Занятость и безработица. 24

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Трудовая занятость…………………………………………………...…4

    1. Понятие и особенности занятости……………………………………....4
    2. Государственная политика в сфере занятости………………………....8

Глава 2. Основные особенности безработицы…………………………………11

2.1 Сущность  безработицы……………………………………………….11

2.2 Виды безработицы…………………………………………………….13

Глава 3. Причины безработицы и  ее социально-экономические последствия. Пути решения безработицы.…………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в  мире. Достижение высокого уровня занятости  – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех  странах, где происходит переход  к иной системе экономики. В настоящее  время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают  большие трудности, социально-экономические  проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают  возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая  при неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит  безработица и человеку, не давая  им приложить свое умение в том  или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест.

По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, потому что это объективное  явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении  образовательного уровня и квалификации работников.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения  общего состояния экономики, для  оценки ее эффективности. Изучение безработицы  позволяет определить ее причины, а  также совершенствовать меры государственной  политики, которые влияют на занятость.

 

 

Глава 1. Трудовая занятость.

1.1 Понятие и особенности занятости.

С проблемами труда, трудовых отношений всегда соседствовала  не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения  рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий  для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и внерыночной экономике.

Содержание  термина «занятость» включает в  себя как потребность людей в  различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают  с проблемами безработицы, так как  необходимо учитывать особенности  занятости различных социально-демографических  групп населения, мотивацию труда  работников, изменения в структуре  трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста  эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических факторов.

Сформулированная  в России в период становления  рыночных отношений концепция занятости  базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное  право граждан распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

2. Ответственность  государства за реализацию права  граждан на труд, содействие занятости  трудовой деятельности, на которую  способен человек и которую  он желает осуществлять.

Таким образом, в рамках данной концепции можно  достичь полной занятости населения  при любом ее уровне, если спрос  населения на рабочие места удовлетворяется, при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих  мест. При этом подходящей считается  работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта  работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует  отметить, что в переходный период в России обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость может перейти в  открытую безработицу, кроме того, она  вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.

При переходе к рыночной экономике существенно  меняется точка зрения на эффективную  занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного  населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения  желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе  говоря, правительство должно гарантировать  каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место  и вид трудовой деятельности и  принимать решение об участии  в ней. Несомненно, что рыночной экономике  гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению вторым, которое  для нее органично. Благодаря  принятию новых, значительно отличающихся от советских основ законодательства о занятости, возникла правовая база изменения сложившихся принципов функционирования системы занятости.

Новым законодательством  о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно-полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический  принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

Несмотря  на то, что принятие подобных положений  имеет самостоятельное значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом к рыночной экономике, вне сомнения, что новая  концепция занятости гораздо  ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует как совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

В широком  смысле слова речь идет о свободном  выборе не только вида занятости, но и  ее меры, то есть временного режима занятости  и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен  технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Принципиальное  значение таких форм организации  труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения и использования свободного времени – одного из главных достояний человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может выполнять роль стимулятора эффективной работы, если будет воплощен в жизнь принцип: «Чем лучше и эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его использования».

Еще одна принципиальная сторона занятости  состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом  секторе экономики и вне зависимости  от господствующей в нем формы  собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают статус так же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.

Подобная  концепция занятости создает  качественно новые представления  о труде как социально-экономической  категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости  со временем приведет к ощутимым переменам  не только в воззрениях и трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно  в сфере приложения трудовых усилий.

Представляется  возможным и уже широко наблюдается  смещение акцентов престижности отдельных  форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии и дающих возможность числиться  на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в  любой области, где он приносит доход, предоставляет возможность самовыражения  личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей  перестают давить: примат труда в  государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской  деятельности, непочитаемость работ, которые в огосударствленной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворится всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности.

 

    1. Государственная политика в сфере занятости.

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики  тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими  началами. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные  трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это нисколько не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечения занятости.

Проблемы  становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность  безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают  государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве людям, потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

  1. содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);
  2. развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;
  3. организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;
  4. содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
  5. содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

 Проведение  активной политики на рынке  труда не только активизирует  незанятых на поиск работы, но  и способствует снижению материальных  и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно,  активная политика на рынке  труда способствует росту эффективности  общественного труда и снижению  социальной напряженности.

 Приходится  менять и представление о полной  занятости, бытовавшее в течение  многих лет в советской экономической  науке и практике. Концепция максимального,  полного вовлечения всего трудоспособного  населения в зону общественного  труда уступает место принципу  рациональной занятости. Что же  касается полной занятости, то  с позиций рыночной экономики  ее следует воспринимать не  как «всеобщую», «поголовную», а  как доступную. Иначе говоря, занятость  следует считать полной, если  каждый, изъявивший желание иметь  оплачиваемую работу, имеет возможность  получить ее с учетом своих  профессиональных возможностей. Законодательство  о занятости населения наряду  с трудовым законодательством  призвано гарантировать право  на труд и меры по предоставлению  людям подходящей работы с  учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная  служба занятости. В России  ежегодно в службы занятости  за содействием в поиске подходящей  работы обращаются более 8,5 миллиона  человек, а за содействием в  подборе кадров – около 500 тысяч  работодателей. Учитывая, что та  и другая сторона, прежде чем  найдут искомое, могут обращаться  неоднократно, общее количество  получателей государственной услуги  в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год.

 

Глава 2. Основные особенности безработицы.

2.1 Сущность безработицы.

По определению  «безработица» - это социально-экономическое  состояние, при котором часть  активного, трудоспособного населения  не может найти работу, которую  эти люди способны выполнить. Она может быть представлена в широком и узком смысле слова. В широком понимании безработица – это недоиспользование способных и готовых быть использованными как трудовых (рабочая сила), так и нетрудовых (физический капитал и земля) экономических ресурсов, хозяева или обладатели которых активно ищут возможности их использования. В узком смысле слова – это недоиспользование лишь трудовых ресурсов (рабочей силы). Такое недоиспользование наблюдается, когда носители рабочей силы (рабочие), во-первых, работоспособны и желают быть нанятыми на работу и, во-вторых, когда они активно ищут работу или когда они ждут возвращения на свои предприятия.

Из закона "О занятости населения в  Российской Федерации" безработными могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка или переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • предоставившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Численность экономически активного населения  в сентябре 2011 года составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости 76,6 млн. чел. или 54,0% от общей численности населения страны (рис.1).

 

Рисунок 1. Динамика численности экономически активного населения млн. человек.

На основании  о занятости и безработицы  определяется уровень безработицы. Уровень безработицы – это  удельный вес численности безработных  в численности экономически активного  населения.

По данным обследования населения по проблемам  занятости, проведенного по состоянию  на вторую неделю сентября 2011 года, в  общей численности безработных 2551 тыс. чел. или 55,3% составили мужчины и 2064 тыс. чел. или 44,7% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1695 тыс. чел. или 36,7% (рис.2).

 

Рисунок 2. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда.

Численность безработных может быть охарактеризована как абсолютными, так и относительными величинами (показателями). Абсолютная численность безработных дается как моментный показатель на начало каждого месяца. Внутри месячного  цикла отмечается динамика: сколько  безработных снято с учета, трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено  после завершения профессионального  обучения. К относительным показателям  можно отнести процент безработных  в общей численности незанятых  трудоспособных граждан, поставленных на учет в службе занятости, и процент  получающих пособие по безработице. По мере развития рынка труда и  совершенствования его инфраструктуры, в том числе законодательства, критерии присвоения статуса безработного будут, очевидно, меняться в сторону  большего соответствия реальному положению  вещей.

 

2.2 Виды безработицы.

В теоретических  исследованиях выделяют несколько  видов безработицы. Такая градация связана в основном со спецификой функционирования рынка труда и  особенностями трудового поведения  человека. В современных российских условиях, классифицируя безработицу  по причинам, можно выделить три основных вида безработицы: вынужденная, естественная и маргинальная.

Вынужденная безработица обуславливается происходящими  изменениями в социально-хозяйственной  жизни общества, приводящими, как  минимум, к сокращению рабочих мест. Главной причиной здесь является внешнее по отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица проявляется в трех формах: циклической, структурной, технологической.

Циклическая безработица – это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла. В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные  предприятия, а, следовательно, растет безработица.

Циклическая безработица – отрицательное  экономическое явление. Ее наличие  показывает, что экономика не функционирует  на уровне полной занятости.

