Занятость и безработица. 17
Занятость и безработица
Курсовая работа по предмету Трудовое Право
Выполнила Винокурова О.Н., шифр 00-8613, 3 курс, 1 гр.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусская ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Сельскохозяйственная академия
Факультет Экономики и Права, заочное отделение, кафедра Права
Горки 2002
Введение
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством.
Правовое
регулирование в сфере
Правовое
регулирование осуществляется и
на основе ряда подзаконных нормативно-
Положение о Комитете по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 года, с изменениями и дополнениями
Положение
о порядке регистрации
Положение о порядке и условиях выплаты пособий и материальной помощи, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1994 года с изменениями и дополнениями.
Понятие занятости населения.
Формы занятости
Правовое регулирование отношений, связанных с занятостью и трудоустройством населения, осуществляется следующими нормативными актами:
Конституцией Республики Беларусь (ст. 41);
Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», принятым 30 мая 1991 года Верховным Советом Республики Беларусь с последующими изменениями и дополнениями;
Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов» (ст. 22, 24-31);
Положением о Государственной службе занятости Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года;
Положением
о порядке и условиях выплаты
безработным пособий и
Положением
о порядке организации и
Положением об организации профессионального обучения безработных от 27 июня 1996 года;
Положением о порядке и условиях переселения безработных по направлению Государственной службы занятости Республики Беларусь от 27 июня 1996 года, а также другими нормативными актами.
Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон от занятости населения Республики Беларусь.
Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [7, с. 78].
Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:
Деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность
Деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.
Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняемых оплачиваемую работу:
Работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т.п.
Самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т.п.
Избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность
Проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства.
Направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.
Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.
К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:
проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;
занятые
в общественных и религиозных
организациях, деятельность которых
не противоречит существующему
К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.
Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.
Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.
Государственная служба занятости. Ее сущность и функции
В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:
удержание безработицы на докритическом уровне;
разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.
Для
реализации политики занятости и
обеспечения гражданам
учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
организация профессионального обучения и переобучения безработных;
регулирование процессов трудовой миграции
Так
как государственная служба занятости
является посредником между безработными
и работодателями, то правоотношения
по трудоустройству
Основанием
возникновения правоотношений между
государственной службой
регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.
к правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.
Государственная
служба занятости обладает следующими
правами в отношении
Главной целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [3, ст. 18]
Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.
Подходящей не может считаться работа, если:
Она
предоставляется в другом населенном
пункте по административно-
Заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;
Отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами.
Если в течение шести месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.
Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления – другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства о труде.
Государственная
служба занятости населения
Основным звеном государственной службы занятости являются районные и городские центры занятости. Финансирование государственной службы занятости осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования; ассигнований из республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений (Положение о Государственном фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года).
Государственная служба занятости может предоставить финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Понятие безработного. Правовой статус безработного
Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости.
Таким образом, понятие безработного включает в себя пять признаков:
Трудоспособность
Наличие трудоспособного возраста
Постоянное проживание на территории Республики Беларусь
Отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы
Регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости
Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позвляет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.
Первый признак безработного – трудоспособность – обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.
Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден прекратить трудовую деятельность вообще на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.
Трудоспособный
возраст законодательством
Закон
о занятости населения
Регистрация
в качестве безработного осуществляется
районными службами занятости по
месту постоянного проживания безработного.
Решение о признании гражданина
безработным принимается
При
наличии условий, необходимых для
признания гражданина безработным,
у него возникает субъективное право
на признание его безработным
и на трудоустройство при
Профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку
Бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;
Социальные гарантии и компенсации
Обжалование неправомерных действий службы занятости
Этим
правам безработного соответствуют
обязанности государственной
На профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.
Период
профессиональной подготовки безработного
засчитывается в общий и
Кроме прав безработный обладает определенными обязанностями:
Самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию
Являться по вызову в государственную службу занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова – один раз в месяц в установленный срок
В течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в направлении государственной службы занятости
Информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт
Правоотношения
между безработным и
Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.
Социальные гарантии и компенсации безработным
Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:
выплату в установленном порядке пособия по безработице
оказание
в некоторых случаях
выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки
возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости
возможность участия в оплачиваемых общественных работах
оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности
Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.
Решение
о назначении пособий по безработице
либо отказе в их назначении принимается
государственной службой
Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.
Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:
за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель – 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель
за первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель – 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки
за первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель – 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.
Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.
Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.
Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида – до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более – на 20%.
В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или стипендии выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость в России
- Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения
- Занятость женщин: специфический сегмент рынка труда
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица
- Занятость и безработица