Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Министерство образования и науки, молодежи и спорта АР Крым
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования
Кафедра педагогики и управления учебными заведениями
квалификационная работа бакалавра
Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже
Специальность 6.010105 «Социальная педагогика»
Студента
Научный руководитель:
Допущено к защите на заседании ГЭК (протокол № ___ от _______ 2012 г.)
Заведующий
кафедры ______________________________
Оценка работы
на заседании ГЭК___________________________
Председатель ГЭК
Доктор пед.наук, профессор_____________________
Ялта, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ……………….. |
8 |
|
8 |
|
14 |
|
28 |
Выводы по первому разделу………………………………………. |
40 |
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ЯЛТИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА…………………………………….. |
42 |
|
42 |
2.2. Разработка и апробация программы адаптации или студентов-первокурсников Ялтинского медицинского колледжа……………… |
60 |
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………. |
67 |
Выводы по второму разделу…………………………………………... |
73 |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………….. |
74 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... |
76 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
84 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Реформирование системы образования в Украине рассматривает научные разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы адаптации школьной и студенческой молодежи к новым условиям обучения. Ведь, в связи с появлением учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев, колледжей), изменение места учебы, особенно для подростков, в настоящее время является типичным явлением. Однако, как свидетельствуют жизненная практика и научные исследования, далеко не каждый из них в состоянии быстро и без особенных психологических травм адаптироваться к новой социальной ситуации, своему новому статусу, а это, безусловно, отражается не только на самочувствии подростка, но и на качестве усвоения им знаний, взаимоотношениях с однолетками, родителями и педагогами, на его поведении, поступках и личностном становлении в целом.
Адаптация студентов в колледже имеет свою специфику, где в принципиально иных условиях, чем в школе, проходит становление, самоопределение выпускников сельских школ. На начальном этапе обучения в колледже студенты (юноши и девушки) испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на педагогическую деятельность. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания в формировании образа «Я» [75].
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что адаптивные механизмы в старшем подростковом возрасте развиты недостаточно (И.Булах, Т.Драгунова, Л.Жезловая, Л.Закутская, В.Каган, И.Кон, Н.Максимова, А.Новикова, С.Подмазин, Г.Прихожан, М.Раттер, И.Сабанадзе, Г.Чуткина, А.Яковлева и другие), поэтому подростки трудно адаптируются к новым условиям жизнедеятельности. Кроме того, трудности процесса адаптации подростков усиливаются «кризисной» и «критичностью» этого возрастного этапа в развитии личности, которая выражается в повышенной тревожности, связанной, главным образом, с особенностями самооценки, необходимостью выбора будущей профессии, в трудностях вхождения во взрослую жизнь, неподготовленностью к выполнению новых социальных ролей, противоречиями в сфере общения и тому подобное.
Разные аспекты проблемы адаптации были предметом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых (Ф.Александр, Р.Бенедикт, Дж.Даллард, Н.Миллер, Р.Сирс, Т.Френч и др.), однако и до сих пор отсутствует единый взгляд на саму сущность данного понятия. Достаточно неоднозначно определяются критерии измерения уровней адаптивности, условия и психологические механизмы ускорения данного процесса на разных возрастных этапах и в разных сферах жизнедеятельности человека, недостаточно выяснены внешние и внутренние факторы адаптации, а также вопросы о том, как влияют индивидуально-психологические и личностные характеристики субъекта на особенности его адаптации к новым условиям обучения и тому подобное.
Остается много неизученного в вопросе адаптации студентов-первокурсников вуза к новым условиям обучения, хотя ему посвящен целый ряд исследований (И.Варавва, М. Левченко, Г. Панченко, В. Семиченко и другие). Ученые отмечают важность исследования данной проблемы, подчеркивая при этом, что социальную адаптацию невозможно исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще, поскольку это «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды» (О. Мороз) [45].
Существует ряд сложных вопросов,
связанных с обеспечением учебы в общеобразовательной
школе и в высших учебных заведениях, в
том числе и в колледжах, которые сегодня
отнесены к І-ІІ уровню аккредитации.
Она усложняется трудностями первыми
годами обучения - так называемого адаптационного
периода, который возникает при переходе
с одной ступени образования на следующую.
Психофизиологические аспекты адаптации раскрыты П.К. Анохиным, М.В.Антроповым, А.Б. Георгиевским, Т.Г. Дичевым, В.Д. Казначеевой, А.Х.Хрипковой и др.
В фундаментальных трудах ведущих ученых проблема оптимизации адаптационного процесса рассматривается как важный резерв повышения эффективности обучения. При этом все большее значение придается педагогическому обеспечению социальной и профессиональной адаптации. Общие проблемы педагогического обеспечения адаптационного процесса рассмотрены в работах С.Я. Батышева, А.А. Вайсбург, Н.В. Кузьминой, М.И.Махмутова, А.П. Сейтешева, Р.Х. Шакурова. Вопрос непосредственно педагогического обеспечения адаптации рассматривается в работах А.Ц.Ердинеева, Д.Д. Наурузбаева, С.И. Сильверстова, В.П. Шпака, В.С.Штифурак и других.
Однако аспект адаптации студентов к новым условиям обучения в колледжах еще не стал объектом научного исследования. Отсутствие в педагогике и психологии единой теории адаптации усложняет управление этим процессом и требует обоснования теоретических основ и разработки педагогической системы работы со студенческими коллективами, а также нуждается в изучении процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в колледже.
В особенном внимании нуждается изучение процесса адаптации на современных концептуальных принципах. Как отмечает В.А.Семиченко, традиционные исследования процесса адаптации базировались на изучении какого-то одного уровня отношений человека с теми или другими обстоятельствами своей жизни. Однако создание условий для успешной адаптации возможно лишь тогда, когда всесторонне определены реальные потребности и выявленные трудности конкретного человека или определенной группы лиц [63].
Таким образом, актуальность данного исследования предопределена, с одной стороны, необходимостью создания условий для успешной адаптации личности к студенческой жизни, из другого - отсутствием достаточного научно-теоретического обоснования и методического обеспечения. Кроме того, в уже известных исследованиях недостаточно учитывается такой важный аспект, как педагогическое управление процессом адаптации. Разработка педагогических мероприятий по ускорению процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности и предотвращение дезадаптации - ключевые вопросы этой проблемы.
Учитывая актуальность проблемы адаптации и ее недостаточную разработку в психолого-педагогической литературе, нами выбрана тема дипломного исследования «Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже».
Цель исследования - разработка и апробация программы адаптации студентов-первокурсников Ялтинского медицинского колледжа.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать понятие «адаптация» как психолого-педагогическое и социальное явление в научной литературе;
- изучить психолого-педагогические особенности студентов-первокурсников;
- рассмотреть основные виды адаптации студентов-первокурсников;
- проанализировать формы и методы адаптации студентов-первокурсников Ялтинского медицинского колледжа;
- разработать и апробировать программу адаптации студентов 1 курса Ялтинского медицинского колледжа.
Объект исследования - процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в Ялтинском медицинском колледже.
Предмет исследования - виды и методы адаптации студентов-первокурсников в Ялтинском медицинском колледже.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, педагогический эксперимент).
Базой исследования является Крымское республиканское высшее учебное заведение «Ялтинский медицинский колледж».
Теоретическое значение исследования: заключается в расширении и углублении знаний о сущности процесса адаптации, в определении особенностей адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе Ялтинского медицинского колледжа и вуза в процессе адаптации студентов, а также в учебном процессе вузов в курсах лекций, на практических занятиях по учебным дисциплинам.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ
1.1. Сущность процесса адаптации личности в психолого-педагогических исследованиях
За последние годы произошли серьёзные изменения в социальной, культурной и экономической жизни нашей страны. Активно перестраивается система ценностей, охватывающая сферу как материальной, так и духовной жизни людей, всё острее становятся проблемы личностного выбора, требующие осознания каждым своей позиции и принятия того или иного ответственного решения в условиях усложнения системы отношений.
В новых экономических условиях, в которых оказалась современная Украина, всё больше и больше молодых людей приходит к пониманию того, что от самоопределения, уровня образованности, самооценки и собственных волевых усилий напрямую стало зависеть не только их благополучие как материальное, так и психологическое, но также и вся их дальнейшая жизнь.
Проблема социально-психологической адаптации личности студентов к условиям обучения в ВУЗе и колледжах является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее интересных и значимых.
В исследование проблемы адаптации весомый вклад внесли ряд зарубежных и отечественных ученых, среди которых Ю. Александровский, Ф. Березин, В. Казначеев (раскрытие смысла понятия), В. Мерлин, В. Рождественский, Я. Стреляу (выявление особенностей проявления адаптации в разных видах деятельности), А.О. Вербицкий, В.М. Дугинец, А.Г. Мороз, П.А.Просецкий, Л.Д. Столяренко, Г.М. Шевандрин и другие. Особенности адаптации студентов высших и средних специальных учебных заведений рассмотрены также в диссертациях А.О. Вербицкого, Н.Г. Колизеевой, Е.Р.Ярской-Смирновой; в монографиях В.И. Грязных, В.Т. Лисовского; в учебных пособиях Л.Г. Егорова, В.П. Кондрашова и других.
В этих и других работах отмечается, что если переход с одной ступени образования на другую осуществляется методом проб и ошибок, зачастую возникают серьезные потери в виде непроизводительных материальных затрат, отсев тех студентов, которые не оправдали человеческих надежд. При этом адаптация в условиях вуза зачастую трактуется как вхождение молодежи в совокупности ролей и форм деятельности студентов, когда происходит обязательное привлечение личности к определенной системе поведения, духовного мира, потребностей, интересов.
Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее развития. Адаптация, как психологическая включенность личности в социальную, профессиональную среду, происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности, а индивид раскрывается и развертывается в общности как личность и индивидуальность [13].
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.
Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 году Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии [2].
Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду. По сравнению с различными видами животных адаптационные возможности человека, имеющего не только биологическую, но и развитую социальную базу, определяются наиболее широким спектром «гибких звеньев». Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований [68].
В современной социологии и психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Так, по мнению И.И.Бойко, «сущность адаптации - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой» [11].
Н.А.Агаджанян понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды [1].
В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
А. А. Налчаджян рассматривал адаптацию, как процесс приспособления к условиям среды с целью установления определенного состояния, и как само состояние, при котором потребности организма удовлетворены с учетом требований со стороны среды [49].
По мнению С.И. Розум, эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями [61].
Исследования отечественных ученых М.П. Будякиной, А.А. Русалиновой, Т.Н. Верршининой, Е.В. Таранова внесли существенный вклад в изучение взаимосвязи производственной и социально-психологической адаптации. Акцент в их исследованиях - личность индивидуума в рабочем коллективе. М.И. Некипелов, Г.Г. Кухлова и др. исследовали динамику работоспособности, психических и физиологических состояний у студентов. Однако большинство авторов ограничиваются только констатацией тех или иных изменений, не пытаясь подойти к трактовке полученных знаний с системной позиции.
В исследованиях Г.З.Сураевой показано, что на положительное развитие личности в плане дальнейшей социально-психологической адаптации большое влияние оказывает лояльное отношение родителей к неординарной активности ребенка [69].
В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта. Разрешение этих противоречий путём перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влияния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды, обуславливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях её поведения в новой ситуации.
Процесс адаптации имеет решающее значение в поддержании адекватных соотношений человека и среды. Процесс установления оптимального соответствия личности студента и требований вуза в ходе осуществления свойственной деятельности позволяет удовлетворить и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая, в то же время, соответствие психической деятельности требованиям обучения [15].
Психологическая адаптация предстаёт как изменение, перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определённую интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий и осуществляющейся в форме целостной деятельности больших полушарий головного мозга. Процесс адаптации - определённое совместное изменение субъекта и адаптогенной ситуации, постепенное накопление этих изменений в целях достижения оптимального соотношения между ними [58].
Процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. Ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива.
Выделяют пять видов адаптации:
1) биологическую, которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положения Ч. Дарвина, И.М. Сеченова;
2) физиологическую адаптацию - оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;
3) психологическую - рассматривает психическую организацию, индивидуально-личностное приспособление;
4) социальную адаптацию - приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада;
5) профессиональную адаптацию, которая характеризует процессы приспособления человека к выбранной профессии, профессиональной среде [76].
Итак, основными выделяют пять видов адаптации (рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Виды адаптации
Любой вид адаптации требует от человека определенных способностей, а поэтому зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.
Адаптация социальная - это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий [50].
Адаптация происходит на всех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений. Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика студентов-первокурсников
Бывшие школьники стали студентами. Впереди - увлекательная и интересная студенческая жизнь, много новых встреч, важных событий, удивительных открытий, но, прежде всего - годы упорной и напряженной учебы. Ведь само слово «студент» происходит от латинского слова «student», которое переводится как «усердно работающий, занимающийся». Конечно, приходилось немало учиться и в школьные годы. Но обучение в высшем учебном заведении значительно отличается от учебы в школе.
Вступая в высшее учебное заведение, колледж, студенты сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточной психологической готовностью к обучению в высшем учебном заведении. У них происходит разрушение годами наработанных установок, навыков, привычек, ценностных ориентаций, потеря годами закрепленных взаимоотношений с коллективом, а также студенты сталкиваются с неумением осуществлять психологическую саморегуляцию собственной деятельности и поведения.
Со вступлением в высшее учебное заведение, колледж, юноши и девушки попадают в новые, незнакомые, непривычные для них условия, что неизбежно влечет за собой ломку динамических стереотипов и связанных с ними эмоциональных переживаний.
Первый год обучения является очень важным потому, что в это время у студента происходит много эмоционально-личностных и когнитивных изменений - нередко количество этих изменений превышает ту, которая приходится на весь период обучения в высшем образовательном учреждении. Они обусловлены ситуацией новых и необычных требований для студента.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [23].
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Время обучения в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г.Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [42].
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Юношеский возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
- Адаптация учащихся первого класса к школе путем снижения уровня их тревожности
- Адаптацію до умов інтернатного закладу дітей молодшого шкільного віку з тяжкими порушеннями мовлення
- Адаптивные реакции системы кровообращения первокурсников при экзаменационном стрессе
- Адвокат в арбитражном суде первой инстанции
- Адвокат в гражданском процессе
- Адвокат в уголовном процессе
- Адвокат – защитник в уголовном процессе на стадии предварительного расследования, как субъект доказывания
- Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга
- Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга
- Адаптация производственного учета к системе Директ-костинг на предприятии
- Адаптация производственного учета по системе "директ-костинг" к условиям работы казахстанских предприятий на примере АО ИП "Эфес Кара
- Адаптация работиков на предприятии
- Адаптация работников организации на примере «Сбербанка России»
- Адаптация руководителя: пути совершенствования на примере ЗАО «Метаприбор»