Структурная безработица вызвана структурными преобразованиями в экономике: развитием  новых, высокотехнологичных направлений, появление новых материалов, предметов  потребления, услуг, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и  сокращением устаревших отраслей и  производств. Структурное изменение  производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности  и квалификации не соответствуют  новым требованиям производства. В связи с невозможностью быстрой  подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает  дисбаланс спроса и предложения  в различных отраслях. Отличие  структурной безработицы от циклической  в том, сто структурная безработица  связана с падением спроса на рабочую  силу в отдельных отраслях, специальностях, профессиях, а циклическая безработица  вызвана неравномерным развитием  экономики, характеризуется большими масштабами спада производства.

Технологическая безработица вызвана изменениями  структуры производства в масштабе одного предприятия или фирмы. В  результате научно-технического прогресса, появление новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из них становится лишними, которые "выбрасываются" на рынок труда. В то же время появление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает давление на рынок труда.

Естественная  безработица наиболее экономически ориентированный блок социального  поведения индивидов и характеризуется  более высоким личностным моментом в ее возникновении. Мотивация индивида и трудовой занятости определяется рациональным выбором, выгодой от той  или иной формой занятости. Естественная безработица также проявляется  в трех формах: фрикционной, институциональной, добровольной.

Фрикционная безработица связана с изменениями  в предложении рабочей силы. Одна категория работников ищет подходящую работу, так как прежняя ее не устраивает по определенным признакам (заработная плата, условия труда  и т.д.), другая по причине получения  образования или перемене места  жительства, третьи впервые выходят  на рынок труда, то есть инициатива увольнения исходит от самого человека. Главная особенность фрикционной  безработицы то, что она является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы. Фрикционная безработица кратковременна, не более 1-2 месяцев.

Институциональная безработица проявляется в тех  случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, включая социальные выплаты, а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и приема на работу и предусматривает  меры поддержки безработных. Чрезмерные материальные выплаты безработным  могут снизить у них стимулы  к поиску новой работы и создать  возможность жить на пособие по безработице. Высокие налоги также сдерживают стимулы к поиску работы или открытию собственного бизнеса. Институциональная  безработица порождается несовершенством  некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Главная особенность безработицы – поддержка со стороны социума в поиске работы.

Добровольная  безработица – это самостоятельный  вид незанятости. В любом обществе существует прослойка людей, которые  по своему психологическому складу или  иным причинам не хотят работать.

Маргинальная  безработица объединяет представление  о различных формах незанятости, таких как застойная, сезонная и  скрытая безработицы.

Застойная безработица – это форма безработицы наиболее характерная для экономики переходного общества. Охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальные "подачки" общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы людей, подрывает физическое и моральное здоровье общества.

Сезонная  безработица – появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.

Скрытая безработица – это концентрация излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается  статистикой. Скрытая безработица  связана с деятельностью самих  предприятий. Она характеризует  состояние людей, которые работают по найму, но:

  • заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу;
  • неудовлетворенны работой, и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;
  • имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущими другую работу.

Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод: на формирование вынужденной  безработицы (циклической, технологической, структурной) большое влияние оказывает  экономический фактор, т.е. на нее  влияют в основном какие-то преобразования в экономике. На естественную безработицу (фрикционную, добровольную, институциональную) оказывает влияние личностный фактор. На маргинальную же безработицу (скрытую, сезонную, застойную) влияет социокультурный фактор.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Причины безработицы и  ее социально-экономические последствия. Пути решения безработицы.

Безработица возникла и развивалась вместе с  возникновением в нашей стране рыночной капиталистической экономики, являясь  важной частью рынка труда. Безработицы  не знало никакое другое общество (первобытное, рабовладельческое, феодальное, советское). Уже одного этого достаточно для вывода о том, что наиболее общей причиной возникновения и  существования безработицы является сама рыночная капиталистическая экономика.

В целом  можно выделить следующие причины  безработицы:

1. структурные  сдвиги в экономике, выражающиеся  в том, что внедрение новых  технологий, оборудования приводит  к сокращению излишней рабочей  силы;

2. экономический  спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3. политика  правительства и профсоюзов в  области оплаты труда: повышение  минимального размера заработной  платы увеличивает издержки производства  и тем самым снижает спрос  на рабочую силу;

4. сезонные  изменения в уровне производства  в отдельных отраслях экономики;

5. изменения  в демографической структуре  населения, в частности рост численности населения.

Наиболее  распространенные причины в России: увольнение по собственному желанию (32%) и высвобождение, сокращение персонала, ликвидация собственного дела (28%).

 Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее  время невосстановимо, и тот объем  благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и  ему все равно необходимо кормить  свою семью. Поэтому общество вынуждено  искать средства для спасения безработных  от голодной смерти.