Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Карачаево-Черкесский государственный университет
им. У.Д.
Алиева»
Факультет физической культуры
Кафедра
теоретических основ физической
культуры
Дипломная
работа
Адаптация
детей к физическим
нагрузкам в условиях
среднегорья
Автор:
Студент 5 курса дневного отделения Батчаев
Мурат Умарович ______________________________ (подпись) |
Работа
допущена к защите
Завкафедрой теоретических основ физической культуры доц.
Джанкезов Х.Б. ______________________________ (подпись) |
Научный
руководитель:
Ст. преп. Енокаева
С.С. ______________________________ |
Дата защиты «___» ________________ 2010 г. |
Рецензент:
д.п.н., проф. Эбзеев
М.М. ______________________________ |
Оценка _____________ |
Карачаевск – 2010 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье народа среди основных жизненных приоритетов одна из наименее защищенных сторон жизни россиян. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей.
60 % учащихся страдают хроническими простудными заболеваниями, более 20 % - заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почти столько же страдают миопией, около 30 % - нарушениями обмена веществ (преимущественно ожирением), 60% имеют деформации опорно-двигательного аппарата [13].
Не секрет, что в настоящее время в учебных заведениях возрастает распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизации учащихся. Особой группой риска является именно подростковый возраст.
Снижается физическая подготовленность детей. Значительная часть учащихся неспособна выполнить минимальные нормативы. Все большее число юношей – выпускников школы непригодны к службе в Вооруженных силах.
Актуальность темы характеризуется существенными изменениями социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений, которые оказали влияние на преобразование современной школы. Качественное обновление содержание педагогического образования направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации.
Одной из задач ее является воспитание здорового поколения обеспечиваемое через привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека в быту и меняющейся экологической (природной) среде.
Требования Государственного образовательного стандарта к уровню знаний педагогов включают:
- осознание педагогом здоровья как ценности;
- владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средами;
- усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (уметь управлять здоровьем детей), а также правильном поведении в опасных для жизни ситуациях и т.д.
Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.
Адаптация
– это физиологическое
Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой педагоги. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезням и неблагоприятным влиянием среды являются регулярные занятия физической культурой и закаливанием.
Карачаево-Черкесская Республика отличается особыми горными климатическими условиями (высота над уровнем моря по республике колеблется от 500 до 2500 м над уровнем моря). Основное население республики проживает на среднегорье от 1000 до 3000 м. над уровнем моря.
Принимая во внимание все вышеуказанное, темой дипломной работы выбрана проблема адаптации детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
- Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в условиях среднегорья.
- Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
- Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
- Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.
Гипотеза исследования: Предполагается, что изучение проблемы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам даст учителю и тренеру индивидуальный подход к занимающимся.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- Уточнены и конкретизированы понятия: адаптация, общие закономерности адаптации, адаптация к физическим нагрузкам;
- Обоснованы физиологические и биохимические механизмы адаптации;
- Разработаны подходы к более продуктивному использованию механизмов управлению адаптацией.
Теоретическая значимость:
- определены механизмы и критерии адаптации к факторам среды;
- разработаны технологии адаптации к физическим нагрузкам у учащихся;
- выявлены особенности физической подготовленности учащихся повышающие приспособительные возможности организма.
Практическая значимость: проведенное исследование и анализ работы посодействует начинающим учителям и тренерам, а также будущим специалистам.
Теоретические и методологические основы исследования. Данная работа основана на методической литературе таких авторов как Л.П. Ильиной; Дж. К. Уилмора; Д.Л. Костилла; Н.К. Шамаева; Н.А. Агаджанян, А.П. Петрова; В.П. Казначеева; Н.Р. Деряпа; В.Г. Кривошапкина и др.
Также был собран и использован практический материал на базе средних общеобразовательных школ №5 г. Карачаевска и с. Верхняя Теберда.
