Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного  возраста

Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Воспитатель – главное действующее лицо педагогического  процесса в дошкольном образовательном  учреждении (ДОУ). Профессиональные и  личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

    По  своей структуре суточный режим  для младших дошкольников строится на принципах: учет возрастных особенностей детей, ритмичность проведения режимных моментов, одноразовый дневной сон, 4-разовое кормление, игры, занятия, прогулка. В режим детского сада входят различные виды деятельности детей: бытовая, игровая, учебная и трудовая. В младших группах больше времени отводится на выполнение процессов кормления, сна, гигиенического ухода, а в группах старшего возраста увеличивается время на другие виды деятельности — игру, труд, занятия.

    Много времени отводится  игре — до и после завтрака, в перерывах между занятиями, после дневного сна, во время дневной и вечерней прогулки. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

    Реализация  личностно – ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою, природу, свой мир.  Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия. 

    Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных процессов, в частности прогулки.

    Вот почему вопросы организации прогулки в детском саду, реализации ее воспитательного и образовательного потенциала актуализируются в данной работе.

    Цель данной работы: рассмотреть возможности организации развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста на прогулке.

    Объект  исследования: процесс организации  и проведения прогулки как обязательного  режимного момента в детском  саду.

    Предмет исследования: особенности организации  занятий во время прогулки с младшими дошкольниками.

    Задачи:

- изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть  особенности прогулки как режимного  момента в детском саду и  его образовательные возможности;

- привести  примеры планирования занятий  во время прогулки познавательного и развивающего характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы организации занятий на прогулке с детьми младшего школьного возраста

    1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей  младшего 

    дошкольного возраста

    Дошкольный  возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

    Рамки семьи стремительно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок  открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

    Он  испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Стремится к самостоятельности.

    Из  этого противоречия рождается ролевая  игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Изменяется  место ребенка в системе отношений (уже не является центром всей семьи), развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

    Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.

    В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей  и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

    Жизнь в игре происходит в форме представлений, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

    Игра  способствует становлению не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

    В игре развивается мотивационно-потребностная  сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

    Происходят  качественные изменения в психике  ребёнка - центральное новообразование: новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

    Рассмотрим  лсобенности развития познавательной сферы.

    Мышление в дошкольном возрасте характеризует переход от наглядно-действенного к наглядно- образному и в конце периода к словесному мышлению.

    Дошкольник  образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Поэтому ребенок легко фантазирует, на занятиях легко “превращается” в гномика, игрушку, сказочного героя.

    Складываются  предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

    Возникают попытки объяснить явления и  процессы. Детские вопросы выступают показателем любознательности.

    На  умственное развитие ребенка дошкольного  возраста постоянное влияние оказывают  игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений  ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

    Развитие  речи, её становление влияет на восприятие, внимание ребенка.

    Постепенно язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык для ребенка становится действительно родным.

    Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники  начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Если к этому периоду остались проблемы с речью, то обязательно в школе будут проблемы с русским языком.

    Интенсивно  растет словарный запас ребенка. Телевизор мешает его развитию.

    Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерность: строение слова, построение фразы.

    Ребенок усваивает грамматические формы  языка и приобретает большой  активный словарь, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.

    Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

    речь  отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

    появляются  связные формы речи, возрастает её выразительность;

    ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом;

    ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания;

    речь  превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы.

    Восприятие  становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

    В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств и признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

    В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

    восприятие  превращается в особую познавательную деятельность;

    зрительное  восприятие становится одним из ведущих;

    воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами;

    совершенствуется  умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.

    Внимание. В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

    В этом возрасте:

    значительно возрастает концентрация, объем и  устойчивость внимания;

    складываются  элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием);

    внимание  становится опосредованным;

    внимание  связано с интересами ребенка  к деятельности;

    появляются  элементы послепроизвольного внимания.

    Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

    У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

    Память, все больше объединяясь с речью  и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

    Память  дошкольника, несмотря на ее видимое  внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

    Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной формах деятельности.

    Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

    Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре  для создания образов.

    К концу дошкольного периода воображение ребенка становится управляемым.

    Эмоциональная сфера - это один из важнейших компонентов в развитии личности ребенка.

    Для дошкольного детства характерна, в целом, спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

    Остановимся более подробно на важности развития эмоциональной стороны. Ведь именно благодаря эмоциям происходит становление “человеческого в человеке”.

    1. Пятимерный мир и предметное сознание.

    А.Н. Леонтьев первым обратил внимание на то, что животные живут в четырехмерном  мире (трехмерное пространство и время). Развитие ребенка от рождения до 2,5 – 3 лет совпадает с процессом  порождения пятимерного мира в нем. Это порождение предметного мира и составляет суть самого развития. Примерно с 3 лет сознание из предметного становится смысловым.

    2. Шестимерный мир и смысловое  сознание.

    Без значений нет предметов, без смыслов  предметный мир не может стать  реальностью. Эмоции обеспечивают прохождение в сознание тех предметов мира, которые имеют для человека ценность и смысл. Поэтом человек видит то, что ему надо. (Родителям предлагается ответить на вопрос, какие входные двери учреждения. Как правило, не отвечают). Именно в эмоциях лежит механизм, обеспечивающий устойчивость многомерного мира человека. В основе перехода ребенка от предметного сознания к смысловому лежит его деятельность и деятельность посредников (взрослых), устанавливающих мост между ребенком и культурой. Ребенок может сам решать задачи на “смысл”. Может сам приписывать такой смысл предметам, которого они не имеют (палочка – как лошадка). Л.С. Выготский отмечал, что уже первые вопросы ребенка никогда не являются вопросами о названии предметов, это всегда вопросы об их смысле. (Приводятся примеры общения с маленькими детьми и какие ошибки наиболее типичны. Особое внимание уделяется искажению взрослыми слов – “лампочка – чик-чик” и т.п.) Вспомните именно этот период вашего общения с ребенком. Как вы его строили?

    Необходимо понимать закономерную цепочку: есть эмоции – есть мысли – активность – в основе активности познавательный интерес – значит есть мотив.

    Развитие  мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности.

    Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок  сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

    Регулировать  свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, детей).

    Сначала ребенку нужно, чтобы кто-нибудь был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно и импульсивно. Затем, по мере развития представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

    В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

    В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка.

     1.2 Организация и методика проведения прогулки в детском саду

    Прогулка - режимный момент, которой предшествует подготовка к ней. Для педагога важно правильно организовать сбор детей на прогулку, ведь навыком одеться без помощи взрослого, особенно в младших группах обладают немногие дети, и в задачи воспитателя входит научить их этому за достаточно короткое время, при этом, не нарушая, эмоционального климата в группе. Педагогу приходится помогать, подсказывать, объяснять. Одновременно педагог наблюдает за навыками и самостоятельностью детей. Основная задача этого режимного момента – научить детей организовывать свою деятельность. Как правило, данный режимный момент проходит достаточно шумно и требует от воспитателя не только сильного, выносливого голоса, но и хорошего распределения и переключения внимания, а также умения организовать детский коллектив, что создает дополнительное психофизиологическое напряжение.

    Прогулка  – непременная составляющая часть  режима дня в детском саду. Режим дня ДОУ предусматривает две прогулки (утром и после полдника), продолжительность которых варьируется в зависимости от возраста детей от 1,5 часов в ясельных группах до 3х часов в старших.

    Умело построенная прогулка имеет для  педагога важную диагностическую и воспитательную функцию. Ведь именно здесь дети, не скованные рамками группы и занятия, проявляют свою непосредственность, свои скрытые качества характера, а иногда и свои способности. На прогулке педагог проводит подвижные игры, сопровождаемые кричалками, загадками, потешками, а также наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, обстановкой на участке. Воспитатель использует рассказ или беседу, что требует от него постоянное сочетание речи и движений, а голосовая нагрузка многократно усиливается тем, что работать приходится на свежем воздухе.

    На  прогулке проходят и самостоятельные игры детей, однако в группе, как правило, есть ребята, которые не способны играть с коллективом сверстников. Задача воспитателя здесь заключается в том, чтобы частично изолировать таких детей от сформировавшегося игрового коллектива и переключить их на какую-либо другую деятельность. По окончанию прогулки воспитатель напоминает детям простые правила поведения, строит их и отводит в группу. Таким образом, время прогулки – время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, так как работать приходится на свежем воздухе, постоянно сочетая речь и движения; а психоэмоциональное напряжение увеличивается за счет большей свободы и вольности детей.

     Пребывание  детей на свежем воздухе имеет  большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

     На  прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

     Прогулка  способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

     Прогулки  дают возможность решать задачи нравственного  воспитания.  Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

     Малыши  трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них  воспитывается трудолюбие, любовь и  бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика —все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

     Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания. детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

     Для осуществления задач всестороннего  развития создаётся участок на территории  детского сада    для организации  разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

     На  участке должно быть оборудование для  развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.

     Помимо  игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

     В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

     Подготовка  Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

     Одевание  детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

     Воспитатель должен научить детей одеваться  и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и. раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

     Когда большинство детей оденется, воспитатель  выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

     Содержание  детей на прогулке зависит от времени  года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

     Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

     Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

     Игры  с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

     Во  время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, ,кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста