Адаптация молодых сотрудников

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования 7

§1.1. Понятие и сущность адаптации 7

§1.2. Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов 13

§1.3. Адаптация молодых специалистов в системе образования 24

Глава 2. Исследование проблем и факторов адаптации молодых специалистов в системе образования 40

§2.1.Факторы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов в системе образования 40

§2.2. Проблемы адаптации молодых специалистов и пути их решения на примере Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения 57

Заключение 73

Список используемых источников. Приложения 

 

Актуальность темы

Анализ социальной адаптации молодых специалистов в системе образования достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. В настоящее время возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики работы на предприятии, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Этот вопрос становится наиболее актуальным в период затянувшегося в стране кризиса, когда необходимо решать особым образом вопросы трудовой деятельности в целом и в частности вопросы организации трудовой деятельности молодых кадров, поскольку эта категория специалистов является наиболее уязвимой на рынке труда и требует особого подхода на этапе послевузовской адаптации на рабочем месте. В этом контексте особую важность приобретают проблемы профессионального становления молодых специалистов, особенности их адаптации, профессиональной социализации, формирование у студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях сложившейся экономической ситуации.

Между тем анализ кадровой ситуации в системе образования свидетельствует о недостаточной эффективности процесса адаптации. Зачастую этот процесс отсутствует, либо сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образоваия.

Для формирования нового поколения специалистов в системе образования важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной и социальной адаптации. В результате данного процесса молодые специалисты должны не только получить разносторонние знания, но и сформировать умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.

Современное состояние проблем социальной адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию и проектированию, выработке новых адаптивных стратегий (переходному типу адаптивного поведения) и, с другой стороны, фактическим (авторитарным) типом адаптивного поведения педагогов, работающих в учреждениях

 

Исследование в сфере адаптации молодых специалистов в системе образования имеет приоритетное значение для государственной молодежной политики как системе прикладных мер, направленной на эффективное включение молодых людей в общество взрослых. Сфера трудовых отношений становится неотемлимой частью жизни выпускника вуза. И построение успешной программы адаптации внутри конкретного учреждения с учетом всех факторов и особенностей молодых специалистов позволит говорить об успешном выполнении задач становления и закрепления молодого человека в роли специалиста и личности, проходящей новый этап социализации.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике - еще одним авторским исследованием. А также выделение и обобщение ключевых значимых теорий и понятий в области изучения адаптации молодых специалистов в системе образования.

Практическая значимость данной работы состоит в анализе проблем в рамках конкретного учреждения с целью разработки рекомендательных положений на предмет усовершенствования работы с молодыми специалистами и разработка программы адаптации для молодых специалистов.

Объект исследования

Трудовая деятельность молодых специалистов в системе образования

Предмет исследования

Проблемы и факторы адаптации молодых специалистов в системе образования

Цель работы

Изучение факторов и проблем адаптации молодых специалистов в системе образования

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования

 

Рассмотреть теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования

  1. Раскрыть особенности адаптации специалистов в системе образования в условиях современного общества
  2. Показать влияние факторов культуры, мотивации, коммуникации и стресса на процесс адаптации молодых специалистов в системе образования
  3. Выявить проблемы адаптации молодых специалистов в системе образования
  4. Разработать программу адаптации для молодых специалистов в ФДЮЦТиК на основании выявленных факторов и особенностей

Теоретическая база

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Теоретическую базу составили положения классической и современной социологии, позволяющие детально рассмотреть сущность социализации и социальной адаптации как одно из ее частных направлений.

Для формирования представлений на адаптацию автор опирался на труды таких классиков социологии как: М. Вебер, обосновавший целерациональность адаптации, Р. Мертон, описавший адаптацию в условиях социальной дезорганизации, Т. Парсонс, понимавший адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом. На исследования процессов и первичных механизмов адаптации зарубежных и отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Ж.Пиаже, а также на исследование проблем социализации и социальной адаптации российских социологов Е.А. Ануфриевой, Ю. Р. Вишневского и др.

При проведении исследования адаптации молодых специалистов в системе образования были использованы следующие методы исследования:

анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа)

обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения)

моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования)

проведение практических исследований с помощью анкетного и телефонного опроса (метод эксперимента).

Новизна работы:

  1. Охарактеризовано состояние и проблемы социальной адаптации молодых специалистов в системе образования
  2. Определены основные факторы, влияющие на адаптацию молодых специалистов в системе образования
  3. Разработана специальная программа адаптации для молодых специалистов в ФЦЦЮТиК

Гипотеза

Адаптация молодых специалистов в системе образования имеет специфические особенности и влияющие на нее факторы, которые необходимо учитывать при создании и внедрении программ адаптации и развития молодых кадров в учреждениях образования

Практическая значимость

Выводы и результаты проведенного автором исследования могут быть использованы:

- органами управления образования при разработке программ для наиболее эффективного процесса адаптации молодых специалистов в системе образования

для составления специальных программ адаптации и усовершенствования работы с молодыми специалистами службой персонала в Федеральном центре детско- юношеского туризма и краеведения

Содержание работы

Работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической части, выводов (заключения), списка литературы и приложений. Библиография содержит 50 источников. Содержание работы изложено на 78 страницах

Глава 1. Теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования

§1.1. Понятие и сущность адаптации

Сам термин «адаптация»; (от лат. adapto - приспособляю) впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом. Впоследствии, в самом общем виде, в естественных науках под адаптацией понималась вся совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды.

В зарубежной социологии вопросы, связанные с адаптацией личности,

разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж. Мид и др.

Согласно теории социального действия М.Вебера1 поведение индивида в период адаптации носит социальный характер, так как оно направлено не только на разрешение его жизненных проблем, но и сознательно ориентировано на ответное поведение других людей, на их реакцию. Кроме того, оно является целерациональным, ибо в его основе лежит ожидание определенного поведения социального окружения и использование этого поведения для достижения своих целей. При этом индивид выбирает те средства, которые оптимальны и дают максимальную выгоду.

По Т.Парсонсу личность благодаря учению всегда находится в состоянии изменений. Однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения. Рассматривая адаптацию с позиции освоения роли, ученый считает, что исполняемая человеком роль определена нормативными ожиданиями окружающих его людей. Овладевая той или иной ролью, индивид усваивает различные культурно-исторические ценности, поэтому, по мнению ученого, не существует роли или коллектива, которые не регулируются нормами и не характеризуются приверженностью определенным ценностным образцам.

Основную проблему в отношениях личности и социальной системы, Т.Парсонс видит в усвоении, развитии и утверждении адекватной мотивации для участия в социально значимых и контролируемых образцах действия. Общество, если оно желает воспроизводиться как система на основе этих действий, должно адекватно вознаграждать своих членов через такие образцы действия, а также предоставлять индивидам набор ролевых возможностей, достаточных для реализации их личностных и его собственных потребностей.

Социально адаптированной личностью Т.Парсонс считает, прежде всего, «нравственно интегрированную личность», которая обладает следующими «гражданскими добродетелями»: «чувствует себя обязанной жить соответственно ожиданиям, связанным с ее по-разному определенными ролями: быть «славным малым», «хорошим студентом», «умелым рабочим» и т.д. Она обязана и внутренне ощущать эту обязанность, должным образом признавать узаконенный авторитет других и должным образом пользоваться собственным. Она обязана уважать права других, и в некоторых случаях ее обязанностью, опирающейся на моральные мотивы, может быть обязанность настаивать на уважении к собственным правам. Наконец, эта личность должна признавать статус других в стратификационной системе и, в особенности, но ни в коем случае не исключительно - статус тех лиц, которые стоят выше нее».2 Таким образом, социализация рассматривается в концепции ученого как процесс производства некоего стандартного индивида с готовой системой ролей, отвечающих "потребностям общества". В рамках такого представления любое отклонение индивида от среднего уровня объясняется его недостаточной социэлизованностью, а тяготение к стандарту представляется естественной потребностью личности.

Близкой позиции придерживается английский ученый Дж.Мид, рассматривая адаптацию как усвоение индивидом предписанных норм и социальных ролей.