Методы исследования:
- анализ специальной литературы по вопросам общих, общеметодических и специфических принципов обучения и воспитания;
- комплекс диагностических методов (наблюдения, беседа, анализ документов планирования учебно-воспитательной работы в школе, экспертная оценка);
- эксперимент, качественный и статистический анализ результатов.
- Математическая обработка.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам
Проблема адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам рассматривается в учебнике Дж. Х. Уилмара и Д.Л. Костилла «Физиологии спорта и двигательной активности». В учебнике освещена роль нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и респираторной систем в регуляции обменных процессов. Рассмотрено влияние факторов окружающей среды на двигательную активность, изложены пути оптимизации мышечной деятельности спортсмена. Проанализировано воздействие различных объемов тренировочных занятий и питания на двигательную активность. Изменение уровня мышечной деятельности, обусловленные процессом старения и способы поддержания адекватного уровня физической подготовленности с помощью физической активности. Подробно рассмотрены реакции организма на двигательную активность.
Автор Ильина Л.П. в учебно-методическом комплексе Основы здорового образа жизни приводит тезисы ЗОЖ, и программу и материалы по изучению курса. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней» – одна из валеологических дисциплин для подготовки педагогов. Любовь к физкультуре к спорту движению закладывается с детства. Нужно поощрять «подталкивать» и направлять стремление к занятиям физкультурой, чтобы зарожденная в виде инстинкта радость в движении, сохранялась на всю жизнь. Закаливание, тренировка, укрепление повышение функциональных возможностей человека с первых шагов дает возможность воспитать цельную личность с устойчивой нервной системой физически крепкую, адаптированную к различным невзгодам, взлетам и падениям, которые могут встретиться на жизненном пути.
Серия книг «Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях» под редакцией В.П.Казначеева, Н.Р. Деряна и др., содержит ряд материалов по общим и частным вопросам адаптации. В работах освещены генетические, социально-гигиенические, психологические, биоклиматические аспекты адаптации человека. А также включают материалы, посвященные разработке критериев оценки состояния различных систем организма на разных этапах адаптации. Сборник тезисов докладов содержит разнообразные материалы, посвященные механизмам и критериям адаптации к факторам среды в различных климато-геграфических условиях. Включены также многочисленные сообщения о дезадаптационных нарушениях организма и о вопросах прогнозирования профилактики.
В учебнике авторов Жилова Ю.Д., Куценко Г.И., Назаровой Е.Н. «Основы медико-биологических знаний» изложены современные сведения о гигиене и возрастной физиологии, о здоровом образе жизни, о факторах. Формирующих и разрушающих здоровье детей и подростков. Подробно излагаются правила безопасного поведения учащихся в социальной природной и техногенной средах и оказании первой медицинской помощи.
В учебнике автора Чумакова Б.Н. Валеология подробно анализируются данные по социальной медицине, физиологии, двигательной активности, питанию, психо-гигиене. Рассматриваются вопросы интимных отношений, культуры общения в быту.
1.2.
Общие закономерности
адаптации организма
человека
к различным условиям
1.2.1. Механизмы адаптации
Первое
соприкосновение организма с
измененными условиями или
Такой
фон нейрорегуляторных
Важно отметить, что переходная фаза стойкой адаптации имеет место только при том условии, что адаптогенный фактор обладает достаточной интенсивностью и длительностью действия. Если он действует кратковременно, то аварийная фаза прекращается и процесс адаптации не формируется. Если адаптагенный фактор действует длительно или повторно прерывисто, это создает достаточные предпосылки для формирования так называемых структурных следов. Суммируются эффекты действия факторов, углубляются и нарастают метаболические изменения, и аварийная фаза адаптации превращается в переходную, а затем и в фазу стойкой адаптации.
Поскольку фаза стойкой адаптации связана с постоянным напряжением управляющих механизмов, перестройкой нервных и гуморальных соотношений, формированием новых функциональных систем, то эти процессы в определенных случаях могут истощаться. Если принять во внимание, что в ходе развития адаптивных процессов важную роль играют гормональные механизмы, то становится ясно, что они являются наиболее истощаемым звеном.
Истощение
управляющих механизмов, с одной
стороны, и клеточных механизмов,
связанных с повышенными
Симптомами этого состояния являются функциональные изменения в деятельности организма, напоминающие те сдвиги, которые наблюдаются в фазе острой адаптации.
Вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы — дыхание, кровообращение, неэкономично тратится энергия. Однако координация между системами, обеспечивающими состояние, адекватное требованию внешней среды, осуществляется неполноценно, что может привести к гибели.
Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда действие факторов, явившихся основными стимуляторами адаптивных изменений в организме, усиливается, и это становится несовместимым с жизнью.
1.2.2. Адаптация к различному режиму двигательной активности
Повышенная активность Двигательная активность — основное свойство животных и человека, неотъемлемая часть жизни и развития каждого организма. В течение жизни нередко под влиянием каких-либо требований внешней среды уровень двигательной активности изменяется в сторону его повышения или понижения.
Если человек изменяет образ жизни так, что его двигательная активность по необходимости становится высокой, то его организм должен приспосабливаться к новому состоянию (например, тяжелая физическая работа, систематические занятия спортом и т. д.). В этих случаях развивается специфическая адаптация, сводящаяся к перестройке мышечной ткани, точнее ее массы, в соответствии с повышенной функцией.
В основе этого механизма лежит активация синтеза мышечных белков. Увеличение их функции на единицу массы ткани вызывает изменение активности генетического аппарата, что приводит к увеличению числа рибосом и полисом, в которых происходит синтез белков. В конечном итоге клеточные белки растут в объеме и количестве, нарастает масса мышечной ткани, другими словами, возникает гипертрофия. При этом в митохондриях мышечных клеток увеличивается использование пирувата, что предотвращает повышение содержания лактата в крови и обеспечивает мобилизацию и использование жирных кислот, а это, в свою очередь, приводит к повышению трудоспособности. В результате объем функции приходит в соответствие с объемом структуры органа, и организм в целом становится адаптированным к нагрузке данной величины. Если человек проводит усиленную тренировку в объеме, значительно превышающем физиологический, то структура мышц подвергается особенно выраженным изменениям. Объем мышечных волокон возрастает в такой степени, что кровоснабжение не справляется с задачей столь высокого обеспечения мышц. Это приводит к обратному результату энергетика мышечных сокращений ослабевает (так, например, может быть при занятиях культуризмом). Такое явление можно считать дезадаптацией.
В целом, хорошо дозируемые мышечные нагрузки способствуют повышению неспецифической резистентности к действию самых различных факторов. Иногда человек и животное бывают вынуждены адаптироваться и к пониженной двигательной активности — гипокинезии.
Пониженная активностъ. Ограничения двигательной активности живого организма называют гипокинезией (синоном термина “гиподинамия”).
Степени гипокинезии в естественных условиях и в опыте могут быть различными — от небольшого ограничения подвижности до почти полного ее прекращения. Полной гипокинезии можно добиться, лишь используя фармакологические вещества типа миорелаксина (имеются в виду препараты, которые препятствуют распространению импульсов с нервов на мышцы и, таким образом, выключают деятельность скелетной мускулатуры).
Можно говорить о различных видах гипокинезии. К числу таковых относятся: отсутствие необходимости движения; невозможность двигаться в связи со спецификой внешних условий; запрет движений при режиме покоя в связи с заболеванием; невозможность двигаться в связи с заболеванием.
Примером гипокинезии, связанной с отсутствием необходимости в двигательной активности, является режим нашей повседневной жизни. Разумеется, речь идет о людях, занимающихся умственным трудом, ведущим так называемый «сидячий образ жизни». Однако современная высокоразвитая техника, используемая на производстве, приводит к тому, что рабочие и крестьяне в процессе трудовой деятельности прилагают все меньше и меньше физических усилий, так как труд человека постепенно заменяется работой различных машин. Таким образом, научно-техническая революция несет с собой гипокинезию, являющуюся отрицательным моментом для человека как биологической системы.
Аварийная фаза адаптации к гипокинезии отличается первоначальной мобилизацией реакций, компенсирующих недостаток двигательных функций.
В реакцию организма на гипокинезию вовлекается прежде всего нервная система с ее рефлекторными механизмами. Взаимодействуя с гуморальными механизмами, нервная система и организует защитные реакции адаптации на действие гипокинезии.
Исследования показали, что к числу таких защитных реакций относится возбуждение симпатоадреналовой системы, связанное большей частью с эмоциональным напряжением при гипокинезии. Во вторую очередь защитные реакции включают гормоны адаптации.
Симпатоадреналовая
система обусловливает
Дальнейшее развитие гипокинезии можно представить себе следующим образом. Неподвижность способствует прежде всего снижению катаболических процессов. Выделение энергии уменьшается. и интенсивность окислительных реакций становится незначительной. Поскольку в крови снижается содержание углекислоты, молочной кислоты и других продуктов метаболизма, в норме стимулирующих дыхание и кровообращение (интенсивность деятельности сердца, скорость кровотока и кровяное давление), то эти показатели также снижаются. У людей в состоянии гипокинезии уменьшается вентиляция легких, падает частота сердечных сокращений, ниже становится кровяное давление.
Если при этом питание остается таким же, как при активной деятельности, наблюдается положительный баланс, накопление в организме жиров и углеводов. При продолжающейся гипокинезии такое превышение ассимиляции довольно скоро приводит к ожирению.
Характерным
изменениям подвергается сердечно-сосудистая
система. Постоянная недогрузка сердца
в связи с уменьшением
В опытах на кроликах, подвергавшихся длительное время действию гипокинезии, было установлено, что сердце подопытного кролика уменьшается в объеме на 25% по сравнению с сердцем кролика из контрольной группы. Аналогичные результаты были получены Н.А. Агаджаняном (1962) у обследуемых после 60-суточного их пребывания в замкнутых камерах малого объема.
Изменения происходят и в сосудистой системе. В условиях гипокинезии, когда выброс крови из сердца снижается и количество циркулирующей крови уменьшается в связи с ее депонированием и застаиванием в капиллярах, тонус сердца постепенно ослабляется. Это снижает кровяное давление, что, в свою очередь, приводит к плохому снабжению тканей кислородом и падению в них интенсивности обменных реакций (порочный круг).
Застои крови в капиллярах и емкостном отделе сосудистого русла — мелких венах — способствуют повышению проницаемости сосудистой стенки для воды и электролитов и выпотеванию их в ткани. В результате возникают отеки различных частей тела. Ослабление работы сердца служит причиной повышения давления в системе полых вен, что, в свою очередь, к застою в печени. Последнее способствует снижению ее обменной, барьерной и других очень важных для состояния организма функций. Кроме того, плохое кровообращение в печени вызывает застой крови в бассейне воротной вены. Отсюда повышение давления в капиллярах кишечной стенки и уменьшение всасывания веществ из кишечника.
Ухудшение условия кровообращения в пищеварительной системе снижают интенсивность сокоотделения, вследствие чего возникают расстройства пищеварения. Уменьшение кровяного давления и объема циркулирующей крови является причиной снижения мочеобразования в почках. В организме при этом повышается содержание остаточного азота, не выводимого с мочой.
Специфические
изменения при ограничении
Состояние, характерное для гипокинезии, может быть обратимым или необратимым. В последнем случае оно может закончиться гибелью, чаще всего в связи с присоединившимся патологическим процессом, так как сопротивляемость организма в условиях гипокинезии очень низка. Все вышеизложенное касается абсолютной вынужденной гипокинезии. В отличие от адаптации к измененному газовому составу, низкой температуре и т.п., адаптация к абсолютной гипокинезии не может считаться полноценной. Вместо фазы резистентности идет медленное истощение всех функций, Если гипокинезия не абсолютна, а лишь относительная, устанавливается определенный низкоэнергетический гомеостазис — фаза резистентности.
Она отличается нестабильностью, резким снижением неспецифической устойчивости, предрасположением к любым патологическим процессам.
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях
При переезде или восхождении в горы под влиянием гипоксии и перечисленных выше биоклиматических факторов развивается ряд приспособительных реакций, направленных на сохранение физиологического равновесия в организме. Устойчивость человека к воздействию факторов внешней среды является проявлением общебиологического закона – гомеостаза, который заключается в способности организма путём саморегуляции физиологических процессов сохранять и поддерживать относительное постоянство внутренней среды при меняющихся внешних условиях. Устойчивость организма к недостатку кислорода является проявлением гомеостаза и зависит от совершенства регуляторных механизмов. Связь реакций гомеостаза с явлениями адаптации, имеющими большое значение в высотной патологии, очевидна. От совершенства механизмов гомеостаза зависит эффективность адаптации. Любой вид адаптации создаётся на основе механизмов гомеостаза. В.Кэннон, который ввёл этот термин в литературу, подчёркивал, что «гомеостаз» обозначает прежде всего физиологические механизмы, обеспечивающие устойчивость живых существ. Однако эта устойчивость особая, не стабильная, хотя колебания физиологических параметров в условиях «нормы» ограничены сравнительно узкими пределами. Гомеостаз представляет собой выработавшееся в ходе эволюции адаптационное свойство организма к обычным условиям окружающей среды. Эти условия могут действовать кратковременно, но иногда их действие может растянуться и на более длительное время. Особый интерес представляет адаптация к чрезвычайным, или экстремальным, условиям внешней среды. При этом механизмы гомеостаза должны обеспечивать не только восстановление обычных свойств внутренней среды или кратковременное увеличение функциональной активности различных систем (углубление дыхания, учащение сокращений сердца и пр.), но и включение механизмов компенсации и, возможно, ограничение действия вредных факторов с помощью применения методов современной рациональной терапии и гигиены. К.Бернар, основоположник учения о гомеостазе, говорил, что вода, кислород, температура и питательные вещества должны поддерживаться в жидкой среде организма в определённых параметрах, они и являются основными условиями гомеостаза. В настоящее время установлены и обоснованы и другие механизмы гомеостаза, обеспечивающие адаптацию организма к экстремальным факторам внешней среды. Это и наследственность, и иммунобиологическая реактивность – важное свойство организма, позволяющее посредством лимфоцитов отличать «своё» и «чужое» в организме и бороться с «чужим» (этот механизм гомеостаза важен в условиях гор для защиты от инфекционных и гнойно-воспалительных заболеваний), и другие. Таким образом, гомеостаз означает не только сохранение относительного постоянства внутренней среды, но и приспособление (адаптацию) к изменяющимся условиям внешней среды.
- Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
- Адаптация зарубежных медиабрендов на Российском рынке
- Адаптация людей в колективе
- Адаптация людей в коллективе
- Адаптация молодых сотрудников
- Адаптация молодых сотрудников на предприятии
- Адаптация молодых специалистов в системе органов управления МЧС России
- Адамгершілік тәрбие
- Адам дамуының аймақтық аспектісі
- Адам денсаулығын жақсартуға арналған «Бапол» тағамдық өнімді өндірудің биотехнологиялық негіздері
- Адам факторының қазақ әдебиетінде бейнеленуі
- Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
- Адаптация алгоритмов маршрутизации с учетом различных средств передвижения
- Адаптация англоязычной рекламы