Занятость и безработица. 20

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал  ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКОГО  ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

в  г. Архангельске

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Занятость и безработица» 
 
 
 

Студентки  
Номер личного дела  
Специальность Финансы и кредит
Курс  2
Группа   
Форма обучения  
   
Руководитель  
 
 
 
 
 
 
 

Архангельск

2010

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………..3

  1. Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы……………..5
  2. Экономические и социальные последствия безработицы.

    Государственная политика занятости………………………………………9

  1. Особенности безработицы в современной экономике России……….14

    Практикум…………………………………………………………………..19

    Заключение………………………………………………………………….20

    Литература…………………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    Я выбрала эту тему курсовой работы, потому что проблема безработицы   современной экономики России стоит очень остро. Я являюсь безработной и хочу изучить эту проблему более подробно.

    Официально  в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных  подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень. В наши дни безработица всё более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остаётся в центре внимания и населения, и научной общественности.

    Важнейшее направление изучения безработицы - её экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать её социальные аспекты. И только двойственный подход к её изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, её роль и значение.

  Экономисты  изучают безработицу для определения её причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие программы, например, страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Ещё целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы.

  Тяжелы  и социальные последствия безработицы. Специалисты   вынуждены признать, что безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.

  Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.

  В своей работе я последовательно  рассмотрю понятие и сущность занятости и безработицы, её причины и виды, а также последствия и особенности безработицы в современной экономики России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы 

    Занятость – это участие граждан в  хозяйственном процессе, связанном  с использованием рабочей силы для  производства продукции и оказания услуг, с целью получения трудового дохода, заработной платы.

    В экономической литературе различают  понятия полной и эффективной  занятости.

    Полная  занятость – это состояние  рынка труда, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать. При этом достижение полной занятости не означает, что все трудоспособные члены общества имеют оплачиваемую работу. Принято считать, что полная занятость достигается, когда работу могут найти все, кто хочет работать.

    Эффективную занятость необходимо рассматривать в двух аспектах:

    - экономический аспект – предполагает  наиболее эффективное использование рабочей силы;

    - социальный аспект – отражает  наиболее полное соответствие  работы интересам человека.

    Эффективная занятость предполагает способность хозяйственной системы обеспечивать экономические и социальные условия воспроизводства рабочей силы.

    По  существу, полная занятость выражает использование рабочей силы с  количественной стороны, а эффективная  занятость – с качественной. Эффективная занятость обеспечивает равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Дисбаланс между спросом и предложением означает отступление от полной и эффективной занятости, обусловливает противоположный ей фактор – безработицу. Хозяйственная система находится в сбалансированном состоянии, если численность трудоспособного населения и количество необходимых для него рабочих мест совпадает. Отклонение между ними предполагает безработицу.

    Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть 

рабочей силы по какой-либо причине не занята в производстве товаров и оказании услуг.

    Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над  количеством имеющихся рабочих  мест, соответствующих профилю и  квалификации претендентов на эти места.

    Безработица – неотъемлемая часть рыночной системы  хозяйствования. Всё население можно  разделить на три категории.

    Первая  категория – это занятые, или  работающие. К ним относят людей, которые имеют работу, и тех, кто, имея работу, временно по каким-то причинам (болезнь, отпуск) не работают.

    Вторая  категория – безработные. К ним  относят людей, достигших определённого возраста, принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались её поиском с помощью служб занятости или самостоятельно (т.е. помещали объявления в печати, обращались непосредственно к администрации предприятий или предпринимали шаги к организации своего бизнеса) и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определённого национальным законодательством.

    Третья  категория – это студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто просто не хочет работать по каким бы то ни было причинам. Эту категорию принято считать экономически неактивной частью населения. Если учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, они учитываются в качестве безработных.

      Лица, относящиеся к первой и второй категориям, представляют собой рабочую силу. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в процентах.

    По  характеру проявления и причинам, её вызывающим, безработица делится на фрикционную, структурную и циклическую.

    Фрикционная связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определённого времени. Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и её распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки работы, которые можно продать на рынке труда.

    Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, имеющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие НТП. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, т.к. у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

    Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет функциональную и структурную; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует. Однако в действительности уровень циклической безработицы практически всегда превышает естественный уровень безработицы.

    Также выделяют следующие виды безработицы:

    - естественная – является результатом структурной и фрикционной безработицы и определяется как их сумма. Естественная безработица обусловлена тем, что в каждой экономической системе имеется определённое число людей, не желающих работать при установившейся ставке заработной платы,

находящиеся в состоянии выбора наилучшего места  работы или подготовки к трудоустройству. Уровень естественной безработицы не является раз и навсегда данным и неизменным.

    - институциональная – это безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. Возникновение институциональной безработицы связано с неэффективным функционированием институтов рынка труда. Например, в России отсутствует закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест. Отсутствие информации о наличии рабочих мест не позволяет быстро трудоустроиться и люди попадают в разряд безработных.

    - скрытая – наличие лиц, желающих  работать, но не зарегистрированных  в качестве безработных. Скрытая  безработица включает занятых  в течение неполной рабочей  недели или части рабочего  дня, а так же лиц формально занятых (лишь числится в штате). В данную категорию попадают работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработка. Традиционно самый большой уровень скрытой безработицы в сельском хозяйстве.

    - сезонная – это безработица,  связанная с колебанием количества рабочих мест в зависимости от времени года.

    - застойная – подразумевает, что  люди долгое время не могут  трудоустроиться. Невозможность получить работу по различным причинам отрицательно сказывается на психологическом состоянии людей. Они постепенно утрачивают свои профессиональные навыки, знания, квалификацию. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости 

    Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

    Социальные  последствия безработицы проявляются  в том, что люди, лишённые стабильной занятости, не могут обеспечить себе и своей семье достойные условия жизнедеятельности. Происходит потеря квалификации, практических навыков, снижаются моральные устои, растёт преступность, заболеваемость, смертность, обостряется социальная напряжённость в обществе. В конечном итоге подрывается моральное и физическое здоровье общества.

      Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

    Экономические последствия безработицы выражаются, прежде всего, в потери части валового национального продукта (ВНП). Американский исследователь А. Оукен подсчитал, что каждый процент, превышающий уровень безработицы, сокращает объём ВНП на 2,5%. Представленная зависимость получила название закон Оукена, выражающего математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВВП.

    

     В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП.

     В правой части:

     u – это фактический уровень  безработицы, 

     u* - естественный уровень безработицы,  поэтому (u - u*) – уровень циклической  безработицы, 

     β- коэффициент Оукена (β > 0).

     Этот  коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы.

     Знак  «минус» перед выражением, стоящим  в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим  ВВП и уровнем циклической  безработицы обратная (чем выше уровень  безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

     Отставание  фактического ВВП любого года можно  подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года.

     Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

     

     где Yt – фактический ВВП данного  года,

     Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего  года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам,

     u t – фактический уровень безработицы  данного года,

     u t – 1 - фактический уровень безработицы  предыдущего года, 3% - темп роста  потенциального ВНП, обусловленный: 

     а) ростом численности населения,

     б) ростом капиталовооруженности и

     в) научно-техническим прогрессом;

     2 – это коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

     Безработица, уменьшая возможности роста ВВП (ВНП), приводит к сокращению налогов, поступающих в бюджет, в результате уменьшения налогооблагаемой базы. Более того, с ростом безработицы требуется дополнительные расходы из бюджета.

     В российской экономике проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, вызвали необходимость формирования и реализации Государственной политики занятости. Государственная политика занятости – это комплексная система мер, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы.

     «Регулирование рынка труда преследует две цели: удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, а также достижение оптимальной занятости. Действия государства по регулированию рынка труда включают:

  • установление пороговых значений гарантий, адресованных различным категориям населения (МРОТ, минимальная и максимальная величина пособия по безработице и др.);
  • обеспечение сбалансированного соотношения спроса и предложения на рынке труда (реализация программ по профессиональной ориентации, профессиональному обучению, проведение ярмарок вакансий и др.);
  • содействие созданию рабочих мест (организация общественных работ, временного трудоустройства, поддержка самозанятости и др.).

    Выплата пособия по безработице является пассивной мерой политики занятости, выполняющей функцию социальной поддержки безработных. Если говорить о системе профессионального образования, то эффективность её функционирования определяется не только удовлетворением текущих запросов рынка труда, но и способностью предвидеть их изменения в будущем. Сегодняшняя система профобразования слабо ориентирована на подготовку тех специалистов, в которых экономика заинтересована. Выпускники школ стремятся получить высшее образование по тем специальностям, которые им представляются престижными. В результате рынок труда перенасыщается невостребованными специалистами, при том, что усиливается нехватка квалифицированных кадров.»1

 
 
 
 
 
 
 

Схема 

Рис.1 Виды государственной политики в области безработицы  

       «Для предотвращения безработицы и сохранения трудового потенциала нации правительство разработало антикризисные меры на 2009 год, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда, которые включают:

     - опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы их массового увольнения;

     - организацию общественных работ,  временного трудоустройства, стажировок в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, включая выпускников образовательных учреждений, а так же работников, которым грозит массовое увольнение;

     - оказание адресной поддержки гражданам, в том числе, организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в частности, создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

     - содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных  граждан. ( Постановление «О дополнительных  мероприятиях, направленных на снижение  напряжённости на рынке труда  субъектов РФ» от 31 декабря 2008года № 1089).

     Поскольку результаты осуществления указанных  антикризисных мер были оценены  положительно, в 2010 году их реализация продолжается.

     В 2009 году подобные региональные программы  действовали в 82 субъектах Федерации.»  2

     В настоящее время экономика России характеризуется значительным числом безработных, что является следствием затянувшегося спада промышленного производства инвестиционного кризиса.

     Положительные преобразования в сфере трудовых отношений возможны при усилении государственного регулирования экономики, структурной перестройке отраслей народного хозяйства, а также при переходе на инновационные методы развития хозяйственной системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Особенности безработицы в современной  экономике России

    «Мировой экономический кризис негативно отразился на состоянии российского рынка труда. Численность безработных в 2009 г. резко возросла по сравнению с уровнем 2008 г.: в среднем с 4,8 млн. до 6,3 млн. человек. Кроме того, увеличилось число тех, кто работал неполное время (до 1,4 млн. человек в апреле 2009 г.), и ушедших в отпуска (1,3 млн.). Существенно сократились темпы роста номинальной начисленной заработной платы - со 127% до 108,5%; соответственно рост реальной начисленной заработной платы (111,5%) сменился падением (97,2%). Увеличилась просроченная задолженность по выплатам заработной платы - с 2,7 млрд. на начало 2008 г. до 4,7 млрд. руб. на начало 2009 г.

    Обычно, когда речь заходит о численности  безработных в соответствии с  методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В марте 2010 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных.

    Безработица среди мужчин и женщин

    В 2008 г. (до кризиса) уровень безработицы среди мужчин на 0,2-0,4 п.п. превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009 г. этот разрыв увеличился до 1,6 п.п., в феврале 2010 г. - до 1,7 п.п. В марте 2010 г. уровень безработицы среди мужчин составил 9,3% и был на 1,4 п.п. выше уровня безработицы среди женщин (7,9%), то есть почти на 20%. В первом полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6% (соответственно 53% и 47%), в феврале 2009 г. он повысился до 10% (соответственно 55% и 45%). В феврале 2009 г. количество безработных мужчин возросло по сравнению с февралем 2008 г. на 39%, женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

    Безработица среди городских и сельских жителей

    До  кризиса, в феврале 2008 г., уровень безработицы среди сельских жителей почти в 2 раза превышал уровень безработицы городского населения. Кризис изменил это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля 2008 г. по февраль 2009 г.) численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%. В 2010 г. ситуация вновь поменялась, и сейчас соотношение составляет 1,8 раза. 
В марте 2010 г. около 4,1 млн. безработных, или 64% их общей численности, проживали в городской местности и 2,3 млн. человек (36%) - в сельской. При этом среди занятого населения соотношение другое: доля городского составляет 77%, сельского - 23%.

    Безработица по возрастным группам 

    Уровень безработицы среди молодежи намного  выше, чем в старших возрастах: в марте 2010 г. в группе молодых людей, чей возраст 15-19 лет, уровень безработицы составил 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), 20-24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы составил 19,8%, в том числе среди городского - 18%, среди сельского населения - 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодежи не улучшается, а в возрастной группе 15-19 лет - ухудшилась.»3

    Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю октября 2010 года.

    Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2010г. составила 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

    В численности экономически активного  населения 70,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

    По  сравнению с октябрем 2009г. численность  занятого населения увеличилась на 580 тыс.человек, или на 0,8%, численность безработных сократилась на 753 тыс.человек, или на 12,9%. 

    Рис.2 Динамика численности экономически активного населения

    Численность безработных увеличилась с 5,0 млн.человек в сентябре 2010г. до 5,1 млн.человек в октябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,6% до 6,8%.

    Рассмотрим  динамику численности занятых и  безработных за несколько лет  в таблице. 

Таблица 1.

Численность экономически активного населения в России

  1992 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел.

в том  числе в организациях негосударственной формы собственности и в индивидуальном секторе

 
71905 
 
 

22245

 
66330 
 
 

38385 

 
64517 
 
 

40145

 
66407 
 
 

42825

 
66792 
 
 

44292

 
67174 
 
 

45136

 
68019 
 
 

46223

 
68474 
 
 

46944

 
66995 
 
 

45648

Численность безработных, тыс.чел.

Численность безработных, зарегистрированных в гос.учреждениях  службы занятости, тыс.чел.

 
3889 
 

578

 
6684 
 

2327

 
7059 
 

1037

 
5775 
 

1920

 
5208 
 

1830

 
4999 
 

1742

 
4246 
 

1553

 
5289 
 

1522

 
6162 
 

2147