Адаптация первоклассников в коллективе сверстников

Департамент образования города Москвы 

Государственное образовательное  учреждение 

Педагогический  колледж № 14 
 

ПЦК: психолого-педагогических дисциплин 
 

Выпускная квалификационная работа

                                                                

                                                               Тема:

«Адаптация младших школьников в детском коллективе» 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила:

                                                                      Порохняч Анна Владимировна,

                                                                       студентка 401 группы 

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      Федорова Э. А.,

                                                                  Преподаватель психологии и педагогики

                                          

                                                                       Рецензент: 
 
 

Оценка________

Председатель  ГАК__________

Дата защиты "____"______________2011г.

К защите допущен _______ 
 
 

Москва, 2011 
 
 

Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе

    1. Понятие детского коллектива
    2. Особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников

Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению особенностей адаптации младших школьников в коллективе сверстников

2.1. Диагностика взаимоотношений в коллективе младших школьников

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема: каковы особенности адаптации младших школьников в детском коллективе?

Цель: выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.

Объект: детский коллектив.

Предмет: особенности адаптации младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «детский коллектив».
  2. Выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.
  3. Провести диагностику взаимоотношений в коллективе младших школьников
  4. Организовать работу по созданию условий для успешной адаптации в детском коллективе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе 

    1. Понятие детского коллектива

Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области  педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А. С. Макаренко. Он сформулировал  закон жизни коллектива: движение — форма  жизни коллектива, остановка — форма  его смерти; сформулировал  принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы  развития коллектива. Эти положения  разрабатывались  и уточнялись представителями  различных общественных наук — философии, научного коммунизма, этики, психологии и  педагогики.

В философии  процесс развития коллектива рассматривается  как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается  через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.).

Существует несколько  подходов к вычленению стадий развития детского коллектива.

Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают  эти стадии сообразно характеру  предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе  А. С. Макаренко считал возможным  предъявление требований к воспитанникам  со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.

На этапе, когда  требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив  предъявляет требования к товарищам  и самим себе.

На третьей  стадии развития требования предъявляет  коллектив. Это возможно при сплочении  воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник  предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

Путь от категоричного  требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко  считал основным путем в развитии советского детского коллектива.

Л. И Новикова, А. Т Куракин и другие ученые-педагоги, продолжая изучение проблем коллектива, рассматривают его как инструмент воспитания, в котором вычленяются  три стадии развития.

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся  превратить ту или иную организационную  единицу (класс, кружок, пионерское звено, комсомольскую группу и т. п. объединения) в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где  есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития детский коллектив выступает  как инструмент целенаправленного  формирования определенных качеств  личности. На этой стадии развивается  система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив  становится способным требовать  от своих членов соблюдения определенных норм поведения.

Меняется и  характер внешних связей и отношений  коллектива. Если на предыдущем этапе  эти связи помогали главным образом  объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский  коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к  более широкому коллективу школы. В этих условиях отрицательные влияния микросреды, будучи воспринятыми через призму коллективного сознания, вызывают критическое отношение учащихся относительно мещанских взглядов, обывательских настроений и прочих дурных влияний. Вместе с тем все хорошее, что приходит от внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.

На этом этапе  основная цель педагогов — в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив  создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив  за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в  него группы становятся носителями коллективных ценностей.

На третьей  стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки  социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого  отдельного ребенка. На этой стадии возникает  атмосфера доброжелательности каждого  по отношению к каждому, высокий  уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Вычленение в  едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая детский коллектив, организуя  его жизнедеятельность, педагог  одновременно регулирует возникающие  в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления им со стороны воспитателей будет различным.

Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов  могут и не совпадать. Так, в развитом, сплоченном коллективе школы, проявляющем  заботу о воспитании каждого из своих  членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального  сплочения. В то же время и в  неорганизованном, несплоченном коллективе может быть первичный коллектив, обладающий ^признаками высокого развития. В таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии, достигая более высокого его уровня.

Противоречия  могут возникнуть между коллективом  и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между  перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями  отдельных его членов, между нормами, установившимися в коллективе, и  нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей  с различными ценностными ориентациями.

Возникновение противоречий имеет различные причины. Одни возникают в связи с развитием  коллектива (перспективы сменяют  одна другую, формальная и неформальная структуры развиваются неравномерно, дети, развиваясь, ищут новые основания  для самоутверждения в коллективе, коллектив по мере развития предъявляет все более высокие требования к своим членам); другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм отношений, содержания деятельности и т. д.; третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей (либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе или авторитарный — в сложившемся коллективе; неправильная оценка состояния коллектива, статуса отдельных его членов и т. д.).

Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит  от зрелости ученического коллектива и педагогического мастерства учителей.

Таким образом, развитие ученического коллектива —  сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом  это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность  зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его  развития. Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся  процесс. В основе его лежит интенсивная  деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование  форм сотрудничества и результатов  деятельности.

В развивающемся  коллективе возникают формы взаимодействия, способы сотрудничества, ритуалы, которые закрепляются в соответствующих отношениях.

А. С. Макаренко  выделил следующие признаки коллектива:

- общественно-ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в  отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих  группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского и др.  

Л.И.Уманским и  его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

организационное единство;

групповая подготовленность в области той или иной сферы  деятельности;

психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).  

На основе указанных  признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп  по уровню их развития:

группа номинальная;

группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего  характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

коллектив.  

Коллектив имеет  сложную структуру, так как связан общностью целей с другими  коллективами.

Основным звеном в коллективе является первичный  коллектив. Для А.С.Макаренко - это  был отряд, состоящий из 12-15 человек. В школьной практике - это класс. А.С.Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его "инструментом прикосновения к личности". В  самом деле, в нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно  совместно действуют, участвуют  в реализации общих целей всего  коллектива и входят в общую систему  характерных для  коллектива отношений.

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных  первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность  осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.).

Вопрос о создании коллектива как основы формирования и развития личности ставится таким  образом, что детский коллектив - это субъект воспитания, а тем  самым он является носителем определенных воспитательных функций:

- идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

- стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В реальном воспитательном процессе все они сливаются в  единой функции организации детского коллектива - в воспитательной.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы  ее организации определяют и характер возникающих при этом детских  отношений, и те нормы, которые при  этом естественно возникают в  коллективе и регулирует поведение  его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

  1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
  2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
  3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
  4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
  5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В процессе совместной деятельности и общения между  школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную  внутреннюю жизнь коллектива.

Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.

Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:

по тому, как  относятся члены коллектива к  общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;

по тому, как  встречают они распоряжения и  предложения выборного актива;

по тому, как  принимаются решения органами коллектива;

по частоте  и характеру нарушений норм жизни  коллектива, принятии решений и др.

Безусловно, что  без такого рода отношений коллектив  просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается  только на их организации, то эмоциональная  жизнь коллектива обедняется, уменьшается  количество контактов, связей между  членами коллектива - и коллектив  может стать для школьника  чисто формальным объединением.

Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений  в коллективе, их гуманистическую  направленность. Детский коллектив  не может развиваться также без  отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Коллектив по мере своего становления и развития проходит ряд этапов. Продолжительность этапа, как более или менее законченного "отрезка" развития коллектива, следует связывать с появлением новообразований, во-первых, в базисных, конструирующих коллектив факторах - деятельность, общение, организация, коллективные отношения; во-вторых, в сфере "надстроечных", вторичных факторах, производных от организации деятельности и отношений - общественное мнение, самочувствие, традиции, ценности, идеалы и эталоны поведения членов коллектива, его самооценка; и, наконец, о развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности. Только по совокупности указанных новообразований в жизнедеятельности коллектива и личности можно судить о сложном внутреннем процессе развития коллектива. Такой подход отличается от бытующего еще сегодня рассмотрения этапов или стадий развития коллектива в зависимости от того, кем предъявляются требования в решении общих задач коллектива.  

Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для  этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные  и культурные представления, имеющийся  у них опыт коллективных дел и  взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения  частных целей и конкретного  содержания будущей коллективной деятельности.  

Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с  ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует  рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.

В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе  выступают частные цели непосредственно  привлекающих и обязательных дел - близкие  и средние перспективы, которым  наличие далекой перспективы  придает особый смысл, нравственную окраску.

Эти близкие  и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, "огонек" и  др.) уже на первом этапе следует  выбирать самим ребятам при помощи коллективной "разведки" интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.

Следующий шаг  на первом этапе - коллективное планирование. Выделение актива - важнейший шаг  на пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться  на таких учащихся, которые в ходе "разведки", коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как  можно лучше. Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме  постоянного актива выбираются временные  комитеты намеченных дел.  

Отсутствие у  воспитанников положительного опыта  участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство.

Коллективное  обсуждение проделанного - важный элемент  коллективной жизни первого этапа.

Первый этап можно считать завершенным, когда:

- приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

- развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

- действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;

- складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;

- в качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);

- у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.

На втором этапе  коллектив развивается, совершает  поступательное движение при условиях решения все более сложных  задач. Прежде всего усложняются способы организации коллективной жизни - коллектив переходит к полному самоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление - это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.  

Принципиальной  особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности школьников. И теперь имеют место  близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение непосредственного  удовольствия от личных достижений и  контактов в коллективе. Но не они  являются характерной особенностью второго этапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложную  познавательную, политическую и трудовую деятельность.

Деловые отношения  в коллективе на этом этапе не исчерпываются  отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют  лишь распорядительные и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого  сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива.

В ходе многопланового интенсивного общения возникает  еще одно новообразование второго  этапа - представительное, содержательное, динамическое и действенное общественное мнение - на первом этапе оно еще  складывалось и не обладало совокупностью всех необходимых признаков.

Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе  актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные  в  делах коллектива школьники, то на втором этапе им на смену приходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.  

Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

Адаптация первоклассников в коллективе сверстников