательной и исполнительной, то есть признанием того, что закон должны проводить в жизнь те, кто его принимает, большевики, проведя по разработанному Временным правительством положению выборы в Учредительное собрание, тут же распустили его, убедившись, что в нем верх взяли противостоящие им политические силы. Таким образом, закону была предпочтена так называемая революционная целесообразность, которая на практике, особенно на местном уровне, зачастую оборачивалась произволом.

Вынужденная отбиваться от многочисленных внутренних и внешних врагов Советская власть в качестве главного источника права избрала не закон, а декрет, то есть все тот же приснопамятный указ. То, что в отличие от царских указов декрет выступал в виде коллективной формы правотворчества (Совнаркома, ЦК или Политбюро), сути дела не меняло. Декрет широко использовался в практике работы Временного правительства, всех без исключения правительств, возникавших на территории страны во время гражданской войны и в первые годы восстановительного периода. А если уж говорить о первооткрывателях декрета, то ими являются законодатели периода Французской революции 1789 г.

После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов. Этот орган под разными редакциями названия в качестве высшего властного органа просуществовал в СССР до декабря 1991 г., когда в результате Беловежских соглашений между тогдашним руководством Российской Федерации, Украины и Белоруссии был ликвидирован Советский Союз, а в России – до декабря 1993 г., когда после расстрела российского парламента была принята новая Конституция Российской Федерации. В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд избирал правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК).

На основе этого правосознания были приняты Конституция РСФСР 1918 г., ряд кодексов об актах гражданского состояния, о труде, брачном, семейном и опекунском праве, руководящие начала по уголовному праву и др.

В годы гражданской войны нарождавшаяся новая законность была существенно ограничена. Массовые репрессии, внесудебная расправа стали обычным явлением как у «белых», так и у «красных». Лишь с окончанием гражданской войны по инициативе В.И. Ленина началось восстановление законности.

Концепция соединения законодательства и управления в первые годы Советской власти не позволила выделить закон. Это произошло позднее с принятием Конституции СССР 1936 года и было закреплено в Конституции СССР 1977 года. Кодификации законодательства 20-х в 60-х годов были заметными правовыми реформами, в результате которых закон «оттеснял» подзаконные акты и вводил новые регуляторы. Закон стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений, «переворачивая» тем самым всю правовую систему.

В политической науке выделяют советский тип государственности. Оно складывалось как полная противоположность государству буржуазно-правовому. Недооценивались принципы правового государства: разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, реальное верховенство закона над властью, контроль гражданского общества за властными органами. По форме правления советское государство было республикой. Однако особенность его состояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в которых депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали их исполнение в интересах трудящихся.

 Руководство партии  принимало все важнейшие решения, которые в форме директив передавались  Советам. Советы осуществляли эти  директивы как свои решения  или совместные с партией постановления, поскольку цели были общие.

Советское государство не выработало механизма периодической передачи власти от одного вождя к другому, что создавало напряжение в обществе всякий раз, когда умирал очередной вождь.

Создавая советское государство, его основоположники полагали, что оно быстро будет отмирать. Поэтому, понимая пролетарское государство как средство подавления эксплуататорских классов, Сталин акцентировал внимание на репрессивной функции. Для этого была создана разветвленная система карательных органов, учреждена строжайшая трудовая дисциплина, установлен идеологический контроль за средствами массовой информации.

Правда, будучи не правовым, советское государство смогло реализовать социальную функцию. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т.д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела к развалу государства и социальных гарантий.

К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие русские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие государствоведы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и основные признаки правового государства

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

По мнению А.В. Малько, «правовое государство – такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений».2

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан».3

В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина».

Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.4

Первым, и, пожалуй, одним из основных признаком правового государства является верховенство закона. Его суть заключается в том, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Верховенство закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой- это все подзаконные акты, которые должны строго соответствовать, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был бы предусмотрен законодателем. Кроме того, все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться . Основной закон является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней. Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права.

Не последнюю роль здесь играет необходимость придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия. По мнению А. Венгерова, «в духовной сфере, в правосознании, в мировосприятии прямое действие Конституции выполняет роль «мотора», преобразователя. Десятилетиями насаждавшееся утопическое общественное сознание через мифологический этап устремляется ныне к сознанию рациональному, деятельному, побуждающему. А в нравственной сфере возврат к доброму и разумному религиозному ядру моральных заповедей и начал, которые содержатся не только в православии, но и у всех религиозных систем, также находят опору в Конституции».5

П. 1 статьи 15 устанавливает высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Также в ряде статей Конституции РФ (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Статья 2 Конституции РФ указывает нам на второй признак правового государства: защита и ценность прав и свобод граждан.

В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.

Также при рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст. 49 Конституции РФ.

Также этот признак отражён в статьях 2, 6–8, 13,14 и полностью в главе 2 Конституции РФ.

Как писал некогда известный французский государствовед А. Эсмен, – «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, но не требуют от него никаких положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуум больше ничего не может требовать на этой почве»

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

Закрепление принципов правового государства и проблемы их реализации