Адаптация персонала в ИФНС
Содержание
Введение |
2 |
Раздел 1 Теоретическая часть. Трудовая адаптация персонала на предприятии. |
6 |
1.1 Понятие и цели адаптации персонала. |
6 |
1.2. Виды адаптации персонала. |
12 |
1.3 Механизм адаптации персонала. |
23 |
1.4. Методы адаптации персонала. |
33 |
Раздел 2 Практическая часть. Анализ механизма адаптации персонала |
44 |
2.1 Краткая характеристика
Дзержинской ИФНС города |
44 |
2.2 Механизм первичной
адаптации персонала в |
47 |
2.3 Эффективность первичной трудовой адаптации в Дзержинской ИФНС города Новосибирска |
55 |
Заключение |
59 |
Список использованной литературы |
61 |
Введение
Тема данной дипломной работы всегда актуальна, так как, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает сильнейший стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. Новый коллектив для работника – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условностями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (специальности) или нового рабочего места. Эффективность работника в такой ситуации падает. Естественным ходом работодателя становится работа по адаптации и ориентации нового работника.
Цель дипломной работы – проанализировать процесс адаптации персонала в ИФНС Дзержинского района города Новосибирска.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и цели адаптации персонала;
- рассмотреть виды адаптации;
- изучить механизм адаптации;
- проанализировать методы адаптации персонала;
- дать краткую характеристику ИФНС Дзержинского района;
- рассмотреть механизм первичной адаптации в ИФНС Дзержинского района;
- анализировать эффективность первичной трудовой адаптации персонала в ИФНС Дзержинского района.
По данной теме существует большой массив литературы, каждый автор дает свое описание данной проблемы. В данной дипломной работе раскрыты и проанализированы различные подходы к данной теме.
В книге Т.Ю. Базарова «Управление персоналом» раскрыта специфика управления персоналом в зависимости от стадии жизненного цикла организации. Особое внимание уделено типам организационных культур современных организаций. Рассмотрены вопросы планирования численности персонала, конкурсного набора, оценки труда и аттестации, формирования кадрового резерва, стимулирования труда, а также особенности кадрового менеджмента в ситуации кризиса.
Учебное пособие Банько Н.А., Карташова Б.А., Яшина Н.С. «Управление персоналом» посвящено актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала. Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории лидерства и формирования коллектива. Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики и демократизации общества.
В книге Веснина В.Р. «Практический менеджмент персонала», охвачен широкий круг проблем управления персоналом: экономических, правовых, организационных, психологических. Особенность книги – ее ориентация на практиков: большой объем справочного и вспомогательного материала (психологических тестов и практикумов, формул для расчетов, методик, образцов документов).
Книга В.Волина. «Методы адаптации персонала» подробно описывает основные методы адаптации персонала и их эффективность, а также уместность их применения на различных этапах адаптации.
Книга А. П. Егоршина посвящена актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала. Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики.
В учебнике Кибанова А.Я «Управление персоналом организации» рассматриваются вопросы, имеющие ключевое значение для специалистов по управлению персоналом и управленцев организаций в широком смысле слова: теория управлении человеческими ресурсами, методология управления персоналом и формирования системы управления персоналом организации, стратегическое управление персоналом и планирование кадровой работы в организации, технология управления персоналом и его развитием, а также вопросы управления поведением персонала организации и оценки результатов его деятельности.
Учебник Макаровой И.К. – "Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR – менеджмента" ставит своей целью не только вооружить будущих управленцев знаниями об управлении людьми в современной организации, но и познакомить их с передовыми персонал –технологиями по важнейшим направлениям кадрового менеджмента: стратегии управления человеческими ресурсами, подбору и адаптации работников, оценке результативности их труда, управлению мотивацией персонала и корпоративной культурой.
Учебнике М. И. Соколовой и А. Г. Дементьевой «Управление человеческими ресурсами» рассмотрены современные подходы к управлению человеческими ресурсами, проанализированы политические и организационные аспекты управления, представлена новая концепция управления человеческими ресурсами, определена роль персонала в современной организации. Рассмотрены вопросы формирования человеческих ресурсов (планирование персонала, отбор и прием на работу), мотивации персонала, обучения и карьерного роста, проблема оценки трудовых ресурсов, а также актуальные вопросы лидерства в организации. Одна из глав посвящена международным аспектам управления человеческими ресурсами. Книга содержит вопросы для повторения и обсуждения, кроме того, в нее включены практические ситуации, способствующие лучшему освоению материала. Данные ситуации являются оригинальными разработками авторов и представляют собой обобщение практики работы отечественных и зарубежных компаний.
Раздел 1 Теоретическая часть. Трудовая адаптация персонала на предприятии
1.1 Понятие и цели адаптации персонала
Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно – адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий:
- личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными,
- среда окажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведения личности,
- сопоставимое взаимное влияние личности и среды друг на друга. [8, с. 57]
Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально – психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация – двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. С одной стороны, за тем фактом, что человек начал работу в организации, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, и организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы. Организация ожидает от нового работника, что тот будет эффективно выполнять конкретную рабочую функцию, важную для организации, в обмен на получение им значимых для него благ. [1 стр. 17]
Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.
Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу, к содержанию и условиям труда. Но в то же время адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно–экономических условиях труда. [3, стр. 56]
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:
- в его поведении,
- в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве),
- в усвоении социальной информации и ее практической реализации,
- в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной),
- удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности
- (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально – психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.)
Согласно исследованиям, работодатели, которые ведут с новичками целенаправленную работу, получают больше отдачи от новых работников. Производительность их труда повышается. Они реже покидают компанию в первые месяцы работы и чаще проявляют инициативу.
Вариантов адаптационных программ несколько: в некоторых компаниях в течение первой недели новичок проходит вводный курс. Ему подробно объясняют, как работает компания, показывают внутренние документы и знакомят с представителями разных отделов. Только после этого новый сотрудник приступает к работе. Первый месяц он работает под руководством наставника, которым чаще всего становится опытный сотрудник, проработавший в компании не менее двух – трех лет.
Некоторые компании заключают договоры с ВУЗами и набирают на работу студентов. Летом студенты работают в компании, а зимой учатся. Причем по желанию компании в программу их обучения вводятся не только теоретические, но и практические занятия, студенты знакомятся с будущими коллегами. Как правило, такое практикуют производственные компании.
Последнее время все чаще и чаще службы персонала стали говорить о создании механизмов удерживания ценных сотрудников в компании, но, тем не менее, очень редко можно услышать о том, что же делать с вновь приходящими кадрами. Считается, что если специалист проработал в компании 1 год и более, он представляет ценность для компании. На него были потрачены деньги, время и силы на его обучение, развитие, он владеет каким – то участком работы, и его уход может вызвать сбой в механизме работы самой компании. Но если специалист вновь прибывший, и не вписался в компанию в течении одного, двух месяцев, то это уже не столь болезненно для компании, поскольку рынок труда велик, и можно найти другого.
Этот взгляд весьма недальновиден и необоснован, поскольку, во –первых, теряется драгоценное время на поиски нового специалиста, во – вторых, это психологически влияет на команду сотрудников, в – третьих, это отражается на производительности. Кроме того, такой подход экономически не выгоден – поиск, найм одного менеджера среднего звена обходится компании порядка 50–60 тысяч рублей (это минимум!).
Как только в компании, по той или иной причине, образовалась вакантная должность – это уже мини стресс для руководства и коллектива, имеется в виду прямое руководство и непосредственный коллектив. Если из компании уходит какой–либо сотрудник, то у всех, кто находился рядом с ним, происходит переоценка ценностей и осознание своего места в данной структуре. Они переживают некую волну изменений и желания поменять что –то и в своей жизни. Чаще всего, это проходит абсолютно бессознательно, но вполне наблюдаемо и прогнозируемо. Возможно, что вслед за уходящим специалистом, потянутся и другие сотрудники.
Что значит НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК? – это значит, что никто не знает, что он любит, что нет, какой у него темперамент, как он будет работать, руководить, общаться или что – нибудь еще. Важно как пройдет адаптация нового сотрудника в коллективе и адаптация команды к новому сотруднику.
Очень часто специалист,
приходящий в новую компанию оказывается
буквально брошенным в
Статистика говорит о том, что большое количество принимаемых на работу людей покидают компанию в течение первых 2–4 недель. Почему??? – именно потому, что никто не обратил внимания на эту проблему, именно потому, что никто не задумался о том, что данному человеку необходимо просто уделить внимание, и компании нужна адаптационная программа.
О какой адаптационной программе идет речь? – прежде всего о вводе человека в должность, в компанию. Одну – две недели он тратит только на то, чтобы обжить пространство, привыкнуть к маршруту движения на работу, к тому распорядку и правилам, которые существуют. Новичок присматривается ко всему, что его окружает и впитывает эту обстановку. Именно тогда с ним на связи и должен быть человек, отвечающий за адаптацию нового персонала. В каждой компании своя программа адаптации, самое главное – все должно быть абсолютно прозрачно и понятно новому сотруднику. При этом, новичок должен понимать, что все сомнения и страхи, которые у него возникают, нормальны и естественны, и что на данном этапе было бы удивительно, если бы их не было. В силу темперамента и типа личности, они просто могут по – разному проявляться и переживаться, но то, что они имеют место в данной ситуации – это совершенно точно. Нового специалиста необходимо обучать тем коммуникативным нормам, которые приняты в компании, той связи, которая существует внутри компании. В современно мире, когда вокруг случается множество сложных и напряженных ситуаций, когда ритм жизни стремителен, люди волей неволей тянутся работать в те компании, где им легко и просто могут все объяснить и показать, где у них есть возможность диалога. [ 1 стр. 41–44]
После поступления на работу
человек включается в систему
внутриорганизационных
Адаптация работника к требованиям работы и к труду в организации предполагает:
– возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации–работодателя;
– вхождение работника в рабочий коллектив, срастание с его неформальной структурой и ощущение себя членом организации;
– принятие работником основных требований сложившейся организационной культуры и следование правилам поведения, принятым в организации. [ 4, стр. 110–111]
Вышеперечисленные установки в свою очередь повлекут за собой осуществление следующих целей адаптации:
- уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;
- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным;
- сокращение текучести кадров. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением;
- экономия времени непосредственного руководителя и коллег. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей;
- развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей. [5, стр. 20–22]
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
1.2 Виды адаптации персонала
Классификацию адаптации принято делить по следующим критериям и механизмам:
По отношениям субъект–объект:
- активная – когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
- пассивная – когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
- По воздействию на работника систему адаптации делят:
- прогрессивная – благоприятно воздействующая на работника;
- регрессивная – пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
По уровню систему адаптации делят:
- первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
- вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).
Автор книги "Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:
- адаптация работника в новой должности;
- адаптация работника к понижению в должности;
В этой же книге есть упоминание об адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80–х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким–то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний – около 60% – не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.
По отношению сотрудника
к организации систему
- Конформизм. Полное принятие ценностей и норм организации, готовность подчиняться правилам игры. Такие работники составляют в коллективе основную массу.
- Мимикрия. Соблюдение второстепенных норм при неприятии основных характерно для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой.
- Адаптивный индивидуализм. Он характеризуется согласием с основными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных. Сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по–своему неплохо работает в коллективе.
- Отрицание. Сотрудник выражает активное несогласие с ценностями фирмы, его ожидания находятся в непримиримом противоречии с реальностью. Обычно он увольняется в первые же месяцы.
Задача кадровиков заключается в интеграции новичка по второму или четвертому типу, вычислении сотрудников, скрывающих неприятие основных норм организации при демонстрации внешней лояльности. Первый вариант возникает вследствие ошибки кадровой службы на стадии отбора и должен быть, как можно быстрее исправлен.
По направлениям система адаптации разделяется:
- производственная;
- непроизводственная.
Производственная и
Рисунок 1. Внепроизводственнаи и производственная адаптация.
В рамках производственной адаптации выделяют профессиональную, психофизиологическую, социально – психологическую, организационно –административную, экономическую, санитарно – гигиеническую адаптацию, каждая из которых характеризует определенный процесс.
Профессиональная адаптация
– это совершенствование
Психофизиологическая
Составляющей
Социально–психологическая адаптация – приспособление работника к руководителю, коллективу подразделения и организации, включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Составляющей социально – психологической является культурно–бытовая адаптация, которая заключается в освоении особенностей организации, ее быта, традиций проведения свободного времени в коллективе.
Организационно – административная адаптация – усвоение работником особенностей организационного механизма управления, понимание места и роли своего подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре. Важная и специфическая сторона организационно – административной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).
Экономическая адаптация – знакомство с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, привыкание к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
Санитарно – гигиеническая адаптация – освоение работником требований трудовой, производственной и технологической дисциплины, правил трудового распорядка, санитарных и гигиенических норм.
Каждый из перечисленных видов адаптации характеризуется системой объективный и субъективных показателей, оценка которых позволяет сделать вывод о полноте адаптации работника, конкретизировать проблемы и принять решение о необходимых корректирующих мероприятиях. [3, стр. 60–64]
К объективным параметрам относят те, которые поддаются объективной регистрации с помощью различных методов (специальной аппаратуры, экспертной оценки, наблюдения) и характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах.
Субъективные показатели эффективности адаптации характеризуют отношение сотрудника к работе в целом или отдельным ее проявлениям.
Они изучаются с помощью анкетирования сотрудника, психологического тестирования. Рассмотрим объективные и субъективные показатели оценки различных аспектов производственной адаптации.
1 Профессиональная адаптация – ключевой аспект адаптации.
Объективные показатели:
– соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места в целом.
Для рабочих:
− выполнение норм выработки;
− выполнение сменно–суточных заданий;
− овладение рабочим местом в соответствии с техническими условиями;
− соблюдение трудовой дисциплины;
Для офисных работников:
− правильность оформления документации;
− выполнение плана работ;
− соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания)
Субъективные показатели:
− положительное отношение к профессии;
− интерес к повышению квалификации (развитию профессиональных навыков);
− заинтересованность в карьерном росте внутри организации;
− удовлетворенность проделанной работой.
2 Социально–психологическая.
Объективные показатели:
− степень соответствия (идентификации) поведения личности нормам, традициям, ценностям, сложившимся в данном коллективе, либо определенной формальной или неформальной группой;
- Адаптация персонала в организации
- Адаптация персонала к стратегическим изменениям
- Адаптация персонала на предприятии
- Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга
- Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга
- Адаптация производственного учета к системе Директ-костинг на предприятии
- Адаптация производственного учета по системе "директ-костинг" к условиям работы казахстанских предприятий на примере АО ИП "Эфес Кара
- Адаптация первоклассников
- Адаптация первоклассников в коллективе сверстников
- Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе
- Адаптация первокурсника к роли студента педагогического ВУЗА
- Адаптация персонала
- Адаптация персонала
- Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка