Занятость, безработица и воспроизводство рабочей силы в России

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты занятости и безработицы 4

1.1 Занятость: сущность, виды и формы 4

1.2 Эволюционная теория рынка труда; классическая теория Смит, Рикардо, Мальтуса, Маркс, Кейнс 16

2. Сущность безработицы и воспроизводство рабочей силы 20

2.1 Безработица, ее формы и специфика 20

2.2 Безработица, причины и социально-экономические последствия 23

2.3 Основы воспроизводства рабочей силы 26

3. Рынок труда и его состояние в современной России 28

3.1 Основные проблемы занятости и безработицы в РФ 29

3.2 Влияние НТП на воспроизводство рабочей силы 37

3.3 Перспективы решения проблемы занятости в РФ 39

Заключение 45

Список использованных источников 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая  дополнительное количество рабочих  мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем  самым в большей степени удовлетворить  материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Современная научно-техническая революция  существенно изменила материально-технические  условия производства и жизни, но не менее важным следствием научно-технического прогресса стало коренное изменение  структуры, содержания и характера  запаса знаний, навыков, опыта рабочей  силы. В условиях усложнения производства расширения потока научно-технической  информации, которая должна осваиваться  в процессах массового производства продукции произошел перелом  в значении образования для развития производства. Пока промышленность удовлетворяла  свои потребности в рабочей силе за счет неквалифицированных рабочих, система образования была довольно слабо связана с производством. В XIX веке, например, подготовка немногочисленных инженеров, техников, квалифицированных  рабочих по большей части не была общественно организована. Подготовка рабочей силы шла в самом процессе производства, а наука чаще всего  была делом отдельных ученных и оказывала еще сравнительно слабое воздействие на развитие общественного производства. Образование по содержанию носило в основном общекультурный характер. Но положение в корне изменилось, когда дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без массового использования высококвалифицированной рабочей силы, т.е. образование работников стало таким же необходимым условием хода производства, как и наличие самих орудий труда.

Проблемы обеспечения  занятости населения в различных  странах заняли важное место среди  глобальных проблем современности. Они затрагивают интересы молодежи, начинающей свою трудовую жизнь, работников, оказавшихся лишними, предпринимателей, решающих вопросы внедрения новой  техники или найма рабочей  силы, женщин, безработных, всей системы профессиональной подготовки и государства.

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты занятости и безработицы

 

    1. Занятость: сущность, виды и формы

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать  особенности занятости различных  социально-демографических групп  населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью  обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста  эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических  факторов.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в  различных сферах хозяйственной  деятельности и выполняющих функцию  связующего звена в воспроизводстве  рабочей силы на всех уровнях организации  общественного труда и производства.

В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее  в необходимости поддержания  такого соответствия между занятой  рабочей силой и ее свободным  резервом, между личными и вещественными  факторами производства, которое  способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая им заработок (трудовой доход).

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений  концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

2. Ответственность государства  за реализацию права граждан  за труд, содействие занятости  трудовой деятельностью, на которую  способен человек и которую  он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие  места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.

При этом подходящей считается  работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта  работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует  отметить, что в переходный период в России остро обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная  наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости  всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения  желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе  говоря, правительство должно гарантировать  каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место  и вид трудовой деятельности и  принимать решение об участии  в ней. Несомненно, что рыночной экономике  гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.

Благодаря принятию новых, значительно  отличающихся от советских основ  законодательства о занятости возникла правовая база изменения сложившихся принципов функционирования системы занятости. Но, как известно, от законов до реальной жизни – дистанция значительного размера.

Свободно избранная занятость  все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как  противоречит выработанными годами традициям и установкам советской  экономики. Необходим коренной поворот  в экономическом мышлении и социальных императивах. Новым законодательством  о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается

демократический принцип  добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение  людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан  в общественном хозяйстве при  наличии у них законных источников дохода.

Несмотря на то что принятие подобных положений имеет самостоятельное  значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом  к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости  гораздо ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

В широком смысле слова  речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости  и трудовой деятельности.

Еще одна принципиальная сторона  занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретает статус так же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.

