Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студента (ки) 6 курса

специальности 050709 Преподавание в  начальных классах

Яковлевой Александры Юрьевны

Адаптация первоклассников  посредством организации первых дней

обучения в школе

 

 

 

 

 

 

Допустить к  защите:                                        Руководитель: Г.В. Нагаева

Зав. отделением заочной формы              

обучения_________ Русенко  Л.А.        

 «____» _______________ 2013 г.

 

 

 

Чита-2013       

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..… ...3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе

    1. Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
    2. Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11

Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18

Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса

2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации  детей первых классов……………………………  ……………………………………………..….19

2.2. Программа занятий  первых дней обучения первоклассников  в школе …...29

Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44

Заключение…………………………………………………………………….......45

Литература……………….……………………………..……………………..…...48

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Поступление в школу  вносит большие перемены в жизнь  ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проявления негативно протекающей адаптации, в зависимости от индивидуальных особенностей, к сожалению, становятся все более очевидными в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств [17, с.99].

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности [24; 28; 29; 32].  У некоторых адаптация не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям [5; 17].

Изменение внешней позиции  влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным [21; 25].

Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном  развитии событий, его успешной адаптации  к школьному обучению. О «внутренней  позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.

Психическую адаптацию  можно определить как процесс  установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в  ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды [7; 10].

Исследованию адаптации  первоклассников посвящены работы ученых: И.В Ермаковой, О.В. Даниленко, Д. Журавлева, М.Р. Битяновой, и др. Изучение, анализ данной литературы и состояние адаптации первоклассников позволили выявить противоречие:

- между изменившимися требованиями к обучению первоклассников в начальной школе, заявленными в Государственном стандарте, и реальными возможностями предоставления образовательных услуг по адаптации в условиях современного образования.

Проблема исследования: как организовать первые дни обучения в школе в процессе адаптации первоклассников?

Обозначенное  противоречие и сформулированная проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе».

Объект исследования – процесс адаптации первоклассников.

Предмет исследования – организация адаптации первых дней обучения первоклассников в школе.

Принимая во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: изучить процесс адаптации первоклассников, разработать и апробировать программу занятий первых дней обучения учащихся первого класса.

Исходя из цели,  мы поставили перед собой следующие задачи исследования:

  1. изучить  психологические особенности первоклассников;
  2. рассмотреть понятие и сущность адаптации, проблемы адаптации первоклассников;
  3. рассмотреть методы и приемы, используемые в процессе адаптации первоклассников;
  4. составить и апробировать программу первых дней обучения первоклассников в школе.

В  ходе выполнения работы были применены следующие методы:

  1. изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы;
  2. педагогическое наблюдение;
  3. беседа;
  4. анкетирование.

Теоретическая значимость нашей работы состоит в теоретическом обосновании исследуемой проблемы.

Практическая  значимость работы заключается в систематизации материалов, организации первых дней обучения в школе, направленных на успешность адаптации первоклассников к школьным условиям.

Апробация: МБОУ «Тупикская средняя общеобразовательная школа», с. Тупик, Тунгиро-Олекминский район, Забайкальский край (Тупик, 2012).

Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по теме исследования, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе

 

    1. Психологические особенности первоклассников

 

Поступление в школу  – переломный момент в жизни каждого  ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его  образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе [8; 13; 26].

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией  в жизни ребенка, так как связано  с необходимостью адаптироваться к  новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии  и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу.

В этот период жизни, в 6 - 7 лет, меняется и весь психологический  облик ребенка, преобразуется его  личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения [6; 18; 22]. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 Многочисленные «можно»,  «нельзя», «надо», «положено», «правильно»,  «неправильно» лавиной обрушиваются  на первоклассника. Эти правила  связаны как с организацией  самой школьной жизни, так и  с включением ребенка в новую  для него учебную деятельность, когда она складывается и формируется, она является ведущей. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей [4; 21].

Начало школьного обучения является для каждого ребенка  сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось, бы без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью [5; 16].

Включение в новую  социальную среду, начало освоения учебной  деятельности требуют от ребенка  качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6 – 7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание учащихся первых классов еще слабоорганизовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Формирующееся внимание, оно становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение [6; 30].

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень не совершенны, что вызывает естественные трудности  при овладении письмом, работе с  бумагой и ножницами.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще  не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников  преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий [6; 19].

В развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

На эмоциональное состояние  ребенка все в большей степени  начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а  не только успехи в учебе и отношения  с учителями [22].

Недовольство собой  у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Характер первоклассника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой  регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Поведение первоклассников  в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий также нередко  отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки» [Цит. по: 9, с. 272].

В связи с особенностями  первоклассников в условиях постоянно  меняющихся требований к многообразным  образовательным системам и программам важным остается вопрос о том, как  именно помочь первокласснику адаптироваться к новому статусу «школьника».

Первоклассники, уже перешагнувшие  семилетний рубеж, являются более зрелыми  в плане психофизического, психического и социального развития, чем шестилетние  школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как  правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии [2; 4; 12].

    1. Понятие и сущность адаптации первоклассников

 

Используемый  в современной психологии термин «адаптация» восходит к общеупотребительному латинскому слову adapto — приспособлять, прилаживать, устраивать. Адаптация – это совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования. Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная [16;  24].

Адаптация первоклассников  изучалась и рассматривалась  многими отечественными учеными  и психологами такими как: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.М. Безруких, В.В. Давыдов и др. Каждый ребенок поступает в первый класс, поэтому адаптация первоклассника к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако, из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе; из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период и т.п. процесс адаптации детей в современной школе остается не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным.

Адаптация к школе  – перестройка познавательной, мотивационной  и эмоционально-волевой сфер ребенка  при переходе к систематическому организованному школьному обучению [3; 32].

При поступлении в  школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность.

Режим школьных занятий  требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость  налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием [13]. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.

Затруднения, возникающие  вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами. Дезадаптация – всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротический (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения) [17].

Поступление в школу  вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Признаки адаптационного синдрома (или школьного стресса) могут проявляться по- разному: в виде сильной усталости, истощения, иногда сопровождаться плаксивостью, головной болью; может ухудшиться сон, стать более беспокойным, с трудностями засыпания или пробуждения; аппетит может пропасть или усилиться, изменения могут сказываться преимущественно в виде эмоциональных сдвигов (ребенок становится раздражительным, обидчивым, находится в состоянии постоянной тревоги, испытывает страх не успеть, сделать что-то не так); а могут проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, беготни на перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания, капризах и агрессивности.

У одних детей уже  к третьему месяцу школьного обучения формируются новые устойчивые динамические стереотипы поведения, они «вживаются»  в роль ученика и успешно выполняют  требования учителя, а другие с трудом адаптируются только к концу учебного года [5; 16; 17]

К особенностям проявления адаптации первоклассников следует  отнести:

1. Адаптация организма  к новым условиям жизни и  деятельности, к физическим и  интеллектуальным нагрузкам. В  данном случае уровень адаптации  будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.

2. Адаптация к новым  социальным отношениям и связям  относится в большей степени  к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для  хранения школьных принадлежностей,  школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками) [23; 30].

Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором развития первоклассника. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.

Оптимальный адаптационный  период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Если физиологическая  адаптация протекает как бы автоматически [4; 6], то с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только «встроиться в нее», но и ее «пристроить к себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.

Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.

Понятие адаптации первоклассников  тесно связано со школьной тревожностью и мотивацией. Повышенная тревожность  и низкая школьная мотивация, как факт не сформировавшейся внутренней позиции школьника, могут свидетельствовать о неблагоприятном течении адаптационного периода.

Дмитрий Журавлев предлагает четыре уровня приспособления ребенка  к школе:

1. Адаптированность. Дети  с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке.

2. Средний уровень  адаптации. Дети с высоким уровнем  развития произвольности, недостаточной  мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке.

3. Низкий уровень адаптации.  При внешней сформированности  учебной деятельности, при хорошей  и отличной успеваемости отсутствие  интереса к школе, недостаточный  уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворением своим образом – Я, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими.

4. Дезадаптированность.  Дети с явными признаками сформированности школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой [17, с. 102].

Какие же причины лежат  в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».

В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Все это - комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка».

Однако существуют и  внешние причины школьной дезадаптации – «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы  существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить  на два типа [5; 6]:

1) специфические, имеющие  в основе те или иные нарушения  моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;

2) неспецифические, вызванные  общей ослабленностью организма,  низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким  индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика  выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они несоответствием  темпов деятельности ребенка и всего  класса, отсутствием концентрации внимания.

Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе