Замена ЕСН на страховые взносы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы организации  бухгалтерского учета

расчетов  с органами социального страхования  и обеспечения…………………6

    1. Сущность и значение ЕСН…………………………………………………….6
    2. Порядок исчисления ЕСН………………………………………………………8
    3. Проблемы и предложения по улучшению организации учета

 расчетов  по ЕСН…………………………………………………………………...20

Глава 2. Организация бухгалтерского учета  отчислений органам

социального страхования и обеспечения………………………………………..24

2.1 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

 ООО  «Арс-Арго»……………………………………………………………………....24

2.2. Организация  учета и расчетов по страховым  взносам на

 обязательное  пенсионное страхование ООО «Арг-Арго»……………………..27

2.3.Страховые  взносы на обязательное пенсионное  обеспечение…………….29

2.4. Организация учета и расчетов по ЕСН ООО «Арс-Арго»……………….32

Заключение………………………………………………………………………….38

Список  использованной литературы……………………………………………40

Приложения 
 
 

Введение

      Единый  социальный налог является одним  из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для  финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны - НДС.

      Однако, с 1 января 2010 года вступило в силу большинство  положений Федерального закона от 24.07.09 №212- ФЗ «О страховых взносах в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

      Названным законом устанавливаются особенности уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

        Актуальность темы заключается в том, что одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь, является Единый социальный налог (ЕСН) и от правильности организации его учета и налогообложения на предприятиях зависит, своевременность поступлений страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

      В составе ЕСН объединены взносы в  Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

      Отдельный порядок установлен для взносов  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика. Таким образом, включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

      Цель  курсовой работы является освоение и закрепление теоретического материала, выявление недостатков и путей совершенствования единого социального налога, а также описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.

      Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность ЕСН
  • определение порядка исчисления ЕСН
  • выявление проблем налогообложения и пути их решения
  • предложить пути совершенствования по организации учета и налогообложения ЕСН.

      Объектом  исследования является ООО «Арс-Агро». На его примере показана организация учета, налогообложения расчетов по ЕСН, рассматриваемый период – 2009-2010 года.

 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы организации  бухгалтерского учета  расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

    1. Сущность и значение Единого социального налога.

      Социальное  страхование и обеспечение –  это система материального обеспечения  трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система  оздоровительных мероприятий – профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание.

      Социальное  страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, не зависимо от форм собственности предприятий.

         Единый социальный налог является серьезным новаторством, этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталось прежним - обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

        В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.

         До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в налоговую систему России, установленную Федеральным законом "Об основах налоговой системы Российской Федерации", они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной из форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников и в конечном счете - расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц.

         Единый социальный налог является одним из наиболее сложных для исчисления налогов.

        Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу нескольких контролирующих органов. Вместе с тем эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону плательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем число зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков.

          С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью перешел к налоговым органам.  

        Однако с 1 января 2010 года уплата Единого социального налога заменяется соответствующими страховыми взносами. Общие правила начисления и уплаты страховых взносов аналогичны ранее действующим правилам начисления и уплаты Единого социального налога.

           Закон № 212-ФЗ не охватывает всей совокупности норм, регулирующих обязательное социальное страхование. Пунктом 2 ст. 1 Закона №212-ФЗ специально оговорено, что действие данного закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего население, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования. Пунктом 3 ст. 1 Закона № 212-ФЗ уточнено, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования [9 с 18-24]. 

    1. Порядок исчисления ЕСН

           Налогоплательщики при исчислении ЕСН применяются регрессивные ставки, установленные ст.241 налогового кодекса РФ, и при исчислении страховых взносов.  Единый социальный налог (ЕСН) считается одним из наиболее сложных для исчисления налогов.

          В соответствии с п.4 и 5 ст.8 Закона №212- ФЗ база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Указанная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

      Тарифы страховых взносов установлены ст.12 Закона №212-ФЗ :

   ПФР – 26%;

   ФСС РФ – 2,9%;

   ФФОМС – 2,1%;

   ТФОМС – 3%.

           Однако указанные тарифы будут действовать только  с 2011 г. ( с момента вступления в силу части 2 ст. 12 Закона № 212- ФЗ ).

            В течение 2010 года будут применяться пониженные (по сравнению с основными) тарифы:

      ПФР – 20%;

     ФСС РФ – 2,9%;

     ФФОМС – 1,1%;

     ТФОМС – 2,0%.

          Таким образом, фактически сохранены ставки налогообложения по ЕСН, действовавшие в 2009 году.

         Тем не менее для некоторых групп плательщиков страховых взносов нагрузка (аналогичная налоговой нагрузке) все-таки увеличится. Это произойдет за счет того, что отменяются регрессивные ставки налогообложения (тарифы страховых взносов).

     Более наглядное изменение налоговой нагрузки можно представить в следующем виде (таблица 1)

Таблица 1

База  для начисления ЕСН или взносов, руб. Среднемесячный

доход застрахованного лица, руб.

Сумма страховых взносов в 2010 г., руб. Эффективная ставка, % Сумма ЕСН в 2009 г., руб. Эффективная ставка, % Разница  в сумме взносов и ЕСН (за год.) руб. Разница в эффективной ставке, %
240000 20000 62400 26,00 62400 26,00 0 0,00
280000 23333 72800 26,00 72800 26,00 0 0,00
300000 25000 78000 26,00 74800 24,93 3200 1,07
360000 30000 93600 26,00 80800 22,44 12800 3,56
415000 34583 107900 26,00 86300 20,80 21600 5,20
420000 35000 107900 25,69 86800 20,67 21100 5,02
480000 40000 107900 22,48 92800 19,33 15100 3,15
540000 45000 107900 19,98 98800 18,30 9100 1,69
600000 50000 107900 17,98 104800 17,47 3100 0,52
660000 55000 107900 16,35 106000 16,06 1900 0,29
720000 60000 107900 14,99 107200 14,89 700 0,10
755000 62917 107900 14,29 107900 14,29 0 0,00
780000 65000 107900 13,83 108400 13,90 -500 -0,06
 

        Нетрудно убедиться в следующем: фактическое повышение сумм страховых взносов ( по сравнению с суммами ЕСН) начнется с расчетной базы, равной 280000 руб., что соответствует  заработной плате застрахованных лиц в размере 23333 руб. в месяц.  При ежегодном размере выплат в 415000 руб. (месячные доходы- 34583 руб.) увеличение платежей достигнет максимума. Снижение налоговой нагрузки смогут почувствовать только те хозяйствующие субъекты, в которых размер выплат физическим лицам превысит 755000 руб. в год (62917 руб. в месяц). С высокой степенью  можно предложить, что уменьшение общего размера платежей будет иметь место в незначительном количестве организаций. Более существенное увеличение платежей в государственные внебюджетные фонды  произойдет в 2011 году  ( таблица 2). 

Таблица 2

База  для начисления ЕСН или взносов ,руб. Среднемесячный доход застрахованного лица .руб. Сумма страховых взносов в 2011 г., руб.* Эффективная ставка, % Сумма ЕСН в 2009 г., руб. Эффективная ставка, % Разница  в сумме взносов и ЕСН (за год.) руб. Увеличение  эффективной ставки, %
240000 20000 81600 34,00 62400 26,00 19200 8,00
280000 23333 95200 34,00 72800 26,00 22400 8,00
300000 25000 102000 34,00 74800 24,93 27200 9,07
360000 30000 122400 34,00 80800 22,44 41600 11,56
415000 34583 141100 34,00 86300 20,80 54800 13,20
420000 35000 141100 33,60 86800 20,67 54300 12,93
480000 40000 141100 29,40 92800 19,33 48300 10,06
540000 45000 141100 26,13 98800 18,30 42300 7,83
600000 50000 141100 23,52 104800 17,47 36300 6,05
660000 55000 141100 21,38 106000 16,06 35100 5,32
720000 60000 141100 19,60 107200 14,89 33900 4,71
960000 80000 141100 14,70 112000 11,67 29100 3,03
1080000 90000 141100 13,06 114400 10,59 26700 2,47
1200000 100000 141100 11,76 116800 9,73 24300 2,03
….              
2410000 200833 141100 5,85 141000 5,85 100 0,00
 

      *Сумма страховых взносов определена условно, исходя из предположения, что в 2011 году будет применяться тот же предельный размер базы для исчисления страховых взносов- 415000 руб. в год на каждого работника.

          Из представленных данных следует, что уровень налоговой нагрузки 2009 года подавляющим большинством  плательщиков страховых взносов вряд ли может быть достигнут в ближайшей перспективе. С ежегодной индексацией предельного размера базы для расчета страховых взносов разрыв в размере эффективной ставки (по сравнению с 2009 годом) будет только нарастать.

         Для налогоплательщиков-работодателей (за исключением физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) объектом налогообложения определены выплаты и другие вознаграждения, начисляемые указанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

          В связи со сложностью исчисления у многих налогоплательщиков возникают затруднения при определении объекта налогообложения, налоговой базы, применении ставок этого налога. Поэтому могут быть допущены ошибки, которые налогоплательщик должен исправить посредством представления согласно ст.81 НК РФ корректирующей отчетности с уточнением всех изменений и дополнений. [14 c.22-29]

           В соответствии с налоговым законодательством и законодательством об обязательном пенсионном страховании налоговые органы в установленном порядке проводят как выездные проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и камеральные проверки отчетности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхования (включая расчеты по авансовым платежам, представляемые организациями, производящими выплаты физическим лицам). Задача налогоплательщика до проведения такой проверки - уточнить все показатели, связанные с исчислением ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, максимально уменьшить количество допущенных ошибок при составлении как бухгалтерской, так и налоговой отчетности [11 c.12-16].

          Если же налогоплательщик производил выплаты в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не подлежащих страхованию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, то налоговая база по ЕСН будет превышать базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму таких выплат [8 c.80-87].

          Далее при выверке налоговой базы по ЕСН налогоплательщикам следует уточнить применявшийся налоговый режим.

          Если налогоплательщик применял только специальные налоговые режимы, то он не должен уплачивать ЕСН и не должен представлять отчетность по нему в налоговый орган.

          Если налогоплательщик применяет специальные налоговые режимы и одновременно осуществляет виды деятельности, облагаемые согласно общему режиму налогообложения, то он должен уточнить, все ли показатели в декларации по ЕСН отражены в части, в какой они относятся к видам деятельности, облагаемым согласно общему режиму налогообложения. Налоговая база по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, должна быть у таких налогоплательщиков меньше базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, облагаемым согласно специальным налоговым режимам.

           Если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления ЕСН сумма таких выплат налогоплательщиком может быть определена пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, облагаемых согласно общему режиму налогообложения, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности; при этом расчет производится ежемесячно.

          В настоящее время налогоплательщики пользуются различными методами определения таких выплат [8 с80-87].

         В целях упрощения расчетов и избежание ошибок для определения налоговой базы по ЕСН в отношении таких работников налогоплательщик может производить начисления выплат фиксировано по каждому виду деятельности [1].

          Затем необходимо обратить внимание на правильность расчета налоговой базы в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации (фонд социального страхования РФ). В силу п.3 ст.238 НК РФ налоговая база по ЕСН, зачисляемому в фонд социального страхования РФ, меньше налоговой базы по этому налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования на суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

         В отдельных случаях налогоплательщики, не относящиеся к организациям, указанным в п.2 ст.245 НК РФ, ошибочно занижают налоговую базу на суммы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с п.2 ст.245 Кодекса [7 c.96].

          Такие показатели отражаются в отчетности о ЕСН справочно-отдельной строкой.

           Если налогоплательщик включил в такую строку суммы, не относящиеся к денежному, довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению, то он должен исключить их из данной строки, увеличить на такие суммы налоговую базу по ЕСН и пересчитать сумму налога.

          В соответствии с нормами главы 24 НК РФ налогоплательщик должен исчислить с выплат в пользу физических лиц ЕСН. При этом он должен восстановить показатели индивидуальных и сводных карточек по таким выплатам и представить в налоговый орган скорректированную отчетность по ЕСН за все периоды [7 c.96].

           Следует иметь в виду, что действие п.3 ст.236 НК РФ не распространяется на выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам. Суммы таких выплат подлежат обложению ЕСН, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование [13 c. 51-54].

           Суммы среднего заработка, выплаченные организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета. Они не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, а это означает, что они не являются объектом обложения ЕСН (10).

           Но не все выплаты, производимые работодателем за выполнение работ (оказание услуг) по трудовым договорам за счет средств федерального бюджета, не облагаются ЕСН. Так, например, материальная помощь, выплачиваемая работникам бюджетными организациями (за исключением случаев, указанных в ст.238 НК РФ), подлежит обложению ЕСН.

          В налоговую базу по ЕСН не включаются выплаты, не связанные с трудовыми, гражданско-правовыми и авторскими договорами.

          Правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности одинаковы для всех категорий налогоплательщиков.

           Не допускается оплачивать стоимость проезда работников одной суммой независимо от количества перевозимых сотрудников и учитывать ее в целях обложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование одной суммой.

           В этом случае налогоплательщик нарушает требования п.4 ст.243 НК РФ, согласно которому он обязан вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, сумм ЕСН, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

           При осуществлении выплат по договорам гражданско-правового характера в некоторых случаях налогоплательщики оплачивают (возмещают) физическим лицам, кроме обозначенного в договорах вознаграждения за выполнение работ или оказание услуг, стоимость проезда, проживания в гостиницах и другие расходы, связанные с выполнением работ по заключенным договорам. На основании п.1 ст.237 НК РФ такие расходы учитываются в налоговой базе по ЕСН вместе с остальной частью вознаграждения.

         У налогоплательщиков вызывает определенные сложности обложение ЕСН компенсационных выплат, предоставляемых работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

         Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.

           Подпунктом 9 п.1 ст.238 НК РФ установлено, что не подлежит обложению ЕСН стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим проживающим в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами, контрактами и (или) коллективными договорами.

         Лица, работающие в организациях, финансируемых и федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

         Размер, условия и порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.

          Гарантии медицинского обслуживания работников, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами.

Замена ЕСН на страховые взносы