Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СРЕДСТВА  РАЗВИТИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
1. Понятие  художественного творчества 
2. Особенности  художественного творчества дошкольников 
3. Основные  условия и средства развития  художественного творчества  детей дошкольного возраста
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ  ЗАНЯТИЯ  АППЛИКАЦИЕЙ  ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Развитие  личности ребенка средствами  аппликации 
2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
3. Содержание  работы по аппликации в разных  возрастных группах 
4. Материалы  и оборудование по аппликации
5. Занимательные  занятия  интегрированного характера  по аппликации
6. Развитие  творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

     Каждый  вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

     В современных педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость  занятий изобразительным творчеством  для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

     В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.  Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

     Значение  занятий аппликацией в том  числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников  исторически и научно доказано. В  результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

          - развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

     Сегодня есть выбор вариантов художественного  дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы  и требуют теоретической  и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

           Из всего этого  вытекает гипотеза: развитию художественного  творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

           Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

  1. Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
  2. Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
  3. Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
  4. Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

     Объектом  исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно  – творческая деятельность.

     Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в  старшем дошкольном возрасте.

 

      Глава I. СРЕДСТВА  РАЗВИТИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА 

     1. Понятие художественного  творчества 

     Творчество  рассматривается учеными как  человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

     Творчество  в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

     Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л .С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

     Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

     . 

     2. Особенности художественного  творчества дошкольников 

     Творчество  дошкольника имеет свои особенности.

     Дети  делают множество открытий и создают  интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж. Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

     При этом процесс создания продукта для  дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О. А.  Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

     Для взрослого человека начало решения  проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

     Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

     В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э. В. Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

     Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э. В. Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина). 

     3. Основные условия  и средства развития  художественного  творчества  детей  дошкольного возраста 

     Истоки  творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

     А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

     Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

     Формирование  психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

     Одно  из условий проявления творчества в  художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

     Цель  сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.  
 

 

      Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     1. Развитие личности  ребенка средствами  аппликации 

     В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как  рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

     Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники  знакомятся с названиями и признаками простейших     геометрических     форм,     получают     представление     о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

     В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется  художественный вкус. Им не надо самим  составлять цвета или закрашивать  формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

     Выполнение  аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации  движений. Ребенок учится владеть  ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. 
 
 
 

     2. Понятие «аппликация», ее виды и технические  приемы 

     Аппликация - наиболее простой и доступный  способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

     Аппликация  может быть предметной, состоящей  из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек  и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

     Индивидуальные  и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято  подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.

     В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

     На  начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных  воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.

     По  мере освоения приемов вырезания  средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут  изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

           Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

     - вырезать  предметы,  показать их различия  по  величине  при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

     - выделить основные предметы, главных  действующих лиц, связать их  с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

  • передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  • расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
  • подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

     В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит  творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.

     Многообразие  окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях  различных сюжетов.

     Сюжеты  аппликаций могут трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень».

     Дети  старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе  группе эта тема может найти еще  более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в  теплые края» и т.д.

     Декоративная  аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами. 

     3. Содержание работы  по аппликации  в разных возрастных  группах 

     В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

  1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
  2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
  4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
  5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

           Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

     Приобщение  к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

  1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, 
    блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.
  2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
  4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
  5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

     Содержание  работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

     Выполняя  отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

     Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.

     Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

     Действия  детей с бумагой постепенно усложняются.

     Первые  пробы преобразования материала  не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют  в замысливании изображения, но уже  на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные  задачи:

  1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
  2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
  3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

     Учить технике намазывания бумажных деталей  клеем: по контуру «обрисовывая»  кисточкой с клеем ее края.

  1. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

     5. Воспитывать у дошкольников художественный  вкус.

     В средней группе решаются более сложные задачи:

  1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
  2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
  3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
  4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

     В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

     Детей четырех-пяти лет можно учить  аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.

Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста