Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже

 


 


 


 


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Министерство образования и науки, молодежи и спорта АР Крым

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кафедра педагогики и управления учебными заведениями

 

 

квалификационная работа бакалавра

 

 

Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже

 

Специальность 6.010105 «Социальная педагогика»

 

 

 

 

 

 

Студента

 

Научный руководитель:

 

 

Допущено к защите на заседании ГЭК (протокол № ___ от _______ 2012 г.)

Заведующий кафедры _______________________________

Оценка работы на заседании ГЭК__________________________________

Председатель ГЭК

Доктор пед.наук, профессор___________________________

 

Ялта, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...

3

 

РАЗДЕЛ I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ………………..

 

 

8

    1. Сущность процесса адаптации личности в психолого-педагогических исследованиях………………………………………...

 

8

    1. Психолого-педагогическая характеристика студентов-первокурсников…………………………………………………………

 

14

    1. Характеристика направлений и методов адаптации студентов-первокурсников……………………………………………..

 

28

Выводы по первому разделу……………………………………….

40

 

РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ЯЛТИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА……………………………………..

 

 

 

42

    1. Диагностика адаптации студентов-первокурсников в Ялтинском медицинском колледже …………………………………..

 

42

2.2. Разработка и апробация программы адаптации или студентов-первокурсников Ялтинского медицинского колледжа………………

 

60

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………….

67

Выводы по второму разделу…………………………………………...

73

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………..

 

74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...

76

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

84


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Реформирование системы образования в Украине рассматривает научные разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы адаптации школьной и студенческой молодежи к новым условиям обучения. Ведь, в связи с появлением учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев, колледжей), изменение места учебы, особенно для подростков, в настоящее время является типичным явлением. Однако, как свидетельствуют жизненная практика и научные исследования, далеко не каждый из них в состоянии быстро и без особенных психологических травм адаптироваться к новой социальной ситуации, своему новому статусу, а это, безусловно, отражается не только на самочувствии подростка, но и на качестве усвоения им знаний, взаимоотношениях с однолетками, родителями и педагогами, на его поведении, поступках и личностном становлении в целом.

Адаптация студентов в колледже имеет свою специфику, где в принципиально иных условиях, чем в школе, проходит становление, самоопределение выпускников сельских школ. На начальном этапе обучения в колледже студенты (юноши и девушки) испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на педагогическую деятельность. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания в формировании образа «Я» [75].

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что адаптивные механизмы в старшем подростковом возрасте развиты недостаточно (И.Булах, Т.Драгунова, Л.Жезловая, Л.Закутская, В.Каган, И.Кон, Н.Максимова, А.Новикова, С.Подмазин, Г.Прихожан, М.Раттер, И.Сабанадзе, Г.Чуткина, А.Яковлева и другие), поэтому подростки трудно адаптируются к новым условиям жизнедеятельности. Кроме того, трудности процесса адаптации подростков усиливаются «кризисной» и «критичностью» этого возрастного этапа в развитии личности, которая выражается в повышенной тревожности, связанной, главным образом, с особенностями самооценки, необходимостью выбора будущей профессии, в трудностях вхождения во взрослую жизнь, неподготовленностью к выполнению новых социальных ролей, противоречиями в сфере общения и тому подобное.

Разные аспекты проблемы адаптации были предметом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых (Ф.Александр, Р.Бенедикт, Дж.Даллард, Н.Миллер, Р.Сирс, Т.Френч и др.), однако и до сих пор отсутствует единый взгляд на саму сущность данного понятия. Достаточно неоднозначно определяются критерии измерения уровней адаптивности, условия и психологические механизмы ускорения данного процесса на разных возрастных этапах и в разных сферах жизнедеятельности человека, недостаточно выяснены внешние и внутренние факторы адаптации, а также вопросы о том, как влияют индивидуально-психологические и личностные характеристики субъекта на особенности его адаптации к новым условиям обучения и тому подобное.

Остается много неизученного в вопросе адаптации студентов-первокурсников вуза к новым условиям обучения, хотя ему посвящен целый ряд исследований (И.Варавва, М. Левченко, Г. Панченко, В. Семиченко и другие). Ученые отмечают важность исследования данной проблемы, подчеркивая при этом, что социальную адаптацию невозможно исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще, поскольку это «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды» (О. Мороз) [45].

Существует ряд сложных вопросов, связанных с обеспечением  учебы в общеобразовательной школе и в высших учебных заведениях, в том числе и в колледжах, которые сегодня отнесены к І-ІІ уровню аккредитации. 
Она усложняется трудностями первыми годами обучения - так называемого адаптационного периода, который возникает при переходе с одной ступени образования на следующую.

Психофизиологические аспекты адаптации раскрыты П.К. Анохиным, М.В.Антроповым, А.Б. Георгиевским, Т.Г. Дичевым, В.Д. Казначеевой, А.Х.Хрипковой и др.

