Адаптация первокурсника к роли студента педагогического ВУЗА
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт фундаментального социально- гуманитарного образования
Кафедра теоретической и прикладной социологии
Факультет
социологии
Выпускная квалификационная работа
Адаптация
первокурсников к статусу студента
педагогического ВУЗа
Нормоконтроль пройден.
Нормоконтролер___________
«__»________________2010г.
Научный
руководитель:
Допущен(а) к защите
«__»_________2010 г.
Зав. кафедрой___________
Екатеринбург
2010
Оглавление
Введение…………………………………………
Глава 1.
§1.
Адаптация как процесс и как объект социального
анализа.......................
§2.
Адаптация первокурсников к статусу студента
педагогического ВУЗа……………………………………………………………………
Глава 2. Институты, влияющие на процесс адаптации первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………20
§1.
Влияние куратора учебной группы на повышение
эффективности адаптации студентов-первокурсников………………
§2.
Влияние преподавателя на процесс адаптации
студента- первокурсника……………………………………………
§3.
Влияние студенческого самоуправления
на процесс адаптации студентов ВУЗа………………………………………………………………….
§4.
Психологическая служба, как один
из институтов способствующих наиболее
эффективной адаптации к статусу студента
педагогического ВУЗа……………………………………………………………………
Глава
3. Востребованность институтов, направленных
на адаптацию студентов первокурсников
педагогического ВУЗа………………………………………………………...……
Заключение……………………………………
Список использованной литературы…………………………………….44
Приложение 1………………………………………………………..… 48
Приложение 2…………………………..…………………………………53
Введение
Процесс перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим - этот процесс сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального самоопределения, то есть молодой человек сам выбирает, что ему делать?, как это делать, как вести себя и т.д. возникает потребность в идентификации с какой либо группой, общностью. Высокая конформность в отношении к ценностям, нормам взрослых.
В настоящее время не мало важен вопрос об адаптации студентов- первокурсников к статусу студента. Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.
При переходе из средней школы в ВУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.
Выбор темы ВКР был обусловлен тем, что тема очень актуальна в настоящее время. В работе представлена информация на тему приспособления студента к новой для него среде, а так же информация связанная с факторами, влияющими на успешную адаптацию первокурсников, такими как: преподавательство, институт кураторства, самоуправление и т.д. В главе 3 представлены результаты исследования, нацеленного на выявление востребованности этих институтов среди студентов педагогического ВУЗа, а именно УрГПУ.
Предметом исследования в данной работе является взаимодействие студентов и институциональных программ, направленных на адаптацию первокурсников.
Объектом исследования явились студенты первого курса различных факультетов Уральского Государственного педагогического университета.
Главной вопросом в представленной работе является вопрос о том, существует ли взаимодействие студента и институтов адаптации созданных в УрГПУ- этот вопрос и является целью исследования.
Достижение цели происходит по средствам решения поставленных задач, например: выяснить, насколько студенты осведомлены об институциональных программах направленных на адаптацию первокурсников; узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации; выявить доминирующие и не доминирующие институты адаптации.
Для решения задач, а вследствие достижения целей исследования был использован метод анкетного опроса студентов- первокурсников УрГПУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В Главе 1 рассматривается социальная адаптация как процесс и как объект социального анализа. Глава 2- в данной главе освещена проблема адаптации первокурсников к роли студента педагогического ВУЗа, а так же указаны некоторые существенно влияющие на адаптацию факторы. В Главе 3 представлены результаты исследования проведенного среди первокурсников в Уральском Государственном педагогическом университете. В заключении подведены итоги по проведенному исследованию и сделаны выводы по обозначенной в ВКР проблеме. Приложение 1 представляет собой программу социологического исследования «Востребованность институтов, направленных на адаптацию к статусу студента у первокурсников педагогического ВУЗа».
В Приложении 2 представлен инструмент исследования – анкета студента.
В работе адаптация к роли студента освещена как процесс, представлены институты, которые так или иначе помогают адаптироваться студенту первокурснику к непривычной ему среде. Так же указана специфика и особенности адаптации именно в педагогическом ВУЗе.
Глава 1.
§1. Социальная адаптация, как процесс и как объект социального анализа
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ1 (лат. adaptare - приспособлять) - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.
Адаптация является предметом изучения не только естественных наук, но и общественных. Чтобы до конца понять сущность этого процесса необходимо изучить его «со всех сторон». В представленной работе нас интересует понятие адаптации с точки зрения социальных наук.
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.
Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.
Именно
механизм адаптации, выработанный в
результате длительной эволюции, обеспечивает
возможность существования
Благодаря процессу адаптации
достигается сохранение
В
этой связи процессы адаптации включают
в себя не только оптимизацию функционирования
организма, но и поддержание
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде2:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2)
стадия терпимости, когда индивид,
группа и новая среда
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4)
ассимиляция, т.е. полное
Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.
Помимо
этого следует отметить, что, по мере
ускорения общественного
В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.
Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.
Следует
различать адаптацию как
В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
Вся сложность процесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.
В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.
Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности3. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.
Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.
Социально-
Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.
Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.
Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
При переходе из средней школы в университет абитуриент сталкивает с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.
Один из ключевых выводов данной работы заключается в необходимости субъективной удовлетворенности людей своими взаимоотношениями. А недовольство отношениями может возникнуть по многим причинам. Иногда такой причиной являются непрактичные или просто завышенные нормы социальных взаимоотношений, поэтому студентам необходимо научиться ставить перед собой достижимые цели общения.
Другой причиной может быть неправильное понимание путей выхода из депрессии и одиночества. Концентрируя внимание, к примеру, на личных недостатках, студент может совершенно выпустить из виду фактор обстановки.
Таким
образом, можно понять, что социальная
адаптация просто необходима молодому
человеку во всех сферах его жизни,
будь то адаптация к будущей профессии
или же адаптация к новому кругу общения.
Важным аспектом социальной адаптации
является принятие индивидом определенной
социальной роли. Но об этом в следующей
главе.
§2. Адаптация первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа.
Воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении является важной и необходимой сферой его деятельности, что регламентируется инструкциями Министерства образования и науки РФ и учитывается при аккредитации ВУЗа.
Одна из важнейших задач высшего учебного заведения наряду с повышением качества профессионального образования – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному совершенствованию личности студентов.4
Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, вначале может отрицательно влиять на успеваемость и на самочувствие студентов, и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особенно трудна адаптация для иногородних студентов.
Некоторые первокурсники,
Уже к началу обучения в вузе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны, т.е. у него нет стандартных способов их решения, ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, новые способы решения жизненных задач.
Первокурсник хочет скорее
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Подходы
к определению понятия
а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.
Адаптированность выражается
Основными признаками эффективной адаптированности являются:
- адаптированность в сфере "внеличности" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;
- адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.
Разновидности процессов адаптации личности:
- внутриличностные процессы;
- процессы, совершающиеся между двумя личностями;
- процессы, совершающиеся между личностью и группой;
- социальные процессы, которые вызывают изменения во внутренней структуре и формах организации группы;
- процессы, которые вызывают изменения во взаимоотношениях двух групп;
- такие социальные процессы, которые приводят к изменениям во всем обществе.
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.
Известно,
что процесс адаптации к
- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе
- социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Социально-
- Адаптация персонала
- Адаптация персонала
- Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка
- Адаптация персонала в ИФНС
- Адаптация персонала в организации
- Адаптация персонала к стратегическим изменениям
- Адаптация персонала на предприятии
- Адаптация людей в коллективе
- Адаптация молодых сотрудников
- Адаптация молодых сотрудников на предприятии
- Адаптация молодых специалистов в системе органов управления МЧС России
- Адаптация первоклассников
- Адаптация первоклассников в коллективе сверстников
- Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе