Занятость и безработица. 26

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО  ЖЕЛОЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  университет путей сообщения

Красноярский институт железнодорожного транспорта-

филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Иркутский государственный университет  путей сообщения»

 

 

 

 

                                                                                        Кафедра: Экономика                                   транспорта

    Дисциплина: Экономическая  теория

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Занятость и  безработица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнил: студент 1 курса

                                                                                     Группа: Б-09-1    

                                                                                     Мозгалева Е.П.

                                                                                                       Проверил: Левицкая В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Занятость 

1.1. Понятие и особенности  занятости……………………………………….4

     1.2. Сущность  и виды занятости ……………………………………………..8

     1.3. Государственная политика в сфере занятости…………………………11

Глава 2. Безработица 

     2.1. Сущность и виды безработицы…………………………………………14

     2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия………………………………………………………………………18

Глава 3. Занятость и безработица в России

      3.1. Безработица в России. И пути решения проблемы безработицы…………………………………………………………………….22

     3.3. Занятость  населения в России…………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………..30

               

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Занятость населения и  безработица являются одними из центральных  проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица  обостряется в тех странах, где  происходит переход к иной системе  экономики. В настоящее время  такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи  с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают  возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая  при неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит  безработица и человеку, не давая  им приложить свое умение в том  или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно  снижение жизненного уровня. Люди переносят  серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время  своей предвыборной кампании уделяют  так много места обещаниям  создания рабочих мест.

По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, потому что это объективное явление, присущее рынку труда, является его  особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она  повышает производительность труда, стимулирует  заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Изучение безработицы позволяет определить ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость.

1. Занятость населения

1.1. Понятие и особенности занятости

С проблемами труда, трудовых отношений всегда соседствовала  не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения  рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий  для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и внерыночной экономике.

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают  с проблемами безработицы, так как  необходимо учитывать особенности  занятости различных социально-демографических  групп населения, мотивацию труда  работников, изменения в структуре  трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста  эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических факторов.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений  концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

2. Ответственность государства  за реализацию права граждан  на труд, содействие занятости  трудовой деятельности, на которую  способен человек и которую  он желает осуществлять.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости населения при любом  ее уровне, если спрос населения  на рабочие места удовлетворяется, при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости  всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения  желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе  говоря, правительство должно гарантировать  каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место  и вид трудовой деятельности и  принимать решение об участии  в ней. Несомненно, что рыночной экономике  гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению вторым, которое  для нее органично. Благодаря  принятию новых, значительно отличающихся от советских основ законодательства о занятости, возникла правовая база изменения сложившихся принципов  функционирования системы занятости. Но, как известно, от законов до реальной жизни – дистанция значительного  размера.

Свободно избранная занятость  все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как  противоречит выработанным годами традициями и установки советской экономики. Необходим коренной поворот в  экономическом мышлении. Новым законодательством  о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно-полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

Несмотря на то, что принятие подобных положений имеет самостоятельное  значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом  к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости  гораздо ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует как совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

В широком смысле слова  речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости  и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен  технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах  равнодоступности должны иметь место  работа по совместительству, временная  работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Принципиальное значение таких форм организации труда  состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют  духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения  и использования свободного времени  – одного из главных достояний  человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может выполнять роль стимулятора эффективной работы, если будет воплощен в жизнь принцип: «Чем лучше и эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его использования».

Еще одна принципиальная сторона  занятости состоит в возможности  избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики  и вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная  занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская  деятельность приобретают статус так  же общественно признанных форм, как  и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.

Подобная концепция занятости  создает качественно новые представления  о труде как социально-экономической  категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости  со временем приведет к ощутимым переменам  не только в воззрениях и трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно  в сфере приложения трудовых усилий.

Представляется возможным  и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление к  предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии и дающих возможность числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться  почитанием труда в любой области, где он приносит доход, предоставляет  возможность самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств  и способностей. На людей перестают  давить: примат труда в государственном  секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в  огосударствленной экономике с  ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворится всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности.

1.2. Сущность и виды  занятости

Основным результатом  функционирования рынка труда является формирование определенного уровня и структуры занятости и незанятости  населения. Занятость выражает процесс  включения работников в экономические  отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень  и определенная структура занятость  являются основным результатом на рынке труда.

В занятости как экономическом  явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный). По своему содержанию они соответствуют  понятиям полной и эффективной занятости.

Полную занятость следует  рассматривать как занятость, при  которой предложение рабочей  силы покрывается спросом на нее. Полная занятость связана с созданием  таких материально-технических и  социально-экономических условий, при  которых каждому желающему трудиться  предоставляется возможность участвовать  в общественно полезном труде  в государственном, частном, кооперативном  секторах, личном подсобном хозяйстве, кустарно-ремесленных промыслах  и прочих видах индивидуальной трудовой деятельности.

Эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда  и видам деятельности, которое  дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост  материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной  занятости решаются две задачи: создается  достаточное количество рабочих  мест и обеспечиваются необходимой  рабочей силой предприятия и  организации. Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной  занятости – задача хозяйственных  единиц, полной – функция государства. Оптимальное сочетание полной и  эффективной занятости определяет рациональную занятость.

Критериями рациональной занятости служат: оптимальная структура  народного хозяйства, необходимое  количество производимых благ и услуг, повышение качества жизни, уровень  производственного использования  достижений НТП, доля информационного  типа занятости. Последнее означает удельный вес работников, занятых  производством, обработкой и хранением  информации на базе использования компьютерных технологий.

В целях более глубокого  изучения процессов занятости используют такие понятия, как виды и формы занятости.

Виды занятости характеризуют  распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т. д. Объединение этих видов формирует  структуру занятости, имеющую определенную внутреннюю организацию. Она обусловлена  закономерностями развития и единой целевой установкой функционирования в системе общественного производства.

Структурные виды занятости  выделяют по следующим признакам:

1.  По характеру деятельности:

a) Работа на предприятиях всех видов (государственных,   

кооперативных, арендных, акционерных) и в общественных

организациях, учреждениях и т. д.;

б) Работа за рубежом, на совместных предприятиях;

в) Исполнение государственных и общественных обязанностей;

г) Служба в армии;

д) Индивидуальная трудовая деятельность;

е) Личное подсобное хозяйство.

2. По принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою (социальная занятость) – рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели (менеджеры, коммерсанты, снабженцы, торговцы, фермеры, кооператоры, арендаторы). К предпринимателям также относятся все те лица, которые в интересах различных предприятий, организаций и в своих собственных осуществляют поиск возможностей наилучшего использования хозяйственных ресурсов, организуют производство и обмен, извлекают выгоды и несут экономическую ответственность за свои действия;

3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов (между численностью занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, между численностью занятых в отдельных крупных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.)); между численностью занятых внутри этих крупных отраслей по суботраслям (черная металлургия, машиностроение и др.), внутри суботраслей по отраслям (в машиностроении: приборостроение, станкостроение, тракторостроение и т. д.), внутри отраслей по подотраслям (в текстильной промышленности; хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и пр.);

4. Территориальному (соотношение между численностью занятых в территориальном разрезе (по регионам, республикам, областям, экономическим районам, административно-хозяйственным единицам, городам разной величины и т. д.));

5. По уровню урбанизации (соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села);

6. По профессионально-квалификационному (распределение работников по группам в соответствии со специализацией в определенной области производства или выполнением одинаковых трудовых функций, т. е. объединение работников в профессиональные группы или их распределение по квалификационным признакам, уровню образования, стажу работы, по степени механизации труда и т. д.);

7. По половозрастному (соотношение мужчин и женщин, а также отдельных возрастных групп, характеризующих основные границы трудовой деятельности людей, связанной с возрастом (начало трудовой деятельности, периоды образования семьи, обретение профессии, навыков, время активной трудовой деятельности, подготовки к пенсии и т. п.));

8. По формам организации труда (соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда; в частности, в бригадах с элементами хозрасчета; бригадах на полном хозяйственном расчете, бригадах, работающих в условиях коллективного и арендного подряда, бригадах, действующих в кооперативах);

9. По видам собственности (структура численности работников, занятых на предприятиях и в организациях, относящихся к различным видам собственности: государственной, коллективной, частной или индивидуальной, смешанной).

