Занятость и безработица. 10

ВВЕДЕНИЕ

Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить  количество общественного продукта и тем самым в большей степени  удовлетворить материальные потребности  населения. При неполном использовании  имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы  своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит  и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком  человек может наибольшим образом  проявить себя, или же лишая их таковой  возможности, из-за чего люди переносят  серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать  вывод, что показатель безработицы  является одним из ключевых показателей  для определения общего состояния  экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность  ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

 Целью курсовой работы является исследование современного состояния занятости  и особенностей безработицы на рынке  туда. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие  задачи теоретико-методологического  характера: проанализировать подходы  экономистов к исследуемой проблеме, уточнить сущность и содержание категорий «безработица», «занятость»; обобщить цели политики занятости, и рассмотреть модели политики занятости; дать аналитическую оценку состояния и особенностей безработицы в Российской Федерации в целом, рассмотреть взаимосвязь безработицы с другими экономическими процессами; исследовать социально-экономические последствия безработицы, выделить присущие ей функции.

 Методология исследования базируется на принципах  научного анализа социально-экономических  явлений, основных положениях теории занятости  и рынка труда, представленных в  трудах отечественных и зарубежных экономистов. В ходе исследования использованы научные методы абстракции и анализа  общественной практики, факторного анализа, единства исторического и логического, анализа и синтеза, сравнительного, анализа, экономико-математическое моделирование, а также статистические, графические  и другие методы обработки и обобщения  информации. Их использование позволило  выделить основные особенности безработицы  и факторы, определяющие состояние  конъюнктуры на рынке труда.  

 В качестве эмпирического материала в работе использовались статистические данные Госкомстата Российской Федерации, сведения периодической печати, результаты социологических опросов. Использованы законодательные и нормативные  акты, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, документы Международной организации  труда, материалы научно-практических конференций  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ КАК  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Занятость и безработица: понятие и показатели измерения

  Занятость населения - это деятельность части  населения для производства общественного  продукта, приносящая ей доход для  обеспечения жизнедеятельности

  Практическая  потребность учета населения  вызывает необходимость выделения  видов (структуры) занятости распределения  активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

  Выделяют  также различные формы занятости - организационно-правовые способы, условия  трудоиспользования. Охарактеризуем отдельные  формы занятости.1

  По  способу участия в общественном труде занятость населения можно  подразделить на занятость по найму  и самостоятельную занятость.

  Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и  продающими свою рабочую силу в обмен  на определенную стоимость в форме  заработной платы.

  По  режиму рабочего времени принято  выделять занятость с режимом  полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с  режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю .

  По  регулярности трудовой деятельности занятость  подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

  По  легитимности трудоустройства занятость  подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

  По  условиям организации трудовых процессов  занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

  ·  занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;2

  ·  занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

  ·  занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

·  занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Занятость – деятельность трудоспособного  населения, связанная с производством  материальных и духовных благ с целью  удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Количественно занятость характеризуется показателем  уровня занятости. Он может рассчитываться двумя способами:

1) Доля  занятых в общей численности  населения: 

Уз = Чз/Чн,

где Чз – численность занятых, Чн – общая  численность населения.

2) Доля  занятых в экономически-активном  населении:

Уз=Чз/(Чз+Чб),

где Чб – численность безработных.

В международной  статистике исходным показателем для  анализа занятости является уровень  экономической активности населения, т.е. доля численности экономически-активного  населения в общей численности  населения:

Уэа=(Чз+Чб)/Чн.3

Безработица - это  социально экономическое явление, при которой часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг. Безработные наряду с  занятыми формируют рабочую силу страны.

  Большой интерес представляет классификация  форм безработицы по различным критериям (таблица 1.1).

    Таблица 1.1

  Классификация форм безработицы4

Критерии  классификации Форма безработицы Характеристика
  Причины возникновения

  безработицы

Фрикционная Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями  труда и пр.
Институциональная Порождается самим  устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и  предложение рабочей силы
Добровольная Возникает, когда  часть трудоспособного населения  по тем или иным причинам просто не желает работать
Структурная Вызывается  изменениями в структуре общественного  производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования  организации производства
Технологическая Связана с переходом  к новым поколениям техники и  технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного  производственного процесса часть  рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования
Конверсионная Разновидность структурной безработицы связана  с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также  из армии
Циклическая Возникает при  общем резком падении спроса на рабочую  силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом
Региональная Имеет региональное происхождение и формируется  под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических  обстоятельств
Экономическая Вызывается  конъюнктурой рынка, поражением части  товаропроизводителей в конкурентной борьбе
Сезонная Вызывается  сезонным характером деятельности в  отдельных отраслях
Маргинальная Безработица среди  слабо защищенных слоев населения
Продолжительность безработицы Краткосрочная До 4 месяцев
Продолжительная 4—8 месяцев
Длительная 8—18 месяцев
Застойная Более 18 месяцев
Внешняя форма проявления безработицы Открытая Включает всех незанятых граждан, ищущих работу
Скрытая Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»

  При решении проблем безработицы  считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного  уровня) безработицы оптимального для  экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать  межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных  ими потребностей производства.

Абсолютное  отсутствие безработицы считается  невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы.

  Безработица влечет за собой серьезные экономические  и социальные издержки. Среди экономических  последствий безработицы можно  назвать следующие:5

  ·  недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества;

  ·  значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

  ·  снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

  ·  увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

  Помимо  экономических издержек безработица  имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более  серьезные, чем экономические. Основные среди них:

  ·  усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

  ·  обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;

  ·  повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;

  ·  деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, вялостью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Наиболее  важными показателями безработицы  являются:

1. Уровень  безработицы (Уб) – это удельный  вес численности безработных  (Б) в численности экономически  активного населения (ЭАН), выраженный в процентах.

Уровень безработицы может быть рассчитан  как по методологии МОТ, так и  в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных  по методу МОТ предполагает периодическое  выборочное обследование, опрос населения  каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей  стране эту работу проводит государственный  комитет по статистике. Выборочное обследование проводится 2 методами:

• периодически проводимые опросы семей (США, Япония и  др.);

• подсчет  числа поданных заявок в государственную  службу занятости на получения пособия  по безработице (Великобритания и др.).

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей  формуле:

, где  З - количество занятых.

  • Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы (Убр) определяется по формуле:

где –  число безработных, зарегистрированных органами занятости.

  2. Продолжительность безработицы,  т.е. величина, которая характеризует  в среднем длительность поиска  работы (в месяцах) лицами, имеющими  статус безработного на конец  рассматриваемого периода, а также  теми безработными, которые были  в этом периоде трудоустроены6

  Экономические и социально-психологические последствия  безработицы свидетельствуют о  том, что это достаточно опасное  для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого  роста сверх минимально допустимого  уровня.

1.2 Занятость и безработица в трактовке различных экономических школ

Классическая  теория занятости

В основе классической теории занятости лежат  два главных понятия. Во-первых, утверждалось, что ситуация , при которой уровень  расходов будет недостаточен для  закупки продукции, произведенной  при полной занятости, вряд ли возможна. Во-вторых, даже если бы уровень общих  расходов и оказался недостаточным, довольно быстро включатся такие  рычаги регулирования, как цена и  заработная плата (в том числе  ставка процента), в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов.

Отрицание классической теорией возможности  недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя. Согласно закону Сэя процесс производства товаров создает доход равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство любого объема продукции автоматически  обеспечивает доход, необходимый для  закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный  спрос, а сбережения усложняющий  фактор. Однако в таком простом  понимании закона Сэя есть явный  изъян. Хотя факт, что производство продукции обеспечивает соответствующую  сумму денежного дохода, и общепризнан, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Какую-то часть дохода можно сберечь (не израсходовать), и поэтому она не найдет отражения  в спросе. Сбережения вызывают нарушение, утечку в потоках доходов и  расходов и, соответственно, подрывают  эффективное действие закона Сэя. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате — непроданные товары, сокращение производства, безработица  и снижение доходов.

Экономисты-классики утверждают, что на самом деле сбережения не приводят к недостаточности спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет  инвестирован предпринимателями. Инвестирование якобы и происходит, чтобы компенсировать любую недостаточность потребительских  расходов; инвестиции заполняют любой  «пробел» в потреблении, вызванный  сбережениями. В конце концов фирмы  не намерены продавать всю свою продукцию  потребителям, а склонны производить  значительную долю продукции в виде средств производства для реализации друг другу. Итак, если предприниматели  намереваются инвестировать столько  же, сколько домохозяйства рассчитывают сберечь, то закон Сэя будет действовать  и уровень производства и занятости  останутся постоянными. Сможет или  нет экономика достичь и сохранитьуровень расходов, необходимый для обеспечения  производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств

Классическая  трактовка денежного  рынка 

Классики  воспринимали капитализм как саморегулирующуюся экономику, в которой полная занятость  считается нормой, а следовательно, капитализм способен «развиваться сам  по себе». Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней. В экономике способной достичь  как полного объема производства, так и полной занятости, по мнению классиков, вмешательство государства  может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика классической теории подводила к заключению о  том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.  

Кейнсианская  теория занятости

Известный английский экономист Джон Мейнард  Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) обрушился на основы классической теории. Он стал родоначальником теории занятости  в смешанной экономике. Многие экономисты продолжали разрабатывать и совершенствовать его учение.

Кейнсианская  теория занятости резко отличается от классического подхода. Суть этой теории состоит в следующем: при  капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; экономика может быть сбалансированной при значительном уровне безработицы  и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайность, а  не закономерность; по Кейнсу, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию  и нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе».

Кейнсианцы  подкрепляют свои утверждения тем, что отрицают сам механизм, на котором  основана классическая платформа, автоматическое регулирование ставки процента и  соотношения цен и заработной платы.

Отличие от классической точки зрения очевидно. Для экономистов-классиков совокупный спрос является стабильным, пока не происходит никаких значительных изменений  в предложении денег. Даже если совокупный спрос понизился, эластичность цен  и заработной платы обеспечит  работу автоматического встроенного  механизма, с помощью которого поддерживается функционирование капиталистической  экономики на уровне ее потенциального объема производства и естественной нормы безработицы. Поэтому макроэкономическая политика государства представляется излишней и непродуктивной.

Для кейнсианцев  изменчивость совокупного спроса и  неэластичность цен в направлении  понижения означают, что безработица  может увеличиваться и сохраняться  в рыночной экономике в течение  длительного периода.Чтобы избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима активная макроэкономическая политика регулирования совокупного  спроса со стороны государства.

Монетаристская  теория занятости

Монетаристы исходят из того, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему  и сам в состоянии выйти  на те пропорции, которые обеспечат  эффективное развитие и полную занятость. Поэтому рынку не следует мешать. Фридман рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого  учетную ставку процента. По его  мнению, государство должно стимулировать  эффективных производителей льготной налоговой политикой. Это усилит стимулы их деловой активности, и, как следствие, создастся ситуация, способствующая расширению производства и инвестированию. На этой основе может  увеличиться совокупное предложение товаров, увеличится занятость и рассосется безработица. Итак, монетаристы вытягивают страну из кризиса, отвергая «рецепты» Кейнса.

Реализация  монетарных программ ускоряет путь к  стабилизации, но сам этот шаг становится тяжелым испытанием для населения. Ведь монетаристы первым шагом к  стабилизации считают сокращение национальных социальных программ, которые отягощают  государственные расходы, способствуя  инфляции. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

2.1. Государственные механизмы регулирования занятости

  Механизм  регулирования занятости населения  осуществляется через государственные  органы исполнительной власти на федеральном  и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся  условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.8

  Направления политики занятости населения можно  разделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.

  Все меры по регулированию занятости  подразделяют: по объекту воздействия  на рынке труда (общие меры и специальные); по источнику финансирования.

  Методы  проведения политики занятости могут  быть как прямые (законодательное  регулирование), так и косвенные (экономические).

  Различают следующие типы государственного воздействия  на занятость населения: пассивные (социальная помощь незанятому населению) и активные (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).

  Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных  программ содействия занятости. В настоящее  время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости  населения:

  федеральный;

  субъекта  РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т. д.);

  местный (на территории органа местного самоуправления).

  Каждая  программа в общем виде состоит  из четырех блоков: аналитического,программно-целевого,ресурсно-обеспечивающего,организационно координирующего.

  Для проведения единой государственной  политики занятости и регулирования  рынка труда в России создана  государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура  службы занятости представляет собой  систему органов, охватывающих все  уровни: федеральный, субъектов РФ и  муниципальных образований.9

  Служба  занятости федерального уровня входит в состав Министерства труда и  социального развития РФ (Минтруд  России). Структура органов службы занятости населения на уровне субъектов  РФ и муниципальных образований  включает комитеты, центры и бюро занятости.

  Такая вертикальная система органов государственной  службы занятости позволяет обеспечивать обслуживание населения по единой методологии  практически в каждом городе и  районе РФ.

  К основным функциям службы занятости  населения можно отнести:

  анализ  состояния рынка труда, прогноз  спроса и предложения на рабочую  силу;

  разработка  и реализация целевых программ содействия занятости населения;

  учет  незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

  организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;

  оказание  помощи предприятиям в подборе необходимых  им работников;

  обеспечение населения информацией о свободных  рабочих местах;

  осуществление выплат пособий по безработице, стипендий  в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;

  осуществление контроля по правильности оформления и использования предприятиями  законодательства о занятости.

  Служба  занятости взаимодействует с  предприятиями и организациями  всех форм собственности, гражданами и  предоставляет свои услуги бесплатно.

  Финансирование  мероприятий, осуществляемых службой  занятости, и содержание самой системы  органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств  государственного бюджета.

  Расходы служб занятости условно можно  сгруппировать по четырем направлениям:

  1) на пособия по безработице,  материальную помощь безработным,  выплату досрочных пенсий;

  2) на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;

  3) на финансовую поддержку, приобретение  ценных бумаг и прочие расходы;

  4) на развитие службы занятости  (содержание, капиталовложения, реклама).

  Органы  государственной службы занятости  ведут учет обратившихся к ним  граждан по поводу устройства на работу, установления статуса безработных, выплаты пособий и материальной помощи, направление на обучение, выдачи рекомендаций по трудоустройству.10 

Занятость и безработица. 10