Адаптивные реакции системы кровообращения первокурсников при экзаменационном стрессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра медико-биологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

на тему:

 

Адаптивные реакции системы  кровообращения первокурсников при экзаменационном стрессе

 

 

 

 

 

Выполнена: студенткой 5 «БХ»

очной формы  обучения

факультета  естественных наук,

 физической  культуры и туризма 

Федосеевой  Юлией Сергеевной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула -2012

          Работа выполнена на факультете естественных наук, физической культуры   и туризма ФГБОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н.Толстого

 

 

Научный руководитель – Родина Елена Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите:

 

Заведующий  кафедрой медико-биологических дисциплин  – доктор медицинских наук, профессор А.А. Жёлтиков

 

 

 

 

                         

                                                                                                          

 

Рецензент:

Куликова  М.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин

 

 

 

 

 

Защита состоится  « 21  » июня 2012 г. в учебном корпусе № 2 ТГПУ им. Л.Н.Толстого,      

ауд. №          в        часов.

 

 

 

 

Декан факультета естественных наук,

физической  культуры и туризма                                       И.В. Шахкельдян

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Литературный обзор…………………………………………………………………..6

    1. Общее представления о стрессе и адаптации…………………………………..6
    2. Сердечно - сосудистая система - индикатор адаптационных возможностей организма……………………………………………………………………………....13
    3. Особенности психологического стресса……………………………………....15
    4. Эмоциональный стресс…………………………………………………………17
    5. Экзаменационный стресс как модель эмоционального стресса……………..20
    6. Профилактика экзаменационного стресса…………………………………….22

Глава 2. Организация и методы исследования………………………………………………25

2.1.     Организация исследования……………………………………………………..25

2.2.     Методы исследования………………………………………………………..….25

Глава 3. Экспериментальная часть……………………………………………………….......28

3.1.      Исследование адаптивных реакций первокурсников по показателю  частоты сердечных сокращений в межсессионный период…………………………………………...28

3.2.      Исследование  адаптивных реакций первокурсников по показателю  частоты сердечных сокращений в  период экзаменационного стресса………………………………29

3.3. Оценка адаптивных реакций первокурсников по индексу Кердо в межсессионный период………………………………………………………………………...31 

3.4.      Определение возбудимости парасимпатических центров регуляции сердечного ритма в межсессионный период………………………………………………….33

    1. Оценка адаптивных реакций первокурсников по индексу Кердо в  период сессии…………………………………………………………………………………………..35

Выводы……………………………………………………………………………………….....41

Литература……………………………………………………………………………………...42

Приложения 1 – 3……………………………………………………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Актуальность проблемы. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. По данным российских авторов в период экзаменационной сессии у студентов регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции системы кровообращения, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения (Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В., 2001).  Эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс[51].

После сдачи экзамена физиологические  показатели не сразу возвращаются к  норме –  обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам (Schepard., Whitsett T. et al., 2000, Щербатых Ю.В., 2000). Следует также отметить, что проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает сотни тысяч студентов и школьников [40].

Особенно уязвимы студенты – первокурсники, так как приспособление к комплексу новых требований, значительно чаще, чем у старшекурсников, вызывает у них  напряжение адаптивных  механизмов.  Актуальность исследования адаптации современных студентов-первокурсников к экзаменационному стрессу определяется также тем, что в 2011 году осуществлён переход всего высшего образования России к Федеральным государственным образовательным стандартам. Принципиально новый компетентностный подход к образованию,  кредитно-модульное обучение, балльно-рейтинговая система контроля и оценки,  активное внедрение дистанционных форм обучения, сокращение количества аудиторных часов как возможность усиления роли самостоятельной работы студентов, помещают вчерашних выпускников школ в совершенно  иные условия образовательного процесса [17, 27, 44].

 От того, насколько  успешно будет реализован переход  России к двухуровневой системе  высшего образования, зависит  будущее всей страны.

Таким образом, предпосылкой для проведения настоящего исследования послужила недостаточная проработанность  вопроса выявления взаимосвязи  между современными условиями обучения  и индивидуальными особенностями физиологической адаптации сердечно-сосудистой системы студентов.

 Цель настоящей работы: выявление особенностей адаптивных реакций организма студентов - первокурсников к  экзаменационному стрессу.

Задачи  исследования:

  1. Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников в период экзаменационного стресса.
  2. Провести сравнительный анализ экспериментальных данных последних лет о влиянии экзаменационного стресса на  адаптивные реакции первокурсников университета.
  3. Выявить особенности адаптации системы кровообращения первокурсников в новых условиях обучения.

 

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть полезны для организации мероприятий по сохранению здоровья студентов,  повышению эффективности учебной деятельности и показателей успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Общие представления о стрессе и адаптации

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии. Концепция стресса Ганса Селье была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер, и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия, который назвал адаптационным синдромом, или стрессом (от английского слова stress -напряжение). [19]

Работы Г. Селье положили начало системному исследованию этого явления, в результате чего к настоящему времени  установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции  у человека при длительном воздействии  на него неблагоприятных факторов среды (рис. 1).

 Этот неспецифический синдром  складывается из ряда функциональных  и морфологических изменений,  развертывающихся как единый  процесс. Г. Селье выделил три  стадии этого процесса:[18]

  1. Стадия тревоги. Встряска всего организма. Все три эндокринных механизма включаются в систему. В эту стадию наблюдается выброс лимфоцитов из лимфоузлов и вилочковой железы, а в желудке могут образоваться язвы.[14,24]
  2. Стадия резистентности (устойчивости). В эту стадию возрастает устойчивость организма к данному стрессору, и одновременно к другим агентам (перекрёстная резистентность). Частично снижается продукция соматотропного и тиреоидных гормонов, что приводит к гипертрофии коры надпочечников и увеличению продукции глюкокортикоидов. Имеет место сохранение гомеостаза.[14,24]

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме

человека  при стрессе. Темными стрелками  показаны процессы, которые

положены  в основу концепции Г. Селье

 

  1. Стадия истощения. Уменьшаются  размеры коры надпочечников, снижается  продукция глюкокортикоидов и одновременно вновь запускаются соматотропный  и тиреоидные механизмы, организм возвращается к состоянию «боевой тревоги», но защищаться нечем, что и обуславливает  гибель организма в этой стадии [14,24]. (рис. 2)

Рис. 2. Стадии развития стресса по Г. Селье

 

На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим  фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать  длительное время, то происходит истощение  гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс  принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.[14,24]

Следует отметить, что в ранних исследованиях Ганса Селье нервной  системе и психике было отведено скромное место, и лишь в своих  поздних работах этот автор признал  важное значение психологических аспектов стресса для человека. В его  теории к стрессу относятся реакции  организма на любые достаточно сильные  воздействия среды, но позже Селье  выделил две формы стресса: полезную - эустресс , и вредоносную - дистресс . Таким образом, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Существует ряд факторов, которые могут способствовать переведению начального «неопределенного» стресса в негативную или позитивную форму (табл. 1). [18]

Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими  программами, управляющими его реакциями  в экстремальных ситуациях, и  реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления фундаментального противоречия биосоциальной  природы человека. Взаимосвязь между  врожденными реакциями и социальными  нормами показана на рис. 3. [19]

 

Таблица 1

Факторы, способные  модифицировать исходное состояние  стресса в дистресс или эустресс

Рис. 3. Противоречие между биологической природой человека и его социальными функциями как источник стресса

 

Адаптация  (от лат. Adaptatio – приспособление) – все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов, происходящих на клеточном, органном и организменном уровнях [16].

Этим термином пользуются для характеристики широкого  круга приспособительных  процессов: от адаптивного синтеза  белков в клетке и адаптации рецепторов к длительно действующему раздражителю до социальной адаптации человека и  адаптации народов к определенным климатическим условиям. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования [16].

Адаптация имеет большое жизненное  значение для организма человека, позволяя не только перестроить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать  свои физиологические изменения  и поведение в соответствие с этими изменениями [24].

Адаптационные реакции организма:

Срочная реакция адаптации  – развивается сразу с началом действия раздражителя на основе готовых физиологических механизмов. Например, повышение легочной вентиляции при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе [16].

Долговременная  реакция адаптации  – развивается постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов внешней среды. Эта адаптация происходит на основе многократной «срочной» адаптации. В итоге накопления структурных и функциональных изменений организм приобретает новое качество -из неадаптированного превращается в адаптированный.  Именно переход от срочной адаптации  к долговременной делает возможной стабильную жизнь организма в новых условиях [16].

Специфические реакции адаптации  – проявляются в зависимости от характера и свойств воздействующего фактора или их комплекса [16]. Они вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта – взаимодействие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полезного эффекта [3].

Неспецифические реакции адаптации – реакции, происходящие под влиянием любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными сдвигами функций организма [16].

Состояние организма, характеризующееся  развёртыванием общих, неспецифических  изменений, Г. Селье назвал состоянием стресса, а факторы, обуславливающие  это состояние – стрессорами [6].

  Начиная с 1936 г. проблема неспецифических реакций организма освещается в печати в оригинальном направлении,  связанном с интенсивными исследованиями Г.Селье и коллектива его сотрудников,  сконцентрировавших  внимание  на  значении  гипофизарно-кортикостероидной системы в процессах адаптации и дезадаптации.  Г.Селье предложил и обосновал концепции общего адаптационного  синдрома  и болезней адаптации.  С его именем связано широкое распространение в научной литературе представлений о стрессе. На основании экспериментальных материалов Г.Селье установил, что разнообразные повреждающие воздействия способны  вызвать  стереотипный  неспецифический ответ в виде стимуляции коры надпочечников, атрофии тимико-лимфатического аппарата и изъязвлении желудочно-кишечного тракта.  При формировании основных положений концепции Г.Селье  рассматривал системный стресс как сумму всех неспецифических биологических феноменов, возникающих в ответ на воздействия, вызывающие общий адаптационный синдром [45].

     Общий адаптационный синдром – совокупность характерных стереотипных ответных реакций организма на различные воздействия. Это трехфазная неспецифическая реакция адаптации, динамика выражения стресса в целом организме [6].

     Г. Селье подчеркивает,  что адаптационный синдром сам по себе не является патологической реакцией,  наоборот, имеет защитный  характер.  Однако этот синдром, подобно другим биологическим реакциям, не всегда оказывается оптимально эффективным. Заболевания, при которых неадекватность синдрома адаптации имеет даже большее значение,  чем специфический эффект  патогенного  агента,  относятся преимущественно к «болезням адаптации».  Он  пишет,  что  в зависимости от обстоятельств синдром адаптации может быть полезным или вредным для организма. Воздействие  стрессоров  нельзя  рассматривать  как обязательную причину возникновения заболеваний.  У человека под влиянием стресса заболевания  склонны  возникать  только как следствие неблагоприятных факторов,  которые  препятствуют  адаптационному синдрому развернуться естественным образом [45].

Общий  адаптационный  синдром лежит в основе реализации адаптивных реакций организма, направленных на противодействие повреждающему  агенту. В нем участвуют различные  механизмы, объединённые под термином «стресс» или «общий адаптационный  синдром», которые в последнее  время называют «стресс-реализующими системами». Механизмы же, препятствующие развитие стресс-реакции  получили название «стресс- лимитирующие системы» или «системы естественной профилактики стресса» [1].

Ведущее место среди механизмов адаптации принадлежит центральной  нервной системе. Эта система  реагирует на воздействие внешних  факторов не только как всякая живая  ткань, но и как специализированная управляющая система, координирующая процесс адаптации целостного организма [29].

Важную роль в адаптации играет эндокринная система, но она фактически выступает в роли рабочего механизма  нервной системы. В условиях как  экстремальных, так и неэкстремальных  физиологических воздействий на организм наблюдается изменения  в реакциях гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой  системы [29].

 

1.2. Сердечно-сосудистая  система – индикатор адаптационных возможностей организма

Первостепенную роль в  адаптационных перестройках функционального состояния организма играет система кровообращения. Она  отличается высокой реактивность, что определяет ее практически немедленное вовлечение в стрессорные  реакции организма.  При быстром течении стрессорных реакций сердечная деятельность во многих случаях является наиболее информативным показателем  изменений  состояния организма.  Центральная организация эмоциональных и аффективных реакций,  значение  в  их  реализации структур гипоталамуса и лимбической системы предопределяют неразрывную в естественных условиях связь эмоциональных стрессов с изменениями состояния аппарата регуляции вегетативных функций организма [45].

 Изменения сердечной  деятельности и артериального  давления,  скорости кровотока  в сонных артериях,  перераспределение   кровообращения  в различных структурах  коры головного мозга при напряженной  умственной работе – все это физиологические изменения, связанные, в первую очередь, с обеспечением психической деятельности человека, повышением интеллектуальной работоспособности и эмоциональным возбуждением. Однако при сочетании определенных условий (высокая мотивация,  трудность выполнения  работы,  дефицит времени) реакция приобретает чрезмерный характер,  проявляясь в виде резкой гипертензии,  возникновения аритмий сердца, и это открывает возможность проследить переход адекватной (физиологической) реакции в стрессорную [45].

     В случаях,  когда  физиологическая реакция приобретает  характер стрессорной, к числу  наиболее ранних признаков этого  перехода принадлежат изменения  вегетативных компонентов.  При  этом показатели кровообращения  приобретают существенную значимость  для диагностирования стрессов [45].

Кровообращение характеризуется  следующими основными показателями:

  • Систолический (ударный) объем крови (СОК), выбрасываемой сердцем за одно сокращение. В покое он равен 60 - 70 мл, при физической нагрузке может возрастать в 3 - 5 раз. СОК левого и правого желудочков одинаков.
  • Минутный объем крови (МОК), выбрасываемой сердцем за 1 мин. В покое составляет 5,0-5,5 л, при физической работе увеличивается в 2-4 раза, у тренированных  – в 6-7 раз. При заболеваниях, например при декомпенсированных пороках сердца или первичной гипертензии малого круга, МОК снижается до 2,5-1,5 л. 
  • Объем (масса) циркулирующей крови (ОЦК) составляет 75-80 мл на 1 кг массы тела. При физических нагрузках, декомпенсированных пороках сердца ОЦК увеличивается (гиперволемия) из-за выхода крови из кровяных депо, достигая 140-190 мл/кг. При кровопотере, коллапсе, шоке, обезвоживании организма ОЦК уменьшается (гиповолемия).
  • Частота сердечных сокращений (ЧСС) в одну минуту (ударов в 1 мин) колеблется от 60 до 80 ударов в 1 мин; у тренированных людей – в пределах 40-60 ударов в 1 мин.Максимальная частота при тяжелой физической нагрузке может достигать 180-240 ударов в 1 мин. При различных видах патологии сердечно -  сосудистой системы ЧСС меняется в сторону учащения или урежения. 
  • Время кругооборота крови – это время, в течение которого единица объема крови проходит оба круга К. В норме оно составляет 20-25 с. Уменьшается при физической нагрузке и увеличивается при нарушениях кровообращения, например при декомпенсированных пороках сердца оно достигает 50-60 с.
  • Давление крови (кровяное давление) обеспечивает кровоток по системе кровеносных сосудов. Его величина зависит от многих факторов и существенно отличается в различных областях тела.[7,8,43]

Показатели кровообращения подвергаются значительным изменениям в состоянии  гипокинезии.  Постоянная недогрузка сердца в связи с уменьшением  «венозного возврата» в правое предсердие служит причиной недорастяжения его  кровью,  уменьшения минутного объема.  В волокнах сердечной мышцы снижается  интенсивность окислительных реакций, и это приводит к изменению  по типу атрофии (слово «атрофия»  означает отсутствие питания). Сердечно-сосудистая система детренируется, теряет способность  усиливать свою работу даже при небольших нагрузках [22].     

Регуляция кровообращения обеспечивается взаимодействием местных гуморальных механизмов при активном участии нервной системы и направлена на оптимизацию соотношения кровотока в органах и тканях с уровнем функциональной активности организма.[5,7,8]

При возникновении каких-либо нарушений  кровообращения обычно быстро наступает  его функциональная компенсация. Компенсация  осуществляется прежде всего теми же механизмами регулирования, что  и в норме. На ранних стадиях нарушений  кровообращения их компенсация происходит без каких-либо существенных сдвигов  в структуре сердечно-сосудистой системы.   Компенсация возможна за счет усиления сокращений миокарда, расширения полостей сердца, а также гипертрофии сердечной мышцы. [5,43]

Важнейший механизм защиты от побочных эффектов глюкокортикоидов  и других участников стресс-реакции – это  активация парасимпатической нервной системы во время стресса. Активировать её можно умеренными физическими нагрузками с последующим отдыхом,  мышечной релаксацией, психологической релаксацией или дыхательными упражнениями [1,5].

 

1.3. Особенности психологического стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс.[19]

Рихард  Лазарус в своих работах определял психологический стресс как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром и как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс», что, по сути,

довольно  близко между собой.[33]

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей (табл. 2).[33]

Таблица 2

Отличия между биологическим и психологическим  стрессом

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

Физическое, химическое или биологическое  воздействие на  организм

Социальное воздействие или  собственные мысли

Характер опасности

Всегда реальный

Реальный или виртуальный

На что направлено действие стрессора

На жизнь, здоровье, физическое благополучие

На социальный статус, чувство самоуважения и т.д.

Наличие реальной угрозы жизни или  здоровью

Есть

Отсутствует

Характер эмоциональных переживаний

«Первичные» биологические эмоции – страх, боль, испуг, гнев

«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т.д.

Временные границы предмета стресса

Конкретные, ограничены настоящим  или ближайшим будущим

Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Влияние личностных качеств

Незначительное

Очень значительное

Примеры

Ожог горячим паром. Интоксикация, вызванная приемом алкоголя. Вирусная инфекция. Обострение гастрита после  приема острой  пищи

Страх полетов на самолетах.

Семейный конфликт. Нечастная любовь. Беспокойство по поводу будущего


 

Основные отличия между биологическим  и психологическим стрессом могут  быть выявлены с помощью контрольного вопроса: «Наносит ли стрессор явное  повреждение организму?». Если ответ  «да» - это биологический стресс, если «нет» - психологический. Механизм развития психологического стресса, вызванного беспокойством за будущее (с учетом особенностей личности человека), показан на рис. 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса

 

Разнообразие всех основных факторов, влияющих на характер и интенсивность  проявления психологического стресса, показано на рис. 5.

Рис. 5. Факторы, влияющие на развитие психологического стресса у человека

 

1.4. Эмоциональный  стресс

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется  термин «эмоциональный стресс» и  «психоэмоциональный стресс». Различные  исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно  же, затрудняет создание единой концепции  психоэмоционального стресса. Некоторые  исследователи отмечают, что возникновение  данного термина подчеркивает неразрывную  связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.[11]

В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные  и поведенческие реакции на экстремальные  воздействия биологической или  социальной среды, так и физиологические  механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались  негативные аффективные  переживания, сопровождающие стресс и  ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [33]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал:

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически  всеми ведущими специалистами, работающими  в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

Так, А. М. Вейн еще более двух десятилетий  назад писал, что «основные хронические  текущие заболевания нашего времени  возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» [36].

В одной из монографий, посвященных  индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на  основе эмоциональных стрессов формируются  психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения  желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» [23].

Адаптивные реакции системы кровообращения первокурсников при экзаменационном стрессе