Западная Культура 19 века

 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по культурологии

на тему:

«Западная культура XIX века» 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание: 

  1. Введение ---------------------------------------------------------------------- 3
  2. Развитие науки и философии -------------------------------------------- 4
  3. Романтизм в художественной культуре Европы --------------------- 9
  4. Реализм в художественной культуре Европы ------------------------11
  5. Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре XIX века----- 13
  6. Заключение ----------------------------------------------------------------- 15
  7. Список литературы ------------------------------------------------------- 16 
    Введение
 

     Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

     Духовная культура XIX века развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX века была наука.

     Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX века: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

 

      1. Развитие науки и философии

     Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Появление экспериментального знания и рационалистического типа мышления способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в. Она становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология.

     Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает закон кратных отношений и распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического мира.

     Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838—1839 гг. Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием XIX в.

     Третье великое открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития. Научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический1.

     В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.

     Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И. Кант был дуалистом, И. Фихте — субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг и Г. Гегель — объективными идеалистами, Л. Фейербах — материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля — как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика. Завершает классическую немецкую философию крупнейший материалист Л. Фейербах, философская система которого сложилась на основе гегелевской школы. Эта философия определила мышление века и стала методологической основой развития духовной культуры XIX в. Ее проблематика — это, прежде всего проблемы человека, решаемые через создание системной картины мира. Системы отношений «мир—человек», предлагаемые немецкими философами, почти все (кроме идей Л. Фейербаха) идеалистичны в своей попытке раз и навсегда объяснить место и назначение человека. Огромное достижение немецкой классической философии — учение о развитии, диалектика, которая приобрела форму научного знания и стала методом исследования.

     Система Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831) в целом неотделима и от вторичных источников, каковыми являются его многочисленные Лекции, составленные преимущественно на основе записей его учеников и слушателей. Главное в гегелевских Лекциях по философии и истории — «одухотворение» исторического процесса, превращение его в «отголосок» «шествия» абсолютного духа, а индивидов, действующих на арене истории, в орудие мирового духа. Гегель акцентирует внимание на деятельности «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и деяния которых проявляется историческая необходимость. Он делит мировую историю на четыре периода—восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир; понимает историю как прогресс в осознании и достижении индивидами все большей свободы2.

     Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление XIX в. В программном документе — «Манифесте Коммунистической партии» — было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Маркс выделяет многообразные формы, исторические типы и способы организация практической жизни. Эти, складывающиеся в общественном бытии, устойчивые компоненты, формы и отношения — язык, возрастные и гендерные стереотипы, семейно родственные связи, позиции в разделении труда и профессиональной деятельности (социальные роли), моральные и правовые нормы, национально культурные традиции, религиозные ориентации и т. д. — существуют независимо от воли и желания отдельного человека. Они существуют и обособленно от индивида в виде различных институтов, организаций корпораций и т. д., но, включенные в личностные структуры людей, внутренний мир сознание, мораль. Соответственно, история человечества истолковывается как последовательность трех основных эпох. Первая — эпоха господства отношений личной зависимости на ранних фазах истории, когда народы и цивилизации оторваны друг от друга, а индивид прочно вписан в пределы социальных организаций типа общины, касты, сословия и т. п. Практически под данную категорию у Маркса подводится вся история человечества до периода смены т. н. традиционных обществ современным «индустриальным» обществом. Вторая ступень характеризуется господством отношений личной независимости, чему соответствует система универсальных отношений и всеобщих. Речь идет об индустриальном обществе с единым мировым финансовым рынком, господством наемного труда и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения на этой стадии принимает уже не личную, а вещную форму и наиболее наглядно выражено в деньгах. Личная независимость в сочетании с вещной зависимостью, овеществлением определяет эту стадию общественного развития. Переход к третьей ступени, к стадии освоения, означает ликвидацию господства отчужденных и овеществленных сил подчинение их личностному развитию индивидов. На этой стадии должна господствовать свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в общественное достояние. Становление этой новой исторической формы, которую Маркс называет концом предыстории человечества, он связывает с закатом эры наемного труда неуклонным возрастанием свободного времени как пространства свободного развития личности.

     Позитивизм — в широком смысле слова — общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. «Дух позитивизма» означал, прежде всего, радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т. п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» — телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире. Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Основателем течения был Огюст Конт; он ввел в философский обиход и сам этот термин. С именем Конта связаны два главных принципа науки 19 в.: 1) признание относительности всякого «позитивного» («фактического») знания, и 2) стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации «научных фактов». К разряду «позитивных» он относил знания человека о самом себе, включая сознание. Однако при этом он отвергал самонаблюдение как источник такого знания; основу такого знания составляет восприятие телесного поведения людей и их социальных отношений. Поэтому базисной наукой он объявил социологию. Обращаясь к этическим проблемам, он трактовал как «позитивное» также «полезное» и «доподлинно известное». Т. о., позитивное знание есть знание всего того, что «есть на самом деле», «в действительности». Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма.  

     2. Романтизм в художественной  культуре Европы

     Романтизм и реализм – два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод – это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению действительности. Это более широкое понятие, чем понятия литературного направления, течения или школы.

     Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей3.

     Романтизм – явление, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли, прежде всего, главную идею эпохи – идею свободы личности. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве. Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами, прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира – индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется Системе, обществу, а противостоит ей. Романтики искали новые формы, художественные средства, создавая синтетическое искусство. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это противопоставление идеала (основное понятие романтизма) и действительности, Духа и реальности.

     Итак, в центре романтического искусства  стоит творческая личность, Поэтому типичный герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой - бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят ему тем же. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это лирическое искусство, предельно субъективное. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.

     Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии (Ф. Шлегель, Новалис, В. Гауф, братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне), Англии (У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, М. Шелли), России (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), Америке (Ф. Купер, В. Ирвинг, Г. Бичер-Стоун, Н. Готорн, Э. По, Г. Мелвилл), Франции (В. Гюго, Ж. де Сталь, А. Дюма, Т. Готье), Испании (М.Х. де Ларра, Г.А. Бекер, Б.П. Гальдос)4. 

     3. Реализм в художественной культуре Европы

     Как художественный метод реализм становился иначе. Художественной практике романтизма предшествовало развитие теории и философии творчества, они закреплялись и совершенствовались в деятельности различных школ и кружков, а к 1810–20-ым гг. романтизм превращается в широкое, всеохватывающее и осознанное явление культуры. Реалистический метод становился противоречивее, осознавался и обосновывался его последователями особо – и в противопоставлении романтическим постулатам (идеализм, отторжение реальности, «двоемирие»), и на взаимодействии с романтическим искусством, которое понималось писателями первой половины века, прежде всего, как современное.

     Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить. Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). В 1-й половине века писатели-реалисты не причисляли себя к одному новому направлению, но оно уже существовало и проявило себя в разных странах. Даже сам термин «реализм» окончательно укрепился лишь во второй половине века и пропагандировался в других видах искусства (например, в живописи). Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Уже сформировавшиеся в течение разных эпох основные принципы реализма именно в XIX в. были осознаны и обоснованы как целостная художественная система и в соответствии с особенностями истории и культуры «буржуазной эпохи». Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.

     Реалисты  не отталкиваются от современной  действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Для романтиков важно в искусстве самовыражение художника, выражение сути бытия, для реалистов – анализ социальной сущности бытия, познание внутренних закономерностей исторических и социальных процессов. Романтики создают идеальный образ мира, причём, по принципу контраста к отрицаемой ими реальности. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.

     Раньше  реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно позднее метод реализма оформлялся в Германии. Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы – музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно выделяются два этапа: литературный процесс в 1830-40-е более тесно связан с романтической традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга системы; с 1850-х гг. размежевание и даже противопоставление романтической и реалистической традиций всё больше выходит на первый план, определяемое новыми историческими обстоятельствами, более трезвым уровнем осмысления буржуазности как всеобъемлющего эпохального явления. С этими периодами связаны и этапы развития европейского романа. Именно во Франции реалистическая эстетика получила наиболее выраженное теоретическое оформление (Стендаль, Бальзак, Шанфлёри, Дюранти, Флобер). Реализм в Англии отличался большим своеобразием — ярко выраженным дидактизмом и критическим реализмом. Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами были Чарльз Диккенс (1812—1870), Вильям Теккерей (1811 —1863). Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Шарлотты и Эмилии Бронте. 

  1. Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре XIX века

Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.

Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение.

     Импрессионизм в искусстве сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.

     Импрессионисты  воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства. Представители импрессионизма : Клод Моне, Огюст Ренуар, Огюст Роден.

     Более сложными и противоречивыми, чем  у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX в., как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Их называют постимпрессионистами (от латинского post - после). Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу, и каждый из них шел своим собственным путем.

     Применительно к литературе импрессионизм рассматривается  широко - как стилевое явление, ставшее  характерным для писателей различных  убеждений и творческих методов, узко – как течение с определенным методом и тяготившим к декадентству мироощущением, сложившимся на рубеже XIX – XX вв. 
 
 

     Заключение

     Таким образом, особенностью развития европейской  культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. и писатели, и художники, и музыканты отражали в своих произведениях жизнь со всеми ее сложностями, нюансами экономической и политической жизни, революционных переворотов. Деятели искусства своими трудами издали широкопанорамную энциклопедию жизни XIX в. 
 

 

      Список использованной литературы

  1. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Новая философская энциклопедия под ред. В. С. Степина. Т. 1-4. М., 2000-2001.
  3. Руднев В. Словарь культуры XX века. М., 1997.
  4. Самин Д.К. Сто великих научных открытий. М.. 2008.
  5. Тихонова О.В. Западноевропейская литература XIX в. Романтизм и реализм. Воронеж, 2006.
  6. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 12 – искусство. М.: «Просвещение», 1968.
  7. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 11 – Язык. Художественная литература. М.: «Просвещение», 1968.
  8. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит.-библиогр. cправочник/ Всесоюз. Гос. Б-ка иностр. Лит.; отв. Ред. Л.А. Гвишиани. – м.: Книга, 1980.
  9. Культурология: учебное пособие. / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  10. Краткий энциклопедический словарь. – М.: «АСТ», 2002.
Западная Культура 19 века