Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения

Министерство  образования Омской области

БОУ ОО СПО  «Торгово-экономический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика отрасли»

на тему: «Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студенка  группы 41 АС

Мериковская Яна Валерьевна

                                   Руководитель: Пузанова Е.С.

 

      

 

Омск-2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ 4

1.1. Занятость и рынок труда 4

1.2. Понятие безработицы и ее формы 6

1.3.Регулирование рынка труда 9

1.4.Проблемы в сфере занятости 13

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ОМСКА 16

2.1.Работы службы занятости г.Омска и Омской области 16

2.2 Рынок труда Омской области 18

ГЛАВА 3. КАКОВЫ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Отношения в сфере занятости  населения являются основополагающими  в экономике любой страны и  во многом определяют ее развитие. В  условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда обострилась во всем мире.

В современной  России, одной из важнейших отличительных  черт происходящих перемен, являются качественные изменения в сфере труда и  занятости, вызывающие многообразные  экономические и социальные последствия, такие как безработица, необходимость  социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования  указанных процессов. Внимательное отношение к проблемам трудоустройства  продиктовано следующими причинами:

  • благосостояние любого государства зависит от количества работающих граждан (т.е. тех кто платит налоги и кормит тех кто не в состоянии заработать себе на жизнь);
  • безработные являются нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе (у безработных более высок риск асоциального поведения);
  • безработные - это социально незащищенные слои населения, требующие материальной помощи в виде доплат, компенсаций, и пр. (т.е. дешевле обходится борьба с безработицей, чем ее содержание).

Решение проблемы безработицы невозможно без  принятия оперативных мер по регулированию  ситуации на рынке труда. Чтобы повысить уровень занятости, государство  осуществляет регулирование занятости  и рынка труда экономическими, законодательными и организационными методами. Комплекс проблем, существующих на рынке труда, и важность их решения  обуславливают выбор темы курсовой работы и его актуальность. Но несмотря на то, что проблемы являются предметом исследования многих отечественных экономистов, ключевые проблемы безработицы в современных условиях, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе актуальных проблем. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости безработных.

В работе по данной теме предлагается раскрыть теоретические понятия, связанные  с занятостью, а также собрать, проанализировать и обобщить статистический и социологический материал, относящийся  к конкретной организации  Федеральной  государственной службы занятости  населения по области (краю).

Необходимо  также проранжировать основные проблемы, связанные с занятостью и формированием  рынка труда. Работа произведет впечатление  полной и законченной, если будут  описаны пути повышения занятости  населения хотя бы в масштабах  той территории, по которой ведется  анализ.

Цель:  изучить занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения.

Задачи:

  1. Занятость: сущность, принципы и формы;
  2. Развитие рынка труда и занятости Омска;
  3. Пути повышения занятости населения Омска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ

 

    1. Занятость и рынок труда

 

Современная ситуация в России характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией  мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько  десятков раз ниже установленной  в США, а средняя по своей покупательной  способности превратилась в минимальную  и позволяет воспроизводство  лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный  труд. Все это сопровождается снижением  производительности труда.

Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

1. Рост безработицы.  В соответствии с методологией  оценки безработицы в Федеральном  законе « О занятости населения  в Российской Федерации» официальный  (по данным Госкомстата) уровень  безработицы составляет всего  8,2%, однако оценки, например, английских  транзитологов определяют его в границах 30%.

2. Изменение  распределения рабочей силы по  секторам экономики - значительным  потребителем рабочей силы стал  частный сектор экономики. 

3. Появление  2 млн. беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой  потенциал общества используется  все менее эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей  степени, чем численность занятых,  существовавший и ранее на  многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5. Неполная  занятость, обусловленная не ее  гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют  неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) –находились в вынужденных отпусках.

6. Глубокая  территориальная дифференциация  занятости - до 10 раз различается  уровень безработицы в экономически  активных и депрессивных регионах.

7. Особенностью  занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

8. Низкий  уровень пособий по безработице  также выступает отличительной  чертой российского рынка труда.

9. Размывание  границ между официальной и  теневой занятостью, расширение  теневой занятости. В России  сформирован и существует значительный  сектор теневой экономики (порядка  40% производимого ВВП).

10. Существенные  различия между общей численностью  и официально регистрируемой  численностью безработных.

11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а  также сферы государственного  управления имеют уже сложившийся  сегмент рынка труда, который  характеризуется высоким уровнем  монополизации, высокими требованиями  к квалификации работников и  высоким уровнем заработной платы. 

Рынок труда  в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

    1. Понятие безработицы и ее формы

 

В экономической  теории используется два показателя, которые могут

обрисовать  объективную картину экономической  нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Понятие «безработица» и «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не

 сделала  предложений подходящей работы.

 

 К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту,

 состоянию  здоровья). Трудоспособные, по тем  или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на бирже труда, не попадают в статистику безработицы.

  С проблемами труда, трудовых отношений оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде, обеспечения рабочими местами. Различают полностью или частично безработных. Частично безработные - это люди занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по экономическим причинам (из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками).

Характер  современной безработицы, ее особенности  выражаются в формах безработицы, ее структуре и показателях, социальных последствиях,

 характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и

 продолжительность  безработицы. 

  Различают пять видов безработицы:

Фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

 Фрикционная  или текучая безработица –  занимает меньший удельный вес в общей структуре безработицы в переходной экономике, так как равенство спроса и предложения на рынке труда здесь не является устойчивым, скорее наоборот, переходной экономике свойственна неустойчивость и постоянное нарушение в структуре рынка труда. Мотивы увольнений по собственному желанию, многообразны, можно выделить.

Текучую безработицу обычно называют добровольной. Например, в нынешних условиях, когда  сокращается объем производства и работы, вводится неполный рабочий день и т.д., работники вынуждены подавать заявления об уходе с работы, то есть по сути дела, текучая безработица переплетается с циклической, или точнее, в форме текучей безработицы скрывается безработица циклическая или структурная.

 Согласно  теории безработицы, структурная  безработица, как и текучая,

 носит  более или менее постоянный  характер, образуя естественный  уровень безработицы. Она связана  с технологическими сдвигами  в производстве,

изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц,

профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный

характер, так  как у этой категории безработных  нет «готовых» к продаже

навыков к  работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. В образовании структурной безработицы исходным моментом является несоответствие структуры производства и структуры рабочих мест. Доля структурной безработицы возрастает.

 Циклическая  безработица порождена общим  снижением спроса на рабочую  силу во всех отраслях, сферах, регионах. Наличие циклической безработицы  свидетельствует об ухудшении  состояния рынка рабочей силы. Уровень циклической безработицы  может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной  социальной группе, национальности. Структурная и циклическая безработица,  в отличие от текучей носит,  как правило, долговременный характер и ведет к появлению застойной безработицы. В классификации форм безработицы она занимает особое место, так как критерием выделения этой формы безработицы является не причина

порождающая безработицу, а ее продолжительность.

Безработица может быть признана застойной в  том случае, когда безработный, вследствие длительного пребывания в сфере не занятости, теряет полностью или значительной мере свою классификацию и надежду получить новое рабочее место, то есть, становится неконкурентоспособным на рынке труда. Специфической особенностью застойной безработицы в России является наличие латентной застойной безработицы, которая проявляется в сохранении на предприятиях в течение длительного периода режима неполного рабочего времени и периодически возобновляемых коллективных отпусков по инициативе администрации. Это своеобразный резерв открытой, в том числе застойной безработицы, иными словами, если бы скрытая безработица превратилась в открытую, то масштабы и уровень застойной безработицы были бы, безусловно, выше. Застойная безработица – наиболее опасный для общества вид безработицы.

Существует  еще одна форма безработицы –  сезонная, обусловленная

колебанием  в объеме производства определенных отраслей в зависимости от

времени года: некоторые виды строительных, сельскохозяйственных работ,

промыслов. Обеспечивают занятость только в течение определенных сезонов.

1.3.Регулирование  рынка труда

 

 

Несоответствие  спроса и предложения рабочей  силы может быть вызвано несоответствием:

- территориального  размещения свободных рабочих  мест (вакантных должностей) и незанятой  части экономически активного  населения;

- характеристик  рабочих мест (по содержанию труда,  уровню оплаты труда, условиям  труда и т.п.) и возросших запросов  незанятой части экономически  активного населения;

- профессионально-квалификационного  состава рабочих требованиям  к их профессиональному и квалификационному  уровню, предъявляемым рабочим местом.

 Менять  ситуацию на рынке труда в  нужную сторону, т.е. регулировать  его, можно, воздействуя на  отдельные факторы. Но необходимо  ли вообще регулирование и  не положиться ли лучше на  саморегулирование, в определенной  мере свойственное рыночной системе?  Однако известно, что рыночный  механизм не безупречен. Сам по  себе он не обеспечивает "полной, продуктивной и свободно избранной  занятости", как того требует  Закон о занятости населения  России. Неорганизованный рынок  труда не в состоянии своевременно  приспособить структуру рабочей  силы к изменяющемуся спросу  на нее или обеспечит это  с большими социальными издержками.

 Цель  может быть достигнута при  направленном воздействии на  рыночный механизм, осуществляемом  через совокупность взаимосвязанных  мер экономического, правового, организационного  характера, призванных изменить  ситуацию на рынке труда, обеспечить  нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение  социального напряжения.

 Регулирующее воздействие носит различный характер: защитный (особенно для отдельных слоев населения), поощрительный (для администрации, населения), ограничительный, директивный, контрольный, организационный и т.д. Объектом регулирования служит поведение как собственников рабочей силы, так и работодателей.

  Целенаправленное регулирование процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Следовательно, регулирование рынка труда - это взаимоувязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.

 Есть  два типа регулирования рынка  труда:

 пассивное,  когда объектом внимания становится  рабочая сила, уже попавшая на  рынок труда и активно ищущая  применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях - на переподготовку;

 активное, направленное на предупреждение  безработицы, вытеснения рабочей  силы с предприятия на рынок  труда, на переход населения  из категории экономически неактивного  в категорию экономически активного,  т.е. меры воздействия в этом  случае носят во многом упреждающий  характер.

 Непосредственно  регулирование рынка труда осуществляется  через такие государственные  структуры, как федеральная служба  занятости, министерство труда,  федеральная миграционная служба  и пр.

 Ведущая  роль здесь принадлежит Федеральной  службе занятости, функции которой  были определены Верховным Советом  Российской Федерации. По наиболее  важным вопросам принимаются  правительственные решения. Играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д.

Нормально функционирующий рынок труда  предполагает наличие механизма, обеспечивающего  полное возмещение затрат на расширенное  воспроизводство рабочей силы и  устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную  рабочую силу с предприятиями  других форм собственности. Применительно к локальным рынкам труда (отраслевым, профессиональным) методы решения проблемы сбалансирования предложения и спроса на рабочую силу имеют свою специфику. Для управления процессами, происходящими на рынке труда, необходимо знать его количественные характеристики, иметь систему показателей, позволяющую оценить "наполнение" рынка на определенный момент времени и описать его в динамике с учетом всех изменений.

Источником  информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о  предполагаемом и фактическом высвобождении  работников, сведения службы занятости  о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования и т.д. К сожалению, целостной картины "наполнения" рынка труда, точной количественной и качественной его характеристики получить пока не удается, что затрудняет оценку текущей ситуации и, следовательно, эффективное управление занятостью населения. Особенно сложен сбор информации об участниках рынка труда, которые  трудоустроились самостоятельно. Их численность рассчитывается приблизительно, с использованием косвенных методов. Сведения же, которыми располагают службы занятости, отражают лишь тех, кто обратился к ним в поисках работы, и не учитывают тех, кто ищет работу самостоятельно, а последние составляют примерно две трети от общего количества трудоустраивающихся.

1.4.Проблемы в сфере занятости

 

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема  занятости населения — это  проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население  имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим  от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости  в качестве лиц, ищущих работу, способные  и готовые трудиться, и которым  эта служба не сделала предложений  подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или  циклическая) характеризуется как  численность взрослого трудоспособного  населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая  численность занятых и безработных  составляет рабочую силу (по новой  терминологии — экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и  трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное  дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость  не может служить основанием для  привлечения к административной и иной ответственности.

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают  собственники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Экономические отношения  между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью  выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.

Однако  рабочая сила является особым товаром. На ее формирование и воспроизводство  оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические  факторы. Использование рабочей  силы в процессе труда дополняется  издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда  во многих странах не рассматривается  в качестве обычного товарного рынка  и регулируется государством. Например, в Японии широко применяется пожизненный  наем и человек не просто работник, а участник общего дела. Поддерживается высокий статус труда как основ  нравственной ценности.

Для исчисления безработицы используются различные  показатели, но общепринятым, в том  числе и в Международной организации  труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение  общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5-6%. Если занятость рабочей силы составляет 94— 95%, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения. Не лучшим образом выглядит ситуация с оплатой труда работающих граждан.

За годы реформирования реальная оплата труда  снизилась более чем в 2 раза. Средняя  заработная плата в несколько  ниже пособия по безработице в  развитых странах.

Доля оплаты труда вместе с отчислениями в  страховые бюджетные фонды в  конечной цене продукта составляет 153 18%, в развитых странах — до 60%. Оплата труда в частном секторе фактически не регулируется государством. Хотя законом установлена минимальная оплата труда, она составляет не более 13% прожиточного минимума и служит лишь условной единицей при назначении штрафов, начислении пособий и т.д. Коллективные договоры заключают более 15% предприятий, на многих из них не действуют профсоюзные организации. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, средств финансовой поддержки и других рычагов.

Более 40% работников трудятся на тяжелых и  вредных работах. На многих предприятиях жизнь и здоровье людей подвергаются постоянной опасности из-за старения производственных фондов, аварий, вредных  выбросов и т.д.

В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное  образование. В общей численности  безработных свыше 70% женщин, 30% молодежь в возрасте 16—29 лет. Около одного млн. человек не желают работать и  добывают средства к существованию  незарегистрированной коммерческой деятельностью  или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Принципиальное  значение различных форм организации  труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют  духу и принципам рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА  И ЗАНЯТОСТИ ОМСКА

 

2.1.Работы службы  занятости г. Омска и Омской области

 

По многим показателям, характеризующим  работу региональных служб занятости, Омская область занимает ведущие  позиции среди всех регионов России.

Одной из приоритетных задач службы занятости  является привлечение максимального  количества работодателей к сотрудничеству. Наибольшая доля работодателей, обратившихся за содействием в подборе необходимых  работников в первом полугодии 2011 года, зафиксирована в Сибирском и  Приволжском федеральных округах.

Результативной  формой привлечения вакансий в службу занятости остается посещение предприятий, встречи специалистов центров занятости  с представителями кадровых служб  предприятий и руководителями.

В Томской  области повышению эффективности  работы по взаимодействию с работодателями способствовало развитие социального  партнерства; в Красноярском крае регулярно  проводятся мероприятия по привлечению  вакансий в службу занятости населения (рабочие встречи и круглые  столы с работодателями,  рассылка информационных писем, проведение телефонного  маркетинга услуг службы занятости населения и др.).

В Омской области в течение шести месяцев 2011 года за предоставлением государственной  услуги по содействию в подборе необходимых  работников в центры занятости обратились 3495 работодателей, которыми было заявлено свыше 52,6 тысячи вакансий.

В целях  повышения эффективности системы сбора сведений о вакансиях в нашем регионе разработан порядок взаимодействия Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, центров занятости и работодателей. За первое полугодие 2011 года центрами занятости направлено 1477 уведомлений центров занятости работодателям, не соблюдающим требования законодательства о занятости. После получения уведомлений центров занятости 1221 работодатель представил сведения о 1237 вакансиях.

Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения