Занятости население и ее виды

Введение

     Производительный  труд и занятость являются центральными элементами развития, а также элементами, определяющими характер человеческой личности. Стабильный экономический  рост и устойчивое развитие, а также  расширение продуктивной занятости  должны происходить одновременно. Полная, а также должным и соответствующим образом оплачиваемая занятость является действенным средством борьбы с нищетой и содействия социальной интеграции. Реализация цели полной занятости требует от государства, социальных партнеров и всех других слоев гражданского общества на всех уровнях сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в производительном труде и пользоваться его результатами. В мире растущей глобализации и взаимозависимости между странами необходимо подкреплять национальные усилия международным сотрудничеством.

     Процесс глобализации и стремительный технический  прогресс ведут к повышению мобильности  рабочей силы, созданию новых возможностей трудоустройства, а также к появлению  новых неопределенностей. Растет число занятых неполный рабочий день, от случая к случаю, как и число других нетипичных форм занятости. Помимо необходимости создания беспрецедентного числа новых рабочих мест такая ситуация требует расширения усилий по более полному развитию людских ресурсов для целей устойчивого развития путем, среди прочего, повышения уровня знаний и квалификации, с тем чтобы люди, особенно женщины и молодежь, могли продуктивно трудиться и адаптироваться к меняющимся требованиям.

     Во  многих развитых странах в настоящее время быстро растет число занятых на мелких и средних предприятиях, а также в сфере индивидуальной трудовой деятельности. Во многих развивающихся странах основным источником рабочих мест для людей с ограниченным доступом к работе по найму в формальном секторе, в частности для женщин, часто является деятельность в неформальном секторе. Устранение факторов, препятствующих деятельности таких предприятий, и оказание поддержки в их создании и расширении должны сопровождаться мерами по защите основных прав, охране здоровья и безопасности работников и постепенному улучшению общих условий труда наряду с активизацией усилий по превращению ряда таких предприятий в часть формального сектора.

     Хотя  расширение возможностей трудоустройства  может благотворно сказаться на положении всех групп населения, группы с особыми потребностями, а также изменяющаяся демографическая ситуация и тенденции обусловливают необходимость принятия соответствующих мер. Особые усилия государственного и частного секторов необходимы во всех сферах политики в области занятости, с тем чтобы обеспечить равенство мужчин и женщин, равные возможности и отсутствие дискриминации на основе расового или этнического происхождения, вероисповедания, возраста, здоровья и инвалидности, а также полное выполнение всех применимых международных документов. Особое внимание должно также уделяться потребностям тех групп, которые находятся в особо неблагоприятном положении в плане доступа к рынку труда, с тем, чтобы обеспечить их вовлечение в производительную деятельность, в том числе через развитие действенных механизмов поддержки. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. 

    Теоретическая часть.

    1. Сущность занятости население и ее виды.
 

     Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

     Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

     В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

     Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

     Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:

                                                                                                                                                                                                     

     а) сезонная занятость – занятость  на основе сезонного контракта при  условиях полного рабочего дня;

     б) поденная занятость, связана с работой  на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

     в) периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение  года;

     г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;

     д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и  складывается под влиянием стечения обстоятельств;

     е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

     Экономические факторы занятости связаны с  особенностями размещения и развития производительных сил. В их число  входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.

     Размещение  производительных сил по территории предопределяет возможности населения  в удовлетворении желания трудиться  в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

     Преимущественное  развитие отдельных отраслей народного  хозяйства прямо отражается на характере  занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

     Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

     Социальные  факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

     Общемировые факторы занятости связаны с  особенностями способа производства материальных благ. В их составе  выделяют такие взаимосвязанные  факторы, как форма собственности  на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др. 

    1. Основные  направления государственной  политики занятости.
 
     
  1. Неспособность рынка труда при несовершенном  его типе самостоятельно, автоматически  саморегулироваться вызывает необходимость  его регулирования. Субъектом таких  действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов

     Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

     Меры  государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.

     К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

     Опираясь  на выработанные принципы, государство  может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

  1. пассивный;
  2. активный.

     Пассивная политика занятости  – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

     Активная  политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

     Помощь  в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.

     Содействие  в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

     Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

     Содействие  в занятости групп  населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142).

     Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства. 

     1.3. Меры по регулированию занятости населения.

     Переход к регулируемой рыночной экономике  существенно влияет на ситуацию занятости  населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидации неэффективных рабочих мест, обновления технической базы производства ведёт к значительному освобождению рабочей силы, её перераспределению между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию рынка труда.

     Усиливается неравномерность территориального размещения трудовых ресурсов, в отдельных  регионах предложение будет превышать  спрос, возникнет безработица. В  связи с этим представляется определённый интерес к опыту регулирования занятости населения в развитых странах. Государство воздействует на деятельность предприятий посредством системы экономических, административных, законодательных организационных мер. Наиболее распространёнными являются экономические меры, такие как предоставление кредитов и субсидий для сокращения издержек производства, неизбежных при найме и подготовке лиц, длительное время находящихся без работы, снижение минимальных ставок часовой заработной платы для стимулирования найма молодёжи в каникулярное время, привлечение капитала в крупные районы предоставлением гарантированных займов, оплата отдельных долговых счетов, создание разветвлённой инфраструктуры.

     Некоторые меры государства способствуют смягчению сезонных колебаний занятости - такие как программы летних работ, другие влияют на замедление темпов роста или снижение уровня безработицы среди отдельных групп трудоспособного населения. Одни меры стимулируют наём новых работников, другие обеспечивают сохранение рабочих мест, третьи обязывают предпринимателей осуществлять производственное обучение.  Сегодняшняя политика занятости в развитых капиталистических странах это хаотическая смесь из останков кейнсианской стратегии, монетаристских рекомендаций, рецептов экономического предложения, индустриальной политики, институциональной политики, институциональных рекомендаций различного рода. В настоящее время она реализуется по трём основным направлениям:

     • Макроэкономическое регулирование.

     • Модификация сложившихся институтов рынка труда.

     • Программы прямого государственного вмешательства в сферу занятости.

     Активная  политика на рынке труда является одним из традиционных инструментов государственно-монополистического регулирования. Она включает в себя все формы государственного воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Под активной политикой на рынке труда понимаются прямые правительственные меры по изменению структуры спроса на рабочую силу за счёт сохранения имеющихся и создание новых рабочих мест, меры по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счёт её подготовки и переобучения, меры по поощрению мобилизации рабочей силы за счёт её трудоустройства, профориентации и стимулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. АНАЛИТИЧИСКАЯ ЧАСТЬ.

     2.1.  Регулирование занятости населения в развитых странах.

     Интенсивность активной политики на рынке труда  колеблется в широких пределах. Лидерами здесь являются Бельгия и Швеция.  
Фактически во всех странах повышается качество рабочей силы и этим сказывается долговременное воздействие на рынок труда. Правительства государств разрабатывают программы общественных работ. Общественные работы имеют один недостаток – не гарантируется последующее трудоустройство работника. Этого недостатка лишены программы прямого создания рабочих мест. Субсидирование занятости представляет собой процесс стимулирования частного сектора. Суть его заключается в том, что за приём на работу дополнительной рабочей силы государство полностью или частично компенсирует фирмам издержки по её найму или подготовке. Предоставление субсидий является наименее дорогостоящей формой активной политики на рынке труда.

     Стоимость одного рабочего места, создаваемого за счёт субсидий примерно в два раза меньше стоимости рабочего места  создаваемого за счёт сокращения налогов или увеличения общих государственных расходов. В таких странах как Германия, Бельгия Франция, Италия субсидии даются только за приём на работу определённых безработных. Это обычно молодёжь и хронические безработные. Важным элементом активной политики на рынке труда является программы по ограничению предложения рабочей силы. Их обличает большой видимый эффект, и во многом именно этим объясняется их широкая популярность. К снижению пенсионного возраста обратились Австрия Германия, Франция и др. 

     Ряд стран пошёл по пути сокращения рабочей недели. В Бельгии и Германии её сокращение в рамках коллективных договоров, а во Франции  был осуществлён общенациональный подход – от 40-часовой рабочей недели к 39-часовой. Переход к 39-часовой рабочей неделе во Франции был эквивалентен освобождению 300 тысяч рабочих мест.

     Рассматриваем регулирование занятости  население  на примере этих стран:

     1. Во Франции регулированием занятости занимается широкая сеть государственной службы управления.  Организационная структура системы обеспечения занятости включает следующие управления: министерство отношений и национальной солидарности, пять межминистерских комитетов занятости:

     1) занятости

     2) профессиональной подготовки и социальной адаптации

     3) по устройству территорий

     4) помощи развития местного хозяйства

     5) по промышленной перестройке.

     В качестве консультантов выступают две организации занятости. Совет объединяет около 200 членов. Критерием их назначения служит высокая компетентность в социально-экономических вопросах. Совет визирует законы и декреты, анализирует их результаты, выступает в качестве исследования реформ. Высшим комитетом занятости утверждается решение Национального Фонда Занятости о распределении средств между регионами такими, где имеются количественные и квалифицированные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В его состав входят представители высших органов власти, профессиональных и межпрофессиональных организаций и профсоюзов.

     Государственная политика занятости реализуется через национальное агентство занятости, ассоциацию по профессиональной подготовке взрослого населения и национальный межпрофессиональный союз по вопросам занятости и торговли. Кроме того, созданы и местные консультативные комитеты преобразования, социальной адаптации и занятости. Национальный фонд занятости и фонд экономического и социального развития занимаются финансированием государственных программ помощи потерявшим работу, переподготовки, компенсации частной безработицы, модернизации, конверсии и децентрализации производства.

     Во Франции развита система льготирования. Так предприятиям в зависимости от количества рабочих мест устанавливаются льготы при покупке земли, премии на занятость работников. Широко осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, как во Франции, так и в других развитых странах. Правительство оказывает содействие развитию ремесленного производства. Ремесленники обеспечиваются кредитами, льготность которых находится в прямой зависимости от количества вновь созданных рабочих мест в течение всего максимального срока его предоставления. С 1957 года во Франции введено двухгодичное освобождение от выплат в фонды социального обеспечения при найме первого работника. Эти льготы касаются фермеров и организаций, занимающихся рыбным хозяйством. По инициативе местных властей оказывается содействие нетипичным формам трудоустройства, прежде всего в социально-культурной сфере. Пенсионный возраст во Франции снижен с 65 до 60 лет. Во Французской системе регулирования занятости особое место занимает комплекс мер, как и в США, который предусматривает сокращение рабочей недели, установление лимита сверхурочных часов, определение количества праздничных и отпускных дней, повышение возрастного уровня вступления в состав рабочей силы, понижение пенсионного возраста до 60 лет. По контракту можно заключить так называемый «прогрессивный» выход на преждевременную пенсию. Во Франции действуют курсы для подготовки 16-18-летних работников.

     2. В Италии проблема массовой безработицы является чрезвычайно острой. Именно поэтому государство принимает конкретные практические меры, направленные на сокращение безработицы и расширение занятости в первую очередь молодёжи. Эти мероприятия сводятся к следующему:

     1) Предоставляются определённые льготы в области налогообложения тем предприятиям, которые принимают на работу молодых безработных.

     2) Оказание материальной помощи и содействие молодым безработным, которые намереваются работать не по найму.

     3) В Италии был принят закон, целью которого было увеличение занятости населения за счёт расширения приёма на работу в режиме неполного рабочего времени и найма молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет по трудовым соглашениям о профессиональном обучении и труде.

     4) Целью следующего закона было содействие созданию промышленных, сельскохозяйственных предприятий и предприятий в сфере обслуживания. Согласно этому закону создаваемые молодыми работниками в возрасте 18-19 лет компании и кооперативы получают субсидии от государства на создание новых предприятий.

     5) В Италии создан фонд компенсации заработков платы, который даёт возможность предприятиям переждать циклические колебания рыночного спроса на их продукцию, на осуществление технологической рекомендации, не прибегая к массовым увольнениям.

     В Италии, как на уровне государства, так и на уровне областей, ведущих поиски новых форм и способов стимулирования занятости, применяется субсидирование вновь создаваемых кооперативов, организация областных информационно-консультативных служб в дополнение к государственным учреждениям, ведающих трудоустройством.

     3. В США. В системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры:

     1. Меры по увеличению предложения  рабочих мест. Сюда относятся  дотации, направляемые правительством  предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством. Следующая мера – увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса. Ещё одна мера – создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ».

     2. Меры по распределению трудовых  нагрузок. Сюда относят такие  меры как увеличение возраста  вступления в трудовую жизнь,  прекращение найма иностранной  рабочей силы, расширение возможностей  раннего выхода на пенсию. Другим  направлением является сокращение рабочего времени. Например, развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д.

     3. Меры по сохранению рабочих  мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест. Некоторые меры государства способствуют смягчению сезонных колебаний занятости, влияют на замедление темпов роста или снижения уровня безработицы среди отдельных групп трудоспособного населения, другие стимулируют наём рабочих, обеспечивают сохранение рабочих мест, третьи обязывают предпринимателей осуществлять производственное обучение. В настоящее время кредитная политика правительства США направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые вносят существенный вклад в создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США. Среди экономических мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.

     Одним из важных направлений регулирования  рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы. Осуществляется подготовка и переподготовка работников. Таким образом, воздействие на занятость и безработицу является частью общеэкономической политики в США. Поэтому изменение форм, направлений, методов и задач общеэкономического регулирования предопределяет и соответствующую перестройку экономического и организационного механизма целей, задач государства в области занятости населения. Например: В 70-е годы в США возникла безработица среди научных работников и инженеров. Правительство США разработало программу, в соответствии с которой значительные средства направлялись на ликвидацию этой безработицы (переобучение, оказание помощи при переезде в неблагоприятные участки).

     Оценивая  результаты этой политики можно сказать: Во-первых, переподготовкой были охвачены далеко не все, средства в основном расходовались на военных и на работников космической индустрии. 
Во-вторых, многие не могли найти работу после переподготовки. Так же имело место уменьшение числа подготавливаемых сотрудников и ограничение выезда работников за границу. Из всего вышесказанного следует что политика, действовавшая в США, была нерезультативной и малоэффективной. 

     Таблица 1. Численность экономически активного население.  

Занятости население и ее виды