1.4. Государственная политика в сфере занятости

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового  сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими  началами. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены  даже в самом демократическом  обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике  отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной  экономике. Это нисколько не умаляет  заботы общества о трудоустройстве  людей, обеспечения занятости.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений  в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его  предложения вынуждают государство  обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так  и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1. Содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

3. Организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

4. Содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

5. Содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

 Проведение активной  политики на рынке труда не  только активизирует незанятых  на поиск работы, но и способствует  снижению материальных и нервно-психологических  затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика  на рынке труда способствует  росту эффективности общественного  труда и снижению социальной  напряженности.

 Приходится менять  и представление о полной занятости,  бытовавшее в течение многих  лет в советской экономической  науке и практике. Концепция максимального,  полного вовлечения всего трудоспособного  населения в зону общественного  труда уступает место принципу  рациональной занятости. Что же  касается полной занятости, то  с позиций рыночной экономики  ее следует воспринимать не  как «всеобщую», «поголовную», а  как доступную. Иначе говоря, занятость  следует считать полной, если  каждый, изъявивший желание иметь  оплачиваемую работу, имеет возможность  получить ее с учетом своих  профессиональных возможностей. Законодательство  о занятости населения наряду  с трудовым законодательством  призвано гарантировать право  на труд и меры по предоставлению  людям подходящей работы с  учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная  служба занятости. В России  ежегодно в службы занятости  за содействием в поиске подходящей  работы обращаются более 8,5 миллиона  человек, а за содействием в  подборе кадров – около 500 тысяч  работодателей. Учитывая, что та и другая сторона, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год.

2. Безработица 

2.1. Сущность и виды безработицы

По определению «безработица» - это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может  найти работу, которую эти люди способны выполнить.

В экономической теории используются два показателя, которые могут  обрисовать объективную картину  экономической нестабильности на рынке  труда. Это уровень безработицы  и ее средняя продолжительность.

Показатель уровня безработицы  используется для измерения масштабов  безработицы и измеряется как  доля официально зарегистрированных безработных  к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы  характеризует среднее время перерыва в работе.

Понятие «безработица» и  «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается  тот, кто может и хочет работать, самостоятельно занимался поиском  работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих  мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них  причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости  в качестве лиц, ищущих работу, способные  и готовые трудиться и которым  эта служба не сделала предложений  подходящей работы.

К безработным не относятся  лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья). Трудоспособные, но по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на барже труда, не попадают в статистику безработицы.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности соседствует не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде, обеспечения рабочими местами.

Различают полностью или  частично безработных. Частично безработные  – это люди, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую  неделю по экономическим причинам (из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками).

Характер современной  безработицы, ее особенности выражаются в формах безработицы, ее структуре  и показателях, социальных последствиях, характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и  продолжительность безработицы.

Различают несколько видов безработицы.

 Фрикционная безработица – это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения.

 Мотивы увольнений  по собственному желанию многообразны, но можно выделить основные  мотивы :

1. Мотивы, связанные с неудовлетворенностью производственно-экономическими условиями: условий организации труда, сезонностью работы, размером заработной платы, отсутствием возможностей для повышения квалификации, для профессионального продвижения;

2. Мотивы, связанные с социально-психологическим климатом в фирме: неудовлетворенность отношениями с администрацией, с коллегами по работе и т.д.);

3. Мотивы, связанные с неудовлетворенностью уровнем социально-бытового и жилищного обслуживания;

4. Мотивы личного характера: вступление в брак, рождение ребенка, переезд на новое место жительства и другое).

 Фрикционная безработица  существует в экономике постоянно.  В какой-то мере эта безработица  является желательной, так как  многие рабочие переходят с  низкопродуктивной, малооплачиваемой  работы на более высоко- оплачиваемую  и более продуктивную работу. Это означает боле высокие  доходы для рабочих и более  рациональное распределение трудовых  ресурсов, а, следовательно, и  больший объем реального национального  продукта. Уровень фрикционной безработицы  можно снизить, если иметь хорошо  отлаженную инфраструктуру рынка  труда, в частности его информационное обеспечение.