Подобная концепция занятости  создает качественно новые представления  о труде как социально-экономической  категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости  со временем приведет к ощутимым переменам  не только в воззрениях и в трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно  в сфере приложения трудовых усилий.

Представляется возможным  и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные  привилегии и дающих возможность  числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в любой области, где  он приносит доход, предоставляет возможность  самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: примат труда в государственном секторе  экономики, унизительность предпринимательской  деятельности, непочитаемость работ, которые в государственной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворятся всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности.

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового  сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими  началами. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу.

Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены  даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Таким образом, занятость  существует в обществе как необходимое, постоянно воспроизводимое явление.

Виды занятости

В законодательстве и практике деятельности федеральных  органов исполнительной власти, реализующих  государственную политику в области  занятости, сложились различные  классификации занятости в зависимости  от того или иного аспекта данного  общественного явления.

Одна из распространенных классификаций занятости на основании  полноты охвата трудоспособного  населения - это ее подразделение  на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан.

Словарь терминов, применяемых в деятельности служб  занятости, указывает, что полная занятость  представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью  удовлетворяется потребность граждан  в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей  силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным  регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется  право каждого гражданина на труд.

Неполная занятость  трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию  работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или  без согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Такое разделение полной и неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить  по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение  полной занятости) определяется занятость  населения в целом, то при определении  неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина.

Полная занятость - это занятость населения при  наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости  от социально-экономического положения  страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы  - фрикционная безработица. Например, в США занятость определяется как полная лишь в том случае, если уровень безработных граждан составляет 3% общего количества трудоспособного населения. В российском же законодательстве это определение не имеет цифровых ориентиров, что негативно отражается на государственной политике в области занятости в целом.

Частичная безработица - характерное и в какой-то мере необходимое явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости  объясняется тем, что работник в  связи с переменой работы, места  жительства и т.п. выходит на определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что  обусловливается действием объективных  законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания.

 Кроме того, наличие  социально приемлемого уровня  безработицы оказывает положительное  влияние на конкуренцию на  рынке труда, стимулируя развитие  трудовых ресурсов.

Поэтому для эффективного осуществления государственной  политики в области занятости  в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения  полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.

Применительно к  конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят  полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и  вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу.

К сожалению, на сегодняшний  день российское законодательство, регламентируя  правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит  стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в  обеспечении полной занятости.

Вместе с тем  количество лиц, которые по не зависящим  от них причинам не могут трудиться  полный рабочий день, огромно. Игнорирование  со стороны государства регулирования  данных вопросов представляется, как  минимум, необоснованным.

Проблемы частичной  занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации  труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами.

При этом оценка частичной  занятости различными государствами  происходит по-разному из-за двоякой  оценки данного социального явления.

С одной стороны, расширение масштабов частичной  занятости вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно  приводит к росту конкуренции  на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением семейных обязанностей и с учебой, а также  обеспечить постепенный выход трудящихся на пенсию, избегая резкого изменения  режима работы и стиля жизни.

Многие определения  частичной занятости, принятые в  различных странах, исходят из трактовки, сформулированной Международной организацией труда, которая под частичной  занятостью понимает регулярную занятость  по найму при значительно сокращенной  продолжительности рабочего времени. Продолжительность рабочего времени  при частичной занятости существенно  ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени, как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).

Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения  размера стандартной продолжительности  рабочего времени при частичной  занятости затрудняет выделение  данной категории граждан в общей  структуре трудоспособного населения. При определении частично занятых  лиц существуют трудности и иного  порядка. Например, человек, работающий по совместительству, может трудиться  на нескольких предприятиях как частично занятый, хотя и имеет в целом  полный объем трудовой нагрузки. Этот момент необходимо учитывать при  определении частичной занятости  гражданина в рамках законодательства.

Во многих странах  стимулирование частичной занятости  рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное  содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. Пособия для частично занятых устанавливаются в меньшем размере, чем пособия для полностью занятых, если учитывается размер трудовой нагрузки. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых.

