Занятия в секции баскетбола

содержание 

    Введение………………………………………………………..................3

    глава 1. ЛИТЕРАТУРный ОБЗОР ……………………………….…….6

    1.1 Характеристика баскетбола, как  средства физического воспитания...6

    1.2. Анатомо-физиологические особенности  учащихся среднего

    школьного возраста………………………………………………………….7

    1.3. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе……...11

    глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….15

    2.1. Цели и задачи исследования……………………………………...…..15

    2.2. Методы исследования…………………………………………………15

    2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы

    2.2.2. Тестирование физической подготовленности

    2.2.3. Тестирование физической работоспособности

    2.2.4. Изучение текущей заболеваемости

    2.2.5. Педагогический эксперимент

    2.2.6. Методы математической статистики

    2.3. Организация исследования………………………..…………………..21

    Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...23

    выводы…………………………………………………………………...29

    практические  рекомендации…………………………………...30

    Список  использованных источников……………................31

    Приложения………………………………………………….................34 
 

 

Введение 

       Непрерывное изменение условий жизни требует постоянного совершенствования педагогического процесса и поиска новых подходов в физическом воспитании – деле укрепления здоровья, и приоритет здесь принадлежит разработке новых методик воспитания физических качеств.

       В свою очередь, закономерности развития детей среднего школьного возраста, их функциональные и психические особенности указывают на специфическую интерпретацию образовательного процесса и, в соответствии с педагогическими принципами, по мере возможности обеспечения его игровой направленности. Незаменимым средством физического воспитания в этом отношении выступают спортивные игры. Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей республике. Характерной чертой этой игры является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, стоящих на пути достижения цели. Кроме того, в баскетболе закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, приобретенные на занятиях и в процессе жизнедеятельности вообще.

       Занимаясь на внеклассных занятиях в секции баскетбола учащиеся усваивают правильные понятия технических и тактических действий игры в баскетбол. Закрепляют знания о деятельности команды в целом. Играя в баскетбол, учащиеся усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатываются смелость и воля к победе, сообразительность. Педагогическая ценность игры в баскетбол заключается в том, что она оказывает комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.

       Актуальность  темы настоящей работы заключается в том, что современные условия жизни требуют от человека высокого уровня развития физических качеств и физической подготовленности. На внеклассных занятиях в секции баскетбола у учащихся формируются специфические способности, имеющие непосредственное жизненное и профессиональное значение. особое внимание принадлежит повышению уровня физической подготовленности учащихся 12-13 лет. Характерной особенностью учащихся данной возрастной группы является физиологическая предрасположенность к значительному приросту физической подготовленности. Это ставит перед педагогом по физической культуре массовой школы задачи по  повышению уровня физической подготовленности и физической работоспособности в целом. Однако, в соответствии исторической и социальной трансформацией общества, возникновении новых сторон системы физического воспитания и ее взаимодействия в обществе, необходим пересмотр существующих методик обучения игре в баскетбол, проверки их эффективности на современном этапе физического воспитания.

       Исходя  из актуальности темы, целью курсовой работы является совершенствование методики физической подготовленности учащихся 1213 лет на внеклассных занятиях в секции баскетбола.

       Цель  достигается путем решения следующих  задач:

  1. Разработать методику секционных занятий по баскетболу для мальчиков.
  2. Выявить особенности физического состояния учащихся.
  3. Обосновать целесообразность применения экспериментальной методики секционных занятий.

       Объект  исследования – учащиеся 12-13 лет.

       Предмет исследования – уровень физической подготовленности и работоспособности и текущей заболеваемости учащихся 12-13 лет, занимающихся баскетболом.

       Гипотеза  исследования. Предполагалось, что разработанная нами методика секционных занятий баскетболом позволит наиболее эффективно повысить уровень физической подготовленности у учащихся 12-13 лет (мальчики).

       Практическая  значимость. Выявленные в процессе исследования данные о высокой эффективности занятий в секции баскетбола могут найти применение у практической деятельности преподавателей физической культуры, тренеров ДЮСШ и социальных работников общеобразовательных школ. Данные результаты исследования могут быть использованы в организации и проведении внеклассных занятий с учащимися среднего школьного возраста, с целью расширения физкультурного резерва адаптационных возможностей организма, повышения уровня работоспособности и укрепления здоровья в целом.

       Структура работы. Курсовая состоит из введения списка использованных источников, изложена на 38 страницах. 
 
 
 

 

Глава 1. литературный обзор 

1.1 Характеристика  баскетбола, как средства 

физического воспитания 

       Баскетбол – одна из самых популярных игр  в нашей стране. Для нее характерны разнообразные  движения, ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве СС соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

       Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое  значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

       Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

       В системе народного образования  баскетбол включен в программу  физического воспитания дошкольников, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

       Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, детских спортивных школ.

       Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в ДЮСШ.

       Многолетнее обучение детей требует учета  особенностей их возрастного развития и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

       Одна  из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность и деятельность учеников на уроке, но и уметь организовать работу на  внеклассных занятиях. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.

       Разнообразие  технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культурой. 

1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся

среднего  школьного возраста 

       Глубокое  знание физиологических особенностей детей в различные возрастные периоды необходимо каждому учителю физической культуры для правильной организации учебной и воспитательной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе.

       С самого рождения развитие организма происходит неравномерно. Разница между отдельными этапами периодами жизни сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

       Говоря  о росте и развитии в процессе онтогенеза необходимо выделить основные закономерности индивидуального развития. Одним из является гетерохронность развития. Рост и развитие всех органов и функциональных систем происходит не одновременно и неравномерно. Анохин писал: «Гетерохронность является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного» [20, с. 45].

       И.А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц», позволяющее понять не только специфические особенности физических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменения и преобразования в деятельности кардиореспираторной системы в ходе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры [34, с. 52].

       А.А. Маркосян к основным закономерностям индивидуально развития относит и надежность биологических систем. Это такой уровень регулирования и соотношения элементов физиологического процесса, который обеспечивает оптимальную деятельность организма и его систем с мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды [30, с. 52].

       Рассматривая  физиологические особенности детей  среднего школьного возраста, необходимо отметить, что этот возраст является кризисным. Он связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Кроме того, данный возраст характеризуется интенсивным соматическим развитием.

       В период полового созревания (11-15 лет) происходит значительное увеличение скорости роста, называемое пубертатным скачком роста. Это одно из характерных и значительных проявлений общей тенденции развития [24, с. 45].

       Если  говорить о конкретных функциональных системах организма детей среднего школьного возраста, то следует отметить, что рост и развитие их происходит неравномерно. Так, опорно-двигательный аппарат, а в частности позвоночник, еще не до конца сформирован. В среднем школьном возрасте, как и в младшем, из-за большой подвижности позвоночного столба нередки случаи деформации нормальных его изгибов. И это необходимо учитывать при занятиях детей физическими упражнениями. Поднятие чрезмерно больших тяжестей могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов [19, с. 52].

       Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, к 10-13 годам – запястья и пястья. В переход с 10 до 12 лет происходит интенсивное формирование костей таза [29, с. 53]. В 10 лет наблюдается преобладание роста переднего отдела черепа (в сторону лба) над затылочным и другими его отделами. В этом возрасте емкость черепа составляет около 1300 см3 (по сравнению у взрослого – 1500-1700 см3). С 13-14 лет начинают энергично расти кости лицевого отдела черепа во всех направлениях, преобладая над мозговым. К этому возрасту почти все кости черепа срастаются между собой [34, с. 30]. К 13-14 годам у девочек и 13-15 годам у мальчиков происходит утолщение и пневматизация костей черепа, образование воздухоносных полостей, что ведет к увеличению прочности черепа [34, с. 53].

       Особенно  интенсивно в период полового созревания растет грудная клетка. Уже к 12-13 годам грудная клетка принимает  черты взрослого, отличаясь только размером.

       В подростковом возрасте наблюдаются  высокие темпы прироста мышечной массы. Отношение веса мышц к весу тела в 12 лет составляет 29,4 %, а к 15 годам вес мышц увеличивается до 32,6 %. В возрасте 12-15 лет развиваются все мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела [34].

       У детей к 12-13-летнему возрасту созревают  центры двигательного анализатора, поэтому основные двигательные функции у них достигают высокой степени совершенства. Показатели функций зрелости нервно-мышечного аппарата (возбудимость и лабильность) уже к 10 годам приближаются к уровню взрослых людей. В 9-11-летнем возрасте близким к показателям взрослых становится скрытое время двигательной реакции в движении кисти, а к 13-14 годам – в движениях плеча, бедра, голени и стопы [20, с. 49].

       В системе дыхания также происходят значительные изменения. частота дыхания у 12-летних школьников составляет 18 движений в минуту. Минутная вентиляция легких (или МПК) составляет 7000-9000 мл, по сравнению с тем же показателем у взрослых – 5000-8000 мл. Таким образом, у учеников 6-7 кл. наблюдается большая минутная вентиляция легких, чем у взрослых. Дыхательный объем в этом возрасте составляет около 260 мл, а ЖЗЛ – 2100 мл. С 10-летнего возраста начинают проявляться половые особенности дыхания: у девочек закрепляется грудной тип дыхания, у мальчиков – диафрагмальный [34, с. 46].

       У школьников 11-15 лет происходит глубокая перестройка организма. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, и в частности половых, проявляются вторичные половые признаки. В этом возрасте наблюдается заметное ослабление функций активности коры головного мозга: речь и ответы на вопросы замедляются, словарный запас обедняется. Установлено, что скорость образования условных рефлексов на зрительные, слуховые и др. раздражители повышается, в то время как процесс образования условных связей на словесные сигналы и запоминания затрудняется. В этот период происходят бурные, неравномерные процессы роста внутренних органов. Особенно сильное влияние на состояние вегетативной НС оказывают эндокринные железы, что проявляется в повышенной возбудимости, раздражительности, обидчивости; возникают головные боли, головокружения, бессонница и др. Особенно тяжело этот период протекает у девочек. Поэтому у подростков в этом возрасте легко и быстро развивается утомление при умственных и физических нагрузках.

       Таким образом, анализ научно-методической литературы показал, что в подростковом возрасте специфика функционирования организма  в большей мере определяется степенью полового развития, чем календарным возрастом. Отсюда очевидно, что школьники в этом возрасте особенно нуждаются в индивидуальном подходе к выбору объема, интенсивности и преимущественной направленности физических нагрузок, используемых для улучшения функционального состояния и укрепления здоровья данного возрастного контингента. 

       1.3. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе 

       С каждым годом увеличивается число  учащихся страдающих хроническими заболеваниями, освобожденных от занятий физической культурой и спортом. Здоровый образ жизни обуславливается включенностью детей в систематические занятия физкультурой. Чтобы успешно решить задачу внедрения здорового образа жизни в быт детей и подростков, необходимо обеспечить им необходимый минимум двигательной активности через систему внеклассных занятий физической культурой и спортом с оздоровительной направленностью.

       Цель  внеклассных форм занятий состоит  в том, что на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей. нравственных качеств, приобщить детей к регулярным занятиям физической культурой [16].

       Основными задачами внеклассной оздоровительной  работы являются:

  1. Укрепление здоровья занимающихся.
  2. Развитие морфофункциональных возможностей организма учащихся на основе всесторонней физической подготовки.
  3. Развитие и совершенствование основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков.
  4. Изучение теоретических основ физического воспитания.
  5. Формирование у школьников сознательного отношения и потребности в систематических занятиях различными формами физической культуры и спорта.
  6. Обучение основ техники и тактики видов спорта [23, с. 36].

       Основными формами внеклассной оздоровительной спортивно -массовой работы являются занятия в спортивных секциях, группах общей физической подготовки, группах оздоровительной физической культуры, группах ритмики, подвижных игр - для детей младшего школьного возраста. Для подростков в школах предусмотрена работа танцевальных кружков, спортивных секций по видам спорта.

       Спортивные  секции по видам спорта создаются  с учетом спортивной базы и специализации учителя физической культуры. К занятиям допускаются учащиеся основной медицинской группы. Формирование групп осуществляется по классам, а также на основании комплексной оценки общей физической подготовленности учащихся, исходя из результатов выполнения контрольных нормативов [2, с. 13].

       Содержание  занятий в секциях определено комплексной программой. Занятия проводятся 2,3 раза в неделю по расписанию, утвержденном директором и имеют продолжительность 45-90 минут. Большое значение имеет организация и планирование учебно-тренировочного процесса.

       В перспективный план включаются важнейшие  данные, опираясь на которые можно правильно составлять годичные планы. Основные разделы плана - краткая характеристика группы, цель и основные задачи многолетней тренировки, этапы подготовки и основные задачи по этапам, спортивно - технические показатели и контрольные нормативы, педагогический и врачебный контроль.

       Для оценки уровня развития двигательных качеств учитываются результаты сдачи нормативов школьной программы и систематически применяются контрольные испытания, которые позволяют учителю накопить данные, на основании которых можно установить нормативные требования. Такой контроль дает возможность более успешно осуществлять перспективное планирование [4, с. 62].

       Аналогично  спортивным секциям для учащихся организуются группы общей физической подготовки. Основной задачей является повышение уровня физического развития и подготовленности школьников путем использования различных физических упражнений и закаливающих процедур. В такие занятия могут вовлекаться учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Группы ОФП организуются для детей, еще не подготовленных для занятий в спортивных секциях. Создаются для желающих улучшить физическую подготовленность с целью успешного овладения материалом учебной программы по физической культуре, а также для желающих совершенствоваться в каком-нибудь виде спорта, но еще не выбравших специализацию. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 45-60 минут. Общее руководство осуществляет учитель физической культуры. Могут привлекаться инструкторы общественники из числа учащихся. Здесь же решаются задачи обучения жизненно важным двигательным умениям и навыкам и разностороннее развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости [32, с. 27].

       Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной выполняет подчиненное значение, обогащая последнюю специальным содержанием и разнообразием форм направленного использования физической культуры.

       Внеклассная работа имеет специфические организационно методические особенности:

  • внеклассная работа строится на добровольных началах;
  • содержание и формы организации занимающихся определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы. Учащимся предоставляется возможность широкого выбора форм и видов занятий, в соответствии с их желаниями и способностями;
  • внеклассная работа строится на основе широкой общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, учителей физической культуры;
  • педагогическое руководство приобретает инструктивно - методический и консультативно - рекомендательный характер, тем самым стимулируя проявление творческой инициативы учащихся [30, с. 18].

       Таким образом, внеклассные оздоровительные занятия в режиме для школьника являются необходимым условием для нормальной жизнедеятельности. Они носят оздоровительный, образовательный и воспитательный характер. Главной задачей является привлечение детей к систематическим, регулярным занятиям физической культурой и спортом.

 

глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1. Цели  и задачи исследования 

       Целью нашего исследования является экспериментально обосновать эффективность применения занятий по баскетболу различной кратности на физическую подготовленность учащихся 12-13 лет (мальчики).

       Задачи:

    1. Разработать методику секционных занятий для мальчиков.
    2. Выявить особенности физического состояния учащихся.
    3. Обосновать целесообразность применения экспериментальной методики секционных занятий.
    4. Выявить эффективность воздействия экспериментальных занятий баскетболом на показатели текущей заболеваемости.
 

2.2. Методы  исследования 

       Цель  и задачи настоящего исследования решались с помощью применения общепринятых научных методов исследования:

    1. Анализа и обобщения научно-методической литературы.
    2. Тестирование физической подготовленности.
    3. Тестирование физической работоспособности.
    4. Изучение текущей заболеваемости.
    5. Педагогический эксперимент.
    6. Методы математической статистики.
 

       2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической  литературы

       Анализировалась литература, посвященная изучению анатомо-физиологических особенностей детей 12-13 лет. Изучались также литературные источники, содержащие материалы об особенностях физического развития при занятиях спортом и влияния внеклассных занятий в секции баскетбола на физическую подготовленность. Изучение литературы позволило создать представление о состоянии изучаемой проблемы. Проведенный анализ показал, что влияние секционных занятий по баскетболу на физическую подготовленность учащихся среднего школьного возраста остается недостаточно изученным. И в то же время работа с литературными источниками подтвердила актуальность данной темы исследования и позволила сформировать цель и задачи исследования. 

       2.2.2. Тестирование физической подготовленности

       Проводилось до и после эксперимента. Применялись  следующие тесты: наклон вперед из положения сидя, челночный бег 4х9 м, прыжок в длину с места, бег 1300 м, подтягивание.

       Наклон  вперед из положения сидя

       Тест  предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

       Методика  выполнения. Исходное положение: сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см, руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), а затем четвертый наклон – основной. Это положение испытуемый должен фиксировать не менее 2 сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точность до 1 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой и со знаком минус (-), если пальцы достали до нее.

Занятия в секции баскетбола