«умелым рабочим» и т.д. Она обязана и внутренне ощущать эту обязанность, должным образом признавать узаконенный авторитет других и должным образом пользоваться собственным. Она обязана уважать права других, и в некоторых случаях ее обязанностью, опирающейся на моральные мотивы, может быть обязанность настаивать на уважении к собственным правам. Наконец, эта личность должна признавать статус других в стратификационной системе и, в особенности, но ни в коем случае не исключительно - статус тех лиц, которые стоят выше нее».2 Таким образом, социализация рассматривается в концепции ученого как процесс производства некоего стандартного индивида с готовой системой ролей, отвечающих "потребностям общества". В рамках такого представления любое отклонение индивида от среднего уровня объясняется его недостаточной социализованностью, а тяготение к стандарту представляется естественной потребностью личности.

Близкой позиции придерживается английский ученый Дж.Мид, рассматривая адаптацию как усвоение индивидом предписанных норм и социальных ролей. Рассматривая проблему социального контроля, ученый пишет о людях как "исполнителях роли обобщенного другого", понимая под этим то, что каждый индивид подходит к миру с точки зрения культуры своей группы. Каждый человек воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Обобщенный другой связывает субъект и объект в единство, индивида и его представление о самом себе в обществе с тем объективным, что находится вне индивида. 3

Что же касается эволюции собственно социологического воззрения на адаптацию, то одним из первых сформулировал задачу социальной адаптации силами социологической науки французский юрист и социолог Габриель де Тард. Он пророчески отводил социальной адаптации одну из главных ролей в социологической теории.4

Мы полагаем, что адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Из такого понимания следует, что приспособление общества к интересам людей создаёт условия для более глубокой адаптации личности и её самореализации, а адаптированность личности, в свою очередь, способствует интеграции общества; его стабильному развитию. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации.

Социальная адаптация- одновременно процесс и состояние. Как процесс она осуществляется для того, чтобы привести поведение индивида в соответствие с господствующей системой норм и ценностей.

Состояние адаптации - это характеристика отношений индивида с внешней средой, которая служит выражением успешности адаптации

как процесса. Эти отношения могут быть конфронтационными, равновесными или гармоничными.

Адаптация молодых специалистов в системе образования является частным конкретным проявлением более общего феномена социальной адаптации;

Адаптация - социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, в ходе которого происходит взаимное приспособление личности, социальной группы к требованиям социальной среды и социальной среды к запросам и установкам личности, социальной группы:

Тем самым, выделяются - взаимосвязанные стороны адаптации: адаптивность

(приспосэбливаемость) личности, социальной группы и адаптируемость (приспособление и изменение социальной среды).

Преодолевается акцент на преимущественно пассивный, характер адаптации субъекте; к социальной среде, что закрепляется получающей все большее распространение теории личности как «актора» (от англ; to act -действовать), когда активность рассматривается как атрибутивное, неотъемлемое качество каждого человека (хотя степень развития этого качества и может быть различной у каждого субъекта социального действия).

Адаптация — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающей, как реальный уровень, так и потенциальные тенденции среды и могут выступать (или не выступать) компонентом микросреды человека - все зависит от его деятельности. Тем самым важно подчеркнуть: диапазон социальной среды зависит от человека. Такой подход (от человека) углубляет представление об адаптации как взаимодействии.

«Адаптация человека к социальной реальности является одной из главных целей социализации».5 Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой в результате которого формируется качества человека как подлинного субъекта человеческих отношений. Человек - не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их, оказываясь, таким образом, и объектом, и субъектом общественных отношений.

Как особый процесс социальной жизнедеятельности личности адаптация может

иметь многосоставный и динамически характер. Адаптация выступает в качестве комплексного взаимодействия социального субъекта и элементов социальной среды, в результате которого происходит установление некоторого единства среда со структурой сознания и поведения этого субъекта. Понимание адаптации вытекает из рассмотрения ее в виде особой разновидности социальной деятельности. Прежде всего, субъект сам может непосредственно участвовать в осуществлении адаптационной деятельности, поскольку он включается в адаптационные отношения и адаптационный процесс. Подобная деятельность связана, как правило, с трансформацией структуры сознания и поведения субъекта, изменения им нравственных, профессиональных, духовных качеств, либо с попытками воздействия на элементы социальной среды, которые поддаются изменению в соответствии с потребностями и ресурсами субъекта.

Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные, в конечном счете:

  1. с местом личности в системе общественных отношений;
  2. с ее социальной активностью (способом реализации жизненной позиции, что представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности).

Показателем того, что представляет собой человек как субъект социальной деятельности, каково его отношение к окружающей действительности, к другим людям, является социальная активность. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Эти значимые другие накладывают на него, свой отпечаток. Их определения его статуса и роли, становятся для него объективной реальностью. Таким образом, индивид оказывается не только в объективной социальной структуре, но и в объективном социальном мире. Значимые другие, которые выступают, посредниками между ним и этим миром, модифицируют последний в процессе его передачи. Они выбирают те или иные аспекты этого мира в зависимости от того места, которое они занимают в социальной структуре, и от своих индивидуальных, характерных биографических особенностей.

§1.2 Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов

Поскольку наше исследование направлено на определение особенностей адаптации молодых специалистов с высшим образованием, то необходимо остановиться на рассмотрении характеристиках и особенностей представителей этой социальнопрофессиональной группы. Кто такие молодые специалисты? Некоторую трудность для решения данной задачи представляет отсутствие в настоящем трудовом законодательстве формулировки понятия "молодой специалист". В условиях социалистической экономики это понятие распространялось на выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, не имеющих опыта работы по приобретенной специальности и обязанных проработать на конкретном предприятии не менее трех лет. С утратой институтами функции распределения выпускников данное определение перестало соответствовать социальным условиям. Вследствие этого нами была предпринята попытка сформулировать свое представление о молодых специалистах с высшим образованием. Под молодыми специалистами с высшим образованием мы понимаем работников предприятий, организаций, учреждений в возрасте от 22 до 30 лет, имеющих диплом о получении высшего образования.

В отличие от рабочих для молодых специалистов характерен более поздний возраст- вступления в трудовую жизнь. Для этого жизненного периода также свойственно вступление в брак, формирование семей, рождение детей. Возрастные особенности молодых специалистов вместе с наличием высшего образования и спецификой труда предопределяет иную социальную позицию.

Высшее образование является, прежде всего, профессиональной подготовкой высококвалифицированных специалистов. Кроме того, оно имеет символическое значение. В процессе обучения человек получает не только профессиональные знания, которые потом использует на практике, занимая определенную должность, а также диплом, который считается показателем престижа и символом социального статуса.

Структура, содержание, направленность высшего образования определяются

достигнутым уровнем развития общества и его производственной сферы, тенденциями этого развития. В условиях социалистической экономики высшие учебные заведения были частью единого народнохозяйственного комплекса и действовали в соответствии с правилами планового механизма регулирования развития человеческих ресурсов. Государством формировались учебные планы, где определялись обязательные дисциплины и объем аудиторных часов. Успешная учеба гарантировала студентам получение диплома с отличием и выгодное трудоустройство. Кроме трудоустройства гоо/даоство оешало пооблему социальной зашиты молодых специалистов, что

молодых специалистов с высшим образованием, то необходимо остановиться на рассмотрении характеристиках и особенностей представителей этой социальнопрофессиональной группы. Кто такие молодые специалисты? Некоторую трудность для решения данной задачи представляет отсутствие в настоящем трудовом законодательстве формулировки понятия "молодой специалист". В условиях социалистической экономики это понятие распространялось на выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, не имеющих опыта работы по приобретенной специальности и обязанных проработать на конкретном предприятии не менее трех лет. С утратой институтами функции распределения выпускников данное определение перестало соответствовать социальным условиям. Вследствие этого нами была предпринята попытка сформулировать свое представление о молодых специалистах с высшим образованием. Под молодыми специалистами с высшим образованием мы понимаем работников предприятий, организаций, учреждений в возрасте от 22 до 30 лет, имеющих диплом о получении высшего образования.

В отличие от рабочих для молодых специалистов характерен более поздний возраст вступления в трудовую жизнь. Для этого жизненного периода также свойственно вступление в брак, формирование семей, рождение детей. Возрастные особенности молодых специалистов вместе с наличием высшего образования и спецификой труда предопределяет иную социальную позицию.

Высшее образование является, прежде всего, профессиональной подготовкой высококвалифицированных специалистов. Кроме того, оно имеет символическое значение. В процессе обучения человек получает не только профессиональные знания, которые потом использует на практике, занимая определенную должность, а также диплом, который считается показателем престижа и символом социального статуса.

Структура, содержание, направленность высшего образования определяются достигнутым уровнем развития общества и его производственной сферы, тенденциями этого развития. В условиях социалистической экономики высшие учебные заведения были частью единого народнохозяйственного комплекса и действовали в соответствии с правилами планового механизма регулирования развития человеческих ресурсов. Государством формировались учебные планы, где определялись обязательные дисциплины и объем аудиторных часов. Успешная учеба гарантировала студентам получение диплома с отличием и выгодное трудоустройство. Кроме трудоустройства государство решало проблему социальной защиты молодых специалистов, что обнаруживалось в получении неплохой зарплаты и пакета социальных льгот (подъемные, предоставляемая жилплощадь, оплачиваемый проезд до места работы).

Различия в возрасте, как справедливо считают авторы фундаментального труда «Человек и его работа», - это, прежде всего, неравенство в жизненном и производственном пространстве обусловленное изменениями социальных условий труда и быта.б Настоящее положение молодых специалистов на рынке труда характеризуется такими проблемами, как отсутствие резервных накоплений и собственного жилья, а также рост безработицы, связанный с невостребованностью полученных во время учебы знаний или нежеланием работодателей набирать сотрудников без опыта работы. Сравнительные социологические исследования, проведенные Центром социологии молодежи РАН, свидетельствуют о фундаментальных изменениях положения российской молодежи в сфере труда.7 Исследователи приходят к выводу, что молодежь оказалась в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов. К молодым работникам чаще применяются различные формы дискриминации: незаконные

увольнения, использование неоплаченного труда в период продолжительных испытательных сроков.

Надо отметить, что специалисты - это, прежде всего, социальная общность с присущей ей психологией, системой ценностей, традициями и т.д., которые усваиваются в процессах социализации в вузах, НИИ и в практической деятельности на предприятиях. И, несмотря на то, что каждая профессиональная группа специалистов отличается определенной спецификой труда, их профессиональная подготовка, место в производстве, характер и содержание труда являются основой для формирования социально-профессиональной группы. Роль конкретного специалиста на предприятии определяется, прежде всего, его местом в структуре производства и выполняемыми в зависимости от этого производственными и социальными функциями.

В настоящее время специалист должен владеть большим объемом профессиональных знаний, уметь ставить и достигать цели, обладать творческими способностями и способностью к инновациям, знать свои права и обязанности, непрерывно повышать уровень своих знаний. Во многом эти требования обусловлены растущей широтой диапазона современной квалификации. Узкой специализации недостаточно сегодня для овладения новой сложной техникой, современными технологиями. Этот недостаток особенно проявляется в ситуации, когда профессиональная проблема выходит за рамки своей области и соприкасается с другими сферами жизни.

Другой особенностью современного производства является повсеместное и широкое применение новых информационных технологий, использующих компьютеры, умение работать на которых становится обязательным для специалиста. Благодаря этому растут возможности применения новых методов, творческих подходов, а также расширяется

поле самостоятельности и ответственности в решении конкретных задач. Таким образом, в современном производстве с его изменениями, охватывающими внедрение и совершенствование множества нововведений труд специалиста характеризуется все большей инновационно-творческой и аналитической направленностью, возрастающей самостоятельностью, а вместе с ней и ответственностью.

Изменение в содержании и характере труда специалиста, рост общественной и производственной значимости этого вида деятельности требует уточнения существенных черт молодого специалиста, отвечающего современным требованиям. Некоторые из них, были названы выше: способности к инновациям и творчеству, профессионализм, самостоятельность, способность нести ответственность. К ним надо добавить стремление к саморазвитию, актуальность которого связана с тем, что на сегодняшний день большинство видов деятельности требуют высокого уровня компетенции. По мере того как возрастает степень изменений, возникает необходимость, как в поддержании достигнутого уровня образования, так и в совершенствовании своих знаний и умений, овладении методами, обеспечивающими непрерывный процесс самообразования, которое является сегодня залогом эффективной профессиональной деятельности и развития карьеры.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что современный специалист должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции. Под компетентностью следует понимать доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, всей совокупности способов и средств достижения эффективных результатов. Сфера компетенции специалиста сложна и многогранна. Прежде всего, она заключается в наличии специальных знаний и навыков в сфере своей профессии, а также развитии определенных черт личности, отражающих не простую сумму знаний, а скорость их приобретения и адаптацию к изменениям.

Адаптация молодых сотрудников