Ориентируясь на мировой опыт регулирования проблем  занятости населения и международные  акты, Россия, как государство с  социально ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать  на отношения, возникающие на рынке труда. Отсутствие в части правового регулирования вопросов частичной занятости практически полностью нивелирует социальную защиту и государственную поддержку в обеспечении занятости данной категории граждан.

Например, в случае если гражданин был занят на двух работах по совместительству, с основной работы был уволен, но во второй организации  продолжает трудиться, он, как и ранее, относится к числу занятых  граждан. Ранее совмещаемая работа становилась основной, а он приобретал статус занятого гражданина на условиях неполного рабочего времени. При  этом государством совершенно не учитывается  такое изменение правового и  фактического положения гражданина. Естественно, что в данной ситуации у гражданина значительно сокращается  заработок, который в данной ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает вполне обоснованный вопрос о реализации конституционного права каждого на социальную защиту со стороны государства при возникновении  подобной ситуации.

Вместе с тем, формально признаваясь занятым, данный гражданин лишается права  на получение пособия по безработицы, а, фактически остается без средств  к существованию, и значительно  ограничен в государственном  содействии в подборе подходящей работы через систему органов  службы занятости, поскольку не может  быть зарегистрирован в качестве безработного.

Этот пример наглядно демонстрирует важность и огромную социальную значимость необходимости  регулирования отношений по обеспечению  занятости частично занятых граждан. Необходимо на законодательном уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в  социальной помощи и поддержке со стороны государства, и наделить возможно, с определенными ограничениями их рядом правомочий, принадлежащих безработным, в целях обеспечения прав данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Дальнейшее игнорирование  регулирования законодателем вопросов, связанных с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой, приведет к негативным последствиям на рынке труда.

Существуют и  другие виды занятости, которые можно  также выделить: продуктивная, свободно избранная, рациональная, эффективная  и оптимальная.

Основной смысл  продуктивной занятости сводится к  следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим  требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется  занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы  – политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.

Свободно избранная  занятость предполагает, что прав распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно  ее владельцу, т. е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого  работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Рациональная занятость  – занятость, обоснованная с точки  зрения процессов формирования, распределения  и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной  структуры, режимов воспроизводства  трудоспособного населения и  его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует  доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения.

С качественной стороны  занятость отражает понятие эффективной  занятости. Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества.  Эффективной может быть занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Формы занятости

Формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых осуществляется по отдельным признакам (режиму рабочего времени, регулярности трудовой деятельности, легитимности трудоустройства, условиям организации трудового процесса).

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму  представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

Самостоятельная занятость – это отношения (экономические, правовые и т.д.) между людьми в процессе участия их в общественно-полезном труде, основанные на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленные, как правило, на получение трудового дохода и обусловливающие самореализацию и самоутверждение личности.

Данная занятость  во всем мире рассматривается в качестве социального феномена, способного привести к интеграции в области занятости  интересов общества и человека, прежде всего обеспечение реализации права  на труд, повышение социального статуса  человека, изменение отношения к  труду. Самозанятость предполагает включение в социальную структуру общества незанятых людей посредством предоставления им возможности трудиться в условиях самоорганизации. Она способствует переходу разрозненных индивидов в новое качественное состояние, некую целостность, с присущими ей характеристиками, принципиально новой ролью в социально-экономической системе и социальной структуре

По режиму рабочего времени  принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость.

Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в России в настоящее время составляет 40 часов в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством РФ сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Ей присущи оплачиваемый профессиональный труд, с помощью которого удовлетворяются личные и общественные потребности и приносящий, как правило, гражданам заработок, доход и достойное существование.

Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы:

- занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) – это результат кризисного сокращения рабочего времени. Такой режим позволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу.

- сжатая неполная рабочая неделя – представляет собой нормативную продолжительность рабочей недели, распределенную на меньшее число рабочих дней (четыре с половиной, четыре, три), что приводит к удлинению рабочего дня и, соответственно, увеличению числа рабочих мест по сравнению с режимом ежедневной работы в течение недели;

Занятость, безработица и воспроизводство рабочей силы в России