В фундаментальных трудах ведущих ученых проблема оптимизации адаптационного процесса рассматривается как важный резерв повышения эффективности обучения. При этом все большее значение придается педагогическому обеспечению социальной и профессиональной адаптации. Общие проблемы педагогического обеспечения адаптационного процесса рассмотрены в работах С.Я. Батышева, А.А. Вайсбург, Н.В. Кузьминой, М.И.Махмутова, А.П. Сейтешева, Р.Х. Шакурова. Вопрос непосредственно педагогического обеспечения адаптации рассматривается в работах А.Ц.Ердинеева, Д.Д. Наурузбаева, С.И. Сильверстова, В.П. Шпака, В.С.Штифурак и других.

Однако аспект адаптации студентов к новым условиям обучения в колледжах еще не стал объектом научного исследования. Отсутствие в педагогике и психологии единой теории адаптации усложняет управление этим процессом и требует обоснования теоретических основ и разработки педагогической системы работы со студенческими коллективами, а также нуждается в изучении процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в колледже.

В особенном внимании нуждается изучение процесса адаптации на современных концептуальных принципах. Как отмечает В.А.Семиченко, традиционные исследования процесса адаптации базировались на изучении какого-то одного уровня отношений человека с теми или другими обстоятельствами своей жизни. Однако создание условий для успешной адаптации возможно лишь тогда, когда всесторонне определены реальные потребности и выявленные трудности конкретного человека или определенной группы лиц [63].

Таким образом, актуальность данного исследования предопределена, с одной стороны, необходимостью создания условий для успешной адаптации личности к студенческой жизни, из другого - отсутствием достаточного научно-теоретического обоснования и методического обеспечения. Кроме того, в уже известных исследованиях недостаточно учитывается такой важный аспект, как педагогическое управление процессом адаптации. Разработка педагогических мероприятий по ускорению процесса  адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности и предотвращение дезадаптации - ключевые вопросы этой проблемы.

Учитывая актуальность проблемы адаптации и ее недостаточную разработку в психолого-педагогической литературе, нами выбрана тема дипломного исследования «Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже».

Цель исследования - разработка и апробация программы адаптации студентов-первокурсников Ялтинского медицинского колледжа.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. проанализировать понятие «адаптация» как психолого-педагогическое и социальное явление в научной литературе;
  2. изучить психолого-педагогические особенности студентов-первокурсников;
  3. рассмотреть основные виды адаптации студентов-первокурсников;
  4. проанализировать формы и методы адаптации студентов-первокурсников Ялтинского медицинского колледжа;
  5. разработать и апробировать программу адаптации студентов 1 курса Ялтинского медицинского колледжа.

Объект исследования - процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже.

Предмет исследования - виды и методы адаптации студентов-первокурсников в Ялтинском медицинском колледже.

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, педагогический эксперимент).

Базой исследования является Крымское республиканское высшее учебное заведение «Ялтинский медицинский колледж».

Теоретическое значение исследования: заключается в расширении и углублении знаний о сущности процесса адаптации, в определении особенностей адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе Ялтинского медицинского колледжа и вуза в процессе адаптации студентов, а также в учебном процессе вузов в курсах лекций, на практических занятиях по учебным дисциплинам.

 

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ 
СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ

 

1.1. Сущность процесса адаптации личности в психолого-педагогических исследованиях

 

За последние годы произошли серьёзные изменения в социальной, культурной и экономической жизни нашей страны. Активно перестраивается система ценностей, охватывающая сферу как материальной, так и духовной жизни людей, всё острее становятся проблемы личностного выбора, требующие осознания каждым своей позиции и принятия того или иного ответственного решения в условиях усложнения системы отношений.

В новых экономических условиях, в которых оказалась современная Украина, всё больше и больше молодых людей приходит к пониманию того, что от самоопределения, уровня образованности, самооценки и собственных волевых усилий напрямую стало зависеть не только их благополучие как материальное, так и психологическое, но также и вся их дальнейшая жизнь.

Проблема социально-психологической адаптации личности студентов к условиям обучения в ВУЗе и колледжах является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее интересных и значимых.

В исследование проблемы адаптации весомый вклад внесли ряд зарубежных и отечественных ученых, среди которых Ю. Александровский, Ф. Березин, В. Казначеев (раскрытие смысла понятия), В. Мерлин, В. Рождественский, Я. Стреляу (выявление особенностей проявления адаптации в разных видах деятельности), А.О. Вербицкий, В.М. Дугинец, А.Г. Мороз, П.А.Просецкий, Л.Д. Столяренко, Г.М. Шевандрин и другие. Особенности адаптации студентов высших и средних специальных учебных заведений рассмотрены также в диссертациях А.О. Вербицкого, Н.Г. Колизеевой, Е.Р.Ярской-Смирновой; в монографиях В.И. Грязных, В.Т. Лисовского; в учебных пособиях Л.Г. Егорова, В.П. Кондрашова и других.

В этих и других работах отмечается, что если переход с одной ступени образования на другую осуществляется методом проб и ошибок, зачастую возникают серьезные потери в виде непроизводительных материальных затрат, отсев тех студентов, которые не оправдали человеческих надежд. При этом адаптация в условиях вуза зачастую трактуется как вхождение молодежи в совокупности ролей и форм деятельности студентов, когда происходит обязательное привлечение личности к определенной системе поведения, духовного мира, потребностей, интересов.

Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее развития. Адаптация, как психологическая включенность личности в социальную, профессиональную среду, происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности, а индивид раскрывается и развертывается в общности как личность и индивидуальность [13].

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 году Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии [2].

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду. По сравнению с различными видами животных адаптационные возможности человека, имеющего не только биологическую, но и развитую социальную базу, определяются наиболее широким спектром «гибких звеньев». Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований [68].

В современной социологии и психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Так, по мнению И.И.Бойко, «сущность адаптации - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой» [11].

Н.А.Агаджанян понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды [1].

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

А. А. Налчаджян рассматривал адаптацию, как процесс приспособления к условиям среды с целью установления определенного состояния, и как само состояние, при котором потребности организма удовлетворены с учетом требований со стороны среды [49].

По мнению С.И. Розум, эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями [61].

Исследования отечественных ученых М.П. Будякиной, А.А. Русалиновой, Т.Н. Верршининой, Е.В. Таранова внесли существенный вклад в изучение взаимосвязи производственной и социально-психологической адаптации. Акцент в их исследованиях - личность индивидуума в рабочем коллективе. М.И. Некипелов, Г.Г. Кухлова и др. исследовали динамику работоспособности, психических и физиологических состояний у студентов. Однако большинство авторов ограничиваются только констатацией тех или иных изменений, не пытаясь подойти к трактовке полученных знаний с системной позиции.

В исследованиях Г.З.Сураевой показано, что на положительное развитие личности в плане дальнейшей социально-психологической адаптации большое влияние оказывает лояльное отношение родителей к неординарной активности ребенка [69].

В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта. Разрешение этих противоречий путём перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влияния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды, обуславливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях её поведения в новой ситуации.

Процесс адаптации имеет решающее значение в поддержании адекватных соотношений человека и среды. Процесс установления оптимального соответствия личности студента и требований вуза в ходе осуществления свойственной деятельности позволяет удовлетворить и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая, в то же время, соответствие психической деятельности требованиям обучения [15].

Психологическая адаптация предстаёт как изменение, перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определённую интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий и осуществляющейся в форме целостной деятельности больших полушарий головного мозга. Процесс адаптации - определённое совместное изменение субъекта и адаптогенной ситуации, постепенное накопление этих изменений в целях достижения оптимального соотношения между ними [58].

Процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. Ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива.

Выделяют пять видов адаптации:

1) биологическую, которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положения Ч. Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологическую адаптацию - оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую - рассматривает психическую организацию, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную адаптацию - приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада;

5) профессиональную адаптацию, которая характеризует процессы приспособления человека к выбранной профессии, профессиональной среде [76].

Итак, основными выделяют пять видов адаптации (рис. 1.1.).


Рис. 1.1. Виды адаптации

Любой вид адаптации требует от человека определенных способностей, а поэтому зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.

Адаптация социальная - это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий [50].

Адаптация происходит на всех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений. Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой.

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика студентов-первокурсников

 

Бывшие школьники стали студентами. Впереди - увлекательная и интересная студенческая жизнь, много новых встреч, важных событий, удивительных открытий, но, прежде всего - годы упорной и напряженной учебы. Ведь само слово «студент» происходит от латинского слова «student», которое переводится как «усердно работающий, занимающийся». Конечно, приходилось немало учиться и в школьные годы. Но обучение в высшем учебном заведении значительно отличается от учебы в школе.

Вступая в высшее учебное заведение, колледж, студенты сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточной психологической готовностью к обучению в высшем учебном заведении. У них происходит разрушение годами наработанных установок, навыков, привычек, ценностных ориентаций, потеря годами закрепленных взаимоотношений с коллективом, а также студенты сталкиваются с неумением осуществлять психологическую саморегуляцию собственной деятельности и поведения.

Со вступлением в высшее учебное заведение, колледж, юноши и девушки попадают в новые, незнакомые, непривычные для них условия, что неизбежно влечет за собой ломку динамических стереотипов и связанных с ними эмоциональных переживаний.

Первый год обучения является очень важным потому, что в это время у студента происходит много эмоционально-личностных и когнитивных изменений - нередко количество этих изменений превышает ту, которая приходится на весь период обучения в высшем образовательном учреждении. Они обусловлены ситуацией новых и необычных требований для студента.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [23].

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Время обучения в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г.Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [42].

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Юношеский возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже