Занятость и безработица. 19

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Одной из коренных социально-экономических  проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

     Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

     Немалый урон безработица наносит и жизненным  интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

     Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.

     Эта проблема нуждается в глубоком научном  исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

     Целью работы является изучение занятости и безработицы  в рыночной экономике, ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих задач:

  • раскрытие сущности понятия занятости и безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
  • рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
  • изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

     Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.

     Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие занятости и безработицы

 

    С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

    Содержание  понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

    Кроме того, под занятостью как экономической  категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

    Различают понятия полной и эффективной  занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

    Сформулированная  в России в период рыночных отношений  концепция занятости базируется на следующих основных принципах:1

    Исключительное  право граждан распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.

    Ответственность государства за реализацию права  граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.

    Таким образом, в рамках данной концепции  можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.

    Законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

    Эта концепция занятости гораздо  ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

    Во  многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

    Подобная  концепция занятости создает  качественно новые представления о труде как социально-экономической категории.

    Но  следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового  сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.

    Проблема  занятости населения — это  проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

      Одним из видов структуризации  рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.

    Различают:

    - рынок труда молодежи.

     Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей силы страны оказывается незадействованной в процессе производства товаров и услуг. Для уточнения стоит четко понимать, что подразумевается под понятием рабочей силы. В состав рабочей силы входит все экономически активное население страны, т.е. те лица, которые хотят и могут работать. Рабочая сила состоит из занятых и безработных [9, С.92].

     В России к числу безработных относятся  лица, достигшие 16 лет, не имеющие работу, состоящие на учете в службе занятости  и готовые приступить к работе.

     Для определения уровня безработицы  необходимо выяснить процентное отношение безработных к общей численности рабочей силы.

     

     Статистика  безработицы чаще всего не отражает реальную ситуацию. Она искажает в сторону увеличения из-за того, что некоторые лица, состоящие на учете службы занятости, имеют работу, хотя официально не числятся в штате. Так же уровень занятости может быть занижен, т.к. часть людей, занимающихся активным поиском работы, не зарегистрированы на бирже труда.

     Различают три основных вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.

     1. Фрикционная безработица относится  к лицам, добровольно уволившимся с прежней работы, сезонным работникам в период простоя и уволенным работникам, при условии, что все они ищут новое место работы. Такая безработица неизбежна и в ряде случаев даже полезна, т.к. работник в результате поиска может найти более достойное применение своим трудовым способностям.

     2. Структурная безработица возникает  в связи с изменением структуры  национального производства, а следовательно, и структуры спроса на рабочую силу. Чаще всего это происходит в результате НТП. Спрос на работников одних профессий сокращается или вовсе исчезает, а спрос на вновь появившиеся профессии растет. Нет четкого разделения между безработицей фрикционной и структурной. Основным отличительным признаком является то, что структурный безработный не находит применения своим профессиональным навыкам и, чаще всего, вынужден осваивать новую специальность.

     3. Циклическая безработица возникает  в периоды спада и застоя  экономического цикла. Она носит массовый характер, т.к. спад наступает почти одновременно в большинстве отраслей. Такая безработица требует серьезного регулирования со стороны государства.

     Полная  занятость не означает, что безработица  вообще отсутствует. Изучив различные  виды этого явления можно сделать  вывод, что нельзя избежать фрикционную и структурную безработицу. Следовательно, полная занятость наступает в ситуации, когда в производстве задействовано менее 100% рабочей силы. Полная занятость – это ситуация когда отсутствует циклическая безработица. Экономисты часто употребляют понятие естественного уровня безработицы, который равен сумме фрикционной и структурной безработицы, это уровень безработицы при полной занятости.

     Если  говорить другими словами, безработица  находится в пределах своего естественного уровня, когда количество людей ищущих работу соответствует количеству свободных рабочих мест. Т.е. рынок труда находится в состоянии равновесия.

     Проблема  безработицы - одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные  трактовки. Например, такие: [9, С.97]

  1. Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.
  2. Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
  3. Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

     Для анализа проблем безработицы  необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  • трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
  • отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
  • доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

     Только  тот, кто отвечает этим признакам, считается  действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:

     Уровень безработицы = безработные/ рабочая  сила*100%.

     При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

  • лица, не достигшие трудоспособного возраста;
  • лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
  • лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).

           Слабозащищенные (социально  уязвимые) группы на рынке труда:

     — бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;

     — женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные;

     — молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;

     — выпускники вузов и техникумов;

     — работающие инвалиды и пенсионеры.

     За  период 1996—2001 гг. численность контингента  слабозащишенных слоев населения  значительно возросла; расширился его  состав за счет, главным образом, военнослужащих и членов их семей. В период 1992-1997 гг. из вооруженных сил было уволено  свыше 1,2 млн. человек. В 2001-2005 гг. произошло увольнение из вооруженных сил около 350 тыс. военнослужащих, не считая вольнонаемных лиц.

     Среди безработных по-прежнему остается высокой  доля женщин-работниц. В среднем  по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной и швейной.

     Ухудшается  положение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента  крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.

1.2. Социально – экономические  последствия и методы  
регулирования уровня занятости

 

     Очень часто оценивается лишь экономический  эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы [10, С.22].

     Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

     Подобные  исследования представляют несомненный  интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

     Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

     Безработица ведет к неполному использованию  экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.

     При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. [10, С.23].

     Обострение  криминогенной ситуации.

     Усиление  социальной напряженности.

     Рост  безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

     Увеличение социальной дифференциации.

     Снижение  трудовой активности.

     Повышение социальной ценности рабочего места.

     Увеличение  личного свободного времени.

     Возрастание свободы выбора места работы.

     Увеличение  социальной значимости и ценности труда.

     В экономике рынок труда наряду с имманентными ему регуляторами сохраняет прежние элементы системы управления трудом. Главным образом это государственные гарантии занятости населения, централизованное регулирование оплаты труда (минимальной заработной платы, ставок тарифов и окладов в бюджетной сфере). По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное содействие занятости, отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные экономические результаты функционирования рынка труда.

     Активная  государственная политика обеспечения  полной занятости должна включать поддержку  служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

     Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде этот процесс можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

     Согласование  финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче относятся  вопросы принятия решений о государственных  заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

     Согласование  социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

     . Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

     На  региональном уровне государственное  регулирование рынка труда в  основном должно осуществляться в тех же направлениях.

     Политика  трудоустройства и социальной поддержки  незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. В

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

     Основные  направления регулирования рынка труда включают четыре программы: [10, С.25].

  • по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест (допустим, в государственном секторе);
  • по подготовке и переподготовке рабочей силы;
  • содействия найму рабочей силы – создание бирж труда;
  • по социальному страхованию безработицы – выплата пособий по безработице.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИИ  ЗАНЯТОСТИ  
И БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Динамика и структура  безработицы в  РФ

 

    Численность экономически активного населения  к концу 2008 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2008 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.

      Общая численность безработных  (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2008 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

    В целом можно сказать, что в 2008 г. сохранилась тенденция роста  доли официально зарегистрированного  в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2005 